В статье проводится теоретический анализ понятия одиночества в психологии, рассматриваются причины формирования и особенности проявления одиночества. Эмпирически изучены личностные детерминанты формирования одиночества как психического состояния у студентов вуза. Обозначены основные направления и задачи оказания психологической помощи людям, склонным к переживанию одиночества.
Ключевые слова: одиночество, психическое состояние, личностные детерминанты, эмоционально-личностные особенности, межличностные отношения, стратегии поведения в трудных жизненных ситуациях.
Проблема одиночества в психологии актуальна. Существуют разные точки зрения на возникновение этой проблемы. Одна точка зрения связана с тем, что одиночество возникает совместно с другим перечнем психологических трудностей у индивида. Согласно другой, одиночество — самостоятельная и очень важная проблема, решив которую можно справиться и с остальными проблемами.
Важным является вопрос, при каких социальных и эмоциональных проблемах возникает одиночество, каковы личностные предпосылки для его возникновения. Это нужно для определения дальнейших направлений работы.
В психологической литературе нет единого мнения и представлений об одиночестве.
С одной стороны, человек нуждается в автономности и индивидуализации. С другой стороны, он является общественным существом, которое нуждается в единении с другими.
Одиночество может восприниматься как позитивное и как негативное явление.
Первыми психологами, которые начали заниматься проблемой одиночества, были психоаналитики. По их мнению, нарциссизм, мания величия и агрессия перерастают в «одиночество» [4, с. 26].
Представитель гуманистического подхода, К. Роджерс причинами одиночества считал плохую приспособляемость личности к внешним условиям среды обитания. Причинами одиночества он считал несоответствия в представлениях между «реальным Я» и «идеальным Я». К. Г. Юнг относился к одиночеству как к отсутствию важного социального окружения, при котором индивид может быть самим собой. Он полагал, что при кризисах одиночество позволяет человеку найти новые ценности жизни.
Представители экзистенциального направления связывали одиночество с поиском смысла жизни, переосмысления своего места в мире. Садлер У. А. и Т. Б. Джонсон считали, что при одиночестве происходит нарушение связей во внутреннем мире личности и реальных отношений с социумом.
Ильина В. А. выделяет несколько подходов к одиночеству: экзистенциальный, социологический подход, психодинамический и феноменологический и когнитивное.
Согласно экзистенциальному условия жизни — причины одиночества. Второй подход говорит о том, что общество и внешние условия среды обитания являются причиной одиночества. Согласно психодинамическому направлению сама личность и ее внутренние проблемы являются причиной одиночества. Согласно когнитивному подходу причиной одиночества является взаимодействие личности и социума [1, с. 190].
К. Голдберг считает, что одиночество возникает как реакция на то, что не удовлетворяются потребности индивида в заботе.
Дж. Коен отмечает, что одиночество есть не что иное, как производная серии неудовлетворенности субъекта отношениями с важными другими. [3, с. 46].
В отечественной психологии одиночество понимается как такое состояние, которое имеет как позитивные, так и негативные стороны. Большинство российских исследователей относится к одиночеству как к негативному явлению.
В отечественной психологии некоторые исследователи изучают возрастные аспекты одиночества, например, О. Б. Долгинова, М. В. Ермолаева. С. Г. Корчагина выделяет три основных вида состояния одиночества: отчуждающее, самоотчуждающее, уединенность. Согласно ей разные виды одиночества связаны с преобладанием либо механизма отчуждения, либо идентификации [4, с. 28].
Формирование отчуждающего одиночества связано с преобладанием в личности тенденции к обособлению. Такие люди тревожны и возбудимы. Диффузное одиночество характеризуется преобладанием механизмов идентификации над механизмами обособления. Такие люди ориентированы на общество, на социум. Диссоциированное одиночество связано с чередованием двух механизмов: идентификации и обособления.
Кроме того индивид может относиться как положительно к одиночеству, так и отрицательно. Позитивная форма одиночества рассматривается как уединенность, а отрицательная как изоляция.
Для формирования позитивного отношения к одиночеству, необходим достаточный уровень психологической устойчивости, саморегуляции и рефлексии.
В нашей работе одиночество воспринимается как сложное многосоставное явление, к которому индивид может по- разному относиться: как положительно, так и отрицательно.
Студентам с негативным отношением к одиночеству требуется установить социальные связи. Главное задачей консультирования в связи с этим является развитие социальных навыков: уверенного поведения, проявлении гибкости, ответственности, активности, инициативы в совместной деятельности и общении, коммуникативной компетентности [2, с. 108]. Для Дж. И. Янга, который разработал основы терапии одиноких людей, важной задачей оказания психологической помощи одиноким людям является снижение тревожности, формирование адекватной самооценки и уровня притязаний [2, с. 78].
По мнению Трубниковой С. Г., наиболее эффективными способами преодоления негативного чувства одиночества являются активные групповые формы психологической работы в сочетании с индивидуальной психологической поддержкой [4, с. 26].
Так как одиночество связано с другими негативными переживаниями, то работа будет проводиться комплексно. Для преодоления последствий одиночества мы предлагаем в своей программе комплексный подход, который будет опираться на техники НЛП, психодрамы и арт-терапии. Для работы с одиночеством важна как групповая форма, так и индивидуальная. В группе молодые люди овладевают навыками коммуникации, учатся смотреть на себя с других позиций, с другого ракурса, совершенствуют свою самооценку.
При индивидуальной работе с проблемой одиночества исследуются его причины, распознаются механизмы, психолог определяет, что лежит в основе одиночества, и психолог вырабатывает общую стратегию работы. Вся работа невозможна бее заинтересованности клиента в преодолении своей проблемы.
Литература:
- Ильина, В. А. Теоретические направления изучения одиночества в зарубежной психологии // Вестник Университета Российской академии образования. — 2007. — № 3. — С. 67–69.
- Лабиринты одиночества / Н. Е. Покровский. — М.: Владос, 2002.
- Слободчиков, И. М. Современные исследования переживания одиночества // Психологическая наука и образование. — 2007. — № 3. — С. 27–35.
- Трубникова, С. Г. Одиночество как социально-психологическая проблема современности // Сборник материалов научно-практической конференции. — М., 1998. — с. 109.