В условиях активной информатизации и компьютеризации общества Интернет стал мощным инструментом обработки и обмена информации между людьми. В настоящее время без большого объема информации, предоставляемой Интернетом, не могут существовать компоненты микро- и макросреды. Информационные технологии становятся неотъемлемой частью современного образа жизни человека. Эта огромная справочная система, позволяющая обсуждать актуальные достижения науки по всем областям знаний в оперативном режиме времени, общаться специалистам разного уровня по всем интересующим вопросам с представителями всех стран мира.
Всё большую популярность в мире приобретает «Всемирная паутина», которая постоянно увеличивает количество пользователей социальными сетями. Интернет-общение становится особым видом современной коммуникации, а электронные средства — посредниками в межличностных отношениях. На сегодняшний день по данным Омнибуса GfK [3] пользователями Интернет являются 84 миллиона россиян в возрасте от 16 лет и старше, уровень проникновения в глобальные сети среди населения данной группы достиг 70,4 % (в 2014–67,5 %). Прирост связан с использованием людьми мобильных устройств с выходом в Интернет (около 50 млн. человек) и увеличением доли пользователей среднего и старшего возраста. Российская аудитория Интернета является крупнейшей в Европе, её численность свыше 62 миллиона человек, которые ежедневно выходят в онлайн.
Виртуальное общение как форма бесконтактной коммуникации позволяет человеку получать разнообразную информацию: культурную, профессиональную, бытовую, политическую, спортивную. Оно содействует активизации познавательной деятельности личности, стимулируя поиск и желание приобретать новые знания, расширять кругозор. Виртуальное общение также влияет на процесс развития профессионализма человека, позволяя ему непрерывно обогащаться информацией по своей специальности, формировать компетенции с учетом новых потребностей рынка труда.
Виртуальное общение при всех положительных его сторонах становится причиной возникновения сильной «привязанности» человека к Интернету. Человек начинает терять представление о времени, отказывается от «живого» общения, не может обходиться без Интернета, часами находясь в сети. Особенно негативно воздействует Интернет на подрастающее поколение. Именно молодежь в большей степени подвержена патологическому и бесконтрольному использованию ресурсов Интернет. Коммуникация на уровне бесконтактного общения часто сопровождается отсутствием эмоционально-чувственной сферы, воспитательной направленности и невербальной информации. Ларионова С. О. и Дегтерев А. С. отмечают, что данная тенденция приводит к отставанию в развитии или полному отсутствию у подрастающего поколения навыков межличностного взаимодействия в целом [4, с.232]. У молодежи возникает стремление ухода от реального к виртуальному пространству путем достижения особого эмоционального состояния удовлетворенности, уверенности в себе, уход от жизненных ценностей [7, с.141].
По данным исследования Макеевой В. С., Артемовой Е. Н. [5] у 28 % студентов Учебно-научно-исследовательского института информационных технологий выявлена Интернет-зависимость, выраженная негативными проявлениями их психики, связанные с недостатком «живого» общения, а также общим низким потенциалом физического здоровья в связи с неправильным режимом труда, отдыха и питания.
Таким образом, Интернет-зависимость — это патологическая потребность человека использовать Интернет-ресурсы, сопровождающаяся социальной дезадаптацией и психологическими симптомами [4, с.232–233]. Интернет-зависимость относится к классу нехимической зависимости. К ней не относится работа, непосредственно связанная с информацией, являясь только простым времяпрепровождением. Главным признаком её является навязчивое желание войти в Интернет и неспособность из него выйти. Сеть становится средством ухода из реального мира, а поиск информации в Интернете — информационным вампиризмом. Для любого пользователя Интернета зависимость становится проблемой тогда, когда поведение его выражено многочасовым времяпрепровождением в сети, отсутствием разделения во времени, чувством эйфории и безграничной свободы. Человек начинает нарушать режим питания, обманывать близких и друзей в преуменьшении количества времени в сети, к этому прибавляются физические расстройства такие, как частые головные боли, рези в глазах, ломота в костях, скачки давления. Последняя стадия Интернет-зависимости — это социальная дезадаптация. Люди перестают получать удовольствие от общения в сети, но продолжают находиться в виртуальном мире. Впоследствии это приводит к тяжелым депрессивным расстройствам, а результатом становятся частые конфликты в семье и на работе.
Термин «Интернет-зависимость» впервые был использован психиатром А. Голдбергом в 1996 г. Ученый рассматривал данную зависимость как навязчивое желание человека войти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернета, будучи on-line. На основе исследований А.Голдберга психолог К. Янг дал первое научное обоснование феномену Интернет-зависимости, а Дж.Сулер на своем сайте «Психология киберпространтсва» создал отдельную секцию «Пристрастие к компьютеру и киберпространству».
В процессе исследования проблемы Интернет-зависимости человека ученые стали работать над профилактикой у учащейся молодежи пристрастия к виртуальному общению, в частности у студентов младших курсов как частыми пользователями социальных сетей. Проблема профилактики Интернет-зависимости у студентов младших курсов представлена в исследованиях Генисаретского О. и Носова Н., которые ввели понятие «виртуальная реальность»; Войскунского А. Е., комплексно изучавшего Интернет-зависимость; Жичкиной А. и Щепилиной Е., разработавшие шкалу Интернет-зависимости и опросник «Восприятие Интернета»; Бурлакова И. В., описавшего зависимость от компьютерных игр и др.
К. Янг в своей работе дает следующие типы Интернет-зависимости студентов младших курсов: 1) компьютерная зависимость, выраженная в пристрастии человека к работе с компьютером. Зависимость сопровождается навязчивым желанием играть в компьютерные игры или заниматься программированием. Это около 90 % людей, которые проводят долгое время в чатах и за играми; 2) компульсивная навигация в Сети, сопровождающаяся компульсивным поиском информации в базах данных. Информационная перегрузка человека связана с патологической вовлеченностью его в перелистывании веб-сайтов и поиском по базам данных; 3) перегруженность информацией влечет привязанность к азартным играм, онлайновым аукционам или электронным покупкам; 4) киберкоммуникативная зависимость сопровождается постоянным общением человека в чатах, групповых играх или телеконференциях, уходом от реального общения; 5) киберсексуальная зависимость отражается в посещении порнографических сайтов, обсуждении сексуальной тематики в чатах или закрытых группах «для взрослых» [2].
Интернет-зависимость ведет к интеллектуальной пустоте и моральной деформации сознания молодежи, деструктивным изменением эмоциональной и поведенческой сфер личности студента. Постепенно он отрывается от гуманистических ценностей, меняются его желания и интересы [7, с.143].
Преодоление Интернет-зависимости требует в первую очередь выявление факторов, обуславливающих ее формирование. Главными таким факторами, по мнению К. Янга, становятся доступность информации, персональный контроль и анонимность передаваемой информации, внутреннее чувство, которое на подсознательном уровне устанавливает высокий уровень доверия в виртуальном общении. Г. Дерменджиев выделяет два фактора формирования зависимости: замена настоящей реальности виртуальной; детерминирование девиантного поведения в киберпространстве, связанного с анонимностью личности в сети [7, с.143].
На основе этих факторов выделяются четыре признака Интернет-зависимости: навязчивое желание проверить e-mail; постоянное желание следующего выхода в Интернет; жалобы окружающих близких на провождение человека длительного времени в виртуальных сетях; жалобы окружающих на большие траты на Интернет [6].
Как уже было ранее сказано, студенческий возраст — средний возраст пользователей сети, а также зависимых от нее. Именно студенты младших курсов чаще других групп населения обращаются к услугам Интернет по причине: постоянной потребности в информации при подготовке к семинарам, зачетам, экзаменам и т. д.; недостаток времени из-за учебы для встреч с друзьями и переход на общение в социальной сети; высокая познавательная мотивация, выраженная стремлением к самообразованию и поиску новой разнообразной информации.
Поскольку проблема Интернет-зависимости становится с каждым днем все актуальней, возникает необходимость в разработке мероприятий и применении средств по предотвращению, профилактике зависимости, формирование у молодежи ценностей реального мира. Профилактика Интернет-зависимости у студентов включает разработку комплекса социальных, психологических, педагогических, медицинских, правовых и других мероприятий по предотвращению социальной дезадаптации, эмоционально-поведенческих расстройств, коммуникативных нарушений, личностных деструкций, разрушения собственного «Я». Все мероприятия, проводимые в условиях образовательной среды учреждения, направлены на предупреждение психолого-физиологических нарушений учащейся молодежи на основе развития их личностных ценностей и поведенческой деятельности.
В качестве профилактики Интернет-зависимости у студентов младших курсов можно выделить методы, направленные на формирование сознания (беседа, диспут, метод проблемных ситуаций, лекция, семинар); организацию деятельности (убеждение, педагогическое требование, общественное мнение, упражнение, общественно полезная деятельность, творческие деловые игры); стимулирование деятельности (поощрение, наказание, метод «взрыва»); социально-психологическую помощь (психологическое консультирование, социально-психологический тренинг, аутотренинг) [4, с.234].
Педагогическими условиями профилактики у студентов Интернет-зависимости являются: формирование ценностного отношения к условиям реальной действительности как результата и следствия социального опыта личности; вовлечение в молодежные общественные объединения; интеграция усилий социальных институтов по разработке и реализации профилактических программ для молодежи; подготовка кадров в молодежной среде для реализации профилактических программ; развитие волонтерского движения на базе молодежных общественных объединений [1].
Таким образом, профилактика Интернет-зависимости в студенческой среде представляет собой единство теоретической и практической готовности всех субъектов образовательного процесса к взаимодействию и стремлению развивать у учащейся молодежи социальной компетентности.
На основе вышесказанного можно отметить, что систематическая работа по профилактике Интернет-зависимости у студентов младших курсов служит главным условием прекращения регрессивности; формирования осознанного отношения использования Интернет-ресурсов; уменьшения количества времени, проводимого в сети; снижения уровня зависимости; приобретения поведенческих стратегий и личностных ресурсов, конструктивных навыков межличностного общения; повышения уровня самооценки, рефлексивности и стрессоустойчивости [4, с.239].
Литература:
- Боброва Т. В. Педагогические условия организации профилактики аддиктивного поведения в молодежной среде: автореф. дис. … канд. пед. науки: 13.00.01; Моск. город. пед. ун-т. М., 2004.
- Кимберли Янг Диагноз — Интернет-зависимость// Мир Internet. 41. http://www.iworld.ru (дата обращения: 21.02.2016)
- Количество пользователей интернета в России // Интернет в России и в мире http://www.bizhit.ru/index/users_count/0–151 (дата обращения: 20.02.2016)
- Ларионова С. О., Дегтерев А. С. Интернет-зависимость у студентов: вопросы профилактики // Педагогическое образование в России. 2013. № 2. С.232–239
- Макеева В. С., Артемова Е. Н., Пеленицина Т. А., Тинькова З. С. Организация самостоятельной работы студентов по профилактике интернет-зависимости средствами физической рекреации // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 1.
- Синицын Ю. Н., Хентонен А. Г. Методологические регулятивы разработки педагогической деятельности современного учителя // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук: научный журнал. № 12–2. М, 2013. С.280–283.
- Сманцер А. П., Рангелова Е. М. Превентивная педагогика: методология, теория, методика. Минск: БГУ, 2008. 263 с.