Гендерные особенности общения дошкольников | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (11) февраль 2017 г.

Дата публикации: 05.01.2017

Статья просмотрена: 2360 раз

Библиографическое описание:

Ежова, Е. С. Гендерные особенности общения дошкольников / Е. С. Ежова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 1 (11). — С. 17-19. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/52/1874/ (дата обращения: 16.11.2024).



На современном этапе содержание российского дошкольного образования совершенствуется. Примечательно, что ФГОС ДО педагогу заданы ориентиры на учёт индивидуальных характеристик ребенка в образовательном процессе, развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками, формирование коммуникативной деятельности детей. Пол — это индивидуальная характеристика человека. Общение со сверстниками своего и другого пола рассматривается как условие развития гендерного самосознания, гендерной роли / идентичности.

Общество сверстников в группе детского сада выполняет также функцию половой социализации, ускоряя процесс формирования психического пола ребенка разделением детских игр на «девчоночьи» и «мальчишечьи» и развитием — наряду с общими интересами, характерными для всех дошкольников, — специфических интересов и предпочтений для девочек и мальчиков.

Развитие ребенка с первых дней жизни осуществляется не только с помощью организованного воспитания, но и в результате стихийных воздействий природы, семьи, общества, сверстников, средств массовой информации, случайных наблюдений, поэтому учет непреднамеренных воздействий воспитателей, самоизменений дошкольника в организации целенаправленной педагогической деятельности создает реальные предпосылки для полноценного развития девочек и мальчиков в соответствии с их половозрастными, индивидуальными особенностями, социальными условиями, т. е. для эффективного воспитания дошкольников.

Проблеме общения в дошкольном возрасте уделяли большое внимание в своих работах такие исследователи, как Леонтьев А.А., Андреева Г.М., Галигузова Л.И., Горбачева В.А., Лисина М.И., Мухина В.С., Репина Т.А., Рояк А.А., РузскаА.Г., Смирнова Е.О., Калягина Е.А., Холмогорова В.М. В научной литературе раскрытию феномена межгендерного общения в дошкольном возрасте уделено крайне мало внимания. Вместе с тем, изучение особенностей общения со сверстниками своего и противоположного пола в группе детского сада, предпринятое в исследованиях Т.А. Репиной и её учеников, позволило определить сверстника в качестве важного агента гендерной социализации ребёнка в дошкольном возрасте.

Наиболее полная картина развития ребёнка как представителя пола и условия его гендерной социализации в период дошкольного детства раскрываются в работе Л.В. Коломийченко и О.В. Прозументик.

Общение со сверстниками играет значительную роль в формировании личности ребёнка — это средство познания и самовыражения, источник разнообразных чувств и переживаний, способ установления деловых и личных контактов, средство реализации целей и задач совместной деятельности и т.д.

В процессе взаимодействия в совместной деятельности развиваются способности детей (интеллектуальные, коммуникативные, творческие и др.), они учатся побеждать и проигрывать, оценивать и поддерживать друг друга, усваивают нормы и правила поведения, происходит становление межличностных отношений.

Правильная организация общения детей — одна из задач взрослых. Сначала в семье, позже — в детском саду и школе. И везде главная цель — научить ребенка общаться так, чтобы и ему было полезно и приятно, и другим детям тоже.

Воспитатели и родители должны обращать особое внимание на общение мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.

Я в своей работе стараюсь создать оптимальные условия для успешного развития гендерного общения дошкольников.

Выделяют следующие условия развития общения: организация специальных занятий и кружков с детьми, моделирование коммуникативных ситуаций, использование дидактических игр, индивидуальная работа, совместное принятие каких — либо решений, различные игры — упражнения, познавательные беседы, сюжетно — ролевые игры, совместная работа и др.

Развитию общения как мальчиков, так и девочек способствуют психологические игры серии «Тёплые круги», в которых дети налаживают контакт и учатся общению. Например, игра «Приветствие по кругу», в которой дети, встав в круг, здороваются со всеми, стараясь не повторять слов приветствия: «здравствуйте», «доброе утро», «привет», «я приветствую всех» и т.д. В игре «Круг комплиментов» дети своему соседу по кругу говорят что-нибудь приятное: «у тебя красивые бантики», «ты красиво одет», «у тебя добрая улыбка» и т.п. Значимость таких подобных игр в развитии дружеских взаимоотношений, формировании культуры общения, создания эмоционально — положительной атмосферы в группе очевидна.

Поводом к общению могут быть стать внесение новых книг, энциклопедий, журналов.

Энциклопедия объединяет коллектив единомышленников. Возникает коллективное обсуждение самых разнообразных тем. Не обращаясь к взрослому, дети сами устанавливают порядок рассматривания иллюстраций и ведения диалога.

В самом начале года проводятся занятия по обучению детей употреблению различных обращений в зависимости от ситуации общения. Создаётся ситуация знакомства с новым персонажем. Знакомство начинается с фразы «Как тебя зовут?». Воспитатель спрашивает, как можно называть людей. Предлагает игру «Назови ласково», где дети упражняются в образовании ласковых форм своего имени, как мальчики, так и девочки. Побеждает тот, кто наберёт больше имён (Оля, Оленька, Олюша, Леля; Леша, Лешенька, Лешечка).

Проводится работа детей в паре (мальчик — девочка) для активного продуктивного общения. Самое главное, чтобы это общение было мотивировано, основано на знакомой детям теме. Интересны занятия, построенные на интервьюировании, в форме репортажа. Дети могут собирать материал «Лесной газеты» и брать интервью у обитателей леса. Редактор определяет объем информации: «Выяснить повадки животного, чем он питается, как защищается от врагов», а дети сами формулируют вопросы, ведут беседу, упражняются в правильном обращении.

Интересные ситуации «Выполни задание по инструкции». Здесь один ребенок выступает в роли заказчика какой — либо инструкции, чертежа, рисунка, а другой исполняет заказ, следуя указаниям. Если исполнителю что — либо не понятно, он задает вопросы, уточняет детали.

Так же развитию общения способствует показ различных видов кукольного театра, где дети привлекаются к воспроизведению заученных литературных диалогических текстов, читают стихи по ролям, а также подвижные игры с готовыми текстами.

Прекрасным условием воспитания высокой культуры общения является, совместное проведение экскурсий, различных праздников, развлечений. После проведения мероприятий у детей обязательно возникают разговоры, споры, обсуждения. И разговоры общие, и будущие интересы тоже будут общие. Благотворно влияют на развитие общения методы и приемы народной педагогики, чтение детям народных песенок и потешек, сказок, пение песен, рассказы о былинных героях. На примере сказок и рассказов дети учатся оценивать поступки героев, начинают различать хорошее поведение от плохого. Мною разработаны рекомендации для воспитателей ДОУ по созданию оптимальных условий для успешного развития гендерного общения дошкольников.

– Постарайтесь быть для детей образцом поведения, обращайте внимание детей на то, как ведут себя уважаемые ребенком взрослые (родители, другие педагоги, тренер, знакомые и т.д.);

– Предоставьте детям возможность общаться с детьми своего и противоположного пола в условиях ДОУ (на прогулках, занятиях, в процессе игровой деятельности и др.), для них это будет хорошей тренировкой в поведении;

– Постарайтесь создать позитивную, доброжелательную обстановку, в которой дети разного пола могли чувствовать себя «в своей тарелке»;

– Пространство для практического познания мира с учётом гендерных особенностей: уголки с игрушками для возможности организации совместных игр, «островки творчества», где дети смогут слепить что-то из пластилина вместе с друзьями, нарисовать картинку в подарок маме и т.д.;

– Неразрывная связь старого и нового: детям чрезвычайно важен эффект новизны. Организация детского общения обычно строится на знакомых ситуациях, но опытные воспитатели обязательно вносят в них что-то свежее. Например, учат детей творчески поздравлять друг друга с Днем рождения;

– Заинтересованный взрослый, который будет «на одной волне» с детьми и поможет правильно организовать взаимодействие;

– Прозрачность требований, которые предъявляются к ребенку, наличие положительного примера. Взрослые, устанавливающие правила общения в дошкольном учреждении, должны быть последовательны в соблюдении норм общения с детьми, показывая им пример позитивного отношения друг к другу;

– Обучение ситуативно-деловому общению. Это происходит на музыкальных занятиях и ритмике, в театральных постановках к утренникам и гимнастике. Если сам воспитатель во время занятия оживлен, эмоционален, активно общается с детьми, задает вопросы, хвалит за ответы, такая организация общения детей будет действительно развивающей;

– Формирование эмоционально-практического общения. Воспитатель учит ребят вежливо общаться друг с другом и старшими, правильно формулировать свои просьбы и замечания, обходиться без оскорблений в межличностном общении.

– Используйте методы и приемы народной педагогики, читайте детям народные песенки и потешки, сказки, пойте песни, рассказывайте о былинных героях.

При таких условиях организации общения детей можно создать полноценную среду для роста и развития доброжелательной, активной, любознательной личности ребенка.

Литература:

  1. Выготский Л.С. Собрание сочинений в шести томах, том 4, "Детская психология" — М., "Педагогика", 1984.
  2. Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду: пособие для дошкольных образовательных учреждений. — М.: Линка-Пресс, 2009.
  3. Лисина М.И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни || Проблемы общей возрастной и педагогической психологии (Под редакцией Давыдова В.В.) М.1978 г.
  4. Мухина В.С. Психология дошкольника. — М., 1975.
  5. Общение детей в детской саду и семье / Под. ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед.. наук СССР. — М.: Педагогика, 1990.
  6. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр "Академия", 2000.
  7. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1991.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский сад, дошкольный возраст, игра, гендерное общение дошкольников, друг друга, народная педагогика, развитие общения, совместная деятельность, успешное развитие.
Задать вопрос