В статье раскрыта актуальность проблемы формирования ценностных ориентаций у младших подростков, дано определение ценностных ориентаций, описаны особенности младшего подросткового возраста. В работе рассматриваются основные факторы, влияющие на становление ценностной позиции подростка и направления социально-педагогической работы по их целенаправленному формированию.
Ключевые слова: ценностные ориентации, младшие подростки, социально-педагогическая работа, личность, самоактуализация.
Проблема формирования ценностных ориентаций у младших подростков имеет особенную актуальность в условиях современного мира. Интенсивная динамика изменений в экономике, политике, научно-технический прогресс — основные факторы, влияющие на общественный уклад жизни, на социальные стереотипы, на ценности, лежащие в основании поведения и деятельности людей. Особой чувствительностью к кризисам и кардинальным изменениям в обществе обладают младшие подростки, так как не имеют еще в структуре своей личности устойчивых ценностных ориентиров. Одновременно с этим, в силу возрастных и психологических особенностей, младший подростковый возраст знаменуется интенсивной поисковой активностью, направленной на формирование самооценки, на становление личностной позиции. Младшие подростки начинают активно интересоваться общественной жизнью, модой и современной культурой. Перестройка взаимоотношений с родителями, уход от переживания зависимости от них, формирует у младших подростков ориентацию на внешний мир, на других взрослых людей, на референтную группу сверстников. Отличаясь общей эмоциональностью и подвижностью психики, младшие подростки легко увлекаются и перенимают наиболее яркие тенденции, утверждают их в качестве основ своего актуального поведения и жизни в целом [1].
Анализируя научную литературу по проблеме исследования, мы пришли к пониманию ценностных ориентаций как ключевых элементов структуры личности, сформированных в процессе жизни человека и под влиянием его опыта, выполняющих функции ориентиров в определении значимого и не значимого, правильного и неправильного, положительного и негативного [3]. Такое понимание ценностных ориентаций позволяет нам, вслед за современными исследователями, говорить о возможностях целенаправленного влияния на формирование тех или иных ценностных ориентаций у подростков, путем организации специальных условий, в которых присвоение этих ценностей происходит с необходимостью.
Ключевым моментом в организации социально-педагогической работы по формированию ценностных ориентаций у младших подростков выступает понимание того, что внешний, физический мир выступает лишь средством субъективизации опыта подростка. Таким образом сама по себе ситуация действия или взаимодействия имеет для него значение лишь в контексте собственного личностного преобразования, в контексте его самоактуализации [4].
Так определяя основные факторы, влияющие на формирование ценностных ориентаций у подростков, современные исследователи, по-прежнему, выделяют — семью и школу — основные социальные институты воспитания школьников. Однако, под влиянием эмпирических данных, меняется угол зрения на организацию социально-педагогического воздействия на младших подростков. Семья рассматривается как пространство установления отношений сотрудничества на основании равноправия — она не утверждает ценности подростка, а принимает его личностную позицию. Школа рассматривается как пространство проявления самостоятельной личностной активности подростка, предлагая условия поиска информации, активного знания и возможности утверждения индивидуальных и личностных особенностей подростка. При этом, важной фигурой в становлении ценностной позиции является учитель — как авторитет, эталон определенной социальной роли и жизненной позиции в целом [2].
Формирование ценностных ориентаций рассматривается как прохождение личностью несколько фаз. Сначала идет присвоение ценностей (подражание), потом преобразование личности. Оно происходит именно в подростковом возрасте под действием межличностных механизмов социализации и идентификации. И наконец в юношеском возрасте происходит формирование «нового будущего» [5].
В связи с вышеперечисленным, важным достижением современной социальной и психологической науки является разработка теоретически подкрепленных и практически апробированных программ формирования ценностных ориентаций у младших подростков, основанных на связи семьи и школы, утверждающих требования к личности учителя и взаимоотношениям между родителями. В основе данных программ полагается личная активность подростка и возможности ее становления и проявления, как в учебной, так и во внеучебной деятельности. В последнее время активно исследуется влияние средств массовой информации и роль саморазвития в формировании ценностных ориентаций подростков.
Подводя итоги, хочется отметить, что проблема формирования ценностных ориентаций у младших подростков сохраняет свою актуальность в связи с постоянно меняющейся ситуацией экономической, политической, информационной жизни общества. Увеличение факторов, влияющих на становление личности подростка, приводит к разработке, усложнению и совершенствованию социально-педагогического методического инструментария. Цель социально-педагогической деятельности — это ожидаемые позитивные изменения в человеке, которые происходят в результате осуществления хорошо подготовленной и планомерно проведенной системы действия педагога.
Литература:
- Крапивкина, И. А. Проблемы формирования ценностных ориентаций в подростковом возрасте [электронный ресурс] // Общество, политика, экономика, право: электрон. научн. журн. 2016 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-formirovaniya-tsennostnyh-orientatsiy-v-podrostkovom-vozraste/viewer (дата обращения: 05.04.2020)
- Толстикова, В. Исследовательский проект: Ценностные ориентации современных подростков (из опыта работы) [электронный ресурс] // Ценностные ориентации современных подростков: электрон. научн. журн. 2018 URL: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2018/01/10/tsennostnye-orientatsii-sovremennyh-podrostkov (дата обращения: 08.04.2020)
- Шорникова, О. В. Влияние семейного воспитания на формирование ценностных ориентаций подростка [электронный ресурс] // Научные исследования: электрон. научн. журн. 2017 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-semeynogo-vospitaniya-na-formirovanie-tsennostnyh-orientatsiy-podrostka/viewer (дата обращения 06.04.2020)
- Груздова, О.Г., Стенякова Н. Е., Воспитание у младших школьников ценностного отношения к семье в условиях общеобразовательной школы [электронный ресурс] // Мир науки: интернет-журнал 2018 URL: https://mir-nauki.com/PDF/67PDMN418.pdf (дата обращения 09.04.2020)
- Кирьякова, А. В. Аксиология образования ориентация личности в мире ценностей: монография. / А. В. Кирьякова. –Изд.:Дом педагогики, Москва, 2009.