Личностные детерминанты формирования одиночества у студентов вуза | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кузнецова, Л. Э. Личностные детерминанты формирования одиночества у студентов вуза / Л. Э. Кузнецова, О. В. Изотикова. — Текст : непосредственный // Психология: традиции и инновации : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 32-36. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/197/9768/ (дата обращения: 21.11.2024).



 

В статье проводится теоретический анализ понятия одиночества в психологии, рассматриваются причины формирования и особенности проявления одиночества. Эмпирически изучены личностные детерминанты формирования одиночества как психического состояния у студентов вуза. Обозначены основные направления и задачи оказания психологической помощи людям, склонным к переживанию одиночества.

Ключевые слова: одиночество, психическое состояние, личностные детерминанты, эмоционально-личностные особенности, межличностные отношения, стратегии поведения в трудных жизненных ситуациях.

 

Проблема одиночества в психологии является одной из наиболее серьезных и актуальных. Существующие представления о понятии одиночества, многочисленные подходы к исследованию данного феномена, не дают целостного представления о данном психическом состоянии. Фактически отсутствуют исследования особенностей проживания одиночества в различные возрастные периоды. Становится актуальным изучение личностных детерминант формирования одиночества у молодежи с целью определения основных задач психологической работы с юношами и девушками, склонными к переживанию чувства одиночества.

В определении одиночества как психологического явления нет достаточной ясности и единства мнений. Первоначально одиночество рассматривалось как психическое состояние, имеющее противоречивое философское содержание. Эта противоречивость вытекает из самой сущности человеческого бытия. Человек, с одной стороны — индивидуальная личность, испытывающая потребность в автономии и индивидуализации. С другой стороны, он — существо общественное, испытывающее потребность в единении с другими людьми.

Одиночество может переживаться человеком как позитивное, так и негативное состояние. При предпочтении «аристотелевской» модели, одиночество понимается как негативный, девиантный феномен, как клиническая или социальная проблема. И наоборот, ориентация на модель «автономного субъекта» позволяет рассматривать одиночество как необходимое условие личностного развития [4].

Первыми из психологов, кто занимался проблемой одиночества, стали психоаналитики школы З.Фрейда. С их точки зрения, одиночество становится следствием таких черт личности, как нарциссизм, мания величия и агрессивность. Постепенно эти врожденные или приобретенные свойства психики аккумулируются в комплекс «одиночество» [4].

Особое внимание проблеме одиночества уделяли представители гуманистического направления психологии: Н. А. Бердяев, М. Бубер, А. Камю, Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер, К. Ясперс, рассматривающие одиночества как естественное состояние человека, основу любого индивидуального бытия, заключающуюся в саморефлексии и самопознании. Люди, не находя понимания среди людей, ощущают комфорт наедине с самим собой.

Карл Роджерс полагал, что одиночество обозначает слабую приспособляемость личности к внешним условиям и внешнему «Я». Причина одиночества — внутри индивида, в феноменологических несоответствиях его представлений о собственном «Я».

К. Г. Юнг рассматривал одиночество как дистресс, связанный с ощущением человеком отсутствия удовлетворяющего социального окружения. В кризисные периоды развития личности одиночество помогает личности переосмыслить ценности жизни и перейти на новый этап развития.

Э. Фромм связывал рост одиночества среди людей с изменением их нравственных ценностных ориентиров, культированием неразумных потребностей. К. Хорни рассматривала одиночество как следствие изменений, происходящих в обществе, внесших в общение людей недоверие и обособленность, обостривших дух конкуренции с целью самовыживания. В. Франкл связывал формирование чувства одиночества у людей с переосмыслением жизненных ценностей и смысла жизни [4].

По мнению У. А. Садлера, Т. Б. Джонсона одиночество выражает определенную форму самосознания и показывает раскол основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности [2, с. 21]. Садлер рассматривает одиночество как психическое состояние, динамический процесс, непосредственно зависящий от переживаний, порождаемых взаимоотношениями человека с социумом.

Ильина В. А. проводит подробный анализ теоретического изучения одиночества в зарубежной психологии. Рассматривая восемь теоретических моделей одиночества, разработанных в зарубежной психологии, она делит их на четыре подхода в зависимости от причины возникновения данного состояния. Первый подход включает в себя экзистенциальное направление, согласно которому условия жизни являются причиной одиночества. Второй подход включает в себя социологическое направление, согласно которому общество являются причиной одиночества. Третий подход включает в себя психодинамическое и феноменологическое направления, согласно которым личность являются причиной одиночества. Четвертый подход включает в себя интеракционистское, когнитивное, интимисткое и системное направление, согласно которым взаимодействие и взаимовлияние личности и социума является причиной одиночества [1].

Анализируя теоретические исследования одиночества, Слободчиков И. М. особое внимание уделяет исследованиям одиночества в пространственно-временных рамках. Карл Голдберг рассматривает одиночество как потребность в заботе, не удовлетворённую в течение долгого времени. Он выделяет три временных характеристики одиночества: вину (прошлое), стыд (настоящее) и предвосхищающее опасение (будущее). Дж. Коен отмечает, что одиночество есть не что иное, как производная серии неудовлетворенности субъекта отношениями с важными другими. Он проводит возрастной анализ одиночества, выделяя причины возникновения одиночества на различных возрастных этапах. Наиболее чувствительным к одиночеству является юношеский возраст. В связи с потребностью в интимном общении, юноши склонны привязываться к кому-либо, даже людям, которых они ненавидят [3].

Сегодня отмечается тенденция к расширению и углублению изучения одиночества как предметной области, прежде всего в рамках отечественной психологической науки. Проблеме одиночества уделяли внимание Ветров С. А., Долгинова О. Б., Дьяченко И. С., Колесников Г.М, Кирпиков А. Р., Куртиян С. В., Николаева Н. А., Перешеина Н. В., Покровский Н. Е., Приходько Д. Н., Пузанова Ж..В., Старовойтова Л. И., Тихонов Г. М., Трубникова С. Г., Черепухин Ю. М. и др.

В отечественной психологии одиночество рассматривается как психическое состояние, показываются как негативная, так и позитивная направленность данного состояния. Большинство современных исследователей рассматривают одиночество как негативное психическое состояние, обусловленное негативными социальными ситуациями. Возрастные аспекты переживания одиночества освещаются в работах О. Б. Долгиновой, М. В. Ермолаевой. Гендерный анализ формирования одиночества у людей проводит Ю. М. Черепухин.

Особого внимания заслуживают исследования Трубниковой С. Г., рассматривающей одиночество с точки зрения личностного подхода. Психологом изучена психологическая феноменология одиночества, виды и механизмы их проявления. Выделяются три основных вида состояния одиночества: отчуждающее, самоотчуждающее, уединенность. Различные виды переживания одиночества порождаются специфическим сочетанием действия в личности базовых психодинамических тенденций: идентификации и обособления [4].

Формирование отчуждающего одиночества связано с преобладанием в личности тенденции к обособлению, в результате происходит процесс отчуждения человека от других людей. Отчуждающее одиночество проявляется в тревожности, возбудимости, циклотимности характера, не способности к сотрудничеству, подозрительности и зависимости в межличностных отношениях.

Самоотчуждающее одиночество обусловлено преобладанием в личности тенденции к идентификации, что может привести к самопотере, к отсутствию идентификации с самим собой. Самоотчуждающее одиночество проявляется в сочетании взаимоисключающих личностных и поведенческих характеристик: тревожности, возбудимости, эмотивности характера; противоборства и приспособления в конфликтных ситуациях; наличии всех уровней эмпатии, подозрительности в межличностном взаимодействии. Отчуждающее и самоотчуждающее одиночество без соответствующей психологической помощи может перейти в клиническую форму одиночества.

Позитивная форма одиночества рассматривается как субъективно желаемая уединенность, которая характеризуется оптимальным соотношением процессов идентификации и обособления в индивидуальном психическом пространстве человека. Одним из условий конструктивного вида одиночества — уединенности может выступать психологическая устойчивость личности, механизмами которой являются способность к саморегуляции и рефлексия.

Итак, одиночество понимается нами как сложное, субъективное, индивидуально переживаемое психическое состояние, имеющее различную (позитивную, негативную, нейтральную или амбивалентную) эмоциональную окраску, в зависимости от того, как воспринимает своё одиночество человек, включающее в себя различные эмоциональные переживания — от отчужденности, чувства изолированности, отстраненности, обособленности, до уникальности, неповторимости, самостоятельности.

Целью исследования стало изучение личностных детерминант формирования одиночества у студентов вуза. В исследовании приняли участие 69 студентов в возрасте от 18–20 лет ИСОиП (филиал) ДГТУ г. Шахты.

Для изучения выраженности чувства одиночества у студентов использовалась методика «Диагностика уровня субъективного ощущения одиночества» Д. Рассела и М. Фергюсона, методика определения доминирующего психического состояния Л. В. Куликова. Для изучения эмоционально-личностных особенностей использовался Опросник Шмишека «Акцентуации характера», методика многостороннего исследования личности — ММPI, стандартизированной Ф. М. Березиным, личностный опросник Р. Кеттелла. Для изучения особенностей межличностных отношений студентов использовалась методика «Мотивация аффилиации», «Шкала доверия» Розенберга, опросник «Потребность в общении». Для изучения особенностей поведения испытуемых в кризисной ситуации использовался опросник «Стратегии поведения в кризисных ситуациях» Н. Г. Осуховой.

Проведенное исследование показало, что для 26 % студентов характерен повышенный уровень интенсивности переживания одиночества. 74 % студентов проявляют средний и сниженный уровень интенсивности переживания одиночества.

Для студентов с высоким уровнем интенсивности переживания одиночества характерно снижение активности и настроения, пассивность в разрешение трудных жизненных ситуаций, эмоциональное напряжение, раздражительность, неудовлетворенность жизнью в целом, ее ходом, процессом самореализации и тем, как именно в настоящее время разворачиваются основные жизненные события. Характерен уход в сомнения, который позволяет уклониться от необходимости делать жизненный выбор.

Для студентов с различным уровнем выраженности интенсивности и качества переживания одиночества характерны существенные отличия в эмоционально-личностных особенностях. Типичными эмоционально-личностными особенностями, предрасполагающими к переживанию личностью одиночества, являются необщительность, пессимистичность, пассивность, чувствительность, мечтательность, тревожность, неуверенность в себе, недоверчивость.

Формированию чувства одиночества способствуют такие акцентуации характера как застревание, дистимичность, циклотимность. Препятствует формированию чувства одиночества преобладание в профили личности гипертимной и демонстративной акцентуаций характера.

Полученные акцентуации характера и темперамента свидетельствуют об обидчивости, чувствительности к критике, склонности к рефлексии, значительном снижении настроения студентов с повышенным уровнем интенсивности переживания одиночества. Им свойственны частые периодические смены настроения — циклотимность, зависимость от внешних обстоятельств. Характерно преобладание пессимистичного настроения. У студентов с пониженным уровнем интенсивности переживания одиночества акцентуации характера — гипертимность и демонстративность свидетельствуют об активности, жизнерадостности, стремление к установлению межличностных контактов, желание показать себя, быть в центре внимания и получать оценку своих действий другими людьми.

В профиле личности студентов с повышенным уровнем интенсивности переживания одиночества преобладают социальная инверсия, депрессивные и шизоидные черты. Для студентов с пониженным уровнем интенсивности переживания одиночества характерен гармоничный профиль личности.

Выявленные патологические черты, способствующие формированию чувства одиночества у студентов, говорят о замкнутости, затруднениях в сфере социальных контактов, тревожности при установлении контактов. Характерны трудности в общении с лицами противоположного пола. Особенности взаимоотношений с людьми часто носят поверхностный и непрочный характер. Для студентов характерна чрезвычайная устойчивость аффекта, относительно незначительные фрустрации могут вызвать длительные переживания, лабильность и затрудненность социальных контактов.

Высокая выраженность как потребности в общении и стремления к принятию, так и страха отвержения свидетельствует о том, что студенты с повышенным уровнем интенсивности переживания одиночества переживают внутриличностный конфликт, характерен внутренний дискомфорт, эмоциональная напряженность, так как страх отвержения препятствует удовлетворению потребности быть в обществе других людей.

Можно утверждать, что чем выше потребность в общении и страх отвержения у студентов, тем интенсивней субъективное переживание одиночества.

Для студентов с разным уровнем интенсивности субъективного переживания одиночества характерны значительные различия в уровне доверия другим людям. Чем больше интенсивность переживания одиночества, тем ниже уровень доверия другим людям. Снижение доверия можно рассматривать как причину нарушения межличностных отношений студентов. Одиночество является следствием неудовлетворенной потребности в межличностном общении и близких доверительных отношениях.

Чувствительность к трудным жизненным ситуациям и стратегии поведения у студентов с различной выраженностью интенсивности переживания одиночества различается. У всех студентов вызывают тревогу и характеризуются как наиболее сложные ситуации — серьезная болезнь, проблемы в учебе, дефицит денежных средств, отсутствие условий для жизни, потеря любимого человека. Наибольшая чувствительность к трудным жизненным ситуациям наблюдается у студентов с высокой выраженностью интенсивности переживания одиночества. Их поведение в проблемных ситуациях отличается преобладанием пассивно-избегающих стратегий поведения.

Можно заключить, что такие стратегии поведения в трудных жизненных ситуациях как дистанцирование, избегание, противостояние и принятие ответственности способствуют формированию чувства одиночества у студентов. Такие стратегии поведения как самоконтроль, плановое решение проблем, позитивная переоценка ситуации, поиск социальной поддержки препятствуют формированию чувства одиночества.

Проведенное исследование показывает необходимость оказания психологической помощи студентам, склонным к переживанию одиночества.

Вейс Р. считает, что единственным способом облегчения одиночества служит установление социальных связей. В связи с чем, главной задачей консультирования одиноких людей является развитие социальных навыков: уверенного поведения, проявлении гибкости, ответственности, активности, инициативы в совместной деятельности и общении, коммуникативной компетентности [2].

Дж.И. Янг, разработав основы терапии одиноких людей, важной задачей оказания психологической помощи одиноким людям считает снижение тревожности, формирование адекватной самооценки и уровня притязаний [2].

По мнению Трубниковой С. Г., наиболее эффективными способами преодоления негативного чувства одиночества являются активные групповые формы психологической работы в сочетании с индивидуальной психологической поддержкой [4].

По результатам исследования была разработана программа социально-психологического тренинга для студентов на тему «Я не одинок в этом мире», направленная на снижение интенсивности переживания одиночества путем повышения уверенности в себе, жизненной активности, оптимизма, формирования коммуникативной компетентности, позитивного отношения к другим людям, обучение навыкам эмоционально-волевой устойчивости. На базе психологической службы вуза панируется проведение данной программы со студентами, склонными к переживанию чувства одиночества.

 

Литература:

 

1.                Ильина, В. А. Теоретические направления изучения одиночества в зарубежной психологии // Вестник Университета Российской академии образования. — 2007. — № 3. — С. 67–69.

  1.              Лабиринты одиночества / Н. Е. Покровский. — М.: Владос, 2002.
  2.              Слободчиков, И. М. Современные исследования переживания одиночества // Психологическая наука и образование. — 2007. — № 3. — С. 27–35.
  3.              Трубникова, С. Г. Одиночество как социально-психологическая проблема современности // Сборник материалов научно-практической конференции. — М., 1998. — с. 109.
Основные термины (генерируются автоматически): одиночество, студент, психическое состояние, формирование чувства одиночества, причина одиночества, стратегия поведения, повышенный уровень интенсивности переживания одиночества, проблема одиночества, особое внимание, психологическая помощь.

Похожие статьи

Социально-психологическая адаптация студентов-первокурсников

В статье рассматривается сущность, стадии социально-психологической адаптации, а также факторы, влияющие на неё. Делается анализ проблем, связанных с социально-психологической адаптацией. Приводятся данные исследования, позволяющие охарактеризовать с...

Психолого-педагогические особенности проявления агрессивного поведения у подростков

В данной статье определены психолого-педагогические особенности проявления агрессивного поведения у подростков. Рассмотрены понятия «агрессия» и «агрессивность», а также выделены западные и отечественные авторы, непосредственно изучавшие тему агресси...

Психологические особенности адаптации студентов с ОВЗ к условия обучения в колледже-интернате

В статье рассматриваются психологические особенности адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в специализированном заведении интернатного типа; приводятся результаты исследования социально-психологической адаптированности; рассматривают...

Перспективы исследования феномена жизнестойкости в психологии

В статье проводится анализ феномена жизнестойкости в психологии личности. В работе определяется само понятие жизнестойкости, выявляются его основные компоненты и механизмы. Проводится анализ взаимосвязи жизнестойкости с другими психолого-личностными ...

Особенности психической травматизации в детском возрасте, ее влияние на жизненные взаимодействия и жизненную перспективу молодой личности

В статье приведены особенности психической травматизации в детском возрастном периоде, раскрыто содержание таких понятий, как психотравма развития, жизненные взаимодействия и жизненная перспектива личности, их взаимосвязь. Выведена типология жизненны...

Проблема девиантного поведения в России: к вопросу об актуальности

Представленная статья посвящена анализу актуальных структурных элементов девиантного поведения среди граждан Российской Федерации, которые увлечены в различной профессиональной и социальной деятельности. Автором определены некоторые теоретические и э...

Психологические факторы формирования синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности психолога

В статье проводится теоретический анализ понятия «синдром эмоционального выгорания», рассматриваются причины его формирования в профессиональной деятельности психологов. Эмпирическое изучение профессионально-важных качеств, отсутствие которых приводи...

Социальная адаптация детей к условиям дошкольных образовательных учреждений и трудности, возникающие во время адаптации

В статье изучена сущность социальной адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации. На основе анализа научных публикаций сформулирована суть изучаемого конструкта, результат успешной адаптации. Описан комплекс проблем и трудностей...

Критерии и показатели социально-психологической дезадаптации старшего подростка

В статье анализируется понятия адаптация, социальная адаптация, социально-психологическая дезадаптация, определяется специфика социально-психологической дезадаптации подростков, форм и причин ее возникновения. Приведены показатели и структура социаль...

Предпосылки формирования и развития оптимизма личности

В статье анализируются исследования предпосылок формирования и развития оптимизма личности в зарубежной и отечественной психологии. Выделено три основные группы факторов: биологические, психологические и социально-культурные факторы. Раскрыта степень...

Похожие статьи

Социально-психологическая адаптация студентов-первокурсников

В статье рассматривается сущность, стадии социально-психологической адаптации, а также факторы, влияющие на неё. Делается анализ проблем, связанных с социально-психологической адаптацией. Приводятся данные исследования, позволяющие охарактеризовать с...

Психолого-педагогические особенности проявления агрессивного поведения у подростков

В данной статье определены психолого-педагогические особенности проявления агрессивного поведения у подростков. Рассмотрены понятия «агрессия» и «агрессивность», а также выделены западные и отечественные авторы, непосредственно изучавшие тему агресси...

Психологические особенности адаптации студентов с ОВЗ к условия обучения в колледже-интернате

В статье рассматриваются психологические особенности адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в специализированном заведении интернатного типа; приводятся результаты исследования социально-психологической адаптированности; рассматривают...

Перспективы исследования феномена жизнестойкости в психологии

В статье проводится анализ феномена жизнестойкости в психологии личности. В работе определяется само понятие жизнестойкости, выявляются его основные компоненты и механизмы. Проводится анализ взаимосвязи жизнестойкости с другими психолого-личностными ...

Особенности психической травматизации в детском возрасте, ее влияние на жизненные взаимодействия и жизненную перспективу молодой личности

В статье приведены особенности психической травматизации в детском возрастном периоде, раскрыто содержание таких понятий, как психотравма развития, жизненные взаимодействия и жизненная перспектива личности, их взаимосвязь. Выведена типология жизненны...

Проблема девиантного поведения в России: к вопросу об актуальности

Представленная статья посвящена анализу актуальных структурных элементов девиантного поведения среди граждан Российской Федерации, которые увлечены в различной профессиональной и социальной деятельности. Автором определены некоторые теоретические и э...

Психологические факторы формирования синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности психолога

В статье проводится теоретический анализ понятия «синдром эмоционального выгорания», рассматриваются причины его формирования в профессиональной деятельности психологов. Эмпирическое изучение профессионально-важных качеств, отсутствие которых приводи...

Социальная адаптация детей к условиям дошкольных образовательных учреждений и трудности, возникающие во время адаптации

В статье изучена сущность социальной адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации. На основе анализа научных публикаций сформулирована суть изучаемого конструкта, результат успешной адаптации. Описан комплекс проблем и трудностей...

Критерии и показатели социально-психологической дезадаптации старшего подростка

В статье анализируется понятия адаптация, социальная адаптация, социально-психологическая дезадаптация, определяется специфика социально-психологической дезадаптации подростков, форм и причин ее возникновения. Приведены показатели и структура социаль...

Предпосылки формирования и развития оптимизма личности

В статье анализируются исследования предпосылок формирования и развития оптимизма личности в зарубежной и отечественной психологии. Выделено три основные группы факторов: биологические, психологические и социально-культурные факторы. Раскрыта степень...