Актуальность. Одним из главных вопросов, ныне стоящих перед здравоохранением и физическим воспитанием в России, является проблема ухудшения здоровья населения.
Следует отметить, что состояние здоровья детей и взрослых ухудшается с каждым годом. Сегодня большой процент новорожденных детей уже имеют проблемы со здоровьем. Поэтому крайне важна задача укрепления здоровья студенческой молодежи через физические упражнения, занятия спортом и закаливание организма.
Кроме неудовлетворительного экологического состояния и господства малоподвижного уклада жизни, важным фактором сложившейся ситуации является низкий удельный вес физической культуры и спорта в утверждении здорового образа жизни среди молодежи. Физическое воспитание призвано укрепить здоровье студентов, способствовать сбалансированному развитию их личности, подготовить молодежь к труду и защите государства.
Гармоничное развитие нужно человеку, чтобы иметь возможность участвовать в различных направлениях деятельности — профессиональной, общественной, спортивной, интеллектуальной, творческой и других. Физическая культура является важным средством улучшения социальной и трудовой активности студентов, удовлетворения их моральных качеств, эстетических и творческих запросов. Сама цель гармоничного развития личности всегда будет являться продуктом истории развития человечества.
Цель работы — проанализировать оздоровительную направленность занятий спортом в вузе.
В современных условиях всестороннее и гармоничное развитие молодого человека является жизненно необходимым. Физическая закалка является неотъемлемой составляющей гармоничного развития молодого человека, является, в свою очередь, залогом будущего государства. Одним из направлений, которое влияет на состояние здоровья, является активно-спортивный образ жизни, который имеет особое значение для людей молодого возраста. Поэтому занятия спортом уже становятся катализатором жизненной активности, условием и неотъемлемой частью гармоничной и полноценной жизни [1, c. 15].
Одним из условий развития личности будет являться физическая подготовленность. Спорт в сочетании с схожими средствами воспитания спорт будет способствовать всестороннему развитию студента. Спорт не только развивает физическое тело, но и влияет на моральные качества, волевую и эмоциональную сферы. Так же занятия спортом несут положительное влияние на интеллектуальную сферу.
Ученые считают, что спортивные соревнования являются лучшим естественным стимулом для проявления предельных усилий: при мышечном напряжении, при напряжении внимания, при выполнении действий в условиях утомления, направленных на соблюдение режима, на преодоление страха и неуверенности [4, c. 19].
Физические упражнения влияют не только на отдельный орган, а на весь организм в целом через нервную систему. Поэтому даже при незначительных физических нагрузках человек сразу отмечает изменения, которые происходят в многих органах и системах.
Ученый А. Крестовников выявил, что у бегунов процент кислорода, который усваивает организм при небольшом ускорении дыхания, увеличивается практически в два раза, что в свою очередь улучшает питание тканей кислородом, а на саму работу дыхательного аппарата кислорода расходуется меньше [2, c. 280].
В деятельности сердечно-сосудистой системы заметна схожая реакция на физические упражнения: начинает ускоряться пульс (на 40–50 %) и увеличивается разница между систолическим и диастолическим артериальным давлением. Как отмечают ученые, такое увеличение амплитуды артериального давления может свидетельствовать об увеличении ударного объема сердца. То есть, количество крови, которое сердце может выбросить за одно свое сокращение. Следовательно, начинает увеличиваться и минутный объем крови. Органы и ткани получают больше обогащенной кислородом крови за единицу времени, что улучшает их работу и питание. Именно почему в лечении больных с сердечно-сосудистой системой широко применяется лечебная физкультура [2, c. 311].
Систематические занятия физическими упражнениями влияют на заметные изменения и в обмене веществ. Улучшается здоровый аппетит и функции желудочно-кишечного тракта. Также под влиянием длительного применения лечебной физкультуры нормализуется кислотность кишечника.
Активизируются желчевыделительная функция печени и мочевыделительной функция почек под влиянием физических упражнений.
Стоит заметить, что систематические занятия физической культурой позитивно влияют на организм как здорового, так и больного человека [5, c. 226].
Преподавательский практический опыт показывает, что студенты, которые систематически занимаются физической культурой, проявляют более высокую активность. У них вырабатывается определенный режим дня, наблюдается развитие социально ориентированных установок и более высокий жизненный тонус [3, c. 61].
У этой категории студентов в большей степени проявляется ответственность, чувство долга, добросовестность к занятиям, собранность во время ответов. Они успешнее взаимодействуют в работе, которая требует систематических напряжений организма, им легче дается самоконтроль. Все это указывает на значительно-положительное влияние систематических занятий спортом в процессе занятий в ВУЗе. Также отметим, что спорт является эффективным средством физического воспитания.
Рядом с такими важными социальными институтами общества как семья и школа, важную роль в этом плане могут и должны сыграть медицинские работники, средства массовой информации, особенно телевидение, которое собирает у своих экранов многомиллионную аудиторию [4, c. 18].
Заключение. В ходе исследования была выявлена проблема неопределенности цели физического воспитания для учащихся высших учебных заведений. Этот вопрос актуален как на уровне государственно-правовых актов, так и для каждого студента лично. Хотя занятия спортом и благоприятно влияют на здоровье студентов, все же ему придается не достаточное внимание.
Переосмысление роли физической культуры среди молодежи, исходя непосредственно из интересов конкретной личности, способствовало бы ощутимому повышению пользы для здоровья от занятий физическим воспитанием.
Литература:
- Арвисто М. А. Конкретно-социологическое исследование некоторых субъективных факторов участия в спортивной деятельности: Автореф. дисс. …. канд. псих. наук. Тарту, 1972. — 17 с.
- Ильинич В. И. Физическая культура студента. Учебник. / Под ред. В. И. Ильинича. М.: Гардарики, 2000. — 448 с.
- Лысяк В. Н. Оценка влияния физической культуры и спорта на формирование личных качеств студентов. — Режим доступа: http://www.sportpedagogy.org.ua/html/journal/2010–08/10lvnfpq.pdf
- Сембрат А. Л. Нравственное воспитание старшеклассников в учебно-воспитательном процессе: Автореф. дис.... канд. пед. наук / Сембрат А. Л. — М., 2007. — 21 с.
- Nikos Ntoumanis. A self-determination approach to the understanding of motivation in physical education // British Journal of Educational Psychology. — 2001. — Volume 71, Issue 2. — P. 225–242.