Комплексная программа профессионально-прикладной физической подготовки студентов педагогических направлений в процессе изучения дисциплины «Физическая культура и спорт» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №20 (415) май 2022 г.

Дата публикации: 21.05.2022

Статья просмотрена: 170 раз

Библиографическое описание:

Сычушкин, В. С. Комплексная программа профессионально-прикладной физической подготовки студентов педагогических направлений в процессе изучения дисциплины «Физическая культура и спорт» / В. С. Сычушкин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 20 (415). — С. 237-239. — URL: https://moluch.ru/archive/415/91619/ (дата обращения: 18.11.2024).



Комплексная программа профессионально-прикладной физической подготовки студентов педагогических направлений в процессе изучения дисциплины «Физическая культура и спорт»

Сычушкин Владимир Сергеевич, студент магистратуры

Череповецкий государственный университет (Вологодская обл.)

В статье подчеркивается важность профессионально-прикладной физической подготовки студентов как одной из составляющих в формировании специалиста, готового к высокопроизводительному труду. Учитывая особенности педагогической деятельности, на основании требований к сформированности профессиональных компетенций, а также рисков возникновения профессиональных заболеваний, в работе предлагается комплексная программа профессионально-прикладной физической подготовки студентов педагогических направлений подготовки. Отмечается, что для повышения профессионально-прикладной подготовленности студентов педагогических направлений необходимо использовать средства физической культуры, способствующие укреплению мышц-стабилизаторов и повышению обменных процессов в области позвоночного столба; а также развитию коммуникативных способностей, высокой психической устойчивости, навыков саморегуляции.

Ключевые слова : студенты, профессиональные компетенции, риск профессиональных заболеваний, профессионально-прикладная физическая подготовка, средства физической культуры.

В настоящее время многие факторы неблагоприятно влияют на здоровье человека. Их воздействие настолько велико, что внутренние защитные функции организма не могут самостоятельно справиться с ними. В результате малоподвижного образа жизни, неправильного питания, избытка информации и нервно-эмоционального перенапряжения резко изменилась среда обитания современного человека, что не могло отрицательно не сказаться на его здоровье [1].

Здоровье человека во многом обусловливает успешность его профессиональной деятельности. Ее составляющие: высокая работоспособность и стресс-устойчивость, необходимый уровень развития профессиональных компетенций, — во многом зависит от сформированности профессионально-прикладной физической культуры (ППФК) личности. Важным моментом в решении данной проблемы является разработка учебно-методических комплексов по формированию ППФК в период обучения в вузе.

Как отмечает В. М. Усков с соавторами, в настоящее время профессионально-прикладная физическая подготовка студентов к высокопроизводительному труду в различных сферах деятельности осуществляется в вузах страны последующим основным направлениям:

— овладение прикладными умениями и навыками, являющимися элементами отдельных видов спорта;

— акцентированное воспитание отдельных физических и специальных качеств, особо необходимых для высокопроизводительного труда в определенной профессии;

— приобретение прикладных знаний (знаний и умений применения средств физической культуры и спорта в режиме труда и отдыха с учетом меняющихся условий труда, быта и возрастных особенностей и др.) [3].

Анализ труда педагогических работников, а также требования профессиональных стандартов указывают на необходимость развития следующих компонентов их личности: высокой психологической устойчивости (выдержки и самообладания), коммуникативных способностей, умений использовать различные приемы саморегуляции. Помимо этого, высокие статические нагрузки к сохранению неподвижных поз при сидении и стоянии требуют включения упражнений, направленных на укрепление и развитие мышц-стабилизаторов, а также на улучшение обменных процессов и подвижности в области позвоночного столба с целью профилактики остеохондроза — одного из наиболее распространенных профессиональных заболеваний педагогических работников [2].

Исходя из этого, нами была разработана комплексная программа профессионально-прикладной физической подготовки студентов педагогических направлений подготовки. Данная программа включает в себя следующие разделы: гимнастика с элементами йоги, спортивные и подвижные игры, легкая атлетика. Краткое представление используемых средств и их влияние на развитие физических и личностных качеств отражено в таблице 1.

Таблица 1

Комплексная программа профессионально-прикладной физической подготовки студентов педагогических направлений подготовки

Раздел программы по дисциплине «Физическая культура»

Используемые средства и методы

Развиваемые физические и личностные качества

Гимнастика с элементами йоги

ОРУ в парах

Подвижность позвоночного столба и суставов.

Силовые способности

Коммуникативные способности

ОРУ в группах с гимнастической скамейкой

Силовые способности.

Коммуникативные способности

Гимнастические и силовые упражнения (ОРУ с гимнастическими палками, у шведской стенки, на гимнастических ковриках)

Силовые способности мышц стабилизаторов.

Умения к расслаблению и саморегуляции

Упражнения йоги

Подвижность позвоночного столба и суставов.

Силовые способности мышц стабилизаторов.

Умения к расслаблению и саморегуляции

Подвижные и спортивные игры

Игровые координационные задания с мячами в парах, группах.

Эстафеты с мячами.

Координационные способности.

Коммуникативные способности, саморегуляция

Легкая атлетика

Спринтерский бег, челночный бег, ускорения в парах из различных исходных положений, ускорения с сопротивлением партнера.

Координационные способности.

Коммуникативные способности

Равномерный бег, бег в сочетании с ходьбой

Выносливость.

Способности к саморегуляции

Таким образом, процесс изучения дисциплины «Физическая культура и спорт» со студентами вузов должен быть направлен на повышение их профессионально-прикладной подготовленности. Исходя из этого, программа занятий физической культурой со студентами педагогических направлений подготовки должна быть направлена на развитие у них высокой психической устойчивости, коммуникативных способностей, навыков саморегуляции. Кроме этого, необходима работа, направленная на укрепление мышц стабилизаторов, а также на улучшение обменных процессов и подвижности в области позвоночного столба. В связи с этим, нами предложена программа профессионально-прикладной физической подготовки студентов педагогических направлений подготовки включающая в себя изучение таких разделов как гимнастика с элементами йоги, спортивные и подвижные игры, легкая атлетика.

Литература:

  1. Бамбухова А. Д., Шемятихин В. А., Добрынин И. М. Особенности профессионально-прикладной физической культуры у студентов высших учебных заведений // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2018. — № 4. — С. 31–35.
  2. Сбитнева О. А., Прянишникова Д. Н. Место и значение физической культуры в профилактике остеохондроза и укреплении здоровья // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2019. — № 6–2. — С. 75–78.
  3. Усков В. М., Кузнецов Б. В., Шуткин С. Н., Ипполитов В. В., Сапожникова Н. Г. Педагогические основы профессионально-прикладной физической подготовки студентов // Проблемы обеспечения безопасности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. — 2016. — № 1–2 (5). — С. 350–353.
  4. Усцелемова Н. А. Развитие коммуникативных способностей будущих бакалавров физической культуры в процессе физического воспитания в вузе // Вестник науки и образования. — 2019. — № 11–3(65). — С. 70–72.
Основные термины (генерируются автоматически): профессионально-прикладная физическая подготовка, физическая культура, педагогическое направление подготовки, позвоночный столб, комплексная программа, способность, высокопроизводительный труд, легкая атлетика, студент, элемент йоги.


Похожие статьи

Теория и методология обучения физической культуре в общеобразовательной организации

В статье дается обоснование теории и методологии обучения физической культуре в общеобразовательной организации. Установлено, что теоретические и методологические основы обучения физической культуре позволяют формировать у учащихся компетенции здоров...

Готовность студентов к сдаче норм комплекса ГТО

В статье рассмотрены основные позиции подготовки студентов 18–24 лет к выполнению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО)». При этом установлено, что степень готовности у студентов спортивных и гуманитарных об...

Значение физической подготовки для сотрудников уголовно-исполнительной системы

Данная работа рассматривает важные аспекты, которые необходимо учитывать при разработке программы физической подготовки для сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС). Исходя из специфики профессиональной деятельности сотрудников УИС, автор ра...

Педагогическое мастерство в системе высшего образования по физической культуре

В статье рассматриваются факторы использования педагогического мастерства в работе преподавателя физической культуры образовательного пространства высшего звена. Анализ и изучение данных основных элементов в реализации педагогического опыта по формир...

Значение физической подготовки в воспитании студентов

В данной статье исследуется одна из важнейших задач, стоящих перед образовательными учреждениями, — это укрепление здоровья и улучшение физической подготовки студентов, поскольку стремительное развитие науки, технический прогресс и появление огромног...

Программно-методическое обеспечение физической культуры студентов высших учебных заведений

В данной статье автор рассматривает важность и необходимость использования активных методов обучения, выполняющих направляющую, обогащающую, систематизирующую роль в умственном развитии студентов высших учебных заведений, способствующих активному вос...

Формирование профессиональных медико-биологических компетенций у студентов педагогического колледжа

Современные общество предъявляет высокие требования к педагогу. Он должен быть компетентным в вопросах организации и содержания воспитательно-образовательной, учебно-методической и социально-педагогической деятельности. Важно подчеркнуть, что учитель...

Развитие физической выносливости студентов на уроках физической культуры

В статье рассматриваются вопросы развития физической выносливости студентов в процессе занятий физической культурой в институте. Целью работы является выявление наиболее эффективного комплекса упражнений по развитию выносливости. В данной научной раб...

Роль спортивных игр в системе довузовских общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации

В данной статье анализируются основные подходы к использованию спортивных игр в системе довузовских общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации физического воспитания. Главными целями занятий по спортивным играм в данных...

Совершенствование рефлексивных и прогностических умений курсантов военных вузов в процессе подготовки к профессиональной деятельности

В статье рассматриваются вопросы развития рефлексивных и прогностических умений курсантов в процессе их подготовки к профессиональной деятельности в условиях военного вуза. Определяется понятие готовности курсанта к осуществлению профессиональной дея...

Похожие статьи

Теория и методология обучения физической культуре в общеобразовательной организации

В статье дается обоснование теории и методологии обучения физической культуре в общеобразовательной организации. Установлено, что теоретические и методологические основы обучения физической культуре позволяют формировать у учащихся компетенции здоров...

Готовность студентов к сдаче норм комплекса ГТО

В статье рассмотрены основные позиции подготовки студентов 18–24 лет к выполнению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО)». При этом установлено, что степень готовности у студентов спортивных и гуманитарных об...

Значение физической подготовки для сотрудников уголовно-исполнительной системы

Данная работа рассматривает важные аспекты, которые необходимо учитывать при разработке программы физической подготовки для сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС). Исходя из специфики профессиональной деятельности сотрудников УИС, автор ра...

Педагогическое мастерство в системе высшего образования по физической культуре

В статье рассматриваются факторы использования педагогического мастерства в работе преподавателя физической культуры образовательного пространства высшего звена. Анализ и изучение данных основных элементов в реализации педагогического опыта по формир...

Значение физической подготовки в воспитании студентов

В данной статье исследуется одна из важнейших задач, стоящих перед образовательными учреждениями, — это укрепление здоровья и улучшение физической подготовки студентов, поскольку стремительное развитие науки, технический прогресс и появление огромног...

Программно-методическое обеспечение физической культуры студентов высших учебных заведений

В данной статье автор рассматривает важность и необходимость использования активных методов обучения, выполняющих направляющую, обогащающую, систематизирующую роль в умственном развитии студентов высших учебных заведений, способствующих активному вос...

Формирование профессиональных медико-биологических компетенций у студентов педагогического колледжа

Современные общество предъявляет высокие требования к педагогу. Он должен быть компетентным в вопросах организации и содержания воспитательно-образовательной, учебно-методической и социально-педагогической деятельности. Важно подчеркнуть, что учитель...

Развитие физической выносливости студентов на уроках физической культуры

В статье рассматриваются вопросы развития физической выносливости студентов в процессе занятий физической культурой в институте. Целью работы является выявление наиболее эффективного комплекса упражнений по развитию выносливости. В данной научной раб...

Роль спортивных игр в системе довузовских общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации

В данной статье анализируются основные подходы к использованию спортивных игр в системе довузовских общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации физического воспитания. Главными целями занятий по спортивным играм в данных...

Совершенствование рефлексивных и прогностических умений курсантов военных вузов в процессе подготовки к профессиональной деятельности

В статье рассматриваются вопросы развития рефлексивных и прогностических умений курсантов в процессе их подготовки к профессиональной деятельности в условиях военного вуза. Определяется понятие готовности курсанта к осуществлению профессиональной дея...

Задать вопрос