Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Гендерные различия агрессивного поведения подростков

Научный руководитель
Психология
03.04.2025
54
Поделиться
Библиографическое описание
Старкова, К. Д. Гендерные различия агрессивного поведения подростков / К. Д. Старкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 14 (565). — С. 136-138. — URL: https://moluch.ru/archive/565/123808/.


Настоящая статья посвящена изучению гендерных особенностей проявления агрессии у подростков. Проведен анализ различных форм агрессивного поведения (физической, вербальной, прямой, косвенной) с целью выявления статистически значимых различий между мальчиками и девочками. Представлены результаты исследований, демонстрирующие преобладание определенных форм агрессии в зависимости от пола, а также обсуждаются возможные причины этих различий.

Ключевые слова: подросток, агрессивность, агрессивное поведение.

На сегодняшний день одной из ключевых проблем в психолого- педагогической практике является агрессивное поведение подростков. Термин агрессия происходит от латинского «aggredi», что, в свою очередь, означает «нападать», «нападение». В условиях современного ритма жизни, а также всевозможных стрессовых ситуаций озлобленность и раздраженность детей и подростков становится нормой, а не исключением из правил.

Исследования указывают на существование гендерных различий в проявлениях агрессии. Было замечено, что мальчики чаще проявляют агрессию физически, в то время как девочки предпочитают использовать вербальные методы и манипулятивные стратегии. Эти различия могут быть объяснены сочетанием биологических факторов и социальных норм, сформированных в процессе воспитания и социализации.

Над изучением данной темы трудились отечественные и зарубежные ученные, такие как К. Лоренц, К. Хорни, А. Реан, Л. Семенюк, Ю. Можгинский, Т. Румянцев и многие другие. В своем исследовании они стремились определить влияние гендерных стереотипов, семьи, сверстников и других факторов окружающей среды на формирование агрессивного поведения у подростков, а также выявить психологические особенности, связанные с агрессией у мальчиков и девочек.

Агрессия — это сложное и многомерное явление, для которого не существует унифицированного определения. Этот термин включает в себя различные формы поведения, которые могут различаться по своим целям, механизмам, методам и результатам. Агрессивные действия могут осуществляться как отдельными людьми, так и группами людей. Именно такое многообразие проявлений обусловливает потребность в комплексном исследовании всех аспектов агрессии в современных научных изысканиях.

Агрессивное поведение — это действия, направленные на причинение физического или морального вреда. Р. Бэрон и Ричардсон рассматривают агрессивность как личностную характеристику, выражающуюся в целенаправленном деструктивном поведении с намерением причинить вред конкретному человеку [1].

Т. Триггер выяснил, что различия в агрессии между мальчиками и девочками проявляются после 6 лет и связаны с социальным воспитанием. А. Фродо и Дж. Маколей, отмечая большую эмпатию женщин, считают, что они подавляют открытую агрессию, но могут быть не менее агрессивными, если их действия оправданы.

В. С. Савина зафиксировала более высокий уровень физической и вербальной агрессии у мальчиков в возрасте 9–10 лет по сравнению с девочками. П. А. Ковалев (1996) установил, что мужчины склонны к прямой агрессии (в том числе физической), в то время как женщины в основном склонны к косвенной вербальной агрессии [2].

Результаты финского исследования детей в возрасте 11–12 лет показывают, что девочки более склонны к косвенным формам агрессии, в то время как для мальчиков характерно открытое агрессивное поведение (толкание, драки, словесные оскорбления).

Важно отметить, что женщины склонны рассматривать агрессивное поведение как следствие эмоционального стресса, вызванного чувством гнева. В то время как мужчины интерпретируют агрессию как поведенческую стратегию, направленную на достижение социальных и материальных выгод.

Исследование проходило на базе МБОУ «Средняя школа № 2» ЕМР РТ. Объем выборки составил 30 человек в возрасте 14 лет, из них 16 мальчиков и 14 девочек.

Изучение особенностей агрессивного поведения подростков проводилось при помощи методик: Опросник исследования уровня агрессивности (А. Басс и А. Дарки), Методика «Агрессивное поведение» (П. А. Ковалёв, Е. П. Ильин).

В результате исследования по методике Опросник исследования уровня агрессивности (А. Басс и А. Дарки) были получены следующие результаты, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Эмпирическое представление результатов методики Опросник исследования уровня агрессивности (А. Басс и А. Дарки)

Показатели

Количество мальчиков (%)

Количество девочек (%)

Физическая агрессия

43,75 %

0 %

Косвенная агрессия

6,25 %

28,5 %

Раздражение

12,5 %

7,1 %

Негативизм

6,25 %

0 %

Обида

6,25 %

14,28 %

Подозрительность

6,25 %

7,1 %

Вербальная агрессия

12,5 %

35,7 %

Чувство вины

6,25 %

7,1 %

Индекс агрессивности

0 %

0 %

Индекс враждебности

0 %

0 %

Анализ данных показывает, что доминирующим типом агрессии является физическая (43,75 %), в основном у подростков мужского пола, что может быть связано с влиянием социального окружения. Косвенная агрессия чаще встречается у девочек (28,5 %), чем у мальчиков (6,25 %). В обеих группах были выявлены проявления раздражения, негативизма, обиды и подозрительности, в то время как вербальная агрессия более характерна для девочек (35,7 %).

В результате исследования по методике «Агрессивное поведение» (П. А. Ковалёв, Е. П. Ильин) были получены следующие результаты, представленные в таблице 2.

Таблица 2

Эмпирическое представление результатов методики «Агрессивное поведение» (П. А. Ковалёв, Е. П. Ильин)

Показатели

Процентное соотношение (мальчики)

Процентное соотношение (девочки)

Склонность к прямой вербальной агрессии

31 % (5 чел)

14 % (2 чел)

Склонность к косвенной вербальной агрессии

6 % (1 чел)

50 % (7 чел)

Склонность к косвенной физической агрессии

25 % (4 чел)

28 % (4 чел)

Склонность к прямой физической агрессии

37 % (6 чел)

7 % (1 чел)

Уровень несдержанности

37 % (6 чел)

0 % (0 чел)

Анализ полученных данных свидетельствует о преобладании прямой вербальной (31 %) и физической (37 %) агрессии у мальчиков, а также о высоком уровне несдержанности (37 %). Для девочек более характерны косвенные формы агрессии: вербальные (50 %) и физические (28 %), в то время как уровень несдержанности равен 0.

Результаты исследования свидетельствует о преобладании физической агрессии у мальчиков и их склонности напрямую выражать негативные эмоции, а в некоторых случаях и инициировать конфликтные ситуации. Девочки, в свою очередь, проявляют склонность к вербальной и косвенной агрессии, проявляющейся в жалобах, демонстративных криках и умышленном повреждении имущества.

Для подтверждения гипотезы о различиях в проявлениях агрессии у мальчиков и девочек (прямой агрессии у мальчиков и косвенной у девочек) был использован t-критерий Стьюдента для независимых выборок. Сравнительный анализ полученных данных подтвердил выдвинутую гипотезу.

Литература:

1. Бэрон, Р. А. Агрессия / Р. А. Бэрон, Д. Ричардсон; [пер. с англ. С. Меленевская, Д. Викторова, С. Шпак]. — 2-е изд. — Москва: Питер, 2014. — 411 с.

2. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст: Пробл. становления личности / Х. Ремшмидт; пер. с нем. Г. И. Лойдиной; под ред. Т. А. Гудковой. — Москва: Мир, 1994. — 319 с.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
подросток
агрессивность
агрессивное поведение
Молодой учёный №14 (565) апрель 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 136-138):
Часть 2 (стр. 69-151)
Расположение в файле:
стр. 69стр. 136-138стр. 151

Молодой учёный