Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Профессионализация общеобразовательных дисциплин согласно ФГОС СПО по направлению подготовки «Машиностроение» (на примере учебной дисциплины «Физическая культура»)

Спецвыпуск
08.06.2023
106
Поделиться
Библиографическое описание
Огнев, С. В. Профессионализация общеобразовательных дисциплин согласно ФГОС СПО по направлению подготовки «Машиностроение» (на примере учебной дисциплины «Физическая культура») / С. В. Огнев. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 3.2 (44.2). — С. 35-41. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/251/8444/.


В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Профессионализация общеобразовательных дисциплин программ СПО на примере УГПС 15.00.00 «Машиностроение». Приводятся результаты профессионализации учебной дисциплины «Физическая культура» как процесса повышения уровня профессиональной компетентности и развития профессионально значимых качеств в соответствии с ФГОС.

Ключевые слова: физическое воспитание, профессиональные качества, профессионально прикладная физическая подготовка, профилактика профессиональных заболеваний, профессионализация.

Согласно приоритетным направлениям Стратегии развития среднего профессионального образования в РФ до 2030 года общеобразовательные дисциплины должны иметь профессиональную направленность.

В связи с этим перед преподавателями физического воспитания в системе СПО поставлены задачи, ориентированные на реализацию внедрения в практику работы заданий, способствующих повышению профессиональной мотивации студентов наряду с развитием и совершенствование физических умений и навыков, предусмотренных предметными и метапредметными компетенциями [1].

Проблема становления профессионала — это, в первую очередь, проблема личностного и социального развития будущего специалиста как субъекта социального действия. Современный профессионал должен видеть свою профессию во всей совокупности ее широких социальных связей, знать предъявляемые к ней и ее представителям требования, понимать содержание и специфику своей профессиональной деятельности, ориентироваться в круге профессиональных задач и быть готовым разрешать их в меняющихся социальных условиях. Все необходимые профессиональные знания, умения и навыки, нормы поведения и ценностные ориентиры, идеалы и внутренние структуры личности формируются в процессе профессионализации личности.

Для успешного овладения профессией в средних профессиональных учебных заведениях необходимо развивать определенные физические качества, профессионально важные для конкретной специальности. Одним из средств, способствующих успешности освоения профессии, повышению профессиональной работоспособности, производительности труда, является физическая культура и спорт.

Прямая зависимость между уровнем физической подготовленности и производительностью труда прослеживается лишь в том случае, когда занятия физической культурой предусматривают включение физических упражнений и видов спорта, направленных на развитие и совершенствование именно тех физических качеств и двигательных навыков, которые в большей степени необходимы для выполнения в конкретном виде трудовой деятельности.

Интенсификация производства и связанное с ней усиление роли человеческого фактора в общественных производственных отношениях делают профессиональную подготовку студентов к дальнейшей трудовой деятельности еще более необходимой, а основным средством такой подготовки следует считать профилированное воспитание с учетом требований избранной профессии.

Идея использования средств физической культуры в процессе подготовки человека к труду не является принципиально новой. Еще в 1891 г. П. Ф. Лесгафт писал: «Вводя физическое образование в профессиональную школу, мы имеем в виду — достичь искусства в ремесле» [3].

Успешное освоение профессии (специальности) зависит не только от состояния здоровья и общей физической подготовки, но и от высокого уровня развития физических и психических качеств, необходимых для выполнения конкретного вида труда. Достижение оптимального уровня профессионально важных качеств возможно лишь при тщательном подборе и использовании определенных средств и методов физического воспитания через постановку следующих задач:

— развитие и совершенствование профессионально важных физических качеств и двигательных навыков;

— совершенствование психофизиологических функций организма, необходимых для успешного освоения конкретной профессии;

— формирование устойчивого интереса к выбранной профессии;

— профилактика профессиональных вредностей: вынужденная рабочая поза, высокая и низкая температура воздуха, гиподинамия и т. д.;

— сообщение учащимся знаний, необходимых для успешного применения приобретенных умений, навыков и качеств в будущей трудовой деятельности [2].

Занятия проводятся с учетом планирования нагрузки, определения последовательности усвоения учебного материала и оценкой физического состояния функциональных возможностей организма студентов, их врожденных способностей, возраста, координируя сложность двигательных действий. Необходимо с первого курса сформировать у студентов основы техники движения и добиться его выполнения, детализировано освоить и закрепить технику двигательного действия, затем завершить его формирование.

Профессионально-прикладная физическая подготовка в нашем техникуме реализовывается во всех формах проведения занятий по физическому воспитанию:

— в виде специальных целенаправленных уроков, либо включения в урок ОФП специальных упражнений профессионально-прикладного характера, либо в процессе самостоятельных занятий в форме домашних заданий;

— в форме физкультурно-оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя гимнастика, производственная гимнастика, спортивная перемена, коррегирующая гимнастика);

— в спортивно-массовых мероприятиях, внеклассной работе (соревнования, конкурсы, праздники по профессиональной прикладной физической подготовке). Эффективность ППФП во многом определяется точным подбором физических упражнений, способствующих развитию двигательных навыков, качеств, психофизиологических функций, к которым профессиональная деятельность предъявляет повышенные требования. В задачи ППФП входит и обеспечение профилактики производственного травматизма — борьба с производственным утомлением средствами физической культуры и спорта.

В классификации профессий учитывается 5 основных групп:

— профессии автоматизированного труда, для которых характерно повышенное внимание;

— профессии ручного физического труда, требующие от работы физической силы, выносливости и координации;

— профессии тонких и точных работ, требующие предельной точности и высокой координации микро-движений;

— профессии расширенного функционального труда с основными требованиями к психической устойчивости, вниманию и общей выносливостью;

— профессии механизированного труда и ремонта, требующие особой координации движений, характеризующие пребывание в вынужденных позах.

При подборе физических упражнений с профессионально-прикладной направленностью вместе с особенностями профессиональной деятельности нами учитываются анатомо-физиологические и психологические особенности половые признаки и сензитивные периоды подрастающего организма. Для усиления эффекта воздействия физических упражнений профессионально-прикладного характера подбор средств осуществляется с учетом разностороннего воздействия их на организм, соблюдая при этом принцип доступности, т. е. соответствия характера технической сложности физических упражнений величине нагрузки, возрасту, состоянию физического развития и физической подготовленности.

При подборе физических упражнений специальной направленности учитываются и отрицательное последствие, обусловленное однообразной трудовой деятельностью: нарушение осанки образование сколиотических изменений; ухудшение зрения, влияние вредных факторов на дыхательную систему, неблагоприятная реакция сердечно — сосудистой системы организма на учебно-производственную нагрузку, выражающаяся в снижении минимального давления, в уменьшении пульсовой амплитуды; перенапряжение анализаторов и центральной нервной системы в целом [4].

С учетом вышесказанного был разработан профессиональный модуль программы ОУД. 06 «Физическая культура», предусматривающий 28 часов. Для наполнения содержания этого модуля были разработаны КОСы с учетом компонента профессионализации.

Приведем пример заданий для текущего контроля, которые были составлены использованием разнообразных форм заданий (тестовые, практические, задание с картинкой, интерактивные и др.).

Задания для проведения текущего контроля

Кейс по теме: Профессионально-прикладная физическая подготовка (время выполнения — 10 мин.)

https://fs.znanio.ru/methodology/images/3a/0d/3a0dfbb7f2dca76020155a0e710dcfdf49d871ef.jpg https://shareslide.ru/img/thumbs/e6561ad8a5314745fb89300703c9a0ed-800x.jpg https://shareslide.ru/img/thumbs/e6561ad8a5314745fb89300703c9a0ed-800x.jpg https://shareslide.ru/img/thumbs/e6561ad8a5314745fb89300703c9a0ed-800x.jpg

Задание 1. Опираясь на изображения, перечислите не менее 4 физических качеств необходимых при выполнении этих работ:

1) ___________________

2) ___________________

3) ___________________

4) ___________________

Задание 2. Из представленных заболеваний выберите профессиональные заболевания, присущие вашей профессии и обоснуйте ваш выбор.

Виды заболеваний: ОРВи, Заболевания глаз, Грыжи, Заболевания органов дыхания, Плоскостопие, Сколиоз

Профессиональные заболевания

Обоснование выбора

1.

2.

3.

4.

Задание 3. Используя типовую схему комплекса вводной гимнастики, составьте комплекс упражнений вводной гимнастики с учетом рекомендуемых упражнений

1. Упражнения организующего характера.

2. Упражнения для мышц туловища, рук и ног.

3. Упражнения общего воздействия.

4. Упражнения для мышц туловища, рук, ног с маховыми элементами,

5–8. Специальные упражнения.

Критерии оценки: «5» — если студент при тестировании дал 85–100 % правильных ответов, «4» — если студент при тестировании дал 69–84 % правильных ответов, «3» — если студент при тестировании дал 51–68 % правильных ответов, «2» — если студент при тестировании дал менее 50 % правильных ответов.

Задания для проведения текущего контроля по теме «Гимнастика»

Тестовое задание (Время выполнения — 10 мин)

Задание: выбрать правильный ответ из предложенных вариантов

1. Физическое качество, которое развивает гимнастика:

а — сила (+);

б — скорость;

в — красота;

г — стройность;

2. Что означает слово «гимнастика»?

а — совокупность упражнений, методических приемов, которые используют для укрепления здоровья и развития физических данных (+);

б — популярный вид спорта;

в — набор специальных снарядов для тренировочного процесса;

г — способ поддержания эмоционального здоровья.

3. Утренняя гимнастика это –

а — ряд физических упражнений, выполняемых в утреннее время, направленных на повышение тонуса организма (+);

б — элемент двигательной активности;

в — совокупность упражнений, которые выполняются в кровати после пробуждения;

г — разминка для мышц и суставов.

4. Чему способствует гигиеническая утренняя гимнастика:

а — концентрации памяти;

б — укрепление мышечной памяти;

в — комплекс упражнений после сна для повышения общего тонуса (+);

г — восстановление дыхания.

5. Как называется в гимнастике положение дугой с опорой ногами и руками, и максимальным прогибом спины к опорной плоскости?

вопрос теста Гимнастический мост

Практическое задание (Время выполнения одного задания — 20 мин)

№ п/п

Контрольный норматив

Оценка

5

4

3

1.

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа(юноши)

40

35

25

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа(девушки)

12

10

8

2.

Стойка на одной ноге на бруске 7х7 см длиной 50 см, другая нога согнута в колене назад, руки на поясе. Глаза закрыты, сек

10

7

5

3.

пПрыжки на скакалке за 30 сек

75

70

65

Литература:

  1. Оправхата С. Е. Научно-исследовательская деятельность учителя и учащихся в процессе физического воспитания: учеб. пособие / С. Е. Оправхата. — Хабаровск: Изд-во Дальневосточ. гос. гуманит. ун-та, 2011. — 114 с.
  2. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 480 с.
  3. Залетаев И. П. Программное и организационно методическое обеспечение физического воспитания обучающихся в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования / И. П. Залетаев, А. П. Зотов, Ю. П. Пузырь [и др.]. — Москва: Физкультура и Спорт, 2006. — 160 c.
  4. Вишневский, Ю. Р. Тренды высшего профессионального образования: профессионализация или депрофессионализация? / Ю. Р. Вишневский, Д. Ю. Нархов, Я. В. Дидковская // Образование и наука. — 2018. — № 1. — С. 152–170.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
физическое воспитание
профессиональные качества
профессионально прикладная физическая подготовка
профилактика профессиональных заболеваний
профессионализация

Молодой учёный