Субъективное переживание одиночества в старшем подростковом возрасте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №15 (305) апрель 2020 г.

Дата публикации: 08.04.2020

Статья просмотрена: 819 раз

Библиографическое описание:

Валишина, Ф. А. Субъективное переживание одиночества в старшем подростковом возрасте / Ф. А. Валишина, И. С. Лучинкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 15 (305). — С. 278-280. — URL: https://moluch.ru/archive/305/68523/ (дата обращения: 16.12.2024).



Вданной статье рассматривается понятие одиночества, его виды, концепции, и основные проявления в подростковом возрасте.

Ключевые слова: одиночество, субъективное чувство одиночества, подростки.

Постановка проблемы. Проблема одиночества всегда была актуальна в обществе, ей было посвящено множество художественной и научной литературы. В реальное время проблеме одиночества уделяется пристальное внимание, возникает огромное число трудов, исследующие суть парадокса одиночества, предпосылки и влияния его на людей в разные периоды жизни. В современном мире люди всё чаще чувствуют себя одинокими, и каждый переживает это чувство по-разному.

Анализ литературы. Вопрос одиночества рассматривался совершенно по-разному: от состояния, появляющегося только в периоды одиночества и обособленности до пессимистичного осмысления одиночества равно как исключительно вероятной формы существования человека.

Зарубежная психология разработала несколько теоретических подходов к этой проблеме: социологический, гуманистический, неофрейдистский, когнитивный, интеракционистский, экзистенциальный. Отечественная психология к вопросу одиночества разработала две мировоззренческих тенденции, в каковых одиночество рассматривается равно как отрицательное либо положительное проявление. Связывают данные подходы только то, что одиночество подразумевается равно как эмоциональное состояния человека, которое находится в обособленности настоящей, реальной либо в собственном самосознании [2, с.76].

Целью статьи является анализ субъективного переживания одиночества в подростковом возрасте.

Изложение основного материала. Одиночество, предполагает собой переживание, инициирующее острое и всеохватывающее ощущение, которое выражает конкретную форму самосознания, и демонстрирующее разлад основной реальной сети взаимоотношений и взаимосвязей внутреннего мира человека.

Субъективное чувство одиночества — это переживание личности, обусловливаемое определёнными отличительными чертами общественной ситуации развития и индивидуально-возрастными особенностями человека [1].

Теоретический анализ исследований согласно проблеме одиночества выявил то, что это состояние в первый раз в более резкой форме выражается в подростковом возрасте, так как в данном возрасте происходит поиск своей идентичности также взаимосвязей с окружающим миром. Прежде всего, это связано с формированием рефлексии в данном возрасте и переходом на новейший уровень самосознания, также с усилением потребностей в самопознании, признании и принятии, обособлении и общении, и с кризисом самооценки [3, с. 74]. В данном возрастном периоде для подростка оценка сверстника становится куда важнее оценки родителей и значимых взрослых, что делает проблему во взаимоотношении с подростками крайне важной, но в некоторых случаях даже весьма болезненной. В случае если подросток в общении со сверстниками не получает признания и эмоционального отклика, то тогда у него появляется чувство одиночества.

Границы подросткового периода охватывают возраст от 11- 12-ти до 14–15-ти лет. Особенное состояние подросткового периода в цикле детского становления отображено в других его названиях — трудный, переходный, тяжелый, критический. В них закреплена вся значимость и сложность происходящих в данном возрасте процессов развития, которые связанны с переходом от одного периода жизни к другому. Основное содержание и специфическое различие всех сторон развития в период умственного, физического, нравственного и социального, составляет переход от детства к взрослости. В результате перестройки организма появляются элементы взрослости, самосознания, типа отношений и способов общественного взаимодействия с взрослыми и друзьями, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержательной стороны морально-этических инстанций, опосредующих поведение, деятельность и отношения [3, с. 49].

Подростковое одиночество имеет несколько концепций:

Первая концепция, полностью отрицает сам факт наличия этого состояния у подростков как особенности возраста. «Считается, что изображение подростка как одинокое существо — это романтическое видение». А романтическое — это значит не реальное, несуществующее в действительности. С этим мнение трудно согласиться.

Вторая концепция, признает подростковое одиночество как явление социальное по своей сути и поверхностное по природе. «Не желание идти на компромиссы в отношении с друзьями и родными приводит к субъективному чувству одиночества. Обособление и отчуждение в данном возрасте не являются внутренними, личностными психологическими процессами, а некоторыми характеристиками подросткового социального отношения к жизни. Таким образом, переживание одиночества детьми в возрасте 11–14 лет столь поверхностно, что можно говорить о старшем дошкольнике как о более насыщенном психологически в этих своих переживаниях».

Третья концепция, принадлежащая И. С. Кону, более нам близка. Он рассматривает подростковое одиночество как обычное состояние, свойственное данному возрасту. Так же, Конт отмечает серьезность, и драматичность данного переживания. Вмести с осознанием своей неповторимости и непохожести приходит и чувство одиночества. Юношеское «я» еще неопределенно и расплывчато, оно зачастую переживается как ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Увеличивается потребность в общении, но в то же время повышается потребность в уединении [4, с.62]. А ещё: «… в подростковом возрасте изменяется представление о таких понятиях, как «одиночество», и «уединение». Подростки как правило наполняют эти слова психологическим смыслом, приписывая им не только негативную, но и положительную ценность» [5, с.29].

Дж. Янг и его коллеги выделили 3 типа одиночества [6, с.17]:

  1. Хроническое одиночество — формируется в то время, когда в ходе продолжительного периода времени человек не способен определить установить удовлетворяющие его общественные взаимосвязи.
  2. Ситуативное одиночество — нередко начинается в следствии стрессовых событий в жизни, таких как, разрыв отношений или смерть близкого человека. После кратковременного периода дистресса, ситуативно-одинокий человек как правило смиряется с утратой и преодолевает одиночество.
  3. Преходящее одиночество — более популярная форма данного состояния, принадлежащая к временным приступам чувства одиночества. Дж. Янг считал, что для того, чтобы понять, по какой причине одинокие люди чувствуют и действуют конкретным, характерным им способом, мы обязательно должны изучить их представления о себе и своих взаимоотношениях с другими.

Известнейший психиатр и психотерапевт И. Ялом [5, с.112] выделил три вида одиночества (изолированности). Данное отличие среди людей, пытающихся избежать одиночества, только лишь в том, от какого одиночества они стараются спрятаться: внутриличностное — индивид убегает от той или иной доли себя, возводя, при этом барьеры между частями своего «Я». Происходит это, когда индивид отвергает, собственные желания и при этом не доверяет себе.

Межличностное — индивид сбегает от взаимоотношений с иными людьми и понимания, что он живет не таким образом, как ему бы этого хотелось. Причинами могут быть неспособность выстраивать близкие взаимоотношения, индивидуальные особенности, предыдущий опыт отношений, страх.

Экзистенциальное — человек скрывается в массе от тоски и печали, от осознания того, что ни один человек и ничто не сумеют предоставить вечного смысла, внимания и радости. Одиночество — это своеобразная модель самосознания человека, сопряженная с серьёзными и тягостными чувственными переживаниями и вызываемая разрывом взаимосвязей индивида с внешним миром либо с самим собой.

Одиночество — критически индивидуальное, исключительно персональное и зачастую уникальное переживание. Для одного человека — это может быть безрассудное уныние по утраченной любви либо по близкому человеку, подавить которую он пытается с помощью алкоголя или наркотиков. А для другого человека — это временное ощущение скуки из-за отсутствия возможности общения. Ну а для третьего — это вообще может быть трагедия всей его жизни, чувство ненужности и бессмысленности своего существования. Но в любом случае одинокие люди ощущают себя несчастными.

Выводы. Переживание чувства одиночества устанавливает степень внутренней и внешней обособленности личности. В подростковом возрасте переживание чувства одиночества становится составляющей частью жизни практически каждого, отличаясь только лишь по интенсивности и частоте переживания. Психологической особенностью появления подросткового одиночества считается его взаимосвязь с индивидуальным переживанием патологии важных межличностных взаимоотношений, разрыву товарищеских взаимосвязей.

Литература:

  1. Альманах психологических тестов. / Ред.-сост. Р. Р. Римский, С. А. Римская. — М.: КСП, 2018. — 856 с.
  2. Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей / Д. Байярд. — М.: Просвещение, 2017. — 745 с.
  3. Бондарев В. П. Выбор профессии / В. П. Бондарев — М.: Просвещение, 2016. — 652 с.
  4. Бубер Н. Проблема человека. Перспектива // Лабиринты одиночества. — М.: Просвещение, 2017. –745 с.
  5. Гордеева, О.В Представления Выготского Л. С. о самосознании // Психологический журнал. — 2017. — 745 с.
  6. Моисеева Т. А., Юртаева Ю. О. Особенности субъективного чувства одиночества в подростковом возрасте // Молодой ученый. — 2019. — № 4. — С. 158–161. — URL https://moluch.ru/archive/242/55918/
Основные термины (генерируются автоматически): подростковый возраст, одиночество, подростковое одиночество, проблема одиночества, субъективное чувство одиночества, близкий человек, переживание чувства одиночества, период жизни, подростковый период, чувство одиночества.


Похожие статьи

Особенности субъективного чувства одиночества в подростковом возрасте

В данной статье рассматривается понятие одиночества, его виды, основные про-явления в подростковом возрасте. А также приводятся результаты исследования субъективного чувства одиночества у юношей и подростков.

Роль семьи в формировании представлений у подростков о любви

В статье автор рассматривает, как семья влияет на представления о любви у подростков.

Различия в переживаниях чувства одиночества у подростков из благополучных и неблагополучных семей

Статья посвящена рассмотрению связи между семейным неблагополучием и особенностями переживания одиночества у подростков, а также анализу особенностей переживания одиночества у подростков из неблагополучных семей.

Подростковая агрессия и её причины

В статье рассматривается проблема подростковой агрессии и её причины, для родителей предложены методы взаимодействия с целью нахождения общего языка с ребёнком.

Особенности аддиктивного поведения подростков

В данной статье рассматриваются особенности подросткового возраста и проводится его взаимоотношение с механизмом возникновения аддиктивного поведения. Акцентируется внимание на пусковом механизме инициации данного феномена. Аддиктивное поведение подр...

Личностные особенности эмоциональной сферы подростков

В статье автор рассматривает личностные особенности эмоциональной сферы подростков, гендерные различия в эмоциональной сфере подростков, основные эмоциональные проблемы современных детей подросткового возраста.

Особенности самоотношения подростков группы риска

Статья посвящена изучению самоотношения подростков группы риска с результатами исследований. В статье рассматривается самоотношение, его компоненты, влияние искажения самоотношения на причины девиантного поведения подростков.

Стигматизация как условие развития девиантного поведения

В статье рассматривается феномен стигматизации, формы, его проявления и последствия. Автором анализируются причины навешивания ярлыков и пути профилактики данного явления.

Взаимосвязь типа родительского отношения и тревожности в подростковом возрасте

В статье приводятся результаты эмпирического исследования взаимосвязи родительского отношения и тревожности у подростков.

Развитие представлений о себе и межличностных отношений в младшем школьном возрасте

В статье автор пытается выявить особенности развития представлений о себе и межличностных отношений в младшем школьном возрасте.

Похожие статьи

Особенности субъективного чувства одиночества в подростковом возрасте

В данной статье рассматривается понятие одиночества, его виды, основные про-явления в подростковом возрасте. А также приводятся результаты исследования субъективного чувства одиночества у юношей и подростков.

Роль семьи в формировании представлений у подростков о любви

В статье автор рассматривает, как семья влияет на представления о любви у подростков.

Различия в переживаниях чувства одиночества у подростков из благополучных и неблагополучных семей

Статья посвящена рассмотрению связи между семейным неблагополучием и особенностями переживания одиночества у подростков, а также анализу особенностей переживания одиночества у подростков из неблагополучных семей.

Подростковая агрессия и её причины

В статье рассматривается проблема подростковой агрессии и её причины, для родителей предложены методы взаимодействия с целью нахождения общего языка с ребёнком.

Особенности аддиктивного поведения подростков

В данной статье рассматриваются особенности подросткового возраста и проводится его взаимоотношение с механизмом возникновения аддиктивного поведения. Акцентируется внимание на пусковом механизме инициации данного феномена. Аддиктивное поведение подр...

Личностные особенности эмоциональной сферы подростков

В статье автор рассматривает личностные особенности эмоциональной сферы подростков, гендерные различия в эмоциональной сфере подростков, основные эмоциональные проблемы современных детей подросткового возраста.

Особенности самоотношения подростков группы риска

Статья посвящена изучению самоотношения подростков группы риска с результатами исследований. В статье рассматривается самоотношение, его компоненты, влияние искажения самоотношения на причины девиантного поведения подростков.

Стигматизация как условие развития девиантного поведения

В статье рассматривается феномен стигматизации, формы, его проявления и последствия. Автором анализируются причины навешивания ярлыков и пути профилактики данного явления.

Взаимосвязь типа родительского отношения и тревожности в подростковом возрасте

В статье приводятся результаты эмпирического исследования взаимосвязи родительского отношения и тревожности у подростков.

Развитие представлений о себе и межличностных отношений в младшем школьном возрасте

В статье автор пытается выявить особенности развития представлений о себе и межличностных отношений в младшем школьном возрасте.

Задать вопрос