Копинг-стратегии подростков с разным типом психического развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №27 (131) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 05.12.2016

Статья просмотрена: 1281 раз

Библиографическое описание:

Баштова, И. П. Копинг-стратегии подростков с разным типом психического развития / И. П. Баштова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 27 (131). — С. 768-770. — URL: https://moluch.ru/archive/131/36260/ (дата обращения: 16.12.2024).



Проведено психологическое исследование подростков с разным типом психического развития, с целью изучения сравнительного анализа стратегий совладающего поведения. В ходе исследования были выявлены преобладающие стратегии совладеющего поведения.

Ключевые слова: стратегии совладающего поведения, подростки с разным типом психического развития, диагностика

Подростковый возраст — это время, когда складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психологическое здоровье, общественную и личную зрелость [7]. В связи с этим исследование особенностей подросткового возраста заслуживает особого внимания, о чем свидетельствуют труды таких ученых как Блонский П.П, Кащенко В. П., Сикорский И. А., Беличева С. А., Выготский Л. С., Эльконин Д. Б., Божович Л.И, Фельдштейн Д. И. и др.

Актуальность данной темы состоит в том, что условия, в которых протекает жизнедеятельность современного человека, часто по праву называют экстремальными и стимулирующими развитие стресса. Это связано со многими факторами и угрозами, в том числе политическими, информационными, социально-экономическими, экологическими, природными. Для совладания со стрессовыми ситуациями человек на протяжении своей жизни вырабатывает так называемые копинг-стратегии, то есть систему целенаправленного поведения по сознательному овладению ситуацией для уменьшения вредного влияния стресса.

Можно говорить об общем снижении чувства безопасности и защищенности современного человека. Ситуация угрозы жизни в современном мире все больше становится привычным атрибутом так называемой мирной жизни. Это связано в первую очередь с повышением угрозы физического и иного насилия, террористических актов, техногенных и экологических катастроф. Другими словами, трансординарное существование, по словам М. Магомед-Эминова, все больше вторгается в ординарное существование, наделяя его чертами аномальности, катастрофичности. Угроза небытия становится неспецифической характеристикой не только экзистенциальной ситуации, но и обыденной жизненной ситуации и определяет существование человека. Тем более эта проблема актуальна для подростков, чьи адаптационные ресурсы считаются в этом возрасте еще несколько сниженными [4].

Цель исследования: определить копинг-стратегии подростков с разным типом психического развития.

Материалы иметоды исследования.

Для проведения исследования была сформирована выборка из 60 человек в возрасте от 14 до 15 лет, из которых 30 ходят в обычную общеобразовательную школу и 30 посещают коррекционный класс.

Для проведения исследования была сформирована выборка из 60 человек в возрасте от 14 до 15 лет, из которых 30 ходят в обычную общеобразовательную школу и 30 посещают коррекционный класс.

В процессе проведения исследования были использованы следующие методики: опросник способов совладающего поведения Р.Лазаруса и С.Фолкман, методика диагностики стресс-совладающего поведения (копинг-поведение в стрессовых ситуациях) Д.Амирхана, опросник «Копинг-поведения в стрессовых ситуациях» Н.Эндлера и Дж.Паркера, Тест Преодоление трудных жизненных ситуаций (ПТЖС). Опросник SVF120, В. Янке, Г. Эрдманн, адаптация Н. Е. Водопьяновой, опросник совладания со стрессом (К. Карвер, М. Шейер и Дж. Вейнтрауб).

Результаты исследования и их анализ.

Анализ данных, полученных в ходе исследования копинг-стратегий методикой «Опросник способов совладающего поведения» (Р.Лазарус и С.Фолкман), показал преобладание в эмпирической группе таких способов совладания, как поиск социальной поддержки, бегство-избегание и самоконтроль. Достоверно значимые различия были получены по шкале бегство-избегание, что свидетельствует о предпочтении данной стратегии подростками из коррекционной школы при столкновении со стрессовой ситуацией. Важно отметить, что копинг-стратегия бегство-избегание является неадаптивной и может способствовать развитию негативных последствий соматического характера.

Согласно методике «Диагностика стресс-совладающего поведения» Д.Амирхана преобладающей копинг-стратегией в контрольной группе является стратегия совладающего поведения, направленная на разрешение проблемы. Умение полно и всесторонне рассматривать ситуацию позволяет респондентам планировать стратегию своего поведения, искать пути разрешения сложной ситуации, а также брать на себя ответственность за результат своих действий. Такая стратегия совладания обеспечивает развитие адаптивной ответной реакции и позволяет избегать возникновения неблагоприятных последствий.

Результаты опросника «Копинг-поведения в стрессовых ситуациях» Н.Эндлера и Дж.Паркера позволяют сделать вывод, что при столкновении с трудностями подростки направляют свои усилия на уклонение от сложившейся ситуации и стремлении разрешить ее за счет отвлечения социальной направленности.

Кроме того, следует отметить, что подростки из коррекционной школы не стремятся принимать реальность сложившейся ситуации и всячески избегают ее, а подростки из обычной школы в стрессовых ситуациях ищут эмоциональную поддержку и стремятся выразить свои эмоции и чувства, при этом в большей мере обращая внимание на действия, связанные со стрессом.

Выводы:

  1. Анализ данных, полученных в ходе исследования копинг-стратегий методикой «Опросник способов совладающего поведения» (Р.Лазарус и С.Фолкман), показал преобладание в группе подростков, обучающихся в коррекционной школе таких способов совладания, как поиск социальной поддержки, бегство-избегание и самоконтроль. Достоверно значимые различия были получены по шкале бегство-избегание, что свидетельствует о предпочтении данной стратегии в данной группе при столкновении со стрессовой ситуацией. Важно отметить, что стратегия совладающего поведения бегство-избегание является неадаптивной и может способствовать развитию негативных последствий.
  2. Согласно методике «Диагностика стресс-совладающего поведения» Д.Амирхана преобладающей копинг-стратегией в группе подростков, обучающихся в обычной школе является стратегия совладающего поведения, направленная на разрешение проблемы. Умение полно и всесторонне рассматривать ситуацию позволяет респондентам планировать стратегию своего поведения, искать пути разрешения сложной ситуации, а также брать на себя ответственность за результат своих действий. Такая стратегия совладания обеспечивает развитие адаптивной ответной реакции и позволяет избегать возникновения неблагоприятных последствий.
  3. Результаты опросника «Копинг-поведения в стрессовых ситуациях» Н.Эндлера и Дж.Паркера позволяют сделать вывод, что при столкновении с трудностями подростки, обучающиеся в коррекционной школе направляют свои усилия на уклонение от сложившейся ситуации и стремлении разрешить ее за счет отвлечения социальной направленности.
  4. Кроме того, следует отметить, что подростки из коррекционной школы не стремятся принимать реальность сложившейся ситуации и всячески избегают ее, а подростки из обычной школы в стрессовых ситуациях ищут эмоциональную поддержку и стремятся выразить свои эмоции и чувства, при этом в большей мере обращая внимание на действия, связанные со стрессом.

Литература:

  1. Абабков, В. А. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии.– СПб.: Речь, 2009.
  2. Битюцкая Е. В. Особенности когнитивного оценивания трудных жизненных ситуаций при разных уровнях тревожности. // Личность в экстремальных условиях. Вып. 2: сб. науч. тр.: в 2 ч. Ч. 2 / науч. ред. А. В. Серый, М. С. Яницкий; под общ. ред. А. А. Бучек, Ю. Ю. Неяскиной, М. А. Фризен; КамГУ им. Витуса Беринга. — Петропавловск-Камчатский КамГУ им. Витуса Беринга: КамГУ им. Витуса Беринга, 2012. С. 17–27.
  3. Водопьянова, Н. Е. Психодиагностика стресса / Н. Е. Водопьянова — СПб.: Изд-во «Питер», 2009. — 336 с.
  4. Карвасарский Б. Д., Абабков В. А., Васильева А. В., Исурина Г. Л. /Копинг — поведение (механизмы совладания) как сознательные стратегии преодоления стрессовых ситуаций и методы их определения: пособие для врачей и психологов — СПБ.: Изд-во НИПНИ им. В. М. Бехтерева, 2007.
  5. Люсин Д. В., Ушаков Д. В. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования. М.: Институт психологии РАН, 2008.
  6. Палий И. Г., Резниченко И. Г., Севак Н. М. Психосоматические расстройства в гастроэнтерологической практике: особенности клинического течения и медикаментозной терапии // Новости медицины и фармации. — 2007. — № 6 (210). — С. 18–19.
  7. Koh K. B., Choe E., Song J. E., Lee E. H., Effect of coping on endocrinoimmune functions in different stress situations//Psychiatry Res. 2006. V. 143 (2–3). P. 223–234.
  8. Penley J. A. Tomaka J., Wiebe J. S., The association of coping to physical and psychological health outcomes: a meta-analytic review//J Behav Med. 2002. V.25 (6). P.551–603.
  9. Schmeelk-Cone K. H., Zimmerman M. A., Abelson J. L. The buffering effects of active coping on the relationship between SES and cortisol among African American young adults//Behav Med. 2003. V.29.№ 2. P.85–94.
Основные термины (генерируются автоматически): коррекционная школа, поведение, сложившаяся ситуация, обычная школа, подросток, психическое развитие, ситуация, стратегия, адаптивная ответная реакция, большая мера.


Ключевые слова

диагностика, стратегии совладающего поведения, подростки с разным типом психического развития

Похожие статьи

Алекситимия у подростков с разным типом акцентуации характера

Проведено психологическое исследование подростков с разным типом акцентуации характера с целью выявления алекситимии подростков с разным типом акцентуации характера. В ходе исследования были выявлены преобладающие акцентуации характера.

О формировании коммуникативных компетенций у умственно отсталых подростков как условие профилактики виктимного поведения

Подростковый возраст признается более восприимчивым в отношении эмоциональных расстройств и нарушения поведения не только у детей нормы, но и подростков с умственной отсталостью.

Исследование причин и функций нежелательного поведения детей с задержкой психического развития и детей с нормотипичным развитием

В статье автор исследует функции нежелательного поведения детей с ЗПР и нормотипичным развитием по методике Шкала оценки мотивации MAS.

Коррекция расстройств эмоционально-волевой сферы и поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье описывается опыт коррекции расстройств эмоционально-волевой сферы и поведения с использованием методов специальной психологии и педагогики. Приводятся данные сравнительного анализа реализации корригирующей программы.

Психологические особенности совладающего поведения в студенческом возрасте

Данная статья посвящена вопросам изучения психологических особенностей совладающего поведения студентов. Проводится теоретический анализ исследований по выдвинутой проблеме. Приводятся результаты эмпирического исследования взаимосвязи стратегий совла...

Тревожность матери как фактор вероятности возникновения психосоматического расстройства у детей старшего дошкольного возраста

В статье представлены результаты эмпирического исследования, посвященного изучению влияния фактора личностной и ситуативной тревожности матери на тревожность ее ребенка, и вероятность возникновения у него психосоматического расстройства. Представлены...

Изучение взаимосвязи уровня интеллектуального развития со склонностью к наркотической зависимости у подростков

В статье изучена взаимосвязь уровня интеллектуального развития со склонностью к наркотической зависимости у подростков. Проведена обработка и анализ данных исследования.

Дизайн исследования динамики языкового сознания при протекании сосудистой деменции

В статье представлен дизайн психолингвистического исследования языкового сознания лиц, страдающих сосудистой деменцией. Методика исследования предполагает проведение комплексного психодиагностического обследования и направленного ассоциативного экспе...

Проявление девиантного поведения в подростковом возрасте

В результате обзора литературы автором высказано мнение о том, что наиболее часто девиантное поведение встречается среди подростков с акцентуациями неустойчивого, эпилептоидного, шизоидного и гипертимного типов, среди смешанных типов часто встречаютс...

Система коррекционно-логопедической работы по стимуляции речевого развития детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития с использованием кинезиологических приемов

В статье описаны этапы и направления работы детьми четвертого года жизни с задержкой речевого развития как с помощью традиционных средств, так и с применением кинологических упражнений.

Похожие статьи

Алекситимия у подростков с разным типом акцентуации характера

Проведено психологическое исследование подростков с разным типом акцентуации характера с целью выявления алекситимии подростков с разным типом акцентуации характера. В ходе исследования были выявлены преобладающие акцентуации характера.

О формировании коммуникативных компетенций у умственно отсталых подростков как условие профилактики виктимного поведения

Подростковый возраст признается более восприимчивым в отношении эмоциональных расстройств и нарушения поведения не только у детей нормы, но и подростков с умственной отсталостью.

Исследование причин и функций нежелательного поведения детей с задержкой психического развития и детей с нормотипичным развитием

В статье автор исследует функции нежелательного поведения детей с ЗПР и нормотипичным развитием по методике Шкала оценки мотивации MAS.

Коррекция расстройств эмоционально-волевой сферы и поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье описывается опыт коррекции расстройств эмоционально-волевой сферы и поведения с использованием методов специальной психологии и педагогики. Приводятся данные сравнительного анализа реализации корригирующей программы.

Психологические особенности совладающего поведения в студенческом возрасте

Данная статья посвящена вопросам изучения психологических особенностей совладающего поведения студентов. Проводится теоретический анализ исследований по выдвинутой проблеме. Приводятся результаты эмпирического исследования взаимосвязи стратегий совла...

Тревожность матери как фактор вероятности возникновения психосоматического расстройства у детей старшего дошкольного возраста

В статье представлены результаты эмпирического исследования, посвященного изучению влияния фактора личностной и ситуативной тревожности матери на тревожность ее ребенка, и вероятность возникновения у него психосоматического расстройства. Представлены...

Изучение взаимосвязи уровня интеллектуального развития со склонностью к наркотической зависимости у подростков

В статье изучена взаимосвязь уровня интеллектуального развития со склонностью к наркотической зависимости у подростков. Проведена обработка и анализ данных исследования.

Дизайн исследования динамики языкового сознания при протекании сосудистой деменции

В статье представлен дизайн психолингвистического исследования языкового сознания лиц, страдающих сосудистой деменцией. Методика исследования предполагает проведение комплексного психодиагностического обследования и направленного ассоциативного экспе...

Проявление девиантного поведения в подростковом возрасте

В результате обзора литературы автором высказано мнение о том, что наиболее часто девиантное поведение встречается среди подростков с акцентуациями неустойчивого, эпилептоидного, шизоидного и гипертимного типов, среди смешанных типов часто встречаютс...

Система коррекционно-логопедической работы по стимуляции речевого развития детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития с использованием кинезиологических приемов

В статье описаны этапы и направления работы детьми четвертого года жизни с задержкой речевого развития как с помощью традиционных средств, так и с применением кинологических упражнений.

Задать вопрос