В статье определены социально-психологические особенности подростков и молодежи как социально-возрастных групп; установлены средовые факторы, влияющие на становление личности подростков и молодых людей; проанализированы особенности проявления социальных девиаций подростков на основании статистических данных.
Ключевые слова: социальная группа, подростки, молодежь, подростково-молодежная среда, девиантное поведение, аддиктивное поведение.
Подростки и молодежь являются особой социальной группой. Рассмотрим некоторые социально-психологические особенности конкретных социально-возрастных групп (подростковой и молодежной), влияющие на формирование социальных девиаций.
Н. А. Горлова указывает, что подростковый возраст является особым периодом онтогенетического развития человека, специфика которого заключена в промежуточном положении между двумя периодами, а именно периодом детства и периодом зрелости. Данный возраст охватывает существенный период жизни, начало подросткового возраста приходится на 11–12 лет, а заканчивается в 17–18 лет. Границы подросткового возраста четко не отображены, являются гибкими и индивидуальны для каждого подростка. [3].
О. Г. Кравцов устанавливает, что период подросткового возраста принято разделять на подростковый и переходный. В переходном возрасте подросток испытывает внутренние конфликты с самим собой, внешние конфликты с другими, порождающими нестабильность поведения и внешние срывы. В данном возрасте закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок [6].
А. А. Артемова свои исследования посвящает проблеме социально-психологических характеристик молодежи. Автор указывает на следующие особенности: в период юности, ранней взрослости происходит личностное и профессиональное самоопределение человека, его становление в качестве социально ответственного субъекта. При этом молодые люди составляют наиболее динамичную, активную, чувствительную к социальным изменениям и ценностям группу, не обладают достаточной устойчивостью и опытностью. В этом возрасте происходит активное формирование системы ведущих потребностей, ценностей, центральных мотивационно-смысловых образований. Важно, что психологические характеристики молодых людей, особенности их взаимодействия с окружающим миром во многом обусловлены социокультурными факторами и определяются спецификой процессов социализации [1].
Таким образом, рассматривая подростков и молодежь как социальные группы следует отметить, что подростковый период — это время активного формирования личности, трансформация социального опыта, через индивидуальную активную деятельность личности по изменению своей личности и становлению своего «Я». Центральным в становлении личности и индивидуальности человека в подростковом периоде является формирование чувства зрелости и развитие самосознания. Несмотря на то, что на завершающем этапе подросткового возраста социальный статус юношей и девушек изменяется в соответствии с другим социально-возрастным периодом, в который они вступают в статусе молодежи, анализ психологического портрета молодых людей позволяет определить, что не каждый из них обладает достаточным уровнем зрелости и самосознания. Следовательно, уязвимость перед внешними факторами среды в данном возрасте остается высокой.
Анализ исследований А. Е. Шалагина, Н. М. Паршина, О. В. Шляпниковой, позволяет сделать вывод о том, что современная подростково-молодежная среда характеризуется следующими особенностями:
— ориентация на потребление, формирующаяся за счет действия внешнего средового фактора — создания искусственных потребностей у молодых людей и влияние на их чувства и эмоции как потребителей;
— расширения границ индивидуального пространства и времени за счет влияния широко применяющихся новых цифровых технологий, позволяющих суггестивно влиять на человеческое поведение, чувства, вкусы людей через манипулирование и внушение [10].
Современные подростки и молодые люди подвержены агрессивному влиянию интернет-среды, навязыванию извне деструктивных идей, ценностей и установок. В этих условиях неустойчивость и чувствительность психики к внешним воздействиям, несформированность системы созидательных ценностей и жизненных ориентиров, отсутствие необходимых ресурсов противодействия может приводить к серьезным психологическим проблемам, клиническим нарушениям и асоциальным действиям [9].
М. В. Воронцовой произведен разбор этимологического смысла девиации в социальных науках — под данным термином обозначают «поведение, нарушающее общепринятые в данном обществе нормы и правила (правонарушения, преступность, алкоголизм, наркомания и др.)» [2].
К основным видам девиантного поведения принято относить: преступность, алкоголизм, наркоманию, суицидальное поведение, проституцию, сексуальные девиации [8].
В педагогической литературе под девиантным поведением понимается «отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализация в том обществе, к которому человек принадлежит» [5].
В социологической науке под девиацией понимают отклонения от нормы, «рассматриваемое большей частью общества как предосудительное и недопустимое» [7].
Н. В. Губина отмечает, что социологи доказали, что девиация «представляет собой не врожденное качество человеческой природы, а свойство, приобретенное в процессе социализации, т. е. в процессе обучения общественно одобряемым социальным нормам и при освоении социальных ролей» [4].
Исследование, проведенное нами на базе БУ «КЦСОН «Пенаты» (г. Омск), показало, что в настоящий момент проблема социальных девиаций в среде молодежи и подростков не утратила своей актуальности. На базе учреждения организовано «Отделение профилактики безнадзорности и семейного неблагополучия», ориентированное на организацию индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, основной контингент которых составляют подростки, а также юноши и девушки, не достигшие 18 лет, и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Беседа с сотрудниками учреждения и анализ статистических данных показал, что в настоящий момент подопечными БУ «КЦСОН «Пенаты» являются 64 несовершеннолетних, поставленных на учет в ПДН с 2018 по 2022 г. Из них, поставлены на учет в 2018 г. — 7 подростков, в 2019 г. — 16 подростков, в 2020 г. — 29 подростков и 12 подростков в 2021 г. Важно отметить, что не все подростки, попадающие на учет в ПДН привлекаются к профилактической работе в специальных учреждениях, что по нашему мнению, является, согласно нормативным документам, обязательным аспектом социальной работы с данной категорией несовершеннолетних. Большая часть подростков в 2021 году, состоящих на учете и вовлеченных в деятельность БУ «КЦСОН «Пенаты» (24 чел., что составляет 38 % от общего количества начиная с 2018 года) была поставлена на учет по причине противоправного и преступного поведения (совершение мелких хищений, вождение без документов, побои, мошенничество). 18 (28,6 %) подростков регулярно употребляют спиртные напитки, а 9 (14,3 %) человек, поставленных на учет в ПДН, страдают злоупотреблением наркотических веществ (токсикомания, оксибутираты). В меньшем количестве причинами постановки на учет в ПДН являются уходы из дома — 7 (11 %), антиобщественное поведение — 5 (7,9 %) и экстремизм — 1 (1,5 %).
Ведущей причиной противоправных девиаций остается влияние «потребительского» фактора.
Другой, весьма негативной формой девиантного поведения, является суицидальное поведение. Беседа с сотрудниками БУ «КЦСОН «Пенаты» и анализ статистики по суицидам среди подростков и молодежи до 18 лет за период с сентября по декабрь в 2020 и 2021 годах показал, что общее количество случаев суицида за исследуемый период в 2020 г. составило 33 и за аналогичный период в 2021 г. — 29.
Причины суицидов также имеют опосредованный характер, подтверждающие негативное влияние информационного фактора.
Таким образом, можно предположить, что современная подростково-молодежная среда отличается особенностями, обусловленными наличием неблагоприятных средовых факторов, оказывающих отрицательное воздействие на психическую организацию и мировоззрение и, к сожалению пока отсутствует тенденция к сокращению проявлений девиантного поведения. Поэтому, с нашей точки зрения, работа по минимизации девиаций в подростково-молодежной среде актуальна и необходима.
Литература:
- Артемова А. А. Социально-психологический портрет молодежи // Проблемы современной организации и содержания профессионального образования в России: теория, методология, методика: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, МГУТУ, 22–23 октября 2019 г. — 2019. — С. 322–324.
- Воронцова М. В. Теория деструктивности / М. В. Воронцова, В. Н. Макаров, Т. В. Бюндюгова. — Таганрог: Издатель А. Н. Ступин, 2014. — 360 с.
- Горлова Н. А. Развитие личности подростков в социальной среде // Педагогика. — 2020. — № 1. — С. 35–42.
- Губина Н. В. Социология: норма, девиация, контроль / Н. В. Губина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Нижнекамск: Нижнекамский химико-технологический институт ФГБОУ ВПО «КНИТУ», 2012. — 170 с.
- Книжникова С. В. Девиантология для педагогов и психологов / С. В. Книжникова. — М.: Директ-Медиа, 2019. — 363 с.
- Кравцов О. Г. Проблема личностного развития несовершеннолетних правонарушителей: культурно-исторический подход // Культурно-историческая психология. — 2020. — Том 16. — № 1. — С. 49–56.
- Минин А. Я. Актуальные проблемы девиантного поведения несовершеннолетних и молодежи / А. Я. Минин, О. Ю. Краев. — М.: Прометей, 2016. — 140 с.
- Моисеева М. М., Камалиева И. Р. Факторы формирования ценностей современной молодежи и рисков ее социальных девиаций // Челябинский государственный университет. — 2017. — С. 195–199.
- Паршин Н. М. Влияние интернета на формирование противоправного поведения в подростково-молодежной среде // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И. Д. Путилина. — 2021. — № 2. — С. 10–16.
- Шалагин А. Е., Идиятуллов А. Д., Шалагин И. А. Детерминирующие факторы противоправного поведения подростков и молодежи // Евразийское Научное Объединение. — 2021. — № 7–2 (77). — С. 154–158.