В данной статье рассмотрена коммуникативная компетентность младших школьников с разным уровнем воображения. Дана характеристика понятию «коммуникативная компетентность», ее компонентам. Проанализированы особенности развития воображения в младшем школьном возрасте. Рассмотрено соответствие уровня воображения определенным типам реакций в социальных ситуациях у младших школьников.
Ключевые слова: коммуникативная компетентность, воображение, младший школьный возраст, компоненты коммуникативной компетентности, коммуникативные способности, характеристики воображения.
The communicative competence of primary school children with different level of imagination is discussed in the article. The characteristic of the concept of «communicative competence» and its components. The peculiarities of the development of imagination of primary school children. The level of imagination in accordance with certain types of reactions in social situations of primary school children.
Keywords: communicative competence, imagination, primary school age, the components of communicative competence, communication skills, characteristics of the imagination.
Младший школьный возраст является оптимальным периодом для активного обучения социальному поведению, усвоению речевых, коммуникативных знаний, умений и навыков, а также их понимания и грамотного применения. Также познавательные процессы младшего школьника переходят на новый уровень развития: большинство психических процессов становятся произвольными (восприятие, внимание, память), формируется словесно-логическое мышление, ребенок обучается письменной речи.
Возрастными рамками младшего школьного возраста являются 6(7) — 9(10) лет. Для этого возраста характерны следующие модели поведения: неспособность долго сосредотачивать внимание, эмоциональность.
С поступлением ребенка в школу меняется и социальная ситуация развития ребенка, дети адаптируются к новому социальному окружению, учатся взаимодействовать между собой и с взрослыми в процессе учебной деятельности.
В этом возрасте особенно возникает потребность в получении навыков общения, умении устанавливать и поддерживать разные формы взаимоотношений. Становится актуальным наличие коммуникативных способностей, знаний, умений и навыков.
Впервые понятие «коммуникативная компетентность» использовал А. А. Бодалев. Он определял ее как способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний, умений) [1].
В. И. Жуков определяет коммуникативную компетентность как психологическую характеристику личности, которая проявляется в его общении с людьми [2].
И. Н. Зотова определяет коммуникативную компетентность как комплексное образование, состоящее следующих компонентов [3]:
– Эмоционально-мотивационный (потребность в позитивных контактах, ценности общения и цели);
– Когнитивный (социально-перцептивные способности, личностные характеристики, образующие коммуникативный потенциал личности);
– Поведенческий (индивидуальная система оптимальных моделей межличностного взаимодействия).
Коммуникативная компетентность — это способность формировать сложные коммуникативные навыки и умения в новых социальных ситуациях, знание культурных норм, обычаев, традиций, ориентация в коммуникативных средствах присущих национальному, сословному менталитету данного общества [6].
Несмотря на то, что приобретение коммуникативного опыта в основном происходит во время непосредственного взаимодействия индивидов, также возможно получение этого опыта из других источников: предметы искусства, средства массовой информации, в процессе обучения и т. д. С их помощью человек получает информацию о характере коммуникативных ситуаций, проблемах, которые могу возникнуть в процессе межличностного взаимодействия и способах их решения.
Коммуникативная компетентность включает в себя использование вербальных и невербальных средств общения и может определяться как категория, которая регулирует систему отношений человека к самому себе, природному и социальному миру.
Коммуникативная компетентность обеспечивает успешность коммуникативной деятельности и включает в себя следующие аспекты: коммуникативные способности, коммуникативные знания, коммуникативные умения и действия.
Коммуникативные способности — свойства личности, обеспечивающие эффективность ее коммуникативной деятельности, прежде всего общения с другими личностями, и психологическую совместимость в деятельности [8]. Коммуникативные знания включают в себя представления человека об общении, его составляющих, видах, закономерностях развития. К коммуникативным умениям относятся речевые умения, умение получать обратную связь, умение преодолевать коммуникативные барьеры и другие.
Коммуникативные способности младших школьников как средства их социальной адаптации включают в себя индивидуально-психологические качества, необходимые знания, умения и навыки социально-коммуникативной деятельности, умение анализировать и действовать в различных социальных ситуациях.
Адекватный анализ и интерпретацию социальных ситуаций обеспечивает когнитивная сфера личности. К когнитивной сфере личности относятся все психические процессы, а также интеллект и речь. В свою очередь, они обеспечивают способность человека устанавливать контакты с другими людьми, взаимодействовать с ними, получать от них информацию и анализировать ее.
Одним из когнитивных процессов, обеспечивающих общественно-человеческую жизнедеятельность, является воображение. Благодаря воображению человек может правильно соотносить общие, выраженные в понятиях знания с реальными ситуациями, которые всегда индивидуальны.
Э. В. Ильенков, исследуя тему воображения, определял его не только как творческую способность субъекта, но и как социально значимую силу, которая обеспечивает коммуникативную взаимосвязь культурных форм в обществе [4].
Воображение — психический процесс, преобразующий образы прошлого или настоящего с помощью пережитого опыта, собственных переживаний, ощущений и чувств человека [7].
Воображения проявляется в двух формах:
– Непроизвольная (неосознанное воображение). К ней относят сновидения, бред (расстройство работы сознания), галлюцинации.
– Произвольная (возникает сознательно, с целью осуществления творческой деятельности). К ней относят фантазии, творчество, мечты и воссоздающее воображение (образы создаются на основе наглядности).
К характеристикам воображения относят: яркость, отчетливость, реалистичность, степень активности образов, контролируемость.
Воображение младших школьников характеризуется наглядностью и конкретностью создаваемых образов. Предметами воображения является то, что ребенок уже видел в реальности. Ученикам первых, а иногда и вторых, классов сложно представить в уме то, что не имеет аналогов среди конкретных реальных предметов или иллюстраций. Ученики третьих-четвертых классов легче представляют предметы без внешних подкреплений.
Если дошкольник верит плодам своей фантазии, то ученик младших классов критично относится к воображаемым предметам и осознает то, что они были придуманы, и использует их только в процессе игры.
Воображение меняется в процессе учебной деятельности. Воображаемые образы становятся более устойчивыми, они лучше сохраняются в памяти. Характер образов также меняется — они становятся насыщеннее и разнообразнее. Этому способствует расширение кругозора учеников в процессе обучения.
Характер воображения младшего школьника определяется как подражательный. Ребенок старается воспроизвести то, что уже видел или слышал. Что является немаловажным для хорошего восприятия и понимания учебного материала.
Воображение младшего школьника также базируется на его жизненном опыте, и проявляется как побудитель к деятельности — возникшие образы ребенок воплощает в рисунки, поделки и другие реальные предметы.
По своей природе и выполняемым функциям воображение может быть не только познавательным, но и социальным. Л. С. Коршунова утверждала, что возможности воображения раскрываются во время обращения к социальному познанию, к оценке его значимости в отражении социальной реальности [5].
Индивиды, для которых характерно активное воображение, в общении также проявляют себя активно, находят различные решения для конкретной социальной ситуации, вариативны в поведении. Те, кто придерживается общепринятых моделей поведения, и в общении проявляют себе довольно ограниченно, привязываясь к стимулу. Также есть индивиды, для которых характерен неконструктивный подход, который проявляется в реагировании на конфликтные ситуации, что также является довольно ограниченным проявлением активности в общении.
В исследовании принимали участие 61 ученик начальных классов общеобразовательной школы № 10, г. Керчи.
Для диагностики воображения была использована методика «Вербальная фантазия» Р. С. Немова, для диагностики уровня коммуникативной компетентности — тест «Коммуникативная компетентность» Л.Михельсона. Полученные данные приведены в таблице:
Таблица 1
Коммуникативная компетентность младших школьников с разным уровнем воображения
|
Коммуникативная компетентность (тип реакции, %) |
|||
Зависимая |
Компетентная |
Агрессивная |
||
Уровень воображения (%) |
Высокий |
20 |
60 |
20 |
Средний |
22 |
74 |
4 |
|
Низкий |
48 |
38 |
14 |
|
Таким образом, для детей с высоким уровнем воображения наиболее характерен компетентный тип реакции и менее характерен в равной степени зависимый и агрессивный. Детям со средним уровнем воображения также наиболее присущ компетентный тип реакции, наименее — агрессивный. У детей с низким уровнем воображения чаще всего проявляется зависимый тип реакции и реже проявляется агрессивный тип реакции.
Исходя из полученных данных, можем сделать вывод, что детям с высоким и средним уровнем воображения наиболее присущ компетентный тип реакции в процессе общения, а детям с низким уровнем воображения — зависимый тип реакции.
Полученные данные позволяют нам определить, что высокий уровень воображения может способствовать улучшению качества общения, позволяет индивиду ориентироваться во внешней социальной среде, а, следовательно, и целостно воспринимать ситуацию, других людей, групп, социальных отношений, социокультурных явлений. Все это способствует обогащению личного опыта, знаний, умений и навыков общения, как составляющих коммуникативной компетентности личности.
Литература:
1. Бодалев А. А. Психология общения: Избранные психологические труды — М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. — 256 с.
2. Жуков Ю. М., Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. — М.: Академия, 1991. — 96 с.
3. Зотова, И. Н. (2006). Характеристика коммуникативной компетентности. Известия ТРГУ. Тематический выпуск «Психология и педагогика», 68 (13), 225–227.
4. Ильенков Э. В. О воображении // Народное образование. 1968. № 3.
5. Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании. М., 1979.
6. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение
7. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2008. — 583 с: ил. — (Серия «Учебник для вузов»).
8. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009.