Базисные убеждения и копинг-стратегии подростков, склонных к суицидальному поведению | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №11 (458) март 2023 г.

Дата публикации: 20.03.2023

Статья просмотрена: 278 раз

Библиографическое описание:

Морозова, А. А. Базисные убеждения и копинг-стратегии подростков, склонных к суицидальному поведению / А. А. Морозова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 11 (458). — С. 185-191. — URL: https://moluch.ru/archive/458/100914/ (дата обращения: 16.12.2024).



Подростковый возраст является кризисным периодом на этапе взросления. Этот возрастной период является сензитивным для формирования базисных убеждений личности и индивидуального стиля совладания.Вданной статье приведены результаты исследования выраженности базисных убеждений и копинг-стратегий у подростков, склонных к суицидальному поведению на базе МБОУ «СОШ № 22» г. Курган.

Ключевые слова: суицидальное поведение, подростковый возраст, базисные убеждения личности, копинг-стратегии.

Подростковый возраст — это один из периодов развития человека, для которого характерны повышенная эмоциональность, противоречивость чувств, беспокойство, агрессивность. Подросткам приходится сталкиваться с различными трудными жизненными ситуации: проблемы, связанные с процессом обучения, межличностные отношения, эмоциональные и физические нагрузки, финансовые сложности.

В настоящее время в России и во многих странах мира происходит значительный рост суицидальной активности (суициды и суицидальные попытки) в подростковой и юношеской среде. Так, по данным Всемирной Организации здравоохранения, суицид вышел на одно из первых мест как причина смерти в мире [9]. По статистике суицид является третьей ведущей причиной подростковой смертности. Суицидальное поведение на данный момент представляет серьезную проблему для общественного здоровья и требует внимания и постоянного контроля.

Ученые выделяют различные факторы и причины, которые влияют на возникновение суицидальных мыслей, намерений и формирование суицидального поведения в подростковом возрасте. Так, в качестве одного из факторов многие ученые выделяют депрессию.

Достаточно трудно выявить наличие депрессивных симптомов и определить уровень депрессии в детском и подростковом возрасте, так как данный феномен накладывается, в большинстве случаев, на психологические особенности возраста.

По данным разных ученых, которые изучали возрастные особенности возникновения суицидальных намерений и возрастные границы, например, Г С. Банников [1], отмечает то, что суицидальные намерения возникают у 30–35 % людей в возрасте от 12 до 21 года. Среди современных отечественных исследований, в которых рассмотрены факторы и обстоятельства, влияющие на формирование суицидальной настроенности, отметим следующие: Р. В. Власовских, Е. В. Камаровская и Р. А. Хальфин [4].

Единого подхода к пониманию причин суицидального поведения в науке на данный момент не сформировано.

Кроме этого, стоит отметить, что в последние годы проблема формирования копинг-стратегий активно изучается в психологии, так как условиях, в которых происходит жизнедеятельность человека, считаются достаточно экстремальными и стимулирующими развитие стресса. Это связано с различными факторам, в том числе социально-экономическими, культурными, информационными и многими другими.

Представление о базисных взглядах и убеждениях впервые возникли в западной науке. В современной зарубежной и отечественной психологии феномен базисных убеждений рассматривается в качестве составляющей формы общества, сформированного в сознании индивида [3, с. 13].

Если рассматривать термин убеждения в широком смысле, то по мнению М. А. Падун «убеждения — это иерархически организованные когнитивно-эмоциональные имплицитные представления индивида, сквозь призму которых воспринимаются события окружающего мира и в соответствии, с которыми формируется поведение» [10, с. 106].

В концепции С. Эпштейна базисные убеждения представлены как один из основных атрибутов. По мнению учёного, индивид бессознательно создает собственную теорию реальности, которая исходит из концепции собственного «Я» и концепции окружающего его общества. Кроме этого человек создает репрезентацию отношений между данными явлениями. Таким образом, С. Эпштейн делает акцент на четырёх базисных взглядах, которые производят внутреннюю теорию реальности личности:

1) позиция, относительно доброжелательности окружающего его сообщества;

2) представление о корректности данного сообщества;

3) позиция, относительно доверия окружающим;

4) мнение о собственной значимости.

Человек формирует собственное поведение через призму информации представлений, принятие действий сообщества, а также согласно личным суждениям об окружающем мире [10, с. 106].

Развитие концепция С. Эпштейна получила в работах Р. Янов-Бульмана. По мнению психолога, базисные чувства, как и ощущение защищенности у человека стоит рассматривать с точки зрения трёх категорий базисных взглядов, из которых состоит структура индивидуального мира личности. Первая категория — уверенность в благожелательности окружающего мира; вторая — совершаемые человеком действия подвержены контролю и определённым законам; третья категория — убежденность человека в значимости собственного «Я» и уверенность в везении и удаче.

Согласно концепции Р. Янов-Бульмана, человеку свойственно объяснять осуществляемые действия таким способом, чтобы утвердить стабильность индивидуальной картины мира. Это обеспечивает необходимую опору в постоянно изменяющуюся действительность.

В настоящий период огромный интерес уделяется исследованию адаптационных элементов человека. Такое обуславливается возрастанием стрессовой перегрузки, как в социуме, в целом, так и в случае одного человека. Прогрессирующая социальная заинтересованность по отношению к вопросу преодоления жизненных стрессов определил собственное отображение в большом числе публикаций как западных, а также российских ученых. [10].

Слово «coping» было внедрено в 30-х гг. XX в. Гансом Гартманном во взаимосвязи с потребностью отображения элементов функционирования именуемой «свободной от конфликтов зоны Я». С 1960-х гг. «coping» начал активно применяться в связи с изучением методов действия человека в напряженных моментах [8].

«Копинг» исследовался в рамках концепции стресса (как система, ориентированная на его преодоление), в контексте приспособления (как работа лица по сохранению равновесия между условиями мира и внутренними ресурсами). На пересечении с идеями ситуационного подхода возникла сфера изучения совладания с тяжелыми житейскими ситуациям.

Р. Лазарус и С. Фолкман характеризуют «копинг» как активное взаимодействие лица с обстановкой, как когнитивные, поведенческие, а также чувственные действия, нацеленные на предотвращение внешних либо внутренних противоречий. Они трактуют копинг-поведение в широком значении данного слова, полагая все без исключения разновидности взаимодействия субъекта с проблемами внешнего либо внутреннего характера — стремления освоить либо ослабить, освоиться либо уйти от запросов проблемной ситуации [8].

Имеются определенные различия совладания и защиты как специфичных конфигураций действия. Основываясь на схожих действиях, они обладают противоположной нацеленностью. В частности, копинг пластичен и целенаправлен, предусматривает характерные черты условия, защита ригидна и автоматизирована; копинг содержит процессы обдумывания, рассмотрения условий и высоко дифференцирован, защитные механизмы подразумевают наибольшее число неосознаваемых реакций [2].

В концепции А. Маслоу копинг-поведение противопоставлено экспрессивному действию. Ученый охарактеризовал копинг-поведение как направленное и мотивированное действие, представляющее итогом научения. Он, кроме того, заявлял, что копинг в большей степени детерминирован переменными наружного характера, какие формируются культурой и находящейся вокруг средой. Копинг-поведение подразумевает, что делаются усилия и применяются конкретные ресурсы, а его задача — удовлетворенность необходимости либо снижение опасности. «Копинг» наиболее управляем (угнетается, замедляется, вытесняется), так как для него характерен осмысленный характер.

Актуальность исследования базисных убеждений и копинг-стратегий личности в психологии обусловлена необходимостью изучения способов и особенностей адаптации подростков (особенно склонных к суицидальному поведению) к возрастающим требованиям современного мира.

Объект исследования базисные убеждения и копинг-стратегий.

Предмет исследования особенности базисных убеждений и копинг-стратегий и взаимосвязь между ними у подростков, склонных к суицидальному поведению.

Цель исследования изучить базисные убеждения и копинг-стратегии у подростков, склонных к суицидальному поведению, и выявить взаимосвязь и её характер между базисными убеждениями и копинг-стратегиями у подростков, склонных к суицидальному поведению.

Гипотеза исследования — существуют особенности в выраженности базисных убеждений и копинг-стратегий у подростков, склонных к суицидальному поведению.

Задачи исследования :

  1. Провести теоретический анализ психологической отечественной и зарубежной литературы по проблеме изучения подросткового суицидального поведения, базисных убеждений личности и копинг-стратегий поведения.
  2. Изучить психологические особенности подросткового возраста.
  3. Организовать и провести эмпирическое исследование.
  4. Выявить особенности в выраженности базисных убеждений и копинг-стратегий у подростков, не склонных и склонных к суицидальному поведению.
  5. Установить взаимосвязь и определить её характер между базисными убеждениями и копинг-стратегиями у подростков, не склонных и склонных к суицидальному поведению.

Материалы и методы исследования

Исследование проводилось в 2022 г.в параллели 7-х классов в МБОУ «СОШ № 22» г. Кургана. В исследовании приняли участие 58 человек, пол — мальчики и девочки; возрастная категория — подростки; возраст — 13–14 лет; статус — школьники, обучающиеся в одной образовательной организации МБОУ «СОШ № 22» г. Курган по единой образовательной программе.

В исследовании применялись следующие методы:

Теоретические: изучение современной научной литературы по выдвинутой проблеме исследования, анализ и интерпретация данных, полученных в результате проведения тестирования.

Психодиагностические: шкала (тест-опросник) депрессии Бека, юношеская копинг-шкала ACS Э. Фрайдеберг, Р. Льюис в адаптации Т. Л. Крюковой для определения копинг-стратегий, шкала базисных убеждений Р. Янов-Бульман в адаптации М. А. Падун, А. В. Котельниковой.

Статистические: первичные — расчёт среднего арифметического значения, стандартного отклонения, процентных долей; вторичные — параметрический метод t-критерий Стьюдента, метод корреляционного анализа Ч. Спирмена.

Полученные результаты:

На основании результатов по шкале депрессии Бека (выявление уровня депрессии и анализ ответов на вопросы, связанных со склонность к суицидальному поведению) и первичных методов математической статистики, мы сформировали 2 группы респондентов, не склонных и склонных к суицидальному поведению. На рисунке 1 мы видим, что у подростков с низким уровнем проявления депрессивной симптоматики не наблюдается проявления суицидального поведения, а у подростков с явно-выраженным уровнем проявления депрессивной симптоматики присутствует желание покончить жизнь самоубийством, кроме этого, у одного из школьников проявлялось самоповреждающее поведение.

Распределение испытуемых, склонных к суицидальному поведению, по группам в зависимости от степени выраженности симптома (наличие суицидальных мыслей) в процентных долях

Рис. 1.Распределение испытуемых, склонных к суицидальному поведению, по группам в зависимости от степени выраженности симптома (наличие суицидальных мыслей) в процентных долях

После опроса подростков, склонных к суицидальному поведению, по шкале базисных убеждений и шкале копинг-стратегий мы выяснили, что подростки, не склонные к суицидальному поведению, имеют адекватную самооценку, достаточно позитивно относятся к окружающему миру, в состоянии контролировать собственные действия и ситуацию, считают себя в целом удачливыми людьми, но могут сомневаться в благосклонности судьбы. Результаты представлены на диаграмме (рис. 2).

Графическое представление результатов опроса по шкале базисных убеждений подростков, не склонных к суицидальному поведению

Рис. 2.Графическое представление результатов опроса по шкале базисных убеждений подростков, не склонных к суицидальному поведению

Подростки, склонные к суицидальному поведению, имеют достаточно низкую самооценку, не доверяют окружающим их людям, не чувствуют уверенности в своих действиях. Они не стремятся принимать осознанные решения при попадании в проблемные ситуации, не считают, что судьба или удача на их стороне. Результаты представлены на столбчатой диаграмме (рис.3).

Графическое представление результатов опроса по шкале базисных убеждений подростков, склонных к суицидальному поведению

Рис. 3.Графическое представление результатов опроса по шкале базисных убеждений подростков, склонных к суицидальному поведению

По шкале копинг-стратегий, были получены следующие результаты исследования.

Группа подростков, не склонных к суицидальному поведению, в качестве копинг-стратегий в основном выбирают те, которые относятся к адаптивному стилю совладания (рис.4): «Решение проблемы», «Работа, результат», «Позитивный фокус».

Графическое представление результатов опроса по шкале копинг-стратегий у подростков, не склонных к суицидальному поведению

Рис. 4.Графическое представление результатов опроса по шкале копинг-стратегий у подростков, не склонных к суицидальному поведению

В меньшей степени для решения проблем или трудных ситуаций используются копинг-стратегии непродуктивного стиля поведения, это подтверждают низкие и средние результаты по ряду субшкал, за исключением копинга активный отдых, Способы совладания с помощью других в целом достаточно выражены у респондентов данной группы, например опора на близких друзей или общественная поддержка.

Подростки, склонные к суицидальному поведению, в качестве копингов склонны использовать непродуктивные копинги, это подтверждают результаты выше среднего или высокие по ряду субшкал (рис. 5).

Графическое представление результатов опроса по шкале копинг-стратегий у подростков, склонных к суицидальному поведению

Рис. 5.Графическое представление результатов опроса по шкале копинг-стратегий у подростков, склонных к суицидальному поведению

При этом, они могут обращаться к стратегиям адаптивного стиля совладания, результаты по данным субшкалам выше среднего или высокие. Многие из опрошенных стремятся принадлежать к какой-либо референтной группе, но бояться быть отвергнутыми, поэтому обращаются за поддержкой к близким друзьям.

Для того чтобы выявить особенности в выраженности базисных убеждений был использован параметрический метод t-критерий Стьюдента, а для установления взаимосвязи между базисными убеждениями и копинг-стратегиями у подростков склонных, к суицидальному поведению, мы использовали метод корреляционного анализа Ч. Спирмена.

Мы выяснили, что существует значительные различия в выраженности базисных убеждений и копинг-стратегий у подростков, не склонных и склонных к суцидальному поведению по субшкалам «Доброжелательность к окружающему миру» и «Убеждения о контроле» (рис. 6).

Графическое представление результатов анализа различий по шкале базисных убеждений у подростков, не склонных и склонных к суицидальному поведению

Рис. 6.Графическое представление результатов анализа различий по шкале базисных убеждений у подростков, не склонных и склонных к суицидальному поведению

Подростки, не склонные к суицидальному поведению, считают окружающий мир в целом доброжелательным, а подростки, склонные к суицидальному поведению, негативно относятся к окружающим, при столкновении с трудностями не доверяют другим.

У школьников, не склонные к суицидальному поведению, сформирован положительный образ «Я», а те, кто склонен к суицидальному поведению, убеждены, что их недостатки значительно перевешивают достоинства у них.

Опрашиваемые школьники, не склонные к суицидальному поведению, считают себя удачливыми. Подростки, склонные к суицидальному поведению, считают себя невезучими людьми, убеждены в том, что удача не находится на их стороне.

При установлении взаимосвязи между базисными убеждениями и копинг-стратегиями у школьников подросткового возраста, склонных к суицидальному поведению, мы выявили положительную взаимосвязь между такими базисными убеждениями и копингами, как: «Справедливость» и «Работа, достижения», «Позитивный фокус», «Общественные действия», «Активный отдых»; «Удача» и «Игнорирование»; «Убеждение о контроле» и «Активный отдых».

Чем выше уровень выраженности доброжелательности по отношению к окружающему миру, тем чаще подростки ориентированы на конструктивное решение проблем, для них важна поддержка близких и друзей, а в качестве способа снятия стресса они выбирают активный отдых. Респонденты полноценно ощущают контроль над проблемной ситуацией, меньше склонны испытывать чувство вины за случившиеся неудачи.

Чем выше выраженность у подростков, не склонных к суицидальному поведению, уверенность в себе и своих силах, тем чаще в проблемных ситуациях они успешно фокусируются на их последовательном решении. Они уверенны в том, что поступают правильно.

Подростки не замыкаются в себе при неудачах и не исключают трудности из своей жизни, а активно действуют, не надеясь на разрешение сложной ситуации чудесным образом без их участия. Они уверенны, что совместные действия с близкими и друзьями помогут достичь желаемого положительного результата.

Школьники, склонны к использованию конструктивных способам решения задач не только с помощью внутренних собственных ресурсов, но и посредством обращения к людям, которым они доверяют.

Респонденты полноценно ощущают контроль над проблемной ситуацией, меньше склонны испытывать чувство вины за случившиеся неудачи, менее строго относятся к себе.

При исследовании группы подростков, склонных к суицидальному поведению, обнаружено меньшее количество положительных и отрицательных корреляционных взаимосвязей изучаемых феноменов.

Чем выше уровень выраженности убеждения в том, что добрые люди получают заслуженные результаты, тем чаще подростки стараются достичь положительных результатов в осуществляемой деятельности.

Чем чаще школьники рассчитывают на удачное стечение обстоятельств в их жизни, тем больше вероятность того, что они сознательно отказываются решать проблему, надеясь, что все разрешиться само собой.

Таким образом, мы доказали, что существуют особенности в выраженности базисных убеждений и копинг-стратегий у подростков, склонных и не склонных к суицидальному поведению. Кроме этого, мы выявили наличие положительной взаимосвязи между базисными убеждениями и копинг-стратегиями у подростков, не склонных и склонных к суицидальному поведению.

Литература:

  1. Банников, Г. С. Потенциальные и актуальные факторы риска развития суицидального поведения подростков (обзор литературы) [Электронный ресурс] / Г. С. Банников, Т. С. Павлова, К. А. Кошкин [и др.] // Суицидология. — 2015. — Т.6, № 4 (21). С. 21 -33. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/potentsialnye-i-aktualnye-faktory-riska-razvitiya-suitsidalnogo-povedeniya-podrostkov-obzor-literatury/viewer Дата обращения: 15.06.2021.
  2. Битюцкая, Е. В. Современные подходы к изучению совладания с трудными жизненными ситуациями [Текст] / Е. В. Битюцкая // Вестник московского университета. — 2011. — № 1. — С. 100–110.
  3. Большой психологический словарь [Текст] / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2005. — 637 с.
  4. Быков Ю. В. Резистентные к терапии депрессии [Электронный ресурс] — Ставрополь, 2009. — 77 с. — Режим доступа: http://elib.fesmu.ru/elib/Article.aspx?id=83983 Дата обращения: 16.01.2023.
  5. Дементий, Л. И. Теоретические основы и диагностика копингповедения личности [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л. И. Дементий, А. Ю. Маленова. — Омск: ОГУ, 2016. — 104 с. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/60749.html Дата обращения 25.12.2022.
  6. Залесский, Г. Е. Психология мировоззрения и убеждений личности [Текст] / Г. Е. Залесский. — М.: Изд-во МГУ, 1994. — 183 с.
  7. Карапетян, Л. В. Исследование типов базовых жизненных установок [Текст] / Л. В. Карапетян, Г. А. Глотова // Известия Уральского государственного университета. Сер. Проблемы образования, науки и культуры. 2009. Т. 68., № 4. С. 110–119.
  8. Лазарус, Р. Теория стресса и психофизиологические исследования [Текст] / Р. Лазарус. — Ленинград: Медицина, 1970. — 178 с.
  9. Оценка смертности и глобального здравоохранения [Электронный ресурс] // Всемирная организация здравоохранения. — Режим доступа: Уровень самоубийств (who.int) Дата обращения: 30.11.2022.
  10. Падун, М. А. Модификация методики исследования базисных убеждений личности Р. Янофф-Бульман [Текст] / М. А. Падун, А. В. Котельникова // Психологический журнал. — 2008. Т. 29., № 4. — С. 98–106.
  11. МакМаллин, Р. Практикум по когнитивной терапии [Текст] / Р.МакМаллин. — СПб.: Речь, 2001. — 560с.
Основные термины (генерируются автоматически): суицидальное поведение, подросток, убеждение, окружающий мир, подростковый возраст, представление результатов опроса, шкала копинг-стратегий, базисное убеждение личности, проблемная ситуация, активный отдых.


Ключевые слова

копинг-стратегии, подростковый возраст, суицидальное поведение, базисные убеждения личности

Похожие статьи

Особенности взаимоотношений в семьях с подростками, склонными к деструктивному поведению

В статье представлен анализ специальной литературы по проблеме взаимоотношений родителей и детей с деструктивным поведением. Обсуждаются вопросы распространенности деструктивного поведения в подростковом возрасте, роль взаимоотношений родителя и ребё...

Формирование поведенческого компонента коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

В данной статье рассмотрены: особенности формирования поведенческого компонента коммуникативной компетенции у дошкольников с РАС через включение в разнообразные виды детской деятельности, определенные ФГОС ДО. Обозначена ключевая роль эмоциональной п...

Психологические особенности аутодеструктивного поведения современных подростков

В статье рассмотрен феномен «аутодеструктивности», приведены основные теоретические подходы к изучению данного феномена. Определены личностные характеристики подростков, склонных к аутодеструктивному поведению и подростков без склонности. Также предс...

Половые различия суицидального поведения у подростков

Подростковый возраст — один из сложных кризисных периодов, в котором проявляются не только внутренние противоречия самого ребенка, но и добавляется много новых конфликтов с окружающим миром. На разных этапах подросткового возраста существуют свои осо...

Взаимосвязь созависимых отношений с феноменом психогенного переедания

Статья посвящена рассмотрению взаимосвязи созависимых отношений с феноменом психогенного переедания. Автор рассматривает разные типы нарушения пищевого поведения и приходит к выводу, что нарушением пищевого поведения экстернального и эмоциогенного ти...

Исследование эмоционального реагирования подростков, склонных к аутодеструктивному поведению

Статья посвящена изучению особенностей эмоциональных реакций у подростков с отклоняющимся поведением. В статье проанализированы позиции различных ученых и исследователей в отношении особенностей проявления эмоций подросткам в целом, а также подростка...

Особенности коммуникативной компетентности младших школьников с разным уровнем воображения

В данной статье рассмотрена коммуникативная компетентность младших школьников с разным уровнем воображения. Дана характеристика понятию «коммуникативная компетентность», ее компонентам. Проанализированы особенности развития воображения в младшем школ...

Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра

В статье автор рассматривает особенности коммуникативных навыков детей с расстройством аутистического спектра (РАС) и раскрывает особенности коррекционно-воспитательной работы по формированию и развитию коммуникативных навыков. Также в статье охаракт...

Проблема мотивации учебной деятельности у детей младшего подросткового возраста с девиантным поведением

В статье описывается теоретические аспекты влияния мотивации на учебную деятельность у детей с девиантным поведением обучающихся в среднем звене. Излагаются результаты исследования, направленные на выявление содержательных и структурных особенностей ...

Влияние типа привязанности к родителям на становление личности в юношеском возрасте

Статья посвящена исследованию факторов, влияющих на становление личности в юношеском возрасте. Одним из таких факторов является тип привязанности к родителям. По итогам исследования нашло подтверждение предположение, что при надежном типе привязаннос...

Похожие статьи

Особенности взаимоотношений в семьях с подростками, склонными к деструктивному поведению

В статье представлен анализ специальной литературы по проблеме взаимоотношений родителей и детей с деструктивным поведением. Обсуждаются вопросы распространенности деструктивного поведения в подростковом возрасте, роль взаимоотношений родителя и ребё...

Формирование поведенческого компонента коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

В данной статье рассмотрены: особенности формирования поведенческого компонента коммуникативной компетенции у дошкольников с РАС через включение в разнообразные виды детской деятельности, определенные ФГОС ДО. Обозначена ключевая роль эмоциональной п...

Психологические особенности аутодеструктивного поведения современных подростков

В статье рассмотрен феномен «аутодеструктивности», приведены основные теоретические подходы к изучению данного феномена. Определены личностные характеристики подростков, склонных к аутодеструктивному поведению и подростков без склонности. Также предс...

Половые различия суицидального поведения у подростков

Подростковый возраст — один из сложных кризисных периодов, в котором проявляются не только внутренние противоречия самого ребенка, но и добавляется много новых конфликтов с окружающим миром. На разных этапах подросткового возраста существуют свои осо...

Взаимосвязь созависимых отношений с феноменом психогенного переедания

Статья посвящена рассмотрению взаимосвязи созависимых отношений с феноменом психогенного переедания. Автор рассматривает разные типы нарушения пищевого поведения и приходит к выводу, что нарушением пищевого поведения экстернального и эмоциогенного ти...

Исследование эмоционального реагирования подростков, склонных к аутодеструктивному поведению

Статья посвящена изучению особенностей эмоциональных реакций у подростков с отклоняющимся поведением. В статье проанализированы позиции различных ученых и исследователей в отношении особенностей проявления эмоций подросткам в целом, а также подростка...

Особенности коммуникативной компетентности младших школьников с разным уровнем воображения

В данной статье рассмотрена коммуникативная компетентность младших школьников с разным уровнем воображения. Дана характеристика понятию «коммуникативная компетентность», ее компонентам. Проанализированы особенности развития воображения в младшем школ...

Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра

В статье автор рассматривает особенности коммуникативных навыков детей с расстройством аутистического спектра (РАС) и раскрывает особенности коррекционно-воспитательной работы по формированию и развитию коммуникативных навыков. Также в статье охаракт...

Проблема мотивации учебной деятельности у детей младшего подросткового возраста с девиантным поведением

В статье описывается теоретические аспекты влияния мотивации на учебную деятельность у детей с девиантным поведением обучающихся в среднем звене. Излагаются результаты исследования, направленные на выявление содержательных и структурных особенностей ...

Влияние типа привязанности к родителям на становление личности в юношеском возрасте

Статья посвящена исследованию факторов, влияющих на становление личности в юношеском возрасте. Одним из таких факторов является тип привязанности к родителям. По итогам исследования нашло подтверждение предположение, что при надежном типе привязаннос...

Задать вопрос