В статье рассмотрены определения спорт, физическая культура. Выявлены компоненты ценностей спортивной культуры, ряд специфических функций позволяющий развиваться личности. Рассмотрена роль физической культуры и спорта в системе ценностных ориентаций молодежи.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, молодёжь, физическая культура, воспитание, ценности.
В современном обществе часто происходят социально-экономические и политические изменения, данные изменения, безусловно, проходят через сознание человека, затрагивая его ценностные ориентации, в том числе и физическую культуру как одну из важнейших общественных ценностей. Как показывают социологические и психологические исследования наиболее восприимчивый и подверженный к подобным изменениям контингент среди всего населения страны — это молодежь.
В процессе воспитания молодежи физическая культура и спорт играет важную роль, поскольку в настоящее время со стороны общества возрастают требования к физической составляющей человека. Поэтому стоит подчеркнуть, что физическая культура и спорт как объект наблюдения рассматриваются и изучаются различными дисциплинами, такими как: физиология, педагогика, психология, медицина, политология, и социология.
В социологии физическая культура и спорт рассматриваются как социальный феномен, образ жизни молодежи, механизм социализации и, безусловно, как ценностная ориентация.
Спорт, создающий ценности спортивной культуры, всегда являлся мощным социальным феноменом и средством успешной социализации. Об этом свидетельствуют и научные данные, и примеры жизненного пути многих выдающихся спортсменов. По данным социологических опросов современной молодежи, спортсменов, становится ясно, что именно спорт оказал значительное влияние на их представление об общественной жизни и мире в целом [1].
Определение спорта дает С. Жуковская, говоря о том, что это уникальный социальный институт развития и развития физического типа деятельности человека, основными признаками которого являются соперничество, повышение двигательной активности, укрепление иммунитета и повышение работоспособности, использование специальных приемов, комплексов упражнений. [2]
В результате исследований С. В. Красивой и С. Г. Серена было выявлено, что спорт это особое значение в становлении здорового образа жизни молодежи и является средством повышения мозговой активности в процессе обучения [3].
По мнению А. В. Мартыненко спорт — это специализированная область деятельности, связанная с выявлением и демонстрацией физических возможностей людей. Физическая культура в его понимании посредством физических упражнений готовит людей к жизни и труду, используя естественные силы природы и весь комплекс факторов (режим труда, быт, отдых, гигиена и т. д.), определяющих состояние здоровья человека и уровень его общей и специальной физической подготовки [4].
Физическая культура и спорт является важным механизмом в формировании ценностных ориентации у молодого поколения. Применение физкультурно-оздоровительных технологии в формировании у молодого поколения ценностей показывает свою эффективность и отмечается по следующим показателям:
– массовость развития;
– территория применения, степень использования средств физической культуры и спорта в воспитательной деятельности образовательных учреждений;
– пропаганда физической культуры и спорта;
– степень и характер использования СМИ.
Многие ученные в исследованиях по данному вопросу пишут о компонентах ценностей спортивной культуры, которая свою очередь отражает ценностные установки молодежи.
Первый компонент общекультурный, этот компонент составляют социальные процессы правового, экономического, политического, информационного и образовательного полей социального пространства. Следующий компонент исследователями это социально-психологический. Данный компонент обеспечивается уровнем общественного сознания, общественного мнения, интересов, мотивов, ценностных ориентаций людей, а также уровнем взаимоотношений, которые выстраиваются в сфере спорта («тренер-спортсмен», и «спортсмен — спортивный коллектив» и т. д.) [4].
И последний это специфический компонент ценностного потенциала спортивной культуры выражается в способности спорта удовлетворять потребности человека в физическом совершенствовании, социализации, формировании здоровья, самореализации и повышении социального престижа личности в обществе путем достижения высокого результата, победы, рекорда. Осваивается данная группа ценностей путем спортивного совершенствования и воспитания [4].
В целом освоение ценностей спортивной культуры возможно только в процессе организации активности человека в сфере спорта.
Рассматривая роль физической культуры и спорта в системе ценностных ориентиров, нельзя не сказать о спортивном воспитании, которое призвано содействовать приобщению воспитуемых к спорту, к ценностям спортивной культуры, признается фактически во всех публикациях, посвященных анализу этой педагогической деятельности.
Вопрос о спортивном воспитании изучал А. Павлуцкий. Он характеризует спортивное воспитание как «систему целенаправленных индивидуальных и коллективных воздействий на личность воспитуемого, которые должны приводить к усвоению воспитуемым ценностей и норм культуры спорта, признаваемых и принятых социальной группой в качестве желательных» [5].
Физическая культура и массовый спорт способствуют профилактике и снижению целого ряда заболеваний. Кроме того, спорт представляет возможности не только для физического и спортивного совершенствования, но и для нравственного, эстетического, интеллектуального и трудового воспитания. [3].
Физическая культура призвана выполнять ряд специфических функций позволяющий развиваться личности:
– образовательную — получение знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности, способность их творческого использования для личного и профессионального развития;
– прикладную — повышение специфической физической работоспособности для трудовой деятельности и воинской профессионально-прикладной физической культуры;
– спортивную — достижение максимальных результатов в избранном виде спорта;
– рекреативную — организация содержательного досуга;
– оздоровительно-реабилитационную — предупреждение утомления и восстановление временно утраченных функциональных возможностей организма [3].
Одной из важнейших функций физической культуры и спорта является удовлетворение естественных потребностей человека в двигательной активности.
В своем исследовании ученые Торопов В. А. и Дубчик В. И. говорят о физической культуре и спорте как о сложном многофункциональном явлении жизни современной молодежи [4].
По их мнению, во-первых, спорт для человека есть, прежде всего, средство отражения окружающего мира, а потому и средство познания этого мира, и средство познания самого себя. Спорт отражает реальные и жизненные ценности и связан с определенными общественными системами.
Во-вторых, спорт помогает на высоком уровне организовать свободное время. Ещё К. Маркс называл свободное время капиталом общества. И правильное использование этого капитала способствует развитию общества, определяет его качественное состояние на определённом этапе.
В наше время необходимо акцентировать внимание на возрастание роли физической культуры и спорта, которые формируют здоровье и здоровый образ жизни в нашей стране. В связи с этим в последнее время увеличивается число спортивных секций, спортивных клубов, площадок. Популярность занятия спортом пришла с массовой тенденцией пропаганды здорового образа жизни, на улицах города можно наблюдать мотивационные баннеры, в сети Интернет посвящены спорту и здоровому образу жизни различные сайты, группы в социальных сетях, онлайн-тренеры и др.
Однако стоит подчеркнуть, что такие методы пропаганды здорового образа жизни действенны в черте городской среды, для молодежи в сельской местности возникают сложности в доступности занятий спортом.
Изучая вопрос «роль физической культуры и спорта в системе ценностных ориентаций молодежи», мы пришли к выводу о том, что значение с каждым годом растет, разрабатываются программы, реализуются проекты, строятся спортивные площадки для развития массового спорта. Отсюда следует, что физическая культура и спорт всегда рассматривались как наивысшая ценность.
Изучение и применение физической культуры и спорта, как одной из важных социальных технологий в воспитании ценностных ориентации молодежи необходимо не только в настоящее время, но и спустя десятки лет роль спорта будет актуальна и востребована. Важно так же весь тот огромный потенциал физической культуры и спорта «в полной мере использовать на благо развития молодежи и важно уделять внимание всем категориям молодежи, в том числе и сельской.
Литература:
- Бредихина, Н. В. Ориентации населения на здоровый образ жизни: региональный аспект: автореферат дис. … канд. соц.наук: 22.00.06 / Н. В. Бердихина. — Челябинск, 2006. — 153 с.
- Емельяненко, Т. В. Методы межкультурных исследований ценностей / Т. В. Емельяненко Т. В. // Социология: методология, методы, математические модели. –1997. –№ 9. –.С.37–43.
- Фурманов, А. Г. Оздоровительная физическая культура / А. Г. Фурманов. — Минск: Юспа, 2003. — 528 с.
- Томас, У. Методологические заметки / У. Томас, Ф. Знанецкий // Америк. соц. мысль / под ред. В. И. Добренькова. − Москва, 1994. — С. 335–337
- Самарина, И. С. Ценности и ценностные ориентации как ключевые составляющие личность // электронный научный архив УрФУ. — [электронный ресурс]. — Режим доступа: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/50127/1/klovsm_2008_02_35.pdf. — (дата обращения: 16.09.2022).