За последнее время отношение молодого поколения к спорту, а в частности — физической культуре, как дисциплине, преподаваемой в высших учебных заведениях, изменилось достаточно резко. Так, еще в начале 2000-х тысячных начали хаотично формироваться различного рода субкультуры среди молодежи, ценностные ориентиры которых «обходили» стороной значимость подвижного, активного образа жизнедеятельности. Способствовала развитию такой неблагоприятной тенденции и обстановка, складывающаяся в стране, характеризующаяся отсутствием заинтересованности, в первую очередь, государства в привлечении молодежи к занятию спортом, увеличении количества новых спортплощадок, учреждений, а также в поддержании уже действующих и пришедших в упадок организаций.
Ключевые слова: физическая культура, занятие спортом.
В современных условиях развития информационных технологий и технического прогресса наблюдается резкое снижение физической, а именно двигательной деятельности человека. Такая негативная тенденция наиболее опасна для здоровья молодого поколения, в числе которых такая категория, как студенты.
Сегодня видится возможным наблюдать факт того, что получение знаний уже не требует тех усилий, которые прослеживались еще 15 лет назад, исключается необходимость посещения библиотек, научных центров для получения информации. При этом, постоянная работа с компьютером сказывается на снижении качества зрения, искривлении осанки. Кроме того, в высших учебных заведениях, к сожалению, нередки случаи отсутствия такой дисциплины, как физическая культура, что, порой, объясняется сильной загруженностью студентов в связи с наличием иных дисциплин и предметов [3, c. 72].
Также снижение активности не обеспечивает требуемых энергозатратах молодого растущего организма, который в данной возрастной категории, практически сформирован, отчего процесс оздоровления может происходить дольше.
Интересным фактом является анализ и выявление необходимого объема энергозатрат. Так, в рамках зарубежной программы «Здоровье ради жизни» (США), направленной на создание эффективной модели физкультурно-спортивного движения, было выявлено, что минимальной величиной суточных энергозатрат, которая необходима для жизнедеятельности организма, считается 14 МДж, что соответствует 3400 ккал (для категории студентов). При этом, для приведения в действие и поддержания активности мышечного аппарата требуется 9 МДж (1350 ккал) [2]. Поэтому при недостаточности движения возникает либо рассогласование в работе отдельных систем (дыхательной, мышечной, костной), либо их атрофирование.
Безусловно, данные аспекты в совокупности и становятся одной из главных причин ухудшения здоровья молодого организма студентов повсеместно.
Казалось бы, что решение сложившейся ситуации видится в занятии спортом, и, как минимум, в введении и посещении занятий по физической культуре. Однако это лишь одна из «сторон медали». Все чаще наблюдаются такие изменения состояния здоровья молодых людей, которые становятся основанием противопоказания к занятию физической культурой в обычных группах. В связи с чем, понуждение к выполнению тех или иных упражнений может негативно сказаться на состоянии человека.
Таким образом, полезность физической культуры выражается в оздоровительном и профилактическом эффекте, что проявляется при повышении физической активности лица, посредством усиления функций опорно-двигательного аппарата, а равно влечет и активизацию обмена веществ.
Данный факт подтверждается и тем, что такой видный ученый, как М. Р. Могендович в своих трудах отмечал, что улучшение деятельности двигательного аппарата посредством занятия спортом напрямую влияет и на развитие умственных способностей, на психологическое состояние [1, c. 56]. Бесспорно, что именно повышение и улучшение внимания, памяти, мозговой активности и являются залогом успешного обучения. Следовательно, занятие физической культурой позволяют развиваться не только физически, но и умственно, морально. И как итог: будучи стрессоустойчивым, готовым к получению достаточно большого объема информации, при этом находясь в хорошей физической форме, студент, по окончании высшего учебного заведения, сможет составить должную конкуренцию, например, при поступлении на работу.
Так, полезный эффект от занятий спортом связан в первую очередь с повышением аэробных возможностей организма, а равно и с повышением уровня общей выносливости, трудоспособности студентов.
Повышение физической нагрузки и, следовательно, способность организма такие нагрузки выносить, становится выражением профилактического аспекта влияния физической культуры, а также способствует снижению риска ряда нехарактерных для молодых людей заболеваний (остеопороз) [3, c. 73].
Таким образом, подводя итог вышеизложенного, следует отметить, что ранее указанные факты оказывают положительное влияние на состояние здоровья студента в условиях снижения двигательной активности среди молодых людей
Указанные выводы опираются на статистические данные, приведенные в работах В. И. Григорьева, посвященных исследуемой тематике. Так, в ходе опросов было выявлено, что причиной снижения интереса к физической культуре среди молодежи (студентов высших образовательных учреждений) послужили нижеследующих факторы:
‒ желание повысить свой «авторитет» среди сверстников путем «прогула» занятий и, как дополнительный стимул, отсутствие адекватной реакции преподавателей на пропуски занятий, выраженной в пресечении подобных действий;
‒ ухудшение состояния помещений, предназначенных для занятий спортом, физической культурой, что стало результатом, в том числе, и коррупционных проявлений (нецелевое использование средств, выделенных для ремонта зданий из соответствующего бюджета) [4, c. 23].
Литература:
- Могендович М. Р. Физиология спорта // Вестник Дальневосточного медицинского университета. — 2017. — № 1. — С. 54–59.
- О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян // [Электронный ресурс] / URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/21920 (дата обращения: 30.11.2017 г.).
3. Паначев В. Д. Формирование у студентов мотивации здорового образа жизни // Общественные науки. — 2016. — № 8. — С. 72–75.
- Григорьев В. И. Физическая культура: вчера и сегодня // Медицина. Экономика. Спорт. — 2017. — № 3. — С. 21–25.