В статье исследуются актуальные подходы к анализу основных психологических факторов риска суицидального поведения у подростков с учетом внутренних и внешних условий развития в подростковом возрасте. Показана многофакторность природы суицидального риска среди подростков, а также взаимосвязь социальных, биологических, психологических и психиатрических факторов.
Ключевые слова: подростковый возраст, суицидальное поведение, факторы риска, интегративные подход, личностные факторы.
Подростковый возраст часто определяется через те радикальные психологические, биологические и социальные перемены, которыми он сопровождается. Наибольшую тревогу у специалистов и у родных вызывает резкий скачок в рисковом поведении подростков, в результате чего существенно увеличивается смертность подростков по сравнению с детьми. Склонность к поведению, угрожающему их жизни и здоровью (небезопасное сексуальное поведение, злоупотребление психоактивными веществами, нарушения пищевого поведения, экстремальное, агрессивное и антисоциальное поведение) у подростков часто сопровождается тяжелыми эмоциональными переживаниями (острое чувство одиночества, депрессия, повышенная тревожность), что создает предпосылки для суицидального и самоповреждающего поведения [6].
Суицид — преднамеренное, сознательное лишение себя жизни, саморазрушение, отказ от всего многообразия удовольствий, радостей, возможностей и предложений окружающего мира, последнее звено в процессе личностной и социальной дезадаптации [3]. Суицидальное поведение — это осознанные действия, направляемые представлениями о лишении себя жизни. В его структуре выделяют собственно суицидальные действия, и суицидальные проявления (мысли, намерения, чувства, высказывания, намеки). Исследования, проведенные в г. Уфа среди подростков путем анонимного анкетирования свидетельствуют о широкой распространенности среди них суицидального поведения. Установлено, что, более чем каждого третьего из них (36,3 %) посещают суицидальные мысли, в т. ч. у 31,7 % — периодически, у 4,6 % — довольно часто. О попытках реализации мыслей о самоубийстве признался каждый девятый из числа опрошенных [9].
В изучении проблемы риска суицидального поведения подростковой популяции одним из основных направлений исследования является выявление наиболее значимых факторов, влияющих на формирование суицидального поведения. Необходимость исследования факторов суицидального риска обосновывается целью предотвращения совершения самоубийств и снижения или устранения влияния этих факторов. В настоящее время в изучении факторов риска суицидального поведения преобладает интегративный подход, в соответствии с которым риск суицидального поведения может возникать в результате взаимодействия биологических, социальных и психологических факторов [8].
Традиционно факторы риска суицидального поведения ученые разделяют на несколько групп. В частности, выделяют факторы риска актуальные (депрессивные состояния с переживанием обиды, одиночества, безысходности), хронические (психические расстройства), статические (неизменные) и динамические (подвергаются воздействию). Кроме того, авторы делят факторы риска на центральные (конкретные события в жизни подростка) и периферические (исторические) факторы [8].
Зарубежные исследователи, изучавшие развитие суицидального поведения среди подростков, факторов риска разделили на две группы:
1) потенциальные (создающие почву) факторы, к ним относят проблемы в семейных взаимоотношениях, дисгармоничность в структуре личности;
2) актуальные (клинические) факторы, к ним относят депрессивное состояние с переживанием обиды, безнадёжности, гнева [4].
Широкое распространение получила классификация, выделяющая:
1) биологические (наличие суицидов среди биологических родственников);
2) психолого-психиатрические (наличие психического заболевания, индивидуально-психологические особенности личности, которые предрасполагают к суицидальному поведению, проявление самоповреждающего поведения в прошлом);
3) социально-средовые факторы (влияние тяжелых стрессовых событий на жизнь человека) [5, с. 35–43].
По концепции, разработанной Амбрумовой А. Г. и Тихоненко В. А. [2, с. 13–14], факторами суицида является результат взаимодействия средовых (ситуационных) и личностных факторов. Согласно их концепции у всех суицидов существуют объективные и субъективные признаки дезадаптации личности. Объективная дезадаптация проявляется изменением поведения человека в социальной среде, ограниченности в возможности справиться со своими социальными функциями. Субъективная дезадаптация включает в себя гамму психоэмоциональных сдвигов — от негативно окрашенных психологических переживаний (тревоги, горя, душевной боли, обиды, стыда, возмущения, злобы, гнева) до клинически выраженных психопатологических состояний (астении, дистимии, депрессии, дисфории и т. п.).
Основными факторами риска суицидального поведения подростков являются:
1) неблагоприятная семейная обстановка (например, ситуации продолжительных конфликтов между членами семьи или развод, смерть члена семьи, отсутствие в семье у подростка авторитетного мнения «значимого взрослого» и т. п.);
2) фактор модели воспитания в семье (чрезмерная авторитарность, или применение насилия, физических наказаний к ребёнку, проявление несправедливости к ребёнку, или гиперопека);
3) подростковое одиночество (статус «отверженного» в группе сверстников);
4) трудно протекающий пубертатный период как фактор риска суицидального поведения (дисгармоничное развитие в сравнении со сверстниками);
5) личностная импульсивность (вспыльчивость, высокая импульсивность, бескомпромиссность) [1, с. 22–23].
Большое влияние на формирование риска суицидального поведения в подростковом возрасте оказывают психологические факторы личности, а именно индивидуально-психологические его особенности. Согласно Тихоненко В. А. и Сафуанову Ф. С., к таковым относятся: низкий уровень толерантности у подростков к эмоциональным нагрузкам, максимализм, категоричность суждений, неадекватная самооценка подростков, ограниченность копинг-стратегий, а также высокая импульсивность, низкий уровень способности решения межличностных конфликтов [цит. по 5, с. 40]. Отметим также, что одним из ведущих факторов риска суицидального поведения подростков является депрессивное состояние. Депрессия затрагивает все сферы человеческого существования: эмоционально-волевую, когнитивную, поведенческую. Подростки, находящиеся в депрессии, характеризуются пессимизмом, заниженной самооценкой, агрессивным поведением [8].
Амбрумова А. Г. и Тихоненко В. А. делят факторы повышенного суицидального риска на экстраперсональные и интроперсональные. К экстраперсональным факторам риска суицида относятся: психозы и пограничные психические расстройства; суицидальные высказывания, действия; подростковый возраст; психотравмирующие травмы; маргинальные условия жизнедеятельности. Среди интроперсональных факторов выделяют: особенности характера; сниженную толерантность к эмоциональным нагрузкам и фрустрирующим факторам; неадекватную (неустойчивую) самооценку, т. е. завышенную или заниженную; отсутствие или утрату целевых установок и ценностей, лежащих в основе жизненной позиции и т. д.; коммуникативные барьеры общения [2, с. 14–17; 7, с. 25].
Таким образом, в качестве основных психологических факторов суицидального поведения у подростков выступают личностные аномалии (характеристика личностных черт суицидента, в частности депрессивность, агрессия, импульсивность), идентичность подростков (гендерная и социальная), внутриличностный конфликт, конфликты межличностного взаимодействия, когнитивный фактор, самооценка подростков [8].
На основании всего вышесказанного можно сделать вывод, что риск суицидального поведения в подростковом возрасте имеет многофакторную природу, имеющую взаимосвязь биологических, психологических, психиатрических и социальных факторов. Для более детального и тщательного изучения такого феномена как риск суицидального поведения необходимо обращать внимание на состояние таких факторов жизни подростка как взаимоотношения в семье, со сверстниками, в школе, уровень жизни, особенные жизненные ситуации, индивидуально-личностные характеристики личности подростка.
Литература:
- Алимова М. А. Суицидальное поведение подростков: диагностика, профилактика, коррекция. — Барнаул, 2014. — 100 с.
- Амбрумова А. Г., Тихоненко В. А. Диагностика суицидального поведения. — М., 1980. — 39 с.
- Бабарахимова С. Б. Клинические проявления суицидального поведения в подростковом возрасте // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. — 2017. — Т. 4, № 1(16). — С. 62–71.
- Банников Г. С., Павлова Т. С., Вихристюк О. В. Безнадежность, одиночество и склонность к импульсивному, аутоагрессивному поведению у подростков как факторы риска развития социально-психологической дезадаптации // Психологическая помощь детям и подросткам в кризисных состояниях: тезисы Респ. науч.-прак. конф. с междунар. участием. — Минск, 2014. — С. 16–19.
- Зотов М. В. Суицидальное поведение: механизмы развития, диагностика, коррекция. — СПб., 2006. — 144 с.
- Рахимкулова А. С. Нейропсихологические особенности подросткового возраста, влияющие на склонность к рисковому и суицидальному поведению // Суицидология. — 2017. — Т. 8, № 1(26). — С. 52–61.
- Сакович Н. А. Диалоги на Аидовом пороге: сказкотерапия в профилактике и коррекции суицидального поведения подростков. — М., 2012. — 288 с.
- Сыроквашина К. В., Дозорцева Е. Г. Психологические факторы риска суицидального поведения у подростков // Консультативная психология и психотерапия. — 2016. — Т. 24, № 3(92). — С. 8–24.
- Хуснутдинова З. А. Суицидальное поведение подростков // Социологические исследования. — 2015. — № 11(379). — С. 161–163.