Молодежные субкультуры и риски суицида | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №41 (175) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 16.10.2017

Статья просмотрена: 2392 раза

Библиографическое описание:

Левицкая, Л. В. Молодежные субкультуры и риски суицида / Л. В. Левицкая, А. Е. Колкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 41 (175). — С. 148-152. — URL: https://moluch.ru/archive/175/45915/ (дата обращения: 19.12.2024).



Проблема самоубийств (суицидов) приобретает в настоящее время особенное значение в связи с их несомненным ростом в нашей стране за последние годы. Суицидальное поведение в настоящее время является глобальной общественной проблемой. Высокий уровень самоубийств в большинстве развитых стран мира и районах СНГ ставит вопрос о причинах возникновения этого явления и способах его превенции (предупреждения). Как известно, суицид занимает третье место в классификации причин смертности у населения (после онкологических болезней и заболеваний сердца). В соответствии с прогнозом ВОЗ в 2020 году приблизительно 1,5 миллиона людей во всем мире погибнут по причине самоубийства и в 10–20 раз большее их число совершит суицидальные попытки.

По данным ВОЗ около 20 % самоубийств в мире приходится на подростковый и юношеский возраст. Число же суицидальных действий и намерений гораздо больше. В России, за последние 6–7 лет, частота суицидов составила 19–20 случаев на 100 тысяч подростков. Средний показатель в мире — 7 случаев на 100 тысяч. Это выводит нашу страну на одно из первых мест в списке стран, где подросткам наиболее свойственно суицидальное поведение. Важно понять, что подростковый суицид сложнее, чем может показаться на первый взгляд.

Период подросткового возраста в психологии характеризуется как кризисный период. Это момент перехода из детства во взрослую жизнь. Подросток — это уже не ребенок, но еще и не взрослый. У него появляется новообразование — «чувство взрослости», а новых смыслов, ценностей взрослой жизни, форм взаимодействия во взрослом мире еще нет. Ведущей деятельностью в этот период является общение со сверстниками. Быть принятым в своем окружении друзьями и одноклассниками становится гораздо значимее и важнее, чем у взрослого человека.

Сложный кризисный период подросткового возраста характеризуется не только внутренними конфликтами самого ребенка, но и появлением огромного количества конфликтов с окружающим миром. Миром пока для него непонятным, неясным, пугающим. Попытка войти в новый, взрослый мир связан с проблемами, который подросток не в силах решить самостоятельно, и не в силах объяснить это окружающим

Самоубийство подростка чаще всего рассматривается как результат того, что крик о помощи не был услышан вовремя. Но, кроме того, — это поступок, при помощи которого юноша или девушка пытается привлечь к себе внимание. Подростки, как правило, более чувствительно, более сердито и импульсивно реагируют на события, чем люди из других возрастных групп. Наконец, внушаемость подростков и их стремление подражать другим, в том числе тем, кто пытается покончить с собой, может создать почву для суицида.

Одно из первых научных определений самоубийства мы находим у классика французской социологии Э. Дюркгейма: «Самоубийством называется каждый смертный случай, который непосредственно или опосредованно является результатом положительного или отрицательного поступка, совершенного самим индивидом, если последний знал об ожидающих его последствиях» [4, с. 198].

Стоит отметить, что в данном определении подчеркивается тот факт, что суицид является осознанным и совершается самим человеком по собственной воле.

Ряд отечественных исследователей (А. Г. Амбрумова, Е. М. Бруно, Н. Д. Кибрик и др.) отмечают принципиальное отличие суицида подростка от суицида взрослого человека. Согласно концепции А. Г. Амбрумовой, суицид рассматривается как следствие социально — психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого ею микросоциального конфликта [1, с. 28].

Наряду с этим выделены самоубийства (истинные суициды) и попытки самоубийства (незавершенные суициды). Бруксбэнк говорит о суициде и парасуициде. Он определяет суицид как намеренное самоубийство, а парасуицид как акт намеренного самоповреждения, не приводящей к смерти.

Действительно, общим признаком данных трактовок является насильственное или намеренное лишение человека своей жизни под влиянием каких — либо социальных, психических и других причин. Отличительным признаком некоторых трактовок является то, что человек знает об ожидающих последствиях и идет на этот шаг. Данные варианты показывают специфику понятия «суицид» с различных научных точек зрения, что и расширяет спектр разработанных исследовательских выводов и решений.

Суицидальное поведение — это проявление суицидальной активности. Оно включает в себя суицидальные мысли, намерения, высказывания, угрозы, суицидальные покушения и попытки. При истинном суицидальном поведении намерение лишить себя жизни не только обдуманно, но и нередко долго «вынашивается» [6, с. 24].

О приближении суицида свидетельствует пресуицидальный период. Его длительность варьируется от нескольких секунд до нескольких лет. Чаще всего он проявляется в подростковом возрасте и у взрослых людей, которые имеют тенденцию к суицидальному поведению в трудных жизненных ситуациях. Этот период является ранней стадией суицидального поведения, и может быть проявлением незавершенных суицидальных действий, а также предшествовать суициду.

Период пресуицида характеризуется следующими особенностями: у человека появляются сначала недифференцированные мысли, размышления об отсутствии ценностей жизни, которые выражаются в формулировках типа «жить не стоит, устал от такой жизни», «когда все это кончится?», «достало все!», и тому подобное. Не имеется четкого представления о смерти, но имеется самоотрицание жизни. Такие суицидальные формы бывают свойственны всем людям в тех или иных ситуациях [7, с. 64].

Если процесс продолжается, то на следующем этапе пресуицида мы видим пассивные суицидальные мысли, которые характеризуются представлениями, фантазиями на тему лишения себя жизни. Например: «хорошо бы умереть, заснуть и не проснуться», «хорошо бы заболеть какой-нибудь страшной болезнью!», и тому подобные размышления, выражающие внутреннюю готовность человека к суициду.

На третьем этапе предсуицидального периода возникает осознанное желание умереть. Для этого периода характерно наличие суицидальных замыслов. В этот момент происходит разработка плана суицида, продумывается способ, выбирается время и место действия.

Этап, в котором проявляются суицидальные намерения, суицидальные мысли, суицидальная готовность, суицидальные угрозы, т. е. период, когда принято решение о самоубийстве — называют собственно суицидальным периодом.

Таким образом, пресуицидальный и суицидальный периоды — это этапы, характеризующие подготовку человека к совершению самоубийства в той или иной форме [8, с. 54].

Существует множество предпосылок формирования суицидальной активности. К числу факторов, способных стимулировать мысли о суициде у подростков можно отнести следующие:

1) Чувство одиночества, заброшенности, беспомощности, отчаяния, особенно ярко проявляющееся в случае потери близких родственников;

2) Ссора с родителями, их непонимание, отказ их выполнять желания подростка;

3) Конфликт в школе либо с учителями, либо с другими детьми;

4) Несчастная любовь, расставания, разрыв отношений, особенно если это происходит цинично — подростка высмеивают, унижают.

Данные ситуации периодически появляются в жизни любого подростка и могут стать причиной появления мыслей о суициде. Но кроме внутренних переживаний, могут присоединится и внешние факторы, в виде подчинения неумолимой, жестокой силе, которая подталкивает к трагическому финалу мальчиков и девочек, погруженных в свою боль или обиду. Это — влияние определенных молодежных субкультур, которые развивают негативный взгляд на жизнь и пропагандируют смерть, как легкий выход из проблемных ситуаций. Молодежная субкультура — это одна из наиболее острых предпосылок, активирующих риск суицида, в связи с чем, необходимо дать характеристику основных ее направлений, а также нововведений современности.

Молодежная субкультура — это культура молодого поколения, которую отличают особый язык, стиль жизни, черты поведения, групповые нормы, ценности, средств самовыражения [3, с. 1].

В контексте суицидальной активности следует говорить о негативных субкультурах, а именно о контркультурах. Примерами контркультур являются: скинхеды, сатанисты, гопники, неонационалисты, криминальные группы и другие субкультуры, несущие суицидальный характер.

Наиболее распространенными молодежными субкультурами, суицидального направления раньше считались группы Эмо и Готы. Молодые люди объединялись внутри своих групп для личного общения и взаимной поддержки в своих убеждениях, а также демонстрации себя окружающими [2, c. 47].

К причинам, по которым молодежь примыкает к контркультурам, относится потребность в самовыражении, неспособность занять желаемое место в социальной иерархии, и сложности в общении со сверстниками, возможность ощутить свободу, независимость, неустойчивость системы ценностных ориентаций.

В основном в данные группы объединяются дети подросткового возраста. Это очевидно, т. к. в свои годы подросток ищет себя, стремиться быть независимым. Именно в этот возрастной период дети внушаемы и им сложно оценивать ситуацию со стороны. В этом и опасность молодежных субкультур.

Негативное влияние в формировании молодежных субкультур играют сеть Интернет и социальные сети: многочисленные нецензурные видео, социально — опасные паблики, картинки оставляют след в мышлении подростка.

С 2015 года появились новые молодежные течения, вызвавшие среди подростков всплеск суицидов и попыток к нему. Речь идет о так называемых группах и играх смерти, локализующихся в сети Интернет, такие как «F57», «F58», «Море китов», «Тихий дом». К ним также относится печально известный «Синий кит».

Метафора данной группы закреплена в образе млекопитающего — синего кита, которое выбрасывается на сушу, якобы, в поисках свободы. Подросткам внушают некий ярлык-образ «Кита», который находит свободу, покончив жизнь самоубийством.

Игра начинается после отправки сообщения в группы суицидального характера, либо изменения статуса на своей страничке в социальной сети на #хочувигру, #ждузаданий, #4:20, #F57 и др. После этого с игроком связывается смотритель игры (куратор) обычно с аккаунта, который нельзя идентифицировать, выясняет причину вступления в игру и сразу предупреждает, что финалом игры является смерть. Ребенок, под влиянием своих противоречий, слов куратора, а, возможно, и любопытства соглашается. Затем каждый день куратор выдает по одному заданию и объясняет правила: полная подчиненность в выполнении этих заданий. Всего 50 заданий, рассчитанные на каждый день, т. е. 50 дней до обретения «свободы». Задания связаны с нанесением физического вреда себе и внушаемым страхом («на руке лезвием вырезать f57» или другой код, «нарисовать кита на листочке или вырезать на руке», «целый день смотреть страшные видео под соответствующую музыку»). Для окончания некоторых заданий игрок должен забраться на крышу зданий и совершать опасные движения на ее краю.

Есть также такие задания: «Ты каждый день в 4:20 просыпаешься, смотришь видео, слушаешь музыку, и каждый день делаешь по одному порезу на руке, разговариваешь с китом». Все это отслеживается по фотографиям, которыми подросток должен подтверждать выполненные задания.

Просмотр видео по утрам в 4:20 — это не случайность. Именно в это время ребенок нарушает свой сон, включает видео, которое действует на восприятие особенно сильно. Видео сопровождается нарастающими и убывающими шорохами, мельканием старой кинопленки и резкими переключениями изображений черного фона, либо выгоранием человеческого лица, прыжка в пропасть. Не исключено влияние 25 кадра (методика воздействия на сознание и подсознание человека путём вставки в видеоряд скрытой информации между кадрами или на одном из кадров). В процессе выполнения заданий у ребенка развивается депрессивное состояние, меняются внутренние механизмы самосохранения, он ломается и идет дальше к мнимой свободе. Последнее задание игры «Синий кит» — самоубийство.

К несчастью, игра «Синий кит» стала настолько популярна, что теперь дети, переживающие сложный период в жизни, сами ищут группы в социальных сетях, где, как им кажется, их поймут, разделят грустные мысли. Однако вместо поддержки, ребята получают еще больший заряд пессимизма и негатива, и после этого уж точно не видят смысла жить дальше и решаются на страшный шаг. Если ребенок решает покинуть игру, куратор начинает угрожать тем, что по IP- адресу знает, где он живет и обещает прийти к нему домой и убить его близких. Ребенок, подвергается чудовищному давлению, страхом за своих родных и соглашается идти до конца.

По данным публикации «Новой газеты» в России произошло около130 суицидов детей с ноября 2015-го по апрель 2016 года, — почти все они были членами одних и тех же групп в интернете. Наибольшую популярность данные группы получили в социальной сети «ВКонтакте». На данный момент, в социальных сетях существует множество модификаций этих групп, они «разлетаются» по сети Интернет с невероятной силой, тем самым принося двойную угрозу подростковому поколению.

Последствия суицидальной активности плачевны. Статистика в России по подростковым суицидам такова: в 2015 году зафиксировано 474 случаев, а в 2016 году, почти в 2 раза больше — 720 случаев. А по данным публикации «Новой газеты» в России произошло около130 суицидов детей с ноября 2015-го по апрель 2016 года, — почти все они были членами одних и тех же групп в интернете [5, с.1–2].

Таким образом, необходимо резюмировать, что молодёжные субкультуры являются неотъемлемой частью развивающегося общества, своим существованием указывающей на его недостатки. При этом негативные субкультуры пагубно влияют на социализацию индивидов, которые к ним принадлежат, а также несут угрозу общественной жизни. Исходя из этого крайне необходимым становится, с учетом тонкого и деликатного подхода к кризисному периоду подросткового возраста, подбирать превентивные способы сопровождения личности в целях предотвращения суицидальных тенденций.

Литература:

  1. Амбрумова А. Г., Тихоненко В. А. Диагностика суицидального поведенияРецензируемый научно-практический журнал «Суицидология» № 4 (22) Том 6, 2015г. — 76 с. — под ред. П. Б. Зотова.
  2. Голобоков А. С. Молодежные субкультуры: учебное пособие / А. С. Голобоков, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса. — Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2016. — 96 с.
  3. Духова Л. И. Молодежная субкультура и культура современного общества / Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2012. № 3 (23). Т. 1, 6 с.
  4. Кравченко А. И. Краткий социологический словарь, 2013г. — 352 с. — изд. «Проспект». ISBN 978–5-392–10196–2
  5. Мурсалиева Г. Группы смерти // Новая Газета № 51 от 16 мая 2016г [Электронный ресурс] // Мурсалиева Г. Группы смерти // Новая Газета № 51 от 16 мая 2016 http:// https://www.novayagazeta.ru/issues/2401 (Дата обращения: 29.09.2017).
  6. Погодин И. А. Суицидальное поведение: психологические аспекты.
  7. Учебное пособие / И. А. Погодин — «ФЛИНТА», 2016 — (Библиотека психолога (Флинта, МПСИ)) ISBN 978–5-9765–0297–0
  8. Трунов Д. Г. Определение суицида: поиск критериев — Рецензируемый научно-практический журнал «Суицидология» № 1 (22) Том 7, 2016г. — 86 с. — под ред. П. Б. Зотова.
  9. Шелехов И.Л, Каштанова Т. В., Корнетов А. Н., Толстолес Е. С. Суицидология: учебное пособие — Томск: Сибирский государственный медицинский университет, 2011. — 203 с. ISBN 978–5-98591–058–2
Основные термины (генерируются автоматически): подростковый возраст, суицид, суицидальное поведение, группа, Россия, суицидальная активность, подросток, ребенок, субкультура, взрослая жизнь.


Задать вопрос