В статье автор показывает результаты исследования на тему «Представления о смерти в юношеском возрасте».
Ключевые слова: смерть, представления о смерти, юношеский возрасте.
В последние годы стали заметны проблемы психологического неблагополучия молодого поколения, одной из которых, и может быть самой важной, выступает явное снижение ценности собственной жизни. Об этом свидетельствует увеличение количества детских и подростковых самоубийств, стремительно развивающаяся наркотизация и алкоголизация молодежи, повышение интереса к экстремальным формам проведения досуга, предпочтение виртуального мира реальному миру.
Спецификой психологического развития личности является факт ограничения длительности жизни. Жизненный путь личности, в котором раскрывается ее содержание и существует возможность достижения субъектных качеств, ограничен временными рамками, если представить жизненный путь человека в виде линии, то на одном конце его будет факт рождения, а другом — факт смерти. Многие авторы, как отечественной, так и зарубежной психологии (Людмила Ивановна Анцыферова, Анастасия Александровна Баканова, Андрей Владимирович Гнездилов, Ролло Мэй, Фредерик Перлз, Виктор Франкл, Зигмунд Фрейд, Герман Фейфел, Карл Густав Юнг, Ирвин Ялом и др.) рассматривают феномен смерти как важную детерминанту развития личности человека, где развитие понимается как непрерывный процесс созидания и разрушения, в процессе которого человек сталкивается как с приобретениями, так и с потерями.
Множество разнообразных фактов свидетельствуют о важности изучения представления о смерти у современного человека. Число самоубийств среди граждан, как в нашей стране, так и за рубежом в настоящее время продолжает расти, при этом жизнь современного человека находится в ситуации постоянной угрозы террористического акта; регулярные войны в относительной географической близости, стихийные бедствия и катастрофы — все это даже без экспериментальной проверки позволяет предположить актуализацию мыслей, связанных со смертью, и переживаний за свою жизнь и жизнь своих близких. Однако при этом, в современном обществе не принято говорить о смерти, это считается дурным тоном. Во многом этот стереотип распространяется и на науку.
Проблема осознания смысла жизни и становления представлений о смерти в юношеском возрасте на сегодняшний день недостаточно проработана на эмпирическом уровне и отличается разноплановостью взглядов и суждений. Большинство публикаций сходятся в одном — юношеский возраст является критическим для формирования смысложизненных парадигм и осознания своего отношения к смерти, как неотъемлемой принадлежности жизни.
Представление о смерти представляет собой систему, основными эмоциональными и рациональными компонентами которой являются: степень принятия жизни и смерти, онтологическая защищенность, принятие себя, видение смысла, ответственность, стремление к росту, представление о смерти как переходе в другое состояние или как абсолютном конце. Представление о смерти переживается в юношеском возрасте в форме ценностно-смыслового барьера, деформируя проектирование индивидуальной жизненной траектории.
Представление о смерти в юношеском возрасте оказывает значительное влияние на внутреннюю картину мира, трансформируя понимание жизненных целей, сущности своего «Я», локус-контроля и иных важных составляющих смысловой сферы, и может квалифицироваться как осознанный страх ввиду механизма воздействия на личность, как символический аналог по эмоциональному воздействию реальной ситуации угрозы жизни.
Такая ситуация так или иначе способствует актуализации мыслей о смерти и факте собственной конечности. Представление о смерти включает в себя когнитивные и эмоциональные компоненты, столкновение с ней, по результатам различных исследований, не проходит даром ни для одного человека.
Под представлениями о смерти мы будем понимать — обобщенный образ переживания прекращения жизнедеятельности организма как неизбежного естественного конца существования живого существа, как необходимого и существенного момента завершения жизни.
Под когнитивными компонентами представлений о смерти мы понимаем описание познавательных характеристик, знаний о смерти; под эмоциональным компонентом представления о смерти — определенное эмоциональное отношение к смерти.
Гипотеза нашего исследования заключается в предположении о том, что существуют различия в представление о смерти у юношей и девушек, а именно: у юношей в представление о смерти преобладает когнитивный компонент, а у девушек — эмоциональный.
В нашей работе, эмоциональный компонент в представлении о смерти у юношей и девушек изучался при помощи методик «Семантический дифференциал» и сочинение «Мое представление о смерти». Когнитинвый компонент изучался при помощи праксиметрического метода который, конкретизирован в методике сочинение «Мое представление о смерти».
По результатам методики сочинение, мы получили данные, свидетельствующие о том, что у юношей в большей степени в представление о смерти преобладают категории «Когнитивные реакции». Они понимают представление о смерти как потеря близких, смерть — это окончание жизни, смерть — это биологический процесс (определение из биологии), задаются вопросом «что будет потом?», перерождение, реинкарнация, это убийство, заболевание и т. д. На втором месте представлений о смерти категория «Эмоциональные переживания», юноши характеризуют смерть с потерей, «смерть — это потрясение», страхом, болью, покоем, спокойствием и т. д.
Отдельно можно выделить индикаторы «Заболевания, случай, убийство». Они встречается только у юношей. В большинстве случаев, мы можем предположить, что данная категория говорит о том, что некоторые испытуемые не задумывались о своей смерти, данные представления могут свидетельствовать о социальном научение представлений о смерти
По результатам методики сочинение, мы получили данные, свидетельствующие о том, что у девушек в большей степени в представление о смерти преобладают категории «Эмоциональные реакции». Девушки характеризуют представления о смерти как: смерть — это страшно умирать страшно, «смерть ассоциируется у меня с черным цветом, кровью», «нужно бояться смерти», спокойствие и т. д. На втором месте «Когнитивные представления», девушки знают о смерти что она: «из — за смерти люди теряют близких, смерть это завершение жизни», «я боюсь смерти близких людей, смерть это безграничная грусть для родных и близких», «смерти будет предшествовать боль и страдание», «смерть — противоположность жизни», смерть это перерождение и т. д.
Стоит отметить, что в представлениях о смерти, девушки, в отличие от юношей не склонны размышлять над тем, «Что будет после?», в их описаниях преобладают эмоциональные компоненты смерти: «какая она?», «что я буду чувствовать на смертном одре, что я буду переживать» и т. д.
В ходе проведенной нами работы мы можем сделать следующие выводы.
- Для девушек представление о смерти свойственны эмоциональные компоненты, они боятся смерти, воспринимают через черные и красные цвета. Данный вопрос вызывает у них дискомфорт.
- Для юношей представление о смерти свойственны когнитивные компоненты, они воспринимают как биологический процесс, случай. Данный вопрос вызывает у них дискомфорт
- В ходе эмпирического исследования наша гипотеза о том, что существуют различия в представление о смерти у юношей и девушек, а именно: у юношей в представление о смерти преобладает когнитивный компонент, а у девушек — эмоциональный, подтвердилась.
- Представление о смерти у юношей и девушек является фрустрирующей ситуацией; юноши, описывая представления о смерти, склонны использовать теоретические и практические понятия, рационализировать, интеллектуализировать, обобщать представления о смерти; для девушек характерно при описание представлении о смерти эмоциональный компонент, они показывают свои чувства и переживания. Когнитивный и эмоциональный компонент являются устойчивыми структурами в представлении о смерти у юношей и девушек;
Литература:
- Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. / Ф. Арьес. Москва: Прогресс-Академия, 1992. 303 с.
- Асмолов А. Г. Психология личности Текст. / А. Г. Асмолов. Москва: МГУ, 1990–271 с.
- Баканова А. А. Танатопсихология: современное состояние и основные направления исследований в России // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. — 2014. — N 6(29) [Электронный ресурс]. — URL: http://mprj.ru
- Большой толковый психологический словарь / под ред. А. Ребера. Москва: Вече, АСТ, 2000. Т. 2. — 560 с.
- Бордуков О. В. Проблема смерти в экзистенциализме / О. В. Бордуков // II Всероссийская научн.-практ. конф. по экзистенциальной психологии: материалы сообщений, под ред. Д. А. Леонтьева. Москва: Смысл, 2004. -С. 136–141.
- Васильева О. С. Смысл жизни и отношение к смерти в старшем школьном возрасте / О. С. Васильева, И. Е. Андрущенко // Школа здоровья. 2000. — Том 7 — № 1. — С. 15–23.
- Гаврилова Т. А. Экзистенциальный страх смерти и танатическая тревога: методы исследования и диагностика / Т. А. Гаврилова // Прикладная психология. 2001. — № 6. — С. 1–8