Половые различия суицидального поведения у подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 января, печатный экземпляр отправим 15 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Осотова, Е. С. Половые различия суицидального поведения у подростков / Е. С. Осотова, Е. Ю. Клюкина, А. В. Александров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 51 (446). — С. 280-284. — URL: https://moluch.ru/archive/446/98261/ (дата обращения: 30.12.2024).



Подростковый возраст — один из сложных кризисных периодов, в котором проявляются не только внутренние противоречия самого ребенка, но и добавляется много новых конфликтов с окружающим миром. На разных этапах подросткового возраста существуют свои особенности формирования и проявления суицидального поведения, которые связанны с особенностями физиологии, психологии, личностными и поведенческими индивидуальными качествами. Был проведен анализ, в котором установлено наличие гендерных различий в показателях нервно-психического стресса подростков.

Ключевые слова: суицид, суицидальное поведение, гендерные различия, подростки.

Adolescence is one of the difficult crisis periods, in which not only the internal contradictions of the child are manifested, but also many new conflicts with the outside world are added. At different stages of adolescence, there are their own peculiarities of the formation and manifestation of suicidal behavior, which are associated with the peculiarities of physiology, psychology, personal and behavioral individual qualities. An analysis was carried out in which the presence of gender differences in the indicators of neuropsychiatric stress of adolescents was established.

Keywords : suicide, suicidal behavior, gender differences, adolescents.

Актуальность: Во всем мире самоубийство является четвёртой по значимости причиной смертности в подростковом возрасте

По данным ВОЗ, ежегодно 703 000 человек совершают самоубийство, и еще больше людей пытаются покончить жизнь самоубийством [1]. Уровень самоубийств среди лиц мужского пола в два–четыре раза выше, чем среди женского. При этом девочки чаще совершают попытки суицида: по разным данным в 3–9 раз чаще [2].

Введение: Суицидальное поведение — вариант поведения личности, характеризующийся осознанным желанием покончить с собой (цель — смерть, мотив — разрешение или изменение психотравмирующей ситуации путем добровольного ухода из жизни), т. е. любые внутренние и внешние формы психических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни [3].

Факторы риска суицидального поведения включают психические и поведенческие расстройства. Около 90 % суицидальных подростков страдают психическими расстройствами. Наиболее распространены депрессия (49–64 %), тревожные расстройства, расстройства поведения и злоупотребление психоактивными веществами (алкоголем и наркотиками) [5]. Важной частью суицида является чувство безнадежности, из-за которого трудно поверить, что есть какой-то другой способ решения жизненных проблем [5]. Жестокое обращение со стороны родителей, пренебрежение, эмоциональное давление и сексуальное насилие над детьми в детстве повышают тревожность и риск суицида. [6]

В настоящее время в мире наблюдается «гендерный парадокс» [4], который состоит в том, что при значительно более высокой смертности мальчиков от суицидов суицидальные попытки и намерения чаще встречаются у девочек. Мало того, что мальчики чаще совершают самоубийства, они также используют более изощренные методы. Предыдущие суицидальные попытки повышают вероятность самоубийства. Возможно, это связано с различными целями совершения таких действий. Для юношей суицид — это способ решения проблемы, которую они не могут решить другим методом, а для девушек важен сам факт «попытки», который представляет собой «крик о помощи», демонстративное поведение. У юношей решение покончить жизнь самоубийством часто является спланированным, а у девушек — спонтанным.

Выявление рисков, связанных с гендером, поможет разработать более эффективные программы профилактики самоубийств среди подростков.

Цель научной работы — определение гендерных различий в суицидальном поведении у подростков.

Материал и методы:

Исследование было проведено в МАОУ СОШ № 15 города Соликамска среди учеников 9 класса в возрасте 14–16 лет. Исследованием было охвачено 92 человека (49 девочек и 43 мальчика). Подростки принимали участие в исследовании на добровольной основе, а также было получено согласие на проведение исследования у родителей. При проведении исследования была разработана анкета, которую пациентам следовало заполнить анонимно.

Среди учеников было проведено психологическое обследование с использованием следующих методик: шкала безнадежности Бека (для подростков старшего школьного возраста), шкала самооценки депрессии Цунга (Zung Self-Rating Depression Scale, SDS).

Результаты и обсуждение.

Данные результатов анкетирования по шкале безнадежности Бека (для подростков старшего школьного возраста), представлены в таблице № 1.

Таблица 1

Результаты анкетирования по шкале безнадежности Бека (для подростков старшего школьного возраста)

Уровень депрессии

Количество девочек

Процент, %

Количество мальчиков

Процент, %

безнадёжность не выявлена

18

37

20

47

безнадежность лёгкая

23

47

19

44

безнадежность умеренная;

5

10

3

7

безнадежность тяжёлая

3

6

1

2

По данным анонимного анкетирования среди 49 девочек (100 %): у 18 человек (37 %) безнадежность не выявлена, у 23 человек (47 %) легкая безнадежность, у 5 человек (10 %) умеренная безнадежность, у 3 человек (6 %) тяжелая безнадежность, и 43 мальчиков: у 20 человек (47 %) безнадежность не выявлена, у 19 человек (44 %) легкая безнадежность, у 3 человек (7 %) умеренная безнадежность, у 1 человека (2 %) тяжелая безнадежность. Данные проиллюстрированы на рис. 1 и рис. 2.

Результаты анкетирования по шкале безнадежности Бека (для подростков старшего школьного возраста) у девочек

Рис. 1. Результаты анкетирования по шкале безнадежности Бека (для подростков старшего школьного возраста) у девочек

Результаты анкетирования по шкале безнадежности Бека (для подростков старшего школьного возраста) у мальчиков

Рис. 2. Результаты анкетирования по шкале безнадежности Бека (для подростков старшего школьного возраста) у мальчиков

Данные результатов анкетирования по шкале самооценки депрессии Цунга (Zung Self-Rating Depression Scale, SDS), представлены в таблице № 2.

Таблица 2

Шкала самооценки депрессии Цунга ( Zung Self - Rating Depression Scale , SDS )

Уровень депрессии

Количество девочек

Процент, %

Количество мальчиков

Процент, %

В пределах нормы

11

23

23

53

Наличие минимальной, легкой депрессии

26

53

11

26

Умеренная депрессия

10

20

8

19

Выраженная депрессия

2

4

1

2

По данным анонимного анкетирования среди 49 девочек (100 %): у 11 человек (23 %) уровень депрессии в пределах нормы, у 26 человек (53 %) отмечается наличие минимальной, легкой депрессии, у 20 человек (10 %) умеренная депрессия, у 4 человек (2 %) выраженная депрессия. Данные проиллюстрированы на рис. 3 и рис. 4.

Результаты анкетирования по шкале самооценки депрессии Цунга (Zung Self-Rating Depression Scale, SDS) у девочек

Рис. 3. Результаты анкетирования по шкале самооценки депрессии Цунга (Zung Self-Rating Depression Scale, SDS) у девочек

Результаты анкетирования по шкале самооценки депрессии Цунга (Zung Self-Rating Depression Scale, SDS) у мальчиков

Рис. 4. Результаты анкетирования по шкале самооценки депрессии Цунга (Zung Self-Rating Depression Scale, SDS) у мальчиков

Заключение.

Проведенное нами исследование позволяет сделать вывод о том, что у девушек подросткового возраста риск суицидальных мыслей и намерений выше, чем у юношей. Различия в суицидальном поведении подростков имеют гендерную обусловленность и могут выступать в роли предикторов суицидального риска. Полученные данные необходимы для последующего формирования стратегий психосоциальной профилактики и адаптации, а также для выработки способов психологической и социальной поддержки подростков. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о необходимости учета гендерных особенностей суицидального поведения. Данная работа основывается на реализации гендерного подхода в воспитании подрастающего поколения.

Литература:

  1. Всемирная организация здравоохранения [Электронный ресурс]//Панель мониторинга ВОЗ по самоубийству за 2021 год. Режим доступа: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/suicide, свободный;
  2. Youth Risk Behavior Surveillance — United States, 2011 [Электронный ресурс]: Morbidity and Mortality Weekly Report 2012. № 61. 162 p. URL: https://www.cdc.gov/mmwr/preview/mmwrhtml/ss6104a1.htm
  3. Большая психологическая энциклопедия С. Ю. Головин [Электронный ресурс]: https://rus-big-psyho.slovaronline.com/2750-Суицидальное %20поведение
  4. Gender Differences in Suicidal Behavior in Adolescents and Young Adults: Systematic Review and Meta-Analysis of Longitudinal Studies / A. Miranda-Mendizabal, et al. // International Journal of Public Health. 2019. P. 265–283. https://link.springer.com/article/10.1007/s00038–018–1196–1
  5. ЮНИСЕФ. Смертность российских подростков от самоубийств. — Детский фонд ООН, 2011. — 131 с.
  6. Розанов В. А., Уханова А. И., Волканова А. С., Рахимкулова А. С., Пизарро А., Бирон Б. В. Стресс и суицидальные мысли у подростков // Суицидология. 2016. 20–32 с.
Основные термины (генерируются автоматически): SDS, результат анкетирования, суицидальное поведение, старший школьный возраст, шкала безнадежности Бека, шкала самооценки депрессии, подростковый возраст, данные, девочка, уровень депрессии.


Похожие статьи

Тревожность у беременных женщин

Беременность и роды являются сильными эмоциональными факторами в жизни женщины и оказывают значительное влияние на всю психосоматическую организацию как с точки зрения физиологических процессов, так и психической деятельности. За последние пять лет б...

Феномен подростковой тревожности и его взаимосвязь с эмоциональным интеллектом с учетом гендерных особенностей

Статья посвящена изучению феномена тревожности в подростковом возрасте с учетом гендерных особенностей, а также взаимосвязи личностной тревожности с эмоциональным интеллектом. Благодаря анализу психометрических тестов было выявлено, что подростки име...

Психологические факторы риска суицидального поведения в подростковой среде

В статье исследуются актуальные подходы к анализу основных психологических факторов риска суицидального поведения у подростков с учетом внутренних и внешних условий развития в подростковом возрасте. Показана многофакторность природы суицидального рис...

Психологические особенности аутодеструктивного поведения современных подростков

В статье рассмотрен феномен «аутодеструктивности», приведены основные теоретические подходы к изучению данного феномена. Определены личностные характеристики подростков, склонных к аутодеструктивному поведению и подростков без склонности. Также предс...

Детско-родительские отношения у девочек-подростков с расстройствами пищевого поведения

В последнее время в области изучения проблемы расстройства пищевого поведения отмечается тенденция к исследованию условий жизни, внутрисемейных отношений пациентов с расстройствами пищевого поведения и других семейных факторов, которые могут повлиять...

Особенности подростковой психологии: способы разрешения конфликтов между подростками и их родителями

В статье рассматриваются вопросы подросткового возраста и основные способы решения конфликтов между подростками и их родителями. Большое внимание уделяется рассмотрению психологических особенностей подростков, изучению причин конфликтов между родител...

Исследование зависимости уровня тревожности от психоэмоционального состояния студентов

Смена социальных отношений у студентов первого курса может представлять для них значительные трудности. Это связано с кардинальной сменой учебного процесса и привычного образа жизни. Студенты начинают испытывать тревожное состояние, становятся беспок...

Особенности эмоциональной сферы подростков

Развитие эмоциональной сферы происходит на протяжении всей жизни, однако возникновение именно подростковых эмоций вызывает больше всего вопросов и переживаний как у родителей, так и у самих подростков. Подростковый кризис часто усугубляется низкими с...

Особенности жизнестойкости подростков

В статье рассматриваются основные проблемы современных подростков. Представлены результаты эмпирического исследования по проблеме изучения особенностей жизнестойкости младших и старших подростков, с их личностными особенностями: разным темпераментом,...

Особенности воспитания исследовательского поведения дошкольников с моторной алалией на этапе формирования пространственных представлений

Работа посвящена аспектам формирования у дошкольников исследовательского поведения, которое выполняет в жизни ребенка функцию развития, помогает ему легче и быстрее адаптироваться в различных условиях, а также поддерживает интерес дошкольников к лого...

Похожие статьи

Тревожность у беременных женщин

Беременность и роды являются сильными эмоциональными факторами в жизни женщины и оказывают значительное влияние на всю психосоматическую организацию как с точки зрения физиологических процессов, так и психической деятельности. За последние пять лет б...

Феномен подростковой тревожности и его взаимосвязь с эмоциональным интеллектом с учетом гендерных особенностей

Статья посвящена изучению феномена тревожности в подростковом возрасте с учетом гендерных особенностей, а также взаимосвязи личностной тревожности с эмоциональным интеллектом. Благодаря анализу психометрических тестов было выявлено, что подростки име...

Психологические факторы риска суицидального поведения в подростковой среде

В статье исследуются актуальные подходы к анализу основных психологических факторов риска суицидального поведения у подростков с учетом внутренних и внешних условий развития в подростковом возрасте. Показана многофакторность природы суицидального рис...

Психологические особенности аутодеструктивного поведения современных подростков

В статье рассмотрен феномен «аутодеструктивности», приведены основные теоретические подходы к изучению данного феномена. Определены личностные характеристики подростков, склонных к аутодеструктивному поведению и подростков без склонности. Также предс...

Детско-родительские отношения у девочек-подростков с расстройствами пищевого поведения

В последнее время в области изучения проблемы расстройства пищевого поведения отмечается тенденция к исследованию условий жизни, внутрисемейных отношений пациентов с расстройствами пищевого поведения и других семейных факторов, которые могут повлиять...

Особенности подростковой психологии: способы разрешения конфликтов между подростками и их родителями

В статье рассматриваются вопросы подросткового возраста и основные способы решения конфликтов между подростками и их родителями. Большое внимание уделяется рассмотрению психологических особенностей подростков, изучению причин конфликтов между родител...

Исследование зависимости уровня тревожности от психоэмоционального состояния студентов

Смена социальных отношений у студентов первого курса может представлять для них значительные трудности. Это связано с кардинальной сменой учебного процесса и привычного образа жизни. Студенты начинают испытывать тревожное состояние, становятся беспок...

Особенности эмоциональной сферы подростков

Развитие эмоциональной сферы происходит на протяжении всей жизни, однако возникновение именно подростковых эмоций вызывает больше всего вопросов и переживаний как у родителей, так и у самих подростков. Подростковый кризис часто усугубляется низкими с...

Особенности жизнестойкости подростков

В статье рассматриваются основные проблемы современных подростков. Представлены результаты эмпирического исследования по проблеме изучения особенностей жизнестойкости младших и старших подростков, с их личностными особенностями: разным темпераментом,...

Особенности воспитания исследовательского поведения дошкольников с моторной алалией на этапе формирования пространственных представлений

Работа посвящена аспектам формирования у дошкольников исследовательского поведения, которое выполняет в жизни ребенка функцию развития, помогает ему легче и быстрее адаптироваться в различных условиях, а также поддерживает интерес дошкольников к лого...

Задать вопрос