Статья посвящена рассмотрению психологических особенностей подростков, в том числе и особенности их адаптации в образовательной среде и социуме в целом. Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные данные могут быть использованы в работе школьных психологов и педагогов, а также в работе всего педагогического коллектива для создания благоприятных условий обучения и воспитания с учетом возрастных и личностных особенностей подростков с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Также, они могли бы пригодиться при реализации новых образовательных стандартов Российской Федерации.
Ключевые слова: подросток с ОВЗ, адаптация, школа, ребенок, родители, психолого-педагогическое сопровождение, обучение и воспитание.
Человеку в любом возрасте необходимо умение приспосабливаться к условиям окружающей социальной среды. Этот процесс происходит на протяжении всей его жизни. Возрастные особенности подростка часто усложняют его адаптацию в различных социальных условиях.
Подростку необходимо адаптироваться не только к относительно стабильному взрослому миру, но и к тому промежуточному сообществу, представленному подростками и старшими школьниками, нормы и ценности которого достаточно изменчивы [8].
Многие подростки нуждаются в социально-психологической помощи в адаптации не только к новому социальному окружению, но и к прежнему окружению, которое представлено множеством других социальных ролей.
Автором статьи было проведено эмпирическое исследование, направленное на выявление особенности психологической адаптации подростков с ОВЗ в образовательной среде. В исследовании приняли участие 15 подростков с ОВЗ и 15 условно здоровых подростков в возрасте от 12 до 13 лет, женского и мужского пола.
Подросткам предлагалось пройти три методики:
— методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса — изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у подростков.
— анкета «Как определить состояние психологического климата в классе» Федоренко Л. Г. — изучение психологического климата в классе.
— методика исследования мотивации обучения школьников М. И. Лукьянова, Н. В. Калинина.
Исследование осуществлялось в несколько этапов:
Исследование включало в себя несколько этапов:
- Изучение теоретического материала по вопросу связи социально-психологической адаптации и ментальных ресурсов в группах подростков с ограниченными возможностями здоровья и нормы.
- Проведение психологической диагностики. Проведение эмпирического исследования и сбор эмпирических данных проводился в феврале-мае 2020 года. Для диагностики использовалась групповая форма тестирования, бланковый вариант. Время ответов на вопросы было ограничено только в одной методике, в остальных не было ограничено. В исследовании приняли участие 50 школьников в возрасте 12–16 лет.
- Первичная обработка данных (бланков ответов). Данные были переведены, подсчитаны и помещены в таблицу.
- Проведение математико-статистической обработки данных, для этого использовались методы: u — критерий Манна-Уитни, корреляционный анализ Спирмена.
- Интерпретация и обсуждение полученных данных.
В ходе проведенного исследования автором статьи были сформулированы следующие выводы:
- Подростки с ограниченными возможностями здоровья испытывают трудности к адаптации в образовательной среде и нуждаются в организации и специальных условиях.
- Нам удалось подтвердить, что существуют достоверные различия в способностях к адаптации у подростков с ограниченными возможностями и условно здоровых подростков. Так среди условно здоровых подростков выше способность к социально-психологической адаптации.
А также подростки с ограниченными возможностями имеют следующие особенности: присутствует тревога, связанная с различными формами его включения в жизнь школы: трудности развития социальных контактов (прежде всего — со сверстниками); негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей, негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей, общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.
2) Существует специфика внутриструктурных корреляционных связей психологической адаптации в группе подростков с ограниченными возможностями здоровья относительно группы условно здоровых подростков.
С помощью корреляционного анализа нам удалось установить взаимосвязь между параметрами исследования. У подростков с ограниченными возможностями и условно здоровых подростков были выявлены похожие условия для успешной социально-психологической адаптации. Так негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей и особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышают вероятность трудностей социально-психологической адаптации подростков.
Также были установлены факторы, влияющие на восприятие позитивного психологического климата в школе. Так трудности развития социальных контактов со сверстниками и тревога в ситуации публичных выступлений, оценок повышали вероятность развития неблагоприятного школьного психологического климата.
Также, среди условно здоровых подростков существует связь успешной адаптации и позитивным отношением с учителями. То есть в случае, если в отношениях с учителями присутствует страх, проблемы, то это снижает способность подростков к адаптации. Среди подростков с ОВЗ существует связь самоотношения с фрустрацией потребности в достижении успехов. То есть, если подростки негативно относятся к своей личности это может приводить к фрустрации потребностей достижения успеха. А для условно здоровых подростков существует взаимосвязь их самоотношения с установленным ими контактом с учителями. В группе подростков с ОВЗ существует взаимосвязь параметров эмоциональной компетентности и фрустрации потребности в достижении успеха. То есть чем более развито умение осознавать свои эмоции и эмоции партнера по общению, тем менее выражена фрустрация. При этом существуют отличия и во взаимосвязях с позитивным восприятием психологического климата в школе. Так, у подростков с ОВЗ существует связь между параметрами психологического климата в школе и страхом несоответствия ожиданиям окружающих. То есть психологический климат оценивается подростками, как неблагоприятный, если они ощущают, что существуют какие-то ожидания на их счет и они не оправдывают их. При этом у условно здоровых подростков существует связь параметров психологического климата и страхом самовыражения. То есть страх самовыражения влияет на восприятие психологического климата в школе как негативного, неблагоприятного для подростков.
Литература:
- Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. — М.: ВЛАДОС, 2003.
- Беленкова Л. Ю. Инновационные подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья: от интеграции к инклюзии // Интеграция образования — 2011. — № 1.
- Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. — Л.: Наука, 1988. — 272 с.
- Литвинова А. В. Социокультурные детерминанты ориентации подростков на субкультуры // Психолого-педагогические исследования. — 2014. — Т. 6, № 1. — с. 37–46.
- Маллер А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. — М.: Издательский центр «Академии», 2010.
- Hobfoll S. E. Сonservation of resourсes: a new attempt at сonсeptualizing stress // Ameriсan Psyсhologist. — 1989. — 44 (3). — Р. 513–524.
- Hobfoll S. E. Personality and soсial resourсes in immediate and сontinued stress resistanсe among women / S. E. Hobfoll, Y. Leiberman // Journal of Personality and Soсial Psyсhology. — 1987. — No. 52. — P. 18–26