The study reveals the role of physical culture in students' professional development. The structure of personal physical culture and the importance of professionally applied physical training are analyzed. It is revealed that systematic physical activity develops not only physical qualities but also stress resistance, communication skills, and emotional intelligence. The main conclusion: physical culture is a key tool for professional adaptation and ensuring the long-term effectiveness of future specialists, contributing to their general cultural development.
Keywords: students' physical culture, vocational-applied training, motor activity, professionally important qualities, stress resistance, general cultural competences, psychophysical readiness.
Введение
Занятия спортом и поддержание физической активности — действенный способ укрепить организм и достичь хорошей формы, что особенно важно для развития молодых людей и их дальнейшего становления как квалифицированных работников. Как важная составляющая общечеловеческой культуры, физическое воспитание наиболее эффективно, когда базируется на научных принципах, учитывающих данные физиологии, гигиены, анатомии и других смежных дисциплин.
Двигательная активность и профессиональная направленность физической культуры в жизни студентов
Физическая культура — важная составляющая образовательного процесса, которую нельзя считать менее значимой, чем остальные элементы. Вопрос стимулирования физической деятельности школьников имеет большое значение для поддержания их здоровья, поскольку сейчас наблюдается всё более выраженная малоподвижность среди молодых людей. Это связано с высокой учебной нагрузкой, которая приходится не только на занятия в классе, но и на самостоятельную работу вне его [1]. Как следствие, многие студенты имеют проблемы со здоровьем, страдают от лишнего веса, подвержены болезням, испытывают трудности с осанкой и работой опорно-двигательного аппарата, а также жалуются на ухудшение зрения и неврологические расстройства. Низкая двигательная активность негативно влияет на различные функции развивающегося организма, выступая как фактор риска возникновения и прогрессирования разнообразных болезней.
Двигательная активность является одним из обязательных компонентов здорового образа жизни. Заключается в систематическом, соответствующем возрасту, полу, состоянию здоровья и интересам использовании разнообразных двигательных действий, в том числе занятий физической культурой и спортом для обеспечения жизнедеятельности человеческого организма.
Регулярные занятия спортом и применение различных физических практик способствуют укреплению здоровья и повышению общей физической формы. Достигнутое физическое совершенство демонстрирует уровень потенциальных сил организма, гибкость движений, что дает возможность человеку полностью раскрыть свой внутренний резерв, эффективно участвовать в общественно полезной и значимой для него работе, а также расширяет его способность приспосабливаться к различным условиям и увеличивает вклад в социум. Уровень этого совершенства зависит от того, насколько надежный фундамент оно закладывает для будущего прогресса, готовность к новым улучшениям и создание предпосылок для перехода к качественно новому, более высокому уровню развития.
Студенческая физкультурная и спортивная практика — действенный способ объединения общественных задач и личных устремлений, стимулирующий развитие социально значимых индивидуальных желаний. Ключевой особенностью является взаимодействие, направленное на гармоничное развитие как тела, так и духа, наполняющее личность принципами, высокими целями и жизненными ориентирами. В процессе этого формируются качества человека, а его внутренние ресурсы проявляются в конкретных достижениях. Благодаря своей комплексности, такая деятельность становится сильным инструментом для роста гражданской позиции и активного участия в жизни общества [2].
Профессионально-прикладная физическая подготовка как ресурс будущего специалиста
Эффективная работа всегда требовала и продолжает требовать хорошей трудовой активности, основанной на сильном здоровье и полноценном физическом развитии. Однако в современной промышленности предъявляются новые запросы к физическим возможностям сотрудников и связанным с ними умениям. Всё чаще требуется не просто сила, а точные и слаженные движения, рассчитанные до мелочей; вместо ограниченного числа заученных приемов — способность осваивать прогрессивные формы деятельности [4]. Среди уже существующих профессий можно найти немало тех, где мастерство и успехи напрямую связаны, если так выразиться, с развитой культурой движений. Во многих современных трудовых процессах требуются также повышенная лабильность и устойчивость функций органов чувств, общая психофизическая выносливость и ряд других физических и связанных с ними способностей. В перспективе, как показывают серьезные социальные прогнозы, усилится тенденция к совмещению и динамическому обновлению профессиональных специальностей, что потребует соответствующего изменения характера профессиональной подготовки, в том числе физической. Особенно высоким и разносторонним требованиям должны будут удовлетворять те, кто возьмет на себя решение труднейших задач по освоению новых сфер жизнедеятельности.
Цель системы физической культуры — обеспечить всестороннее физическое развитие людей, учитывая их индивидуальные предпочтения, потребности экономики, сферы образования и культурные особенности регионов России. Эта система функционирует как в государственных, так и в общественных организациях. В школах и детских садах физическое воспитание реализуется согласно государственным стандартам, а также посредством дополнительных занятий по физическому развитию и спорту. Учреждения дополнительного образования, такие как спортивные школы, секции и клубы, а также другие внешкольные и внеучебные организации, активно вовлекаются в процесс оздоровления и развития населения [3].
Наиболее прямая связь между физической культурой и профессиональной деятельностью устанавливается в рамках профессионально-прикладной физической подготовке. Ее цель — формирование специфических физических качеств и психофизиологических функций, наиболее важных для различной и важной профессии.
Физическое воспитание формирует целостную личность, создаёт фундамент для успешной учёбы и работы, служит общим критерием профессионального уровня грядущего сотрудника и представляет собой стремление к личностному росту и улучшению. Оно отражает самостоятельный и осознанный выбор человека, который в течение жизни выбирает и усваивает приоритетные для него принципы и идеалы [5].
Правильная организация физической культуры, учет индивидуальных особенностей студентов и наличие квалифицированных тренеров являются ключевыми факторами для достижения наилучших результатов в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Исходя из этого профессионально-прикладная физическая подготовка превращает физическую культуру из общеразвивающей дисциплины в инструмент профессиональной адаптации и обеспечения стабильности будущего специалиста.
Литература:
- Бароненко, В. А. Здоровье и физическая культура студента / В. А. Бароненко. — Москва: Альфа-М, 2006. — 352 с.
- Дудус, А. Н. Проблемы обучения физической культуре лиц с ограниченными возможностями (на примере Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии) / А. Н. Дудус, А. Г. Сергеева, В. Б. Сергеев // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, 2022. — № 2. — С. 97–100.
- Лукьяненко, В. П. Физическая культура: основы знаний: учебное пособие / В. П. Лукьяненко. — Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. — 224 с.
- Физическая культура студента: учебник для студентов вузов / под общ. ред. В. И. Ильинича. — Москва: Гардарики, 2003. — 448 с.
- Демеш, В.П. Исследование методик физической подготовки студентов (на примере Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии) / В. П. Демеш, К. П. Бакешин, А. Н. Дудус // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2022. № 4 (84). С. 112–115.

