Данная статья посвящена анализу проблем обеспечения качества обучения студентов вуза по физической культуре.
Ключевые слова: качество обучения, физическая культура и спорт.
Задачи, поставленные в данной статье: рассмотреть актуальные проблемы обеспечения качества обучения студентов вуза по физической культуре и спорту, найти способы и методы решения рассмотренных проблем.
Что такое качество образования, которые мы хотим проанализировать? Качество образования — это соответствие образования (как результата, как процесса, как социальной системы) многообразным потребностям, интересам личности, общества, государства; — это системная совокупность иерархически организованных, социально значимых сущностных свойств (характеристик, параметров) образования (как результата, как процесса, как социальной системы). [1]
В чем главная цель, поставленная преподавателями по физической культуре и спорту? Это всестороннее развитие физических и духовных способностей человека в аспекте формирования физической культуры личности — самореализации человека в развитии своих духовных и физических способностей посредством физкультурной деятельности, освоения им других ценностей физической культуры. На качество освоения полученных знаний студента, оказывают влияние следующие факторы: его физическое развитие, образ жизни, состояние микроклимата, уровень физического воспитания, состояние физического развития, уровень всех нагрузок воздействующих на студента и так далее. (Рис.1.)
Рис.1. Факторы, оказывающие влияние на здоровье студента
К сожалению, далеко не все студенты понимают значение физического воспитания. Многие из них ограничиваются только посещением обязательных пар физкультуры. Это ни в коей мере не может компенсировать недостаточность двигательной активности обучающихся, в результате чего возникает излишняя полнота, отставание в физическом развитии. Поэтому по актуальности эта тема должна занимать первое место в педагогике.
В то же время специалисты рассматривают данную проблему как чисто управленческую и даже более узко — как финансовую. Я считаю, что успешное развитие физической культуры — это научная проблема. Без решения вопросов методологического и концептуального обеспечения студенческого спорта его развитие будет осуществляться вслепую, неэффективно, не будет соответствовать тем ожиданиям, которые на него возлагаются.
Одна из основных проблем с которым сталкиваются преподаватели, это отсутствие индивидуального подхода в обучении каждого студента. В результате физической нагрузки студентов можно отнести к двум различным группам: одна группа благополучно справляется с поставленными задачами и полны сил для последующей реализации своих потенциалов и вторая группа, которая находится на «грани своих возможностей и способностей», неспособная выполнить минимальные требования. Введение индивидуального-дифференцируемого подхода способно решить данную проблему.
Что под собой представляет индивидуально-дифференцируемый подход?
Индивидуально-дифференцируемый подход- важный психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности обучающегося. Педагогика индивидуального подхода подразумевает не приспособление цели и содержания образования (они едины для всех) к индивидуальным особенностям обучающихся, а приспособление методов и форм воспитания и обучения к этим особенностям с тем, чтобы успешно реализовать общую для всех цель разностороннего развития личности. Однако при всем разнообразии индивидуальных особенностей у детей наблюдаются и некоторые общие, типичные черты, на которых основывается дифференцированный подход к воспитанию и обучению. [2]
Решением проблем так же можно отнести следующие условия:
Наличие и использование действенных методик проведения учебных занятий по физической культуре со студентами. Оно необходимо для повышения исходного уровня их физического здоровья, за счет планомерного увеличения уровня двигательной активности и объективного контроля над их функциональным состоянием.
Повышение уровня мотивации студентов к физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, путем предоставления им права выбора необходимых им для улучшения своего физического здоровья упражнений и контроля над их качественным выполнением. [3]
Таким образом, можно сделать вывод о том, что сегодня имеются действенные способы решения проблем обеспечения качества обучения студентов вуза по физической культуре и спорту. Следствием решения этих проблем, считается повышение духовного, эмоционального и физического здоровья студентов.
Литература:
- Качество образования — это … https://pedagogical_dictionary.academic.ru/1411/Качество_образования
- Сущность индивидуально-дифференцируемого подхода обучения https://studfiles.net/preview/5707680/page:45/
- Осипов А. Ю., Гольм Л. А., Михайлова С. А. Формирование здоровьесберегающих компетенций будущих специалистов средствами физического воспитания // Вестник Череповецкого государственного университета. 2012. № 2 (39). Т.2. С.178–182