Социально-экономические трансформации, происходящие в российском обществе, обостряют проблему адаптации к условиям личностно-средового взаимодействия, в том числе и для подростков. Для преодоления создавшихся трудностей подросткам необходимо задействовать свои возможности, использовать те способности и умения, применение которых не требуется в обычных условиях. Всё это реализуется в копинг-поведении, оно направлено не столько на пассивную адаптацию или уход от проблемы, сколько на ее разрешение, исключение негативных последствий или нахождение новых ресурсов. Данная статья посвящена рассмотрению особенностей копинг-поведения подростков.
Ключевые слова: копинг-поведение, копинг-стратегии, подростковый возраст, трудная ситуация.
Ситуация в окружающем мире с каждым годом усложняется из-за происходящих социально-экономических, культурных, политических изменений в обществе, вследствие чего возрастает эмоциональный дискомфорт, внутренняя напряженность и в целом нагрузка на психику подростка. Он вынужден решать все более ответственные задачи, включаться в новые межличностные и общественные отношения, учитывать большее количество факторов, способствующих продуктивной и успешной деятельности.
Все эти стремительные изменения социальной среды заставляют подростков искать другие алгоритмы и формы поведения, которые позволяют быстрее адаптироваться к новым трудным ситуациям, при этом используя имеющийся жизненный опыт, когнитивные способности, творческий потенциал и инициативность.
Важнейшей формой адаптационных процессов реагирования подростка на трудную ситуацию является копинг-поведение.
В 1966 году Р. Лазарус в своей книге «Психологический стресс и процесс совладания с ним» применил копинг для характеристики осознанных стратегий совладания со стрессом и с другими вызывающими тревогу ситуациями. С выходом этой книги, в качестве центрального звена стресса стал рассматриваться копинг, а именно — как стабилизирующий фактор, помогающий личности в поддержке психосоциальной адаптации в ситуации стресса [2].
Такие исследователи, как Ф. Е. Василюк, Л. А. Китаев-Смык, И. В. Камынина, А. В. Либин, отмечают, что копинг — это процесс, который все время изменяется, так как личность и среда создают неразрывную, динамическую взаимосвязь и осуществляют взаимное влияние друг на друга [1].
А. Г. Маклаков считает копинг-поведение адаптационным потенциалом человека, в котором высокие резервы сопротивления стрессу обусловлены особой личностной диспозицией человека. Личностные диспозиции могут влиять на процессы копинг-поведения и быть механизмом, с помощью которого личность оказывает буферное влияние на стрессовые события [5].
Таким образом, при рассмотрении подходов различных авторов, можно утверждать, что копинг-поведение — индивидуальный образ действий индивида в затруднительной ситуации согласно ее значимости и реализуется посредством применения различных копинг-стратегий на основе ресурсов личности и ресурсов среды.
Выявление особенностей копинг-поведения в подростковом возрасте является актуальным, так как в научной литературе этот период описывается как наиболее стрессогенный и конфликтный.
Этот возраст имеет свои специфические черты, центральными из которых являются: интимно-личностное общение с группой сверстников, выделяющееся в качестве ведущей деятельности, и стремление утвердить свою независимость, самостоятельность, личностную автономию.
В силу ведущей деятельности этого периода повышена значимость ценностей и норм группы сверстников, что обуславливает стремление подростка занять удовлетворяющее его положение среди них [6]. Эта особенность подросткового возраста существенно влияет на использование подростком тех или иных копинг-стратегий в трудных для него ситуациях.
В подростковом возрасте идет интенсивное развитие познавательных процессов. Происходит становление избирательности, развитие целенаправленности восприятия, формирование теоретического мышления, логической памяти и устойчивого произвольного внимания. Центральное личностное новообразование данного периода — развитие самосознания на новом уровне, происходит становление Я-концепции, которая выражается в стремлении понять себя, свои особенности и возможности, свою неповторимость и уникальность. В связи с этим, в подростковом возрасте идет активное необходимо проводить обучение способам совладания с жизненными трудностями.
Е. Н. Туманова выявила следующие типичные кризисные ситуации в жизни подростков. Это неприятности в таких сферах, как: семья, взаимоотношения со сверстниками, взаимоотношения со значимым взрослым, учебная, здоровье [3].
Следующей отличительной особенностью копинг-поведения в современной подростковой среде является возникновение установок на получение удовольствий, как способа ухода от критических ситуаций и возрастающих трудностей.
Научное исследование Е. А. Сибирева показывает, что в системе ценностных ориентаций современной российской молодежи стремление к развлечениям и удовольствиям прочно занимает вторую позицию после материального дохода, заметно опережая такие ценности, как семья, забота о других, творчество [3].
Саморазрушающим называл В. Франкл стремление к счастью, когда в основе его лежат чувственные удовольствия. Именно такие стремления определяют внутренние неврозы. Чем больше подросток стремится к наслаждению, тем больше он удаляется от цели. Стремление к жизни «по принципу удовольствия» является определяющим и смыслообразующим мотивом инфантилизма. Таким образом, подростки, столкнувшись с невозможностью изменить свое отрицательное эмоциональное состояние продуктивным путем и не имеющие эффективных способов совладающего поведения, оказываются перед возможностью возникновения невроза [7].
Н. А. Сирота и В. М. Ялтонский, следуя подходу Р. Лазаруса, рассматривают копинг как «деятельность личности по поддержанию или сохранению баланса между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими этим требованиям». Также на основе своих исследований копинг-поведения подростков авторы разработали три теоретические модели: [4, с.88]
- Модель адаптивного функционального копинг-поведения включает в себя следующие характеристики:
сбалансированное использование соответствующих возрасту копинг-стратегий;
сбалансированное развитие когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов копинг-поведения и когнитивно-оценочных механизмов;
преобладание мотивации на достижение успеха;
наличие определённых личностно-средовых копинг-ресурсов, обеспечивающих позитивный психологический фон для преодоления стресса и способствующих развитию копинг-стратегий.
- Модель псевдоадаптивного дисфункционального копинг-поведения включает в себя следующие характеристики:
использования как пассивных, так и активных копинг-стратегий;
несбалансированное функционирование когнитивной, эмоциональной и поведенческой составляющих копинг-поведения;
неустойчивость, изменение мотивации — достижение успеха / избегание неудачи;
низкая эффективность блока как личностно-средовых копинг-ресурсов в целом, так и отдельных компонентов его структуры.
- Модель дисфункционального дезадаптивного копинг-поведения, ее характеристики:
преобладание копинг-стратегий избегания над стратегиями разрешения проблем и поиска социальной поддержки;
несбалансированность функционирования когнитивного, поведенческого и эмоционального компонентов, неразвитость когнитивно-оценочных копинг-механизмов;
дефицит социальных навыков разрешения проблем, интенсивное использование не свойственных возрасту копинг-стратегий;
преобладание мотивации избегания неудачи над мотивацией на достижение успеха; отсутствие готовности к активному противостоянию среде;
отсутствие направленности копинг-поведения на стрессор как на причину негативного влияния и воздействия на психоэмоциональное напряжение как на следствие негативного воздействия стрессора с целью его ослабления;
низкая эффективность функционирования блока личностно-средовых ресурсов.
На основании учета характеристик данных моделей, мы можем увидеть, какой вариант копинг-поведения использует подросток и что стало для этого причиной.
Таким образом, обобщая точки зрения авторов на особенности копинг-поведения подростков можно утверждать, что:
- Интимно-личностное общение со сверстниками, повышающее значимость ценностей и норм групп сверстников, где одни формы поведения подкрепляются авторитетом, уважением и т. д., а другие наказываются, например, исключением из группы, отчуждением, существенно влияет на использование подростком тех или иных копинг-стратегий в трудных для него ситуациях;
- Происходит активное становление копинг-стратегий как способов совладания с жизненными трудностями в процессе интенсивного развития познавательных процессов подростка;
- Возникают установки на получение удовольствий как способа ухода от трудных ситуаций, что препятствует поиску эффективных способов совладания с ними и способствует формированию аддиктивного поведения.
Учет особенностей копинг-поведения в подростковом возрасте позволяет выделять адекватные и не адекватных стратегии выхода из проблемных и критических ситуаций, уменьшать отрицательное воздействие негативных обстоятельств, трудностей личностного развития подростков. Для адекватных, социально адаптивных копинг-стратегий подростков рекомендуется их формирование с помощью психокоррекционных групповых занятий с элементами тренинга. Эта форма работы предоставляет подросткам все многообразие способов поведения, тем самым, обучая их продуктивным способам преодоления трудных ситуаций.
Литература:
- Василюк, Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций / Ф. Е. Василюк. — М.: Издательство Московского университета, 1984. — 200с.
- Лазарус, Р. Стресс, оценка и копинг/ Р.Лазарус. — М.: Медицина, 1984. — 218 с.
- Сибирев В. А. Штрих к портрету поколения 1990-х гг. / В. А. Сибирев, И. А. Головин // Социологические исследования, 1998. — № 3. — С.106–117.
- Сирота Н. А., Ялтонский В. М. Применение и внедрение программ реабилитации и профилактики зависимого поведения как актуальная задача российской клинической психологии // http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2012_2_13/nomer/nomer05.php.
- Соловьева С. Л. Ресурсы личности. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2010. N 2. URL: http:// medpsy.ru
- Фельдштейн Д. И. Возрастная и педагогическая психология: Избранные психологические труды/ Д.И Фельдштейн. — М.:МПСИ, 2012. — 427 с.
- Франкл, В. Человек в поисках смысла/ В.Франкл. — М.: Прогресс, 1990–367 с. ISBN 5–01–001606–0