Кризис нравственных и духовных ценностей на фоне глубоких социальных, экономических, политических перемен, происходящих в российском обществе в последние годы, по единодушному мнению исследователей, ведет к дезадаптации личности человека, росту деструктивных тенденций его развития и, в частности, к саморазрушающему поведению и самоубийствам. При этом сложившаяся в России на сегодняшний день ситуация отрицательно влияет на подростков.
А. Г. Амбрумова и ряд других исследователей выдвигают концепцию о том, что суицид — это феномен социально-психологической дезадаптации личности, т. е. ключевые понятия для данного явления — социально-психологическая адаптация и дезадаптация [2, с. 36].
Под адаптацией вообще понимается приспособление — соответствие между живой системой и внешними условиями. Понятие дезадаптации отражает различную степень и качество несоответствия организма и среды. Полное соответствие способствует развитию, полное несоответствие несовместимо с жизнедеятельностью.
Рассматривая социально-психологическую дезадаптацию в динамике, ведущей к суициду, выделяются две фазы: предиспозиционная и суицидальная.
Предиспозиционная фаза дезадаптации не служит прямой детерминантой суицидального поведения. Решающее значение для перехода ее в суицидальную имеет конфликт. Конфликт, переживаемый личностью, образуется из двух или нескольких разнонаправленных тенденций, одну из которых составляет основная, актуальная в данный момент потребность человека, а другую — тенденция, препятствующая ее удовлетворению.
Разрешение конфликта зависит от значимости сферы, в которой он происходит, и от системы резервных адаптационных механизмов. В случае их слабости, т. е. в условиях предиспозиционной дезадаптации, и невозможности реальным способом изменить конфликтную ситуацию, единственной реакцией, подменяющей собой все другие типы, оказывается суицид как способ самоустранения от всякой деятельности [2, с. 182].
Таким образом, из всего сказанного можно сделать вывод о том, что суицид есть «следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микросоциального конфликта» [2, с. 183].
Собственно суицидальное поведение — «любые внутренние и внешние формы психических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни» [1, с.54].
Суицидальный риск — степень вероятности возникновения суицидальных побуждений, формирования суицидального поведения и осуществления суицидальных действий. Степень выраженности суицидального риска (вероятность осуществления суицида) можно определить путем сопоставления суицидогенных и антисуицидальных факторов личности, а также степенью влияния личностно-ситуационных и средовых факторов [8, с. 83].
Существует три степени суицидального риска:
1. Незначительный риск (есть суицидальные мысли без определенных планов).
2. Риск средней степени (есть суицидальные мысли, план без сроков реализации).
3. Высокий риск (есть мысли, разработан план, есть сроки реализации и средства для этого).
К ребенку или подростку, который обсуждает идею самоубийства или пытается его совершить, следует относиться серьезно. Оценка риска суицида включает выявление психического или соматического заболевания, наличия или отсутствия социальной поддержки, недавней утраты близких, предшествующих суицидальных попыток или актов насилия, плана самоубийства и доступности средств для выполнения этого плана, возможного влияния психоактивных средств; необходимо также изучение семейного анамнеза (истории семьи) [8, с. 109]
По данным Росстата, суицид является второй причиной смертности молодых людей (после несчастных случаев) в возрасте от 15 до 18 лет. Мысли о самоубийстве возникают у каждого пятого подростка, а, по прогнозам исследователей, в последующие 10 лет число суицидов будет расти еще быстрее, особенно у подростков в возрасте от 10 до 14 лет Соотношение попыток и смертей у подростков составляет 50:1; соотношение суицидальных попыток у девочек и мальчиков — 2,5:1; среди демонстрационных попыток это соотношение составляет 4,3:1. До 19 лет среди суицидентов преобладают девочки [7, с. 36].
Проблемами девиантного и, в частности, суицидального поведения подростков, в том числе и его профилактики и предупреждения, занимались следующие психологи, педагоги, социологи: А. Г. Амбрумова [2], Л. Я. Жезлова [7], Я. И. Гилинский, Я. И. Юнацкевич [5] и др.
Было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 15 учащихся одной из школ Владимирской области, из них 7 девочек и 8 мальчиков. Возраст испытуемых — 15–16 лет.
Цель эмпирического исследования: выявить гендерные отличия подверженности суицидального риска подростков и характер суицидных попыток в подростковой среде.
Гипотеза: девочки-подростки более подвержены суицидальным намерениям, нежели мальчики, причем, большая часть суицидных попыток и мальчиков, и девочек в подростковом возрасте являются демонстративными.
В эмпирическом исследовании использовались следующие методики: «Выявление суицидального риска у детей» (А. А. Кучер, В. П. Костюкевич), тест Личко «ПДО».
Результаты, полученные в ходе тестирования испытуемых по методике «Выявление суицидального риска у детей» (А. А. Кучер, В. П. Костюкевич) отражены на рисунке 1.
Рис. 1. Результаты тестирования по методике «Выявление суицидального риска у детей»
По результатам анализа данных были выявлены 20 % испытуемых, набравших по фактору «добровольный уход из жизни» более 8 баллов, то есть данные подростки склонны к суицидальному поведению и с ними необходимо проводить психопрофилактическую работу, направленную на предотвращение нежелательного поведения. 13,3 % из этих подростков — девочки, и 6,7 % — мальчики.
Еще 13,3 % набрали 7–8 баллов, что свидетельствует о том, что данным подросткам требуется особое внимание в плане предупреждения развития у них склонности к суицидальному поведению.
Чтобы определить, у кого из испытуемых (мальчиков или девочек) выше склонность к суицидальному поведению, результаты были подвергнуты статистической обработке при помощи U-критерия Манна-Уитни. Полученный результат показал, что мальчики и девочки статистически значимо различаются по показателю склонности к суицидальному поведению. Следовательно, мы можем констатировать, что наша гипотеза в той части, что девочки-подростки более подвержены суицидальным намерениям, нежели мальчики, в ходе исследования нашла свое подтверждение.
Характер суицидных попыток подростков определялась при помощи Патохарактерологического диагностического опросника (ПДО), который разработан А. Е. Личко на основе концепции психологии отношений в отделении подростковой психиатрии НИИ им. В. М. Бехтерева. Опросник ПДО использовался для диагностики демонстративных и истинных попыток самоубийства у подростков. Шкала дифференциальной диагностики истинных и демонстративных суицидных попыток была разработана Н. Я. Ивановым и Ю. В. Поповым.
Анализ данных показал следующее:
- 46,7 % испытуемых склонны к демонстративным суицидным попыткам;
- у 40 % испытуемых характер суицидных попыток не определен;
- и только 13,3 % подростка склонны к истинным суицидным попыткам.
Для наглядности на рисунке 2 результаты тестирования по данной методике отражены графически.
Рис. 2. Результаты тестирования по шкале дифференциальной диагностики истинных и демонстративных суицидных попыток опросника ПДО
Итак, на рисунке 2 наглядно видно, что абсолютное большинство испытуемых подростков склонны к демонстративным суицидальным попыткам.
Далее было проверено, являются ли гендерные различия в характере суицидальных попыток, при помощи U-критерия Манна-Уитни. Полученный результат показал, что мальчики и девочки статистически значимо не различаются по характеру суицидальных попыток. Следовательно, мы можем констатировать, что наша гипотеза в той части, что большая часть суицидных попыток и мальчиков, и девочек в подростковом возрасте являются демонстративными, в ходе исследования нашла свое подтверждение.
Таким образом, можно сделать вывод, что большинство испытуемых подростков не склонны к суицидальному поведению однако 33,3 % имеют такую тенденцию. При помощи U-критерия Манна-Уитни доказано, что девочки-подростки более подвержены суицидальным намерениям, нежели мальчики.
Так же можно говорить о том, что абсолютное большинство испытуемых подростков склонны к демонстративным суицидальным попыткам. При помощи U-критерия Манна-Уитни доказано, что различия в характере суицидальных попыток между мальчиками и девочками не являются статистически значимыми, что свидетельствует о том, что большая часть суицидных попыток и мальчиков, и девочек в подростковом возрасте являются демонстративными.
1. Аверин, В. А. Психология детей и подростков /В. А. Аверин. — СПб: Союз, 2009. — 358 с.
2. Амбрумова, А. Г. Диагностика и профилактика суицидального поведения детей и подростков (методические рекомендации)/ А. Г. Амбрумова. — М: ОМЕГА-Л, 2012. — 210 с.
3. Амбрумова, А. Г. Психология самоубийства // Социально и клиническая психиатрия. — 2003. — № 4. С. 42–54.
4. Амбрумова, А. Г. Предупреждение самоубийств / А. Г. Амбрумова, С. Б. Бородин, А. С. Михлин. — М.: Наука, 2000. — 248 с.
5. Гилинский, Я. И. Социологические и психологические основы суицидологии / Я. И. Гилинский, Я. И. Юнацкевич. — СПб.: Академия, 2003. — 291 с.
6. Волкова, А. Н. Психолого-педгогическая поддержка детей суицидентов//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 2000. — № 2 — С. 36–43.
7. Жезлова, Л. Я. Сравнительно-возрастные аспекты суицидального поведения у детей и подростков «Актуальные проблемы суицидологии» / Л. Я. Жезлова. — М.: ИС РАН, 2012. — 275 с.
8. Давыдов А. А. Самоубийства, пол и золотое сечение // Социологические исследования. 1991. N 5. — 253 с.