Земля — наш дом, природа — наша мать,
Об этом человек не должен забывать!
Цель : Воспитывать у детей природосообразное мировосприятие, понимание природы и происходящих в ней явлений, чувство ответственности за охрану природы. Создать условия, способствующие сплочению детей в единую команду, формировать положительную мотивацию, направленную на достижение поставленной цели. Изучить с детьми образы природы, нормы и правила поведения в природе.
Задачи :
—обучающие : совершенствовать знания детей о природном мире леса: деревьях, птицах и диких животных; продолжать учить ориентироваться на плоскости;
—развивающие : развивать познавательно — исследовательский интерес, образное мышление, внимание, воображение, коммуникативные навыки, умение высказывать своё мнение в разных ситуациях, умение самостоятельно находить решения в созданных проблемных ситуациях. Развивать грамматический строй речи. Создание условий для двигательной и творческой активности детей, для формирования такого качества, как взаимовыручка;
— воспитывающие : воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следуя доступным экологическим правилам в деятельности и поведении, уважение друг к другу, чувство ответственности, внимательного отношения к окружающим, умение работать в команде.
Предварительная работа: просмотр спектакля «Волшебный вещий лес» по мотивам сказки С. Нестеровой «Волшебные правила вещего леса», чтение серии сказок С. Нестеровой «Язык молчания», «Волшебные правила», «Дружная семья», беседа с детьми, ознакомление с лесными животными и птицами, показ презентаций.
Технологии: квест-игра, кейс-технология, ИКТ.
Материалы и оборудование: интерактивная доска, 2 ноутбука, столы, экологические знаки, сказочный персонаж, мольберты, листы с заданием, цветные карандаши, клей, стойки для знаков, магнитофон.
Ход занятия:
Организационный момент: (ритуал начала занятия)
Воспитатель: — Здравствуй солнце,
Здравствуй, я,
Здравствуй, все мои друзья!
День с улыбки начинайте,
Всем здоровья пожелайте.
Воспитатель: — Ребята, сегодня к нам на почту пришло электронное письмо. Давайте прочитаем. (Дети просматривают в группе видеообращение от лесного жителя Волшебного вещего леса.)
«Дорогие дети помогите нам, природа леса в опасности может случиться экологическое бедствие!»
— Как вы думаете, почему природа в опасности?
— Какая опасность подстерегает природу? (Лесные пожары, вырубка леса, бездумное уничтожение птиц и животных, загрязнение водоемов, уничтожение растений и животных, занесенных в красную книгу)
— Так ли это, давайте посмотрим. Просмотрвидео «Природа в опасности» [4]
Воспитатель: — Дети, а как вы считаете, кто виноват в бедствиях природы? (человек)
— Ребята, что нам нужно сделать во избежание экологической катастрофы?
— А как мы его сможем спасти? (расставить экологические знаки, помочь обитателям леса)
— Для чего нужны эти знаки? ( чтобы не допустить экологическое бедствие, чтобы люди знали, как вести себя в лесу и не причиняли природе вред )
— Ребята давайте отправимся в лес на помощь? ( Дети соглашаются и отправляются в лес)
— В пути вам пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Как и в любом походе, вы должны помогать друг другу. Действуйте дружно, весело и вам будет сопутствовать удача.
Воспитатель: — Для того что бы оказаться в лесу произнесем волшебные слова:
Это каждому известно,
Если прыгнуть — не упасть,
То в волшебный лес чудесный,
Можно сразу же попасть.
1. Встреча с мудрым дубом из волшебного вещего леса.
(звучит музыка леса, дети и воспитатель проходят полукругом к дереву)
Воспитатель: — Ребята, посмотрите, на поляне стоит дуб. ( Дети подходят и здороваются. )
— Здравствуй мудрый дуб. Ой, что это у вас?
Мудрый дуб: — Ветка надломана, болит, видимо хотели сломать, но не получилось, а теперь она сохнет ….
Воспитатель: — Как мы сможем помочь дереву? ( подвяжем ветку , дети с воспитателем оказывают помощь, подвязывают ветку дубу)
— А вы знаете, чем деревья отличаются от других растений? ( Деревья имеют один большой ствол, покрытый корой, кустарники — это растения, у которых много тонких стволов и низкого роста, трава не имеет ствол )
— Вот сейчас мы и проверим, правильно ли вы нам ответили. Посмотрим на рис. 1.
Рис. 1. Группы растений
— Деревья — живые или нет?
— Почему вы так считаете? ( Живые, потому что оно дышит, питается, растет. Дерево дышит листьями.)
— Сейчас мы посмотрим, как растет и развивается дерево. Дети присаживаются на подушках. Просмотр видео фильма «Рост дерева» [5].
— Какие деревья вы знаете? ( Дуб, береза, осина, ива, клен, липа, рябина, тополь. )
— А какие хвойные деревья, растут у нас в лесу? (Сосна, ель, кедр, лиственница, пихта.)
— Какие лиственные деревья вы знаете? (Липа, дуб, береза, рябина.)
Просмотр видео фильма «Деревья нашего леса» [6].
Мудрый дуб предлагает поиграть в игру: «Кому нужны деревья в лесу?» (интерактивная игра рис. 2.)
Рис. 2. Кому нужны деревья в лесу?
— Какой знак мы можем выбрать для спасения деревьев в лесу? Чем поможет этот знак? (Дети выбирают экологический знак и объясняют, почему они его выбрали)
2. Лесные жители.
Воспитатель: — А давайте узнаем у мудрого дерева, какие животные живут в лесу? В каких жилищах?
Мудрый дуб: — Просто так не скажу, отгадайте мои загадки.
Загадки о животных:
1. Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.
На старом дубе орешки я грызу. (Белка)
— Как называется ее жилище белки? (Дупло)
2. Когда я голодный меня не встречай,
Щелкну зубами, съем невзначай. (Волк)
— Как называется жилище волка? (Логово)
3. Лежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала. (Ёж)
— Где живет еж? (В норе)
5. Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая,
В сарай попала,
Кур пересчитала. (Лиса)
— Как называется ее жилище? (Нора)
6. Он коричневый, лохматый.
Угадайте-ка, ребята,
Кто, построив теплый дом,
Спит всю зиму в доме том? (Медведь)
— Как называется его жилище? (Берлога)
Игра: «Лабиринт» ( Детям предлагается провести своего животного по лабиринту , рис. 3.)
Рис. 3. Лабиринты
— Какой экологический знак мы можем выбрать для защиты животных ? ( Выбирают экологический знак «Не обижать животных»)
— Для чего этот знак? ( Чтобы люди были вежливыми с обитателями леса, не разоряли их жилища, не истребляли. )
3. Релаксация «Лесная опушка». ( Дети попадают на лесную полянку, садятся, слушают пение птиц, отгадывают их по звуку. )
Воспитатель: — Ребята, каких птиц вы услышали? Давайте назовём их.
Упражнение: «Назови птиц и их птенцов» ( Дети называют птиц и их птенцов. )
Дрозд певчий — птенцы дроздята,
Ворона — воронята,
Кукушка — кукушата,
Воробей — воробьишки, воробьята,
Снегирь — снегирята,
Скворец — скворчата,
Грач — грачата,
Сова — совята.
Игра «Наполни кормушку для птиц»
На экране доски (планшете) (импровизированной кормушке) педагог просит выложить изображения разных видов корма для птиц. Ребёнок должен расположить корм для птиц в кормушке в соответствии с заданием воспитателя в таблице 1.
Задания:
Положите грецкий орешек в правый верхний угол.
Положите семена подсолнечника в левый нижний угол.
Положите орех фундука в середину кормушки.
Положите пшено справа от фундука.
Положите горбушку белого хлеба в левый верхний угол.
Таблица 1
Воспитатель: — Какой экологический знак мы можем выбрать для защиты птиц ? ( Выбирают экологический знак «Не разоряйте птичьи гнезда» )
— Для чего этот знак? ( Чтобы гости леса не разоряли птичьи гнезда )
Воспитатель: — А теперь давайте поиграем ещё в одну игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да — хлопаем», если плохо, то все вместе «нет — топаем»!
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
***
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
***
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
***
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
***
Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)
***
Если сильно насорю
И убрать забуду. (нет)
***
Если мусор уберу,
И с собою заберу? (да)
***
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)
Воспитатель : — Не разрушайте этот дом,
Девчонки и мальчишки
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжках.
— На прощание, предлагаю вам нарисовать ещё несколько знаков, которые помогут сохранить лес. ( Детям предлагается придумать свои экологические знаки для спасения леса, рассматривание знаков. )
Рефлексия:
— А как вы думаете, помогут ли наши знаки лесу?
— Как помогут? ( Люди будут соблюдать правила поведения в лесу. )
— Вы сегодня такие молодцы! Вы столько сделали для спасения леса! Благодаря таким помощникам, как вы, природа еще долго — долго будет радовать нас.
Воспитатель: — Атеперь мы возвращаемся в детский сад.
Если дружно встать на ножки
Топнуть, прыгнуть — не упасть,
То легко ребята смогут
Снова в детский сад попасть!
Литература:
1. Нестерова С. Л. Язык молчания. / Светлана Нестерова — Антон Лунёв, 2021.
2. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. — М.: ТЦ Сфера, 2004.
3. Феданова Ю. В., Скиба Т. В. Лесные животные. Энциклопедия для детей. — Издательство: Владис, 2019.
4. https://my.mail.ru/mail/elenochka_55/video/_myvideo/5.html
5. https://yandex.ru/video/preview/?filmId=2754997898586783677&text=дерево+живое+для+детей
6. https://yandex.ru/video/preview/?filmId=2437210927010419076&text=дерево+живое+для+детей&url=http %3A %2F %2Frutube.ru %2Fvideo %2F632e57e3126bc30d23ac4a3e757afe3e %2F