Человек, который заботится о своем здоровье и ориентирован на здоровый образ жизни, становится успешным в различных областях жизнедеятельности. Так, работа и учеба медицинских работников относится к числу наиболее сложных и ответственных видов деятельности человека, которые характеризуются значительной интеллектуальной нагрузкой, требуют большого объема оперативной и долговременной памяти, наличия определенного уровня здоровья, физической силы и выносливости, связаны с ответственностью за свое здоровье и жизнь других людей. Известно, что без достаточной двигательной активности человек не может воспользоваться тем, что заложено в него природой, не может продуктивно трудиться и быть здоровым.
Ключевые слова: физическая культура, формирование физической культуры, физическая культура личности, здоровый образ жизни, профессиональное становление, физическая культура студентов, методика физической культуры, подготовка студентов, роль физической культуры.
A person who cares about his / her health and is focused on a healthy lifestyle becomes successful in various areas of life. Thus, the work and training of health workers is one of the most difficult and responsible activities of a person, which is characterized by a significant intellectual load, requires a large amount of operational and long-term memory, the presence of a certain level of health, physical strength and endurance, associated with responsibility for their health and the lives of others. It is known that without sufficient motor activity, a person can not take advantage in his life of what is inherent in nature, can not work productively and be healthy.
Keyword: physical culture, formation of physical culture, physical culture of the person, healthy lifestyle, professional development, physical culture of students, methods of physical culture, physical culture, training of students, physical culture of students, the formation of physical culture, the formation of physical culture, the role of physical culture.
Для основы составной части понятия «культура» важен уровень знаний, поведения в обществе, правильное питание, рациональный распорядок дня, систематическое выполнение физических упражнений — это формирование личности и определяется как одно из приоритетных направлений профессионального становления, в частности подчеркивает роль физического воспитания во всех его аспектах (здоровье, деятельность, статус), в повышении эффективности профессиональной подготовки студентов. Специалисты в первую очередь рассматривают структуру физкультуры для определения роли физической культуры и воспитания в процессе профессионального становления личности будущего специалиста.
В связи с низким уровнем здоровья и растущим процентом заболеваемости среди студенческой молодежи возникает необходимость внедрения в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий. Педагогическая деятельность вузов является одним из важных аспектов формирования физической культуры и ее влияния на процесс профессионального становления студентов, а также направлена на поддержание здоровья всех субъектов педагогического процесса. Компетенция — это совокупность взаимосвязанных качеств личности (умений, знаний, способов деятельности, навыков), влияющая на эффективность ее деятельности. В число ключевых входят общекультурные компетенции, с помощью которых образуются обобщенные способы деятельности, разрешающие личности присваивать культурные образцы и создавать новые. В качестве компетенции подразумевается способность субъекта целесообразно применять имеющиеся у него знания и умения в конкретной ситуации для эффективного решения поставленной задачи. Компетенция формируется во время всех видов учебных занятий: на лекциях, практических занятиях, в процессе самостоятельной работы студентов.
Объем реализации в часах практически не изменился — 400 часов (по стандартам ВПО второго поколения — 408 часов), но при этом сам факт придания физической культуре статуса не просто учебной дисциплины, а отдельного раздела в рамках освоения основной образовательной программы носит знаковый характер. В данной трактовке физическая культура рассматривается прежде всего как фундаментальная база для поддержания обучающихся в физической форме, необходимой для успешного освоения ООП, и в то же время как дисциплина, в результате освоения которой выпускник должен владеть средствами самостоятельного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, быть готовым к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности [5].
Большинство студентов отмечают положительное влияние физических упражнений на состояние здоровья, но занимаются от случая к случаю, объясняя это нехваткой времени и высокой занятостью. На современном этапе у студентов не сформирована потребность в систематических занятиях физическими упражнениями. Все это ведет к снижению мотивации к занятиям физкультурной деятельностью и спортом, к снижению уровня индивидуального здоровья, физической и умственной работоспособности, физической подготовки и физического развития студентов. Отсюда формирование всех компонентов физической культуры в медицинском вузе, изучение проблемы физического самовоспитания студентов становятся особенно важными в процессе профессионального образования. У студентов еще не сформировались ценности, обусловливающие переход к здоровому образу жизни, и очень многие из них не понимают, что обществу требуются врачи, не только знающие медицину, но и обладающие знаниями и умениями по укреплению здоровья людей средствами физической культуры. Без определенного стремления получать знания, развивать свои способности, без обучения технологии невозможно успешно работать в избранной специальности, а общекультурные компетенции — это способность к саморазвитию, самореализации, самообразованию, которая должна быть четко понята и взята на вооружение каждым студентом медицинского вуза. Необходимо использовать индивидуальный и дифференцированный подход к физическим возможностям и подготовке обучающихся. Оценить свое физическое развитие, уровень подготовки и состояние своего организма под влиянием занятий по физической культуре, т. е. соответствие имеющихся показателей возрастной норме, на занятиях с помощью преподавателя может каждый студент.
Этапы освоения компетенции связаны с увеличением доли самостоятельности студента в организации того или иного вида работы. Проверка уровня сформированности компетенции и оценка физической подготовки студентов медицинского вуза происходят во время проведения контрольных занятий (сдача контрольных нормативов, тестирование, реферативная работа) в соответствии с утвержденной и действующей балльно-рейтинговой системой. Дифференцированный зачет по дисциплине является итогом освоения предмета.
Проявляющаяся активность в здоровьесберегающей деятельности, обогащении креативно-двигательного опыта, проявлении самостоятельности в организации собственного здорового образа жизни происходит в результате приобщения студентов к физической культуре, в процессе которого они овладевают системой знаний о здоровом образе жизни, актуализируют ценностное отношение к нему. Создание модели здорового образа жизни как ориентира предусматривает активное взаимодействие педагога и студентов. Систематические занятия физической культурой и спортом способствуют формированию высоких нравственных качеств у студенческой молодежи.
Снижение общего уровня физической подготовленности и здоровья связано с низким уровнем двигательной активности, которая, как отмечают многие исследователи, сегодня ниже биологически целесообразной и обоснованной нормы. Это не только приводит к снижению работоспособности, но и затрудняет психическую деятельность, негативно влияя на многие составляющие здоровья трудоспособности населения.
Когда вместе с преподавателем разрабатываются рекомендации по коррекции отстающих показателей физического развития, интерес у студентов повышается, так как они сравнивают свои данные с нормативными показателями и обучаются самооценке физического развития. Понимание положительного влияния позволяет более осмысленно подходить к выбору физической активности, а повышение уровня физической подготовки студентов и приобретение ими конкретных знаний о влиянии регулярных физических нагрузок на функциональное состояние организма возможно при условии одновременного решения задач — формирования компетенций.
Изучение теоретического материала о влиянии физических нагрузок на организм человека и приобретаемый на занятиях по физическому воспитанию личный опыт оценки своего состояния позволяет студентам понять значимость регулярных физических нагрузок в жизни каждого человека и использовать полученные знания и умения в будущей профессиональной деятельности. Педагогическая практика физической культуры показала, что получаемый результат на основе стандартных требований не всегда объективен, а существенное влияние экологии и социальных факторов (образ жизни, качество питания, отношение к табаку, алкоголю, наркотикам и т. п.; уровень подготовки, состояние здоровья в момент сдачи нормативов, погодные условия в случае занятий на открытом воздухе, качество спортивного инвентаря, качество спортсооружения, климатическая зона и т. д.) могут влиять на результаты тестов. Таким образом, оказывается, что стандартные требования часто завышены и оторваны от реальных условий. Такие нормативы не могут служить основанием для планирования работы преподавателя и адекватной оценки студента и быть для последнего ориентиром в собственном развитии. Более того, попытки любой ценой добиться выполнения подобных требований приводят к игнорированию важнейшего принципа медицины — «Не навреди!», что не только противоречит гуманистической сущности физического воспитания, но и может стать причиной несчастных случаев при сдаче студентами контрольных нормативов для получения зачета по физическому воспитанию. В случае разрыва между установленными нормативными требованиями и реальными результатами студентов представляется более эффективной не формальная погоня за нормативами, которая не имеет обратной связи, а работа, базирующаяся на реальных результатах каждого студента [2].
В связи с вышеизложенным можно сделать следующий вывод: чтобы заинтересовать студентов в повышении уровня физической подготовки, нужна активизация физкультурно-спортивной деятельности. Также следует разнообразить занятия по физической культуре посредством включения в программу высших учебных заведений игрового и соревновательного методов, нетрадиционных видов физической активности, которые позволят каждому студенту в процессе физической деятельности реализовать собственные потребности в движении. Вместе с тем большое значение имеет донесение до студентов взаимосвязи занятий физической культурой с главными объектами заботы о физическом состоянии, приоритетными ценностями здорового образа жизни. Все это в целом поможет сформировать у студенческой молодежи потребность заниматься физкультурой на протяжении всей последующей жизни, осознать, что это необходимо в их дальнейшей профессиональной деятельности.
С учетом сказанного и определяются основные способы формирования у преподавательского состава необходимой мотивации в профессиональной деятельности, а также создание реально достижимых перспектив в физкультурно-спортивной деятельности студентов. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования третьего поколения по дисциплине «Физическая культура» предусматривает приобретение студентами компетенций самостоятельного и грамотного использования средств физического развития и саморазвития, повышая уровень своей готовности к физическим и психологическим нагрузкам разного характера. Эти компетенции позволят молодому человеку успешно самореализоваться в социальной и профессиональной деятельности [1]. Необходимость перестройки учебного процесса в целях реализации нового государственного образовательного стандарта способствует развитию мотивации у преподавательского состава, вовлечению их в работу по созданию новых требований к выпускникам, а также новых учебных программ и тематических планов [3]. Таким образом, приведенные данные показывают, что специалистам кафедр физической культуры и спорта следует значительно активизировать свою деятельность по развитию у студентов интереса к учебным занятиям физической культурой и спортом под руководством преподавателя, который вовлекает студентов в процесс физического развития в качестве активных участников, стараясь заинтересовать и повысить эмоциональную привлекательность учебно-тренировочных занятий, а также прочно закрепить полученные навыки на всю оставшуюся жизнь.
Литература:
- Бронова Е. В., Акимова Л. П. Сознательная активность и формирование интереса к занятиям физической культурой студентов специальной медицинской группы в ДВФУ // Молодой ученый. — 2018. — № 9. — С. 190–194.
- Ильина Т. А. Педагогика: Курс лекций. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М. Просвещение, 1984. — 496 с.
- Лазаренко В. Г. К вопросу объективного распределения по группам для спортизированного воспитания в школе / В. Г. Лазаренко, А. В. Игнатьев // Современные физкультурно-оздоровительные технологии в физическом воспитании: материалы Всеросс. науч.-практ. конф. — Чайковский, 2011. — С. 78–79.
- Ланда Б. Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности. — М.: Советский спорт, 2004. — С. 76–77.
- Макарова, Г. А. Спортивная медицина. — М.: Советский спорт, 2004. — С. 326–328.
- Харламов И. Ф. Педагогика. М. Гардарики, 1999. — 520 с.