Проведено психологическое исследование подростков с разным типом психического развития, с целью изучения сравнительного анализа стратегий совладающего поведения. В ходе исследования были выявлены преобладающие стратегии совладеющего поведения.
Ключевые слова: стратегии совладающего поведения, подростки с разным типом психического развития, диагностика
Подростковый возраст — это время, когда складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психологическое здоровье, общественную и личную зрелость [7]. В связи с этим исследование особенностей подросткового возраста заслуживает особого внимания, о чем свидетельствуют труды таких ученых как Блонский П.П, Кащенко В. П., Сикорский И. А., Беличева С. А., Выготский Л. С., Эльконин Д. Б., Божович Л.И, Фельдштейн Д. И. и др.
Актуальность данной темы состоит в том, что условия, в которых протекает жизнедеятельность современного человека, часто по праву называют экстремальными и стимулирующими развитие стресса. Это связано со многими факторами и угрозами, в том числе политическими, информационными, социально-экономическими, экологическими, природными. Для совладания со стрессовыми ситуациями человек на протяжении своей жизни вырабатывает так называемые копинг-стратегии, то есть систему целенаправленного поведения по сознательному овладению ситуацией для уменьшения вредного влияния стресса.
Можно говорить об общем снижении чувства безопасности и защищенности современного человека. Ситуация угрозы жизни в современном мире все больше становится привычным атрибутом так называемой мирной жизни. Это связано в первую очередь с повышением угрозы физического и иного насилия, террористических актов, техногенных и экологических катастроф. Другими словами, трансординарное существование, по словам М. Магомед-Эминова, все больше вторгается в ординарное существование, наделяя его чертами аномальности, катастрофичности. Угроза небытия становится неспецифической характеристикой не только экзистенциальной ситуации, но и обыденной жизненной ситуации и определяет существование человека. Тем более эта проблема актуальна для подростков, чьи адаптационные ресурсы считаются в этом возрасте еще несколько сниженными [4].
Цель исследования: определить копинг-стратегии подростков с разным типом психического развития.
Материалы иметоды исследования.
Для проведения исследования была сформирована выборка из 60 человек в возрасте от 14 до 15 лет, из которых 30 ходят в обычную общеобразовательную школу и 30 посещают коррекционный класс.
Для проведения исследования была сформирована выборка из 60 человек в возрасте от 14 до 15 лет, из которых 30 ходят в обычную общеобразовательную школу и 30 посещают коррекционный класс.
В процессе проведения исследования были использованы следующие методики: опросник способов совладающего поведения Р.Лазаруса и С.Фолкман, методика диагностики стресс-совладающего поведения (копинг-поведение в стрессовых ситуациях) Д.Амирхана, опросник «Копинг-поведения в стрессовых ситуациях» Н.Эндлера и Дж.Паркера, Тест Преодоление трудных жизненных ситуаций (ПТЖС). Опросник SVF120, В. Янке, Г. Эрдманн, адаптация Н. Е. Водопьяновой, опросник совладания со стрессом (К. Карвер, М. Шейер и Дж. Вейнтрауб).
Результаты исследования и их анализ.
Анализ данных, полученных в ходе исследования копинг-стратегий методикой «Опросник способов совладающего поведения» (Р.Лазарус и С.Фолкман), показал преобладание в эмпирической группе таких способов совладания, как поиск социальной поддержки, бегство-избегание и самоконтроль. Достоверно значимые различия были получены по шкале бегство-избегание, что свидетельствует о предпочтении данной стратегии подростками из коррекционной школы при столкновении со стрессовой ситуацией. Важно отметить, что копинг-стратегия бегство-избегание является неадаптивной и может способствовать развитию негативных последствий соматического характера.
Согласно методике «Диагностика стресс-совладающего поведения» Д.Амирхана преобладающей копинг-стратегией в контрольной группе является стратегия совладающего поведения, направленная на разрешение проблемы. Умение полно и всесторонне рассматривать ситуацию позволяет респондентам планировать стратегию своего поведения, искать пути разрешения сложной ситуации, а также брать на себя ответственность за результат своих действий. Такая стратегия совладания обеспечивает развитие адаптивной ответной реакции и позволяет избегать возникновения неблагоприятных последствий.
Результаты опросника «Копинг-поведения в стрессовых ситуациях» Н.Эндлера и Дж.Паркера позволяют сделать вывод, что при столкновении с трудностями подростки направляют свои усилия на уклонение от сложившейся ситуации и стремлении разрешить ее за счет отвлечения социальной направленности.
Кроме того, следует отметить, что подростки из коррекционной школы не стремятся принимать реальность сложившейся ситуации и всячески избегают ее, а подростки из обычной школы в стрессовых ситуациях ищут эмоциональную поддержку и стремятся выразить свои эмоции и чувства, при этом в большей мере обращая внимание на действия, связанные со стрессом.
Выводы:
- Анализ данных, полученных в ходе исследования копинг-стратегий методикой «Опросник способов совладающего поведения» (Р.Лазарус и С.Фолкман), показал преобладание в группе подростков, обучающихся в коррекционной школе таких способов совладания, как поиск социальной поддержки, бегство-избегание и самоконтроль. Достоверно значимые различия были получены по шкале бегство-избегание, что свидетельствует о предпочтении данной стратегии в данной группе при столкновении со стрессовой ситуацией. Важно отметить, что стратегия совладающего поведения бегство-избегание является неадаптивной и может способствовать развитию негативных последствий.
- Согласно методике «Диагностика стресс-совладающего поведения» Д.Амирхана преобладающей копинг-стратегией в группе подростков, обучающихся в обычной школе является стратегия совладающего поведения, направленная на разрешение проблемы. Умение полно и всесторонне рассматривать ситуацию позволяет респондентам планировать стратегию своего поведения, искать пути разрешения сложной ситуации, а также брать на себя ответственность за результат своих действий. Такая стратегия совладания обеспечивает развитие адаптивной ответной реакции и позволяет избегать возникновения неблагоприятных последствий.
- Результаты опросника «Копинг-поведения в стрессовых ситуациях» Н.Эндлера и Дж.Паркера позволяют сделать вывод, что при столкновении с трудностями подростки, обучающиеся в коррекционной школе направляют свои усилия на уклонение от сложившейся ситуации и стремлении разрешить ее за счет отвлечения социальной направленности.
- Кроме того, следует отметить, что подростки из коррекционной школы не стремятся принимать реальность сложившейся ситуации и всячески избегают ее, а подростки из обычной школы в стрессовых ситуациях ищут эмоциональную поддержку и стремятся выразить свои эмоции и чувства, при этом в большей мере обращая внимание на действия, связанные со стрессом.
Литература:
- Абабков, В. А. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии.– СПб.: Речь, 2009.
- Битюцкая Е. В. Особенности когнитивного оценивания трудных жизненных ситуаций при разных уровнях тревожности. // Личность в экстремальных условиях. Вып. 2: сб. науч. тр.: в 2 ч. Ч. 2 / науч. ред. А. В. Серый, М. С. Яницкий; под общ. ред. А. А. Бучек, Ю. Ю. Неяскиной, М. А. Фризен; КамГУ им. Витуса Беринга. — Петропавловск-Камчатский КамГУ им. Витуса Беринга: КамГУ им. Витуса Беринга, 2012. С. 17–27.
- Водопьянова, Н. Е. Психодиагностика стресса / Н. Е. Водопьянова — СПб.: Изд-во «Питер», 2009. — 336 с.
- Карвасарский Б. Д., Абабков В. А., Васильева А. В., Исурина Г. Л. /Копинг — поведение (механизмы совладания) как сознательные стратегии преодоления стрессовых ситуаций и методы их определения: пособие для врачей и психологов — СПБ.: Изд-во НИПНИ им. В. М. Бехтерева, 2007.
- Люсин Д. В., Ушаков Д. В. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования. М.: Институт психологии РАН, 2008.
- Палий И. Г., Резниченко И. Г., Севак Н. М. Психосоматические расстройства в гастроэнтерологической практике: особенности клинического течения и медикаментозной терапии // Новости медицины и фармации. — 2007. — № 6 (210). — С. 18–19.
- Koh K. B., Choe E., Song J. E., Lee E. H., Effect of coping on endocrinoimmune functions in different stress situations//Psychiatry Res. 2006. V. 143 (2–3). P. 223–234.
- Penley J. A. Tomaka J., Wiebe J. S., The association of coping to physical and psychological health outcomes: a meta-analytic review//J Behav Med. 2002. V.25 (6). P.551–603.
- Schmeelk-Cone K. H., Zimmerman M. A., Abelson J. L. The buffering effects of active coping on the relationship between SES and cortisol among African American young adults//Behav Med. 2003. V.29.№ 2. P.85–94.