Организационно-педагогические построения преподавания физической культуры в вузе
Автор: Рахматов Александр Ахмедович
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 18.02.2021
Статья просмотрена: 21 раз
Библиографическое описание:
Рахматов, А. А. Организационно-педагогические построения преподавания физической культуры в вузе / А. А. Рахматов. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, март 2021 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2021. — С. 41-42. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/389/16386/ (дата обращения: 15.11.2024).
В данной статье рассматривается учебная программа по физической культуре определяющий для всех вузов основное содержание учебной дисциплины «Физическая культура», которая является составной частью общей культуры и профессионально подготовки студентов.
Ключевые слова: учебная программа, период обучения. физическое совершенство, учебная дисциплина, система физического воспитания.
Учебная программа по физической культуре является организационно-программным документом, определяющий для всех высших учебных заведений основное содержание учебной дисциплины «Физическая культура». Составной частью общей культуры и профессиональной подготовки студента в течение всего периода обучения, физическая культура, как учебная дисциплина, является обязательным разделом в гуманитарном компоненте образования, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое развитие. Развивающие и формирующие функции физическая культура наиболее полно реализует в системе физического воспитания, как целенаправленного педагогического процесса.
Программа по физической культуре ориентирована на оптимизацию учебно-воспитательного процесса в направлении широкой просветительской работы среди студентов вуза. Она построена на научной основе и обеспечивает получение студентами точно очерченного систематического круга знаний, умений и навыков, достижения ими оптимального уровня физической подготовленности, необходимых для здорового образа жизни. Программа также обеспечивает взаимосвязь с программами для учащихся общеобразовательной школы, профессионально-технических училищ и средних специальных учебных заведений по преемственности учебного материала и последовательности его изложения.
Программа прежде всего включает в себя введение, цель и задачи физического образования студентов, формы процесса физического воспитания, распределение студентов по учебным отделениям, содержание учебного материала как практику так и теорию, зачетные требования и экзамены по физической культуре, контроль динамики спортивной и профессионально-прикладной физической подготовленности студентов, раздел реализации процесса физического воспитания, примерные тесты для оценки физической подготовленности, функционального и психофизиологического состояния организма студентов основного, спортивного и специального учебных отделений, а также примерный минимальный недельный двигательный объем занятий физическими упражнениями и рекомендуемую литературу.
Важными особенностями программы являются:
– демократичность выбора средств и организационно- методических форм реализации требуемого объема двигательной активности студенческой молодежи;
– необходимость учета специфики профессионально важных качеств предстоящей профессиональной деятельности при постановке и решении задач физической подготовки студентов;
– усиление образовательного аспекта в содержании учебного материала с целью формирования мотивации к здоровому образу жизни с использованием средств физической культуры и спорта;
– смещение акцентов деятельности кафедр в сторону методической направленности с целью научить студентов навыкам спортивно- оздоровительной деятельности, предоставить им возможность выбора и освоения средств реализации собственной программы физического совершенствования.
Программы кафедры физического воспитания вузов разрабатывают учебные планы, в которых программные требования реализуются по годам обучения.
Учебную программу кафедр физического воспитания рекомендуется преподавать в следующих формах:
– теоретические учебные занятия (лекции по учебным потокам);
– методические занятия по группам в специализированных аудиториях;
– практические занятия по рабочим учебным планам спортивных отделений;
– контрольные занятия (тесты, зачетные нормативы).
В качестве методико-практической подготовки могут использоваться ролевые, имитационные, психотехнические игры, социально-психологический тренинг, проблемные ситуации, тематические задания для самостоятельного выполнения, в процессе которых выявляется степень готовности студентов к практическому овладению определенной методикой.
Методико-практическое занятие обязательно согласуется во времени с усвоением соответствующей теоретической темы или проводится по следующей примерной схеме:
– в соответствии с планируемой темой занятия преподаватель заблаговременно выдает студентам задание по ознакомлению с рекомендуемой литературой и необходимые указания по ее усвоению;
– объяснить методы обучения и при необходимости показывает соответствующие приемы и способы выполнения физических упражнений для достижения необходимых результатов по изучаемой методике;
– студенты практически при взаимоконтроле воспроизводят тематические задания под наблюдением преподавателя;
– преподавателем в форме групповых и индивидуальных бесед обсуждаются и анализируются итоги выполнения задания, студентам выдаются индивидуальные рекомендации по практическому самосовершенствованию тематических действий.
Закрепление и совершенствование методических умений происходит в процессе их многократного воспроизведения в изменяющихся условиях учебных занятий в профессиональной и внеучебной физкультурно-спортивной деятельности, в быту, на отдыхе.
Средства учебно-тренировочных занятий, направленные на обучение двигательным действиям, развитие и совершенствование психофизических способностей, личностных качеств и свойств студентов, определяются в рабочей программе кафедрой физического воспитания каждою вуза самостоятельно. Содержание и конкретные средства каждого учебно- тренировочного занятия определяются преподавателями каждых учебных фупп с учетом графика занятий на каждом факультете и рабочего плана кафедры физического воспитания для каждого учебного отделения.
Конечной целью учебно-тренировочных занятий в самом общем смысле является овладение практическими и методическими навыками в нескольких видах спортивной деятельности, прежде всего в общей для всех видов спорта (легкая атлетика, бег на лыжах, плавание), а также в избранных по интересам традиционных и нетрадиционных видах спорта.
Студенты всех учебных отделений, выполнившие рабочую учебную программу, сдают зачет по физической культуре, который проводится по разделам учебной деятельности:
– теоретические и методические занятия, овладение методическими умениями и навыками;
– общая физическая и спортивно-техническая подготовка;
– жизненно-необходимые умения и навыки, профессионально- прикладная физическая подготовка, реабилитация и восстановление.
Усвоение этого раздела определяется по уровню овладения теоретическими и методическими знаниями и соответствующими умениями и навыками.
Для проверки знаний, умений и навыков, усвоенных студентами н соответствии с учебной программой по физической культуре, применяются следующие формы: устная проверка, письменная проверка, проверка умения применять знания на практике.
Литература:
- Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества / В. И. Андреев. Казань: Изд-в КГУ, 1988.
- Бабанский Ю. К. Педагогика: учеб, пособие для студ. пед. ин-тов / Ю. К. Бабанский, В. А. Сластёнин, Н. А. Сорокин и др. М.: Просвещение, 1988.
- Безрукова В. С. Педагогика / В. С. Безрукова. Екатеринбург: ОИРРО, 1994.
- Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.
- Бордовская Н. В. Педагогика: учеб, для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Рсан. СПб.: Питер, 2001. (Сер. Учебник нового века).
- Виленский М. Я. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: учеб, пособие / М. Я. Виленский, П. И. Образцов, А. И. Уман; под ред. В. А. Сластёнина. М.: Педагогии, общ-во России, 2004.
Ключевые слова
учебная программа, учебная дисциплина, система физического воспитания, период обучения. физическое совершенствоПохожие статьи
Особенности преподавания предмета «Физическая культура» в вузе
В статье рассматривается важность и развитие основных принципов работы в различных учебных отделениях, в которых главным является дифференцированный подход к учебно-воспитательному процессу.
Особенности организационно-методического содержания предмета «физическая культура» в общеобразовательных организациях Министерства обороны РФ
В данной статье рассматриваются организационно-методические особенности обучения по предмету «Физическая культура» в общеобразовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации с учетом дальнейшего поступления в военно-учебные заведени...
Подготовка студентов технического вуза к сдаче контрольных нормативов
В статье изложены основные положения дисциплины (физическая культура) для студентов технических вузов, обучающихся в системе высшего образования, которая включена в базовую часть основной образовательной программы подготовке бакалавриата. Подготовка ...
Основные виды подготовки специалистов по физической культуре в вузе
В статье рассматривается важность подготовки специалистов по физической культуре в вузе, в котором они должны заниматься физкультурно-педагогической деятельностью, направленной на овладение знаниями и умениями в планировании спортивно-массовой работы...
Педагогический анализ программы по физической культуре для учащихся первых классов
В данной статье проводится анализ соответствия программы по физической культуре возрастным особенностям учащихся первых классов. Имеющиеся научные данные по данной проблеме разрознены и не систематизированы.
Особенности учебно-методического обеспечения в колледже
Статья раскрывает понятие учебно-методического обеспечения образовательного процесса, основные цели, приоритетные задачи, показатели при проектировании, а также факторы, влияющие на формирование УМО.
Формирование системы методических навыков обучения на занятиях по физической подготовке у курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России
Данная статья посвящена изучению и анализу базовых принципов и методов обучения и воспитания курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России, на которых следует выстраивать план обучения по учебной дисциплине «Физическая подготовка».
Учебный процесс по дисциплине «Физическая культура» для студентов заочного обучения
В данной статье рассматривается значение физического воспитания для студентов заочной формы обучения и необходимость итогового тестирования, как средства формирования физкультурно-образовательной компетентности.
Влияние физической подготовки на студентов и сотрудников ФСИН
В данной работе рассматривается значение физической подготовки в жизни студентов и сотрудников ФСИН, основные элементы физической подготовки, влияние физической подготовленности и психической устойчивости на служебную деятельность.
Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов, её задачи и средства
В работе описаны цели и определены задачи ППФП, рассмотрена роль природных факторов в развитии профессионально-прикладной физической подготовки студентов.
Похожие статьи
Особенности преподавания предмета «Физическая культура» в вузе
В статье рассматривается важность и развитие основных принципов работы в различных учебных отделениях, в которых главным является дифференцированный подход к учебно-воспитательному процессу.
Особенности организационно-методического содержания предмета «физическая культура» в общеобразовательных организациях Министерства обороны РФ
В данной статье рассматриваются организационно-методические особенности обучения по предмету «Физическая культура» в общеобразовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации с учетом дальнейшего поступления в военно-учебные заведени...
Подготовка студентов технического вуза к сдаче контрольных нормативов
В статье изложены основные положения дисциплины (физическая культура) для студентов технических вузов, обучающихся в системе высшего образования, которая включена в базовую часть основной образовательной программы подготовке бакалавриата. Подготовка ...
Основные виды подготовки специалистов по физической культуре в вузе
В статье рассматривается важность подготовки специалистов по физической культуре в вузе, в котором они должны заниматься физкультурно-педагогической деятельностью, направленной на овладение знаниями и умениями в планировании спортивно-массовой работы...
Педагогический анализ программы по физической культуре для учащихся первых классов
В данной статье проводится анализ соответствия программы по физической культуре возрастным особенностям учащихся первых классов. Имеющиеся научные данные по данной проблеме разрознены и не систематизированы.
Особенности учебно-методического обеспечения в колледже
Статья раскрывает понятие учебно-методического обеспечения образовательного процесса, основные цели, приоритетные задачи, показатели при проектировании, а также факторы, влияющие на формирование УМО.
Формирование системы методических навыков обучения на занятиях по физической подготовке у курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России
Данная статья посвящена изучению и анализу базовых принципов и методов обучения и воспитания курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России, на которых следует выстраивать план обучения по учебной дисциплине «Физическая подготовка».
Учебный процесс по дисциплине «Физическая культура» для студентов заочного обучения
В данной статье рассматривается значение физического воспитания для студентов заочной формы обучения и необходимость итогового тестирования, как средства формирования физкультурно-образовательной компетентности.
Влияние физической подготовки на студентов и сотрудников ФСИН
В данной работе рассматривается значение физической подготовки в жизни студентов и сотрудников ФСИН, основные элементы физической подготовки, влияние физической подготовленности и психической устойчивости на служебную деятельность.
Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов, её задачи и средства
В работе описаны цели и определены задачи ППФП, рассмотрена роль природных факторов в развитии профессионально-прикладной физической подготовки студентов.