Роль физической культуры в системе высшего образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №45 (544) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 11.11.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Саньярова, А. Р. Роль физической культуры в системе высшего образования / А. Р. Саньярова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 45 (544). — С. 213-214. — URL: https://moluch.ru/archive/544/119037/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье авторы пытаются определить важность дисциплины «Физическая культура и спорт» в системе высшего образования.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, здоровый образ жизни.

Профессионально-прикладная физическая культура представляет собой педагогический процесс, ориентированный на развитие и совершенствование специальных и профессионально значимых физических качеств. Эти качества включают не только двигательные навыки, как обычно считается, но и психофизиологические функции организма, к которым в ходе определенной трудовой деятельности предъявляются конкретные повышенные требования.

Физическая культура и спорт с древних времен оказывали положительное воздействие на человека. Однако с развитием общества внимание стало смещаться в сторону интеллектуального развития, и физическое воспитание стало часто забываться. Этот тренд наблюдается и в наше время, что негативно сказывается как на физическом, так и на психическом здоровье. Исследования показывают, что у людей, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, наблюдается рост уверенности в своих способностях и высокий уровень жизненной энергии. Такие люди, как правило, более общительны и лучше воспринимают критику.

Студенты, осваивающие в процессе обучения научные знания, профессиональные навыки, элементы культурного поведения и деятельности, готовятся к трудовой деятельности, чтобы внести свой вклад в создание материальных и духовных ценностей нашего общества. Занятия физической активностью и спортом способствуют интеллектуальному развитию и умственному прогрессу студентов. Под влиянием физического воспитания их интересы и потребности, а также умственные, физические способности и моральные качества приобретают значимую общественную ценность. Физическая культура оказывает положительное влияние на все аспекты формирования личности, прежде всего на укрепление здоровья, развитие способностей, нравственное воспитание и стремление к занятиям физическими упражнениями.

Дисциплина «Физическая культура» преследует практически важные для каждого студента цели, среди них можно выделить:

— формирование знаний о роли физической культуры в развитии личности, в подготовке ее к профессиональной деятельности;

— освоение научно-практических основ физической культуры и здорового стиля жизни;

— формирование мотивационно-ценностного отношения студентов к физической культуре, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями;

— овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей;

— обеспечение профессионально-прикладной физической подготовленности студентов к будущей профессии;

— приобретение опыта использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения профессионально значимых целей.

Физическая культура представляет собой важную сферу всех уровней современного общества, оказывая влияние на различные аспекты социальной жизни: межнациональные отношения, статус личности в обществе, актуальные тренды и современные культурные явления, а также формируя стиль жизни людей и уровень развития страны.

В свою очередь, государство поддерживает и способствует развитию физической культуры и спорта в Российской Федерации, регулируя это через законы и правовые нормы, включая положения, изложенные в Федеральном законе Российской Федерации от 4 декабря 2007 года № Э29-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Этот документ направлен на обеспечение всестороннего развития личности и продвижение активного, здорового образа жизни. Он ориентирован на удовлетворение потребности в физическом и нравственном совершенствовании, создавая условия для занятия различными видами физической культуры и спорта. Система физической культуры призвана организовать физическое воспитание населения с учетом интересов каждого человека, а также требований производственной, образовательной и культурной сферы Российской Федерации.

В системе высшего образования основными функциями в сфере развития физической культуры и спорта среди студентов считаются следующие:

— созидательная, обеспечивающая достижение необходимого уровня физического развития, подготовки и самосовершенствования личности, укрепления здоровья и подготовки к будущей профессиональной деятельности;

— организационная, позволяющая объединять студентов в команды для совместного физкультурно-спортивного роста;

— проективно-творческая, в процессе которой активизируются творческие способности, открываются возможности для самопознания, самоутверждения и саморазвития, а также улучшаются индивидуальные навыки;

— ценностно-ориентационная, в ходе реализации которой формируются профессиональные и личностные ценностные ориентиры студентов;

— коммуникативно-регулятивная, объективно отражающая процесс культурного поведения и общения участников физкультурно-спортивной деятельности, организации досуга и оказывающая влияние на коллективную работоспособность.

В ходе учебного процесса устойчивость студентов к стрессовым ситуациям оказывает влияние на их умственную работоспособность, что, в свою очередь, сказывается на результатах учебной деятельности. Каждая форма физической активности положительно сказывается на здоровье и работоспособности студентов. Для поддержания высокой умственной активности и здоровья студентам рекомендуется активно использовать все виды двигательной активности. Чтобы большее количество студентов регулярно занимались физкультурой и спортом, необходимо повышать информированность о преимуществах физической активности. Студенты, регулярно занимающиеся физической культурой и спортом, демонстрируют более высокую умственную работоспособность и, как следствие, имеют большие шансы на успех в учебе.

Внедрение дополнительной двигательной активности в образовательный процесс способствует решению задач, связанных с развитием информационных технологий в современном государстве, обществе и у каждого отдельного человека. Это также помогает справиться с проблемами сохранения здоровья и поддержания положительного тонуса жизнедеятельности учащихся. Темп современности, экономическое и социальное развитие требуют постоянного и своевременного повышения физической подготовки студентов в вузах. Эффективная работа по физической подготовке студентов способствует увеличению популярности физической культуры и спорта.

Способность работать в команде является одним из основных качеств личности. Именно на занятиях по физической культуре, осваивая такие виды спорта, как волейбол, футбол и баскетбол, бадминтон, теннис развиваются навыки командной игры и взаимодействия. Командные игры позволяют участникам ощутить преимущества совместной работы и формируют командный дух, который в конечном итоге способствует достижению результатов.

Таким образом, физическая культура и спорт представляют собой особую сферу культурной деятельности, направленную на сохранение и укрепление здоровья людей, результаты которой полезны как для общества, так и для личности.

Литература:

  1. А. А. Русанов, В. А. Белова, Е. Г. Плотников. Физическая культура. Спорт. // Известия Тульского государственного университета.. — 2018. — № 4.
  2. Е. А. Усманова, Н. Р. Утегенова, В. Г. Ряузов, И. Ф. Нуруллин. Образовательная роль физической культуры в вузе // Вестник Казанского государственного университете культуры и искусств. — 2019. — № 1. — С. 173–176.
  3. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры. // Физкультура и спорт. — 1991. — №. — С. 7.
  4. С. П. Евсеев. Физическая культура в системе высшего профессионального образования: реалии и перспективы. // Электронный научный архив УрФУ. — 2003. — №. — С. 5–21.
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, Российская Федерация, спорт, укрепление здоровья, физическая активность, высшее образование, интеллектуальное развитие, культурное поведение, трудовая деятельность, физическое воспитание.


Похожие статьи

Задать вопрос