Ключевые слова: копинг-стратегия, социальная поддержка, подростковый возраст, подросток, адекватная самооценка.
Под влиянием повседневного стресса, окружающего нас повсюду, психика человека подчас не справляется с нагрузкой. Человеку приходится решать незапланированные проблемы, выстраивать абсолютно новые отношения, как межличностного, так и общественного характера. Социальная среда так стремительно претерпевает изменения, что человеку приходится без промедления искать соответствующие алгоритмы, которые будут способствовать продуктивной, более успешной деятельности.
Адаптация к новой, чаще всего, нестандартной ситуации задействует имеющийся жизненный опыт, скрытый потенциал, который до этого оставался в тени, творческие возможности, инициативность индивида.
Проблема копинг-стратегий изучалась психологами из разных стран, был сделан вывод о том, что каждый индивид без исключения использует собственные копинг-стратегии в борьбе со стрессовыми ситуациями. В этом помогают имеющиеся у него психологические ресурсы, а также опыт на личностном уровне, полученный в течение жизни.
Копинг-стратегии подразделяются на пассивные и активные, адаптивные и дезадаптивные. Эта теория считается общепризнанной. Активные стратегии включают в себя варианты поведения человека, которые направлены на разрешение стрессовой ситуации, в частности, стратегия «поиск социальной поддержки». Следует отметить, что пассивное поведение основано на стратегии копинга «избегание» (человек всячески отрицает наличие проблемы, порой ведет себя неадекватно, чрезмерно раздражителен, постоянно ждет действий от других). Копинг-поведение подростков считается малоизученным. Но в актуальности предложенной проблемы нет сомнений, этой точки зрения придерживается не один десяток психологов во всем мире.
Копинг, или копинговые стратегии — это определенные действия человека, направленные на совладание со стрессом.
Выявлено несколько уровней обобщения попыток, предпринимаемых индивидом для защиты от стресса: это копинг-стратегии, копинговые действия и копинговые стили. Копинговые действия (чувства, мысли, а также действия индивида) объединяются в копинговые стратегии, что касается самих стратегий, то они формируются в копинговые стили (к примеру, набор похожих действий).
Типы копинг-стратегий:
Копинг с ориентацией на ситуацию (это может быть уход или бегство, а также бездеятельность);
Копинг, ориентированный на представление (замена и поиск информации);
Копинг, ориентированный в первую очередь на оценку (сюда входит кардинальное изменение цели; переоценка и придание проблеме некоего смысла).
Копинг-стратегия разрешения проблем является одной из важнейших копинг-стратегий. В нее входит комплекс навыков, способствующих эффективному управлению стрессовыми ситуациями.
Одним из самых важных копинг-ресурсов считается копинг-стратегия поиска социальной поддержки. В свою очередь, социальная поддержка облегчает последствия от воздействия стрессоров. Следует учитывать, что у социальной поддержки есть и негативная сторона, так как поддержка не всегда бывает уместной, а напротив, чрезмерной. Человек может потерять чувство контроля и стать беспомощным.
Копинг-стратегия избегания [9] — еще одна копинг-стратегия, оказывающая деструктивное влияние на индивида. Особенно выражена, когда человек стремится к уходу от реальности, данная стратегия практически всегда сопровождает аддиктивное поведение.
Как в поведенческой, так в эмоциональной и интеллектуальной копинг-стратегиях основами могут выступать сразу несколько защитных внутрипсихических конструкций. К примеру, человеком осознанно игнорируется нелицеприятная, ужасающая проблема, однако нередко он может подтрунивать над ней, это объясняется отрицанием, а также тем, что мнение основано на рационализации. Понятие «защитный механизм» выступает в этом случае как более узкое по сравнению с «копингом».
Психологи Н. М. Грановская и И. М. Никольская [2] установили следующее: взрослые для снятия внутреннего напряжения используют чтение книг, посещение музеев, прослушивание музыки, то есть используют продукты человеческого творчества или стремятся к творческому самовыражению: пишут рассказы, музицируют, занимаются всевозможным творчеством; могут с головой уходить в работу; пытаются найти отклик в сердцах родных и знакомых; часто психическая активность заменяется физической (это может быть любая активность: плавание, посещение спортзала, ходьба). Взрослый человек склонен использовать приемы с условным названием «-за» (заесть, заспать, затанцевать, загулять, закадрить).
Дети и подростки используют несколько другие копинг-стратегии. Примечательно, что наиболее характерные из них следующие: плачу, размышляю, говорю сам с собой, остаюсь один, обнимаю, прижимаю, слушаю музыку, смотрю телевизор.
Согласно учению Фрейда [10], для борьбы с тревогой существует два метода: взаимодействие с явлением, первоисточником тревоги и последующее избавление от тревоги за счет пресловутого защитного механизма. Иными словами, во втором случае речь идет о стратегии совладания со стрессом. Следует отметить, что стратегии совладания необязательно должны быть идентичными, тем не менее, их объединяет осознанность, рациональность и нацеленность на источник тревоги. Что касается действия защитных стратегий, то они предполагают нецелесообразное поведение, прежде всего, на уровне бессознательного.
Копинг-стратегия «поиск социальной поддержки», а также агрессивный копинг имеют прямое отношение к компетенции и способности к адаптации. Эффективность данной стратегии отмечена в ряде исследований. Так, школьники, преимущественно мужского пола, более успешные в учебе, более активно прибегали к копинг-стратегии «поиск социальной поддержки». Не менее действенной является стратегия под названием «решение проблем». Научно подтверждено, что подростки, использующие эту концепцию, в большинстве случаев, легче приспосабливаются к нетипичным нормам жизни. Адаптация проходит более безболезненно, человеку остается только поразиться полученным результатам.
При изучении возрастных особенностей копинг-стратегий у подростков можно увидеть, что перечень жизненных ситуаций, при этом необязательно позитивных, может кардинально меняться на протяжении всей жизни человека. Способы решения будут меняться в соответствии с данными жизненными ситуациями. Период подросткового возраста проходит в два этапа — от 10–11 до 14–15 лет. Этот период сопровождается появлением ряда черт, наиболее важными из них выделяют общение с ровесниками, стремление к утверждению собственной самостоятельности, лидерству, личностной автономии, активное отстаивание собственного мнения.
Подростковый возраст принято считать периодом отстранения от взрослых, разграничения территории. Наряду с четко прорисованными попытками контрастировать на фоне взрослого, отстаиванием привилегий и независимости, в противовес всему, отмечается еще и предвкушение помощи, исходящей от старшего поколения, нужда в личном покровительстве и незамедлительной опеке; самостоятельно решать проблемы юный гражданин еще не научился, поэтому надеется, что ему обязательно помогут близкие люди.
Неизменным фактором психического развития в старшем школьном возрасте является общение с ребятами одного возраста — а это, как известно, главный вид деятельности в данном периоде, старшеклассник всеми силами пытается занять достойную нишу в социуме, и в первую очередь, среди сверстников. Также следует отметить активное развитие познавательных процессов. Отмечается возникновение принципиально нового, неизведанного уровня самосознания, утверждается Я-концепция, которая проявляется в неукротимом желании понять себя. Подросток пытается выяснить, насколько он индивидуален и, что немаловажно, в какой степени уникален. Подростковый возраст характеризуется, прежде всего, продолжением процесса обучения способам психологического форсирования над жизненными обстоятельствами.
Возрастные особенности копинг-стратегий подростков на данный момент времени, так же, как и стратегии копинга в целом, считаются малоизученным вопросом в психологии.
Согласно теории, Е. Н. Тумановой, существуют следующие кризисные ситуации, характерные для подросткового возраста: «ссоры в семье» (конфликтные ситуации с родителями и близкими родственниками), «конфликт с другом» (расхождение во взглядах с друзьями), «конфликт с учителем» (авторитетным взрослым), «неудача на контрольной» (проблемы в школе), «болезни, травмы» (плохое самочувствие).
Отношение к будущему у современных подростков, преимущественно с 5 по 11 класс [1]:
Снижение потребности к обучению; Семья слабо вписывается в жизненный проект подростка (редко думают о браке, детях); Осознание своего предназначения в мире остается на довольно низком уровне, вплоть до выпускных классов; Значительный процент учеников выразил неуверенность в своих силах, опасения перед завтрашним днем.
Суть принципов Майхенбаума Д. [7]:
– Роль познавательных способностей на самом деле играет не последнюю роль;
– Подросток некритично воспринимает стереотипные мнения, считает себя ничтожным и недооценивает возможные стратегии, что может привести к нарушению адаптации; Подросток уделяет чрезмерный интерес к обманчивым заявлениям относительно самого себя, негативно отзывается о своих способностях, таким образом, трудности преодолеваются сложнее;
– Для достижения лучших результатов подростку необходимо усилить концентрацию внимания, а также положительную самооценку.
Задачи, выдвигаемые перед подростком, должны каждый раз усложняться. Со временем сложные цели будут достигаться быстрее.
В трудах К. Накано говорится, что благодаря непрерывной борьбе с трудностями психологическое и моральное благосостояние субъекта будет укрепляться. Поведенческие факторы усиливаются, подросток ведет себя мужественно и достойно. В том случае если преобладает эмоциональное регулирование и избегание, то это приводит к появлению и усилению симптомов, связанных преимущественно с заболеваниями нервной системы.
Проблемой преодоления критических ситуаций занималась Д. Шек. Многочисленные исследования автора показали, что в подростковом возрасте, когда человек только формируется как личность, среди путей преодоления с виду неразрешимых ситуаций наиболее эффективной является эмоциональная поддержка. Последствия влияния стресса на организм постепенно смягчаются, душевное здоровье, а также внешнее благополучие человека сохраняются, наличие этих факторов способствует полноценному развитию, плоды работы становятся более заметными.
Интересна теория психолога по имени В. Франкл, он называл стремление к счастью саморазрушающим. В случае, когда в основе стремления лежат исключительно чувственные удовольствия, в большинстве случаев, это приводит к скрытым неврозам. Движение к цели притормаживается, подчас болезненная потребность в наслаждении в итоге не приносит долгосрочной пользы.
Самосознание личности представляет собой особую форму сознания, сложный процесс в психике, направленный сам на себя. Согласно данной теории, человек выступает и как познающее, и как познаваемое лицо.
Самооценка — это важный элемент самосознания. Это не что иное, как оценка личностью самой себя, своего места среди других людей, а также своих возможностей. Поведение личности корректируется и балансируется с помощью самооценки. Автором понятия «самооценка» является известный психолог У.Джеймс [3], который первым придумал условно раздробить личность на три неизменных составляющих: составные компоненты; чувства и эмоции, которые вызываются этими элементами; поступки, спровоцированные этими элементами личности (сюда входит понятие инстинкт самосохранения, а также заботы о самом себе и собственном благополучии). К работам Джеймса большинство психологов относится с уважением, они используют его наработки в качестве основы для исследований.
В основе глобальной самооценки лежат усвоение субъектом внешних оценок, социальное сравнение (преобладание сравнений: «лучше — хуже», а также «похожий — непохожий»). Следующим компонентом, характеризующим глобальную самооценку, является самоатрибуция (человек делает выводы о себе и своих состояниях, исходя из наблюдений и оценки собственного состояния в многочисленных ситуациях).
Слишком низкая или слишком высокая самооценка разрушительно влияют на процесс самоуправления, отрицательно сказываются на самоконтроле в целом. В первую очередь, это выражается в коммуникациях, человек становится чем-то вроде корня проблемы, первопричиной конфликтов. К тому же, низкая самокритичность создает помеху, он нетерпим к суждениям оппонента, проявляется зазнайство и высокомерие. Скорее всего, человек не сомневается в собственной правоте. Он не замечает, как своими амбициозностью и претенциозностью задевает чувства людей в его окружении, индивида волнуют только собственные ощущения и мысли в этот момент [2].
Оттого, насколько адекватна самооценка, будет обусловлена целесообразность постановки текущих задач, а также составление дальнейшего плана действий.
В исследовании Стьюдента утверждается, что подростки, у которых преобладает адекватная самооценка, значительно превосходят сверстников с заниженной самооценкой. Они обращаются к стратегии копинга под названием «разрешение проблем». Подростками, у которых отмечается высокая самооценка, прежде всего, используется стратегия «поиск социальной поддержки». Ребята без стеснений обращаются к родителям, учителям, друзьям. Примечательно, но что касается подростков с низкой самооценкой, то данная копинг-стратегия в этом случае используется реже. Подростки с адекватной самооценкой при возникновении стрессовой ситуации склонны использовать стратегию «избегание», чего нельзя сказать о подростках с противоположной самооценкой.
Далее следует заметить, что уровень самооценки имеет прямую связь с периодичностью применения конкретной стратегии копинг-поведения. Оттого, насколько самооценка адекватная, зависит, будет ли принимать старшеклассник себя таким, какой он есть. Чем ниже самооценка, тем выше вероятность использования, избегающего копинга. Если же у подростка уровень самооценки чуть выше среднего, то он наиболее часто обращается к соцподдержке, что в результате положительно сказывается на ощущении собственной значимости.
Родителям старшеклассников вместе с педагогами следует развивать осознанные способы совладания с критическими ситуациями, обеспечив соответствующие условия, при этом обязательно рядом с подростком должны быть взрослые, готовые в любой момент прийти на помощь.
Формирование позитивной Я-концепции — одного из основных копинг-ресурсов личности подростка — именно это должно стать первоочередной целью психологов, работающих с данной проблемой. Причем работа, направленная на формирование конструктивных копинг-стратегий, должна проводиться в комплексе, семья также должна принимать активное участие в этом процессе. Среди основных факторов особо выделяется защищенность и эмоциональное постоянство, уверенность в честности абсолютно всех членов семьи.
Родителям нельзя забывать о необходимости использования приемов критики и похвалы. Похвала, в свою очередь, будет способствовать формированию адекватной самооценки подростка, развивать стрессоустойчивость. Должны преобладать активные копинг-стратегии, так подросток будет настраиваться на разрешение проблем, будет стараться прибегнуть к внутренним ресурсам, и побуждение на достижение успеха будет преобладать над побуждением избегания негативных последствий.
Литература:
- Бурлачук А. Ф. Психология жизненных ситуаций/ А. Ф. Бурлачук, Е. Ю. Кожанова — М.,1998. — 259 с.
- Грановская Р. М. Психологическая защита у детей / Р. М. Грановская, И. М. Никольская — СПб., 2010. — 352 с.
- Джеймс У. Психология /Под ред. Л. А. Петровской. — М.: Педагогика, 1991. —368 с.
- Кон И. С. Категория «Я» в психологии/ И. С. Кон // Психологический журнал. — T.2. 1981. — № 3.
- Мадорский Л. Р. Глазами подростков: Кн. для учителя. / Л. Р. Мадорский — М.: Просвещение, 1991. — 95 с.
- Максимова Н. Ю. О склонности подростков к аддиктивному поведению/ Н. Ю. Максимова // Психологический журнал. — 1996. — No. 3. — 149–152 с.
- Рассказова Е. И., Гордеева Т. О. Копинг-стратегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. N 3(17). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 29.03.2019).
- Сирота Н. А. Копинг-поведение в подростковом возрасте: Дисс. докт. мед. наук: 19.00.04. — Бишкек — СПб. -1994. -163 с.
- Сибгатуллина И. Ф. Особенности копинг-поведения в реализации интеллектуальной деятельности субъектами высшей школы/ И. Ф. Сибгатуллина, Л. В. Апакова, Л. Д. Зайцева // Прикладная психология- 2002- № 5–6. -105 с.
- Хьелл Л. Психодинамическое направление в теории личности: Зигмунд Фрейд/ Л. Хьелл, Д. Зиглер // В кн.: Теории личности: основные положения, исследования и применения. СПб.: Питер, 1997. — 105–160с.