Особенности формирования суицидального поведения в подростковом возрасте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №17 (255) апрель 2019 г.

Дата публикации: 22.04.2019

Статья просмотрена: 464 раза

Библиографическое описание:

Кузнецова, Л. Э. Особенности формирования суицидального поведения в подростковом возрасте / Л. Э. Кузнецова, К. А. Дризгалина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 17 (255). — С. 196-198. — URL: https://moluch.ru/archive/255/58358/ (дата обращения: 16.12.2024).



Статья посвящена теоретическому анализу особенностей формирования суицидального поведения в подростковом возрасте. Особое внимание уделено изучению личностных детерминант суицидального поведения подростков: эмоционально-личностным особенностям, наличию акцентуаций характера и психопатических отклонений.

Ключевые слова: суицидальное поведение, подростковый возраст, эмоционально-личностные особенности, акцентуации характера, психопатические отклонения, суицидальный риск, превенция.

В 1999 году Всемирная организация здравоохранения приступила к осуществлению программы всемирной инициативы по превенции (предупреждению) самоубийств. Самоубийство требует нашего внимания, поскольку является актуальной проблемой общественного здоровья, однако его превенция, к сожалению, представляет собой весьма нелегкую задачу.

Профилактика суицидального поведения возможна с учетом психологических детерминант его формирования. Можно сказать, что в основе прогноза склонности к суицидальному поведению лежит интегральная оценка суицидального риска, включающая изучение эмоционально-личностных особенностей, осознанности смысла жизни, особенностей поведения личности в трудных жизненных ситуациях.

Возраст существенно влияет на особенности суицидального поведения. Например, кризисные периоды жизни, такие, как подростковый возраст, характеризуются повышением суицидальной готовности.

Согласно исследованиям А. Аптер, суицидальное поведение в детском возрасте носит характер ситуационно-личностных реакций, т. е. связано собственно не с самим желанием умереть, а со стремлением избежать стрессовых ситуаций или наказания. Осознание проблем и нежелание прислушиваться к жизненному опыту взрослых, обостряется к подростковому возрасту. В связи с чем суицидальное поведение у детей до 13 лет — редкое явление, и только с 14–15-летнего возраста суицидальная активность резко возрастает, достигая максимума к 16–19 годам [3].

Н. С. Можаров, О. В. Поплавская, анализируя статистику суицидов среди подростков, приходят к выводу, что среди подростков попытки самоубийства встречаются существенно чаще, чем у детей, причем лишь немногие из них достигают своей цели. Частота законченных суицидов подростков не превышает 1 % от всех суицидальных действий. Суицидальное поведение в этом возрасте чаще имеет демонстративный характер, в том числе — шантажа [3].

А. Е. Личко отмечает, что лишь у 10 % подростков имеется истинное желание покончить с собой (покушение на самоубийство), в 90 % — это крик о помощи [3]. Подростки, в силу отсутствия жизненного опыта, не способны выбирать безопасный способ суицида. Независимо от выбранного способа ухода из жизни, опасность смерти при совершаемых подростками суицидах остается высокой.

Исследования А. А. Кучер показали, что причиной суицидального поведения подростков становятся объективно незначительные жизненные трудности и надуманные проблемы. Максимализм в оценках, неумение предвидеть истинные последствия своих поступков и прогнозировать исходы сложившейся ситуации, отсутствие жизненного опыта создают у подростков ощущение безысходности, невозможности решения проблемы, порождали чувство отчаяния и одиночества [2].

Э. Гроллман доказывает, что формирование суицидального поведения в подростковом возрасте во многом зависит также от эмоционально-личностных особенностей личности суицидента. У всех суицидентов были обнаружены эмоциональная неустойчивость, повышенная внушаемость, сензитивность, некоторая эксплозивность, импульсивность. Эти черты, выраженные нередко до уровня акцентуации характера, создают в пубертатном возрасте предпосылки для суицидального риска [1].

Важно учитывать соотношение уровня самооценки и уровня притязаний подростков. Чем больше разрыв между ними, тем больше вероятность социально-психологической дезадаптации личности подростка.

Возникновению суицидального поведения также способствуют тревожные и депрессивные состояния. Признаками депрессии у подростков могут быть: печаль, несвойственное детям бессилие, нарушения сна и аппетита, снижение веса и соматические жалобы, страх неудачи и снижение интереса к учебе, чувство неполноценности, чрезмерная самокритичность, замкнутость, беспокойство, агрессивность и низкая устойчивость к фрустрации [4].

А. Е. Личко, рассматривая роль депрессии в формирование суицидального поведения подростков, выделяет специфику ее проявлении в зависимости от выраженности акцентуаций характера и темперамента [1].

Депрессия проявляется по-разному, в зависимости от психологической акцентуации характера. У гипертимного подростка — склонность к риску, пренебрежение опасностью. У циклотимного — субдепрессия, аффекты, печать отчаяния, неосознанное желание навредить самому себе. У эмоционально-лабильных подростков значимы аффективные реакции интрапунитивного типа. Суицидальное поведение отличается быстрым принятием решения, основывается на малоопределенном стремлении «что-то с собой сделать». Другим фактором может служить желание «забыться». Чаще всего к саморазрушающему поведению толкает эмоциональная холодность близких и значимых лиц. Сенситивные подростки страдают от чувства собственной неполноценности — реактивная депрессия и вызревание суицидальных намерений с неожиданной их реализацией. Психастенические подростки в состоянии расстройства адаптации характеризуются нерешительностью, испытывают страх ответственности, страх ущерба социального статуса. Для детей с шизоидной акцентуацией характерно применение допингов. Подростки с эпилептоидной акцентуацией, на фоне аффекта, могут перейти меру осторожности. В состоянии одиночества или в безысходной ситуации агрессия может обернуться на самого себя. Чаще всего наносят порезы, ожоги, порой из мазохистических побуждений. Истероидные подростки предрасположены к демонстративным суицидам. Все интересы детей с неустойчивой акцентуацией направлены на получение удовольствий. Конформный подросток может совершить суицид за компанию.

Нельзя не отметить важную роль в формировании суицидального поведения подростков неблагоприятных взаимоотношений в семье, негативной модели семейного воспитания, наличия у родителей и родственников психических расстройств и случаев самоубийства. Подростки чувствуют себя чужими в семье. Непонимание, отсутствие доверия, эмоциональной близости с родителями ведет к формированию суицидальных мыслей и поведения.

Э. Гроллман пишет, что суицидальная молодежь редко хочет умереть; она желает уйти от обстоятельств, которые считает невыносимыми. Было выяснено, что в большинстве случаев подростковых суицидов дефицит общения был важным фактором в их желании покончить с собой. Становится очевидным, что улучшение взаимоотношений в семье может снизить частоту самоубийств [1].

Проведенный теоретический анализ поднимаемой проблемы позволяет сделать вывод о том, что ведущей в формирование суицидального поведения подростков является личностная детерминанта — это эмоционально-личностные особенности, наличие акцентуаций характера и психопатических отклонений. Такие особенности личности как эмоциональная неустойчивость, повышенная внушаемость, сензитивность, некоторая эксплозивность, импульсивность, выраженные нередко до уровня акцентуации характера, создают предпосылки для социально-психологической дезадаптации личности подростка и могут стать причиной формирования суицидального поведения. В связи с особенностью восприятия окружающей действительности суициды подростков носят аффективный характер, сложные ситуации воспринимаются ими как не разрешимые, провоцирующие суицидальные действия. Пресуицидальный период характеризуется наличием различных вариантов депрессивных состояний. Суицидоопасные депрессии протекают у подростков атипично, маскируясь симптомами сомато-вегетативных расстройств, ипохондрическими нарушениями, девиантным поведением.

Превенция самоубийств среди молодежи необходима и возможна, однако для ее осуществления необходим довольно широкий диапазон мер, начиная с обеспечения как можно лучших условий воспитания детей, включая эффективное лечение психических нарушений, а также контроль факторов риска, обусловленных окружающей средой. Необходимым условием успеха программ суицидальной превенции является постоянное психологическое сопровождение детей подросткового возраста, помогающее им поверить в себя и найти свой смысл жизни.

Литература:

  1. Кузнецова, Л. Э. Психология личности (учеб. пособие) / Л. Э. Кузнецова, А. М. Руденко. — Новочеркасск: Лик, 2018. — 114 с.
  2. Кучер, А. А. Выявление суицидального риска у детей / А. А. Кучер // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 2001. — № 5. — С. 32–39.
  3. Менделевич, В. Д. Психология девиантного поведения / В. Д. Менделевич. — М.: МЕДпресс, 2001. — 432 с.
  4. Нечипоренко, В. В. Суицидология: вопросы клиники, диагностики и профилактики / В. В. Нечипоренко. — СПб.: ВМедА, 2007. — 295 с.
Основные термины (генерируются автоматически): суицидальное поведение, подростковый возраст, подросток, суицидальное поведение подростков, суицидальный риск, жизненный опыт, наличие акцентуаций характера, социально-психологическая дезадаптация личности подростка, уровень акцентуации характера, эмоциональная неустойчивость.


Похожие статьи

Психологические факторы риска суицидального поведения в подростковой среде

В статье исследуются актуальные подходы к анализу основных психологических факторов риска суицидального поведения у подростков с учетом внутренних и внешних условий развития в подростковом возрасте. Показана многофакторность природы суицидального рис...

Особенности влияния детско-родительских отношений на агрессивность подростков

В статье представлен анализ агрессивного поведения и особенностей влияния детско-родительских отношений на агрессивное поведение детей подросткового возраста; дается характеристика видов агрессии; исследована проблема взаимосвязи типов родительского ...

Изучение социальных девиаций в современной подростково-молодежной среде

В статье определены социально-психологические особенности подростков и молодежи как социально-возрастных групп; установлены средовые факторы, влияющие на становление личности подростков и молодых людей; проанализированы особенности проявления социаль...

Социально-педагогическая работа по формированию ценностных ориентаций у младших подростков

В статье раскрыта актуальность проблемы формирования ценностных ориентаций у младших подростков, дано определение ценностных ориентаций, описаны особенности младшего подросткового возраста. В работе рассматриваются основные факторы, влияющие на стано...

Исследование тревожности и основных ее причин у младших школьников в период адаптации

В статье приводятся результаты диагностического исследования тревожности у детей младшего школьного возраста в период адаптации. Изучаются причины ее возникновения. Проведенное исследование позволяет выделить причины возникновения тревожности у младш...

Связь тревожности личности со стратегией поведения в конфликтной ситуации у подростков

Статья посвящена изучению связи уровня тревожности и стратегий поведения в конфликтной ситуации у подростков. Показано, что чем выше у подростков уровень личностной тревожности, тем выше уровень выраженности стратегии приспособления, а чем ниже у под...

Базисные убеждения и копинг-стратегии подростков, склонных к суицидальному поведению

Подростковый возраст является кризисным периодом на этапе взросления. Этот возрастной период является сензитивным для формирования базисных убеждений личности и индивидуального стиля совладания. В данной статье приведены результаты исследования выраж...

Особенности аутоагрессивного поведения подростков в современном обществе

В статье исследуются особенности аутоагрессивного поведения подростков в современном обществе. Диагностическим путём выявлены такие предпосылки аутоагрессивного поведения среди городских и сельских школьников и предложены профилактические и коррекцио...

Связь характера ценностной ориентации наркозависимых лиц с их индивидуально-психологическими особенностями

Статья посвящена раскрытию связи характера ценностной ориентации наркозависимых лиц с их индивидуально-психологическими особенностями. На основании проведенного исследования сделан вывод о необходимости разработки и реализации персональных программ п...

Формирование поведенческого компонента коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

В данной статье рассмотрены: особенности формирования поведенческого компонента коммуникативной компетенции у дошкольников с РАС через включение в разнообразные виды детской деятельности, определенные ФГОС ДО. Обозначена ключевая роль эмоциональной п...

Похожие статьи

Психологические факторы риска суицидального поведения в подростковой среде

В статье исследуются актуальные подходы к анализу основных психологических факторов риска суицидального поведения у подростков с учетом внутренних и внешних условий развития в подростковом возрасте. Показана многофакторность природы суицидального рис...

Особенности влияния детско-родительских отношений на агрессивность подростков

В статье представлен анализ агрессивного поведения и особенностей влияния детско-родительских отношений на агрессивное поведение детей подросткового возраста; дается характеристика видов агрессии; исследована проблема взаимосвязи типов родительского ...

Изучение социальных девиаций в современной подростково-молодежной среде

В статье определены социально-психологические особенности подростков и молодежи как социально-возрастных групп; установлены средовые факторы, влияющие на становление личности подростков и молодых людей; проанализированы особенности проявления социаль...

Социально-педагогическая работа по формированию ценностных ориентаций у младших подростков

В статье раскрыта актуальность проблемы формирования ценностных ориентаций у младших подростков, дано определение ценностных ориентаций, описаны особенности младшего подросткового возраста. В работе рассматриваются основные факторы, влияющие на стано...

Исследование тревожности и основных ее причин у младших школьников в период адаптации

В статье приводятся результаты диагностического исследования тревожности у детей младшего школьного возраста в период адаптации. Изучаются причины ее возникновения. Проведенное исследование позволяет выделить причины возникновения тревожности у младш...

Связь тревожности личности со стратегией поведения в конфликтной ситуации у подростков

Статья посвящена изучению связи уровня тревожности и стратегий поведения в конфликтной ситуации у подростков. Показано, что чем выше у подростков уровень личностной тревожности, тем выше уровень выраженности стратегии приспособления, а чем ниже у под...

Базисные убеждения и копинг-стратегии подростков, склонных к суицидальному поведению

Подростковый возраст является кризисным периодом на этапе взросления. Этот возрастной период является сензитивным для формирования базисных убеждений личности и индивидуального стиля совладания. В данной статье приведены результаты исследования выраж...

Особенности аутоагрессивного поведения подростков в современном обществе

В статье исследуются особенности аутоагрессивного поведения подростков в современном обществе. Диагностическим путём выявлены такие предпосылки аутоагрессивного поведения среди городских и сельских школьников и предложены профилактические и коррекцио...

Связь характера ценностной ориентации наркозависимых лиц с их индивидуально-психологическими особенностями

Статья посвящена раскрытию связи характера ценностной ориентации наркозависимых лиц с их индивидуально-психологическими особенностями. На основании проведенного исследования сделан вывод о необходимости разработки и реализации персональных программ п...

Формирование поведенческого компонента коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

В данной статье рассмотрены: особенности формирования поведенческого компонента коммуникативной компетенции у дошкольников с РАС через включение в разнообразные виды детской деятельности, определенные ФГОС ДО. Обозначена ключевая роль эмоциональной п...

Задать вопрос