Физическая культура как вид общей культуры индивида | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (193) февраль 2018 г.

Дата публикации: 17.02.2018

Статья просмотрена: 552 раза

Библиографическое описание:

Рахматов, А. И. Физическая культура как вид общей культуры индивида / А. И. Рахматов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 7 (193). — С. 183-185. — URL: https://moluch.ru/archive/193/48374/ (дата обращения: 16.12.2024).



Высшее образование является заключительным этапом в непрерывности, систематизированного и планового образования. Вместе с тем существует область знаний, навыков и умений, которые необходимы абсолютно всем и всегда, причем в течение жизни этот дефицит только накапливается. Это касается системы знаний, связанных с культурой самосохранения, и в первую очередь индивидуальным здоровьем и здоровым образом жизни, считается, что индивидуальное здоровье является самостоятельной и наиболее важной жизненной ценностью.

Здоровый образ жизни — это, прежде всего культурный образ жизни, цивилизованный, гуманистический. «Здоровый дух — в здоровом теле», забота о здоровье как высшей ценности — основные категории, определяющие содержание данного феномена.

Современный образ жизни населения определяется экономическим и политическим состоянием общества. Для нашей страны сейчас характерны кризисы, экономический, политический и как следствие — социальный. Естественно, что люди стараются адекватно реагировать на кризисную ситуацию: больше работать, меньше отдыхать — это естественная реакция на снижение эффективности экономики. Во многом стиль жизни современных людей характеризуется как способ выживания.

Здоровье зачастую является дополнительным жизненным ресурсом для достижения других, более значимых целей (накопление денежных средств, карьерного роста, повышения благосостояния за счет работы в условиях сурового климата или вредного производства и. т.д.). В последние годы социологические исследования показывают улучшение нормативных представлений относительно здоровья. Забота о здоровье становится элементом имиджа современных деловых людей, качественной характеристикой любого профессионала. Однако, несмотря на то, что ценность здоровья в нормативных представления повысилась, она не стала фактом сознания, осталась на уровне моды — реальное самосохранительное поведение не претерпело существенных изменений: по- прежнему много пьющих и курящих, нарушающих режим сна, отдыха и двигательной активности, не заботящихся о правильном питании и. т.д.

О важности проблемы говорит и то, что, по самым осторожным подсчетам, опыт употребления наркотиков сейчас имеют не менее 7 млн. наших граждан; ежегодно из незаконного оборота изымается более 100 тонн наркотических веществ. В тоже время физической культурой и спортом в нашей стране занимается 10,6 % населения Российской Федерации, хотя для обеспечения здоровья нации эта цифра должна равняться примерно 30 %. В последние годы наметился некоторый рост числа занимающихся физической культурой и спортом. Однако при нынешних темпах роста мы достигнем желаемого к 2025–2026 г. г., что конечно недопустимо.

Здоровый образ жизни имеет сложную структуру и включает в себя следующие компоненты: уровень жизни, определяющий экономическую категорию; качество жизни, определяющее социальную категорию; стиль жизни, определяющий социально-психологическую категорию. Зоной наибольшего педагогического воздействия средств физической культуры и спорта является формирование стиля и качества жизни. Наиболее важные компоненты здорового образа жизни — это физическая активность, психологическая культура, отказ от вредных привычек, гигиена и закаливающие процедуры. Понятие «физическая активность» обусловлена, прежде всего, тем, что оно, на наш взгляд, в большей степени отражает социально мотивированные изменения в отношении современного человека к физической культуре, в понимании ее личностно значимого смысла.

Современные социально-экономические условия развития страны диктуют необходимость устранения инертности в жизнедеятельности человека — специалиста любой профессиональной ориентации. Целевая установка подготовки в вузе высококвалифицированных специалистов — обеспечение уровня здоровья и профессионального долголетия как системообразующих факторов успешной и счастливой жизни. Эти же составляющие являются базовыми в профессиональной деятельности вообще, в любой отрасли производства.

Сложившаяся система физического воспитания в вузе как учебной дисциплины предполагает в качестве стимулов для успешной учебы привычные традиционные критерии: обязательное посещение практических занятий, выполнение ряда контрольных двигательных тестов, предусмотренных программой и сдача традиционного для вуза зачета.

Все эти факторы имеют для студента сугубо внешнее, прагматическое значение, как и в любой другой дисциплине, обеспечивая ему возможность своевременной и успешной учебной аттестации, и не затрагивают сути ключевых проблем подготовки будущего специалиста. При этом за пределами внимания и личной мотивации остается важнейшая, сущностная сторона жизни человека — его здоровье. Многолетний практический опыт вузовской работы по физическому воспитанию студентов позволяет сделать вывод о неэффективности в целом для решения проблем здоровья такой системы оценки и, следовательно, стимулирования студенческой активности в данном направлении, в повышении личной ответственности за развитие и сохранение своего здоровья.

Выдвигая проблему здоровья студента на первое место, логично представить в основании системы организации научного и методического обеспечения учебных занятий по физическому воспитанию не набор формальных правил в виде контрольных нормативов и тестов, а комплекс жизненно значимых для каждого человека параметров его организма, определяющих, измеряющих и оценивающих собственно физическое (соматическое) здоровье. Эти же принципы и параметры должны лежать в основе непрерывно функционирующей в учебном процессе физического воспитания в вузе системы врачебно-педагогического контроля. Важным критерием эффективности такой системы является также ее простота и доступность, возможность мобильной, оперативной реализации в условиях типового учебного процесса любого вуза.

Еще в 40-е г. г. XX в. один из ведущих теоретиков страны А. Д. Новиков отмечал, что физическое воспитание помимо развития телесно-двигательной сферы должно органически и непосредственно участвовать и в формировании его характера, интеллектуальных и моральных качеств. Аргументируя это, он писал: «...бесспорным остается высказанное выдающимся русским ученым П. Ф. Лесгафтом положение о том, что в процессе физического упражнения одновременно затрагиваются и физическая и психическая сфера человека, как стороны одного целого».

В 60-е — 70-е г. г. XX в. уже многие известные ученые-теоретики подчеркивали, что физическое воспитание, воздействуя на биологическую сферу организма человека, одновременно должно за счет его качественной стороны и многогранности обязательно влиять и на процесс формирования его личности: на ее умственное, эстетическое, нравственное и другие виды воспитания; развитие научного мировоззрения; высокую внутреннюю и внешнюю культуру и. т. п.

Важным рубежом, позволяющим перейти от телесно-двигательного подхода к физическому воспитанию, явилось теоретическое обоснование физкультурного воспитания, базируюшегося на раскрытии физической культуры с позиций общекультурного контекста. В нем физическое воспитание происходит через ценностный потенциал культуры, в том числе и физической. Цель физкультурного воспитания — формирование физической культуры личности.

Однако в реальной жизни физическая культура, объективно становясь насущной потребностью человека и общества, продолжает существовать в нашей стране на крайне низком уровне в сферах образования, труда, досуга.

Таким образом, в современный период, если мы хотим считать физическую культуру видом общей культуры человека и общества, должна произойти смена взглядов, мышления человека на сущность физической культуры в направлении понимания ее как явления духовно-физического.

Литература:

  1. Лубышева Л. И. Концепция формирования физической культуры человека. — М.: ГЦОЛИФК, 1992.
  2. Лубышева Л. И. Социология физической культуры и спорта: учебное пособие,- М: Издательский центр «Академия», 2001.
  3. Матвеев Л. П. Теория и методика физического воспитания: Учебник для институтов физической культуры. -М.: Фис, 1993.
  4. Новиков А. Д. Физическое воспитание. — М.: Фис, 1949.
  5. Таймазов В. А. Спортивная наука и спортивная педагогика в XXI веке. //Теория и практика физической культуры. 2006, № 10.
  6. Физическая культура студента: Учебник для студентов вузов/Под общ. Ред. В. И. Ильинича.- М.: Гардарики, 1999.
  7. Шилова Л. С. Трансформация самосохранительного поведения// Социологические исследования. 1999, № 5.
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, физическое воспитание, здоровый образ жизни, здоровье, индивидуальное здоровье, качество жизни, стиль жизни, физкультурное воспитание.


Задать вопрос