На основе анализа ведущих отечественных психологов в статье анализируются особенности механизмов психологической защиты старшеклассников, решающие факторы, влияющие на формирование психологической защиты; на основе обобщения исследований учёных составлена содержательная модель особенностей психологической защиты; представлены результаты исследования содержательных компонентов и видов психологической защиты, их структурных особенностей в старшем школьном возрасте.
Ключевые слова: механизмы психологической защиты, разный уровень общения, старшеклассники.
Старшеклассники — это период жизни, когда подростки сталкиваются с множеством сложностей и вызовов. Одной из самых важных аспектов является уровень общительности, которая определяет способность установления и поддержания социальных связей. В этой статье мы рассмотрим особенности механизмов психологической защиты старшеклассников с разным уровнем общительности.
Психологическая защита представляет собой систему механизмов, направленных на снижение отрицательных переживаний, связанных с конфликтами, которые ставят под угрозу целостность личности. Проблемой психологической защиты личности занимались многие авторы: 3. Фрейд, А. Фрейд, Р. Плутчик, X. Келлерман, Э. Эриксон, К. Роджер, А. Маслоу, К. Хорни, H. A. Сирота, Е. Т. Соколова, В. В. Николаева, Ф. В. Бассин, В. А. Ташлыков, В. В. Столин, В. Н. Волков, М. К. Бурлакова и другие. Однако эта проблема в детской психологии и психотерапии на сегодняшний день является одной из наиболее обсуждаемых. В то же время в научной литературе отсутствует конкретный источник, содержащий сколько-нибудь систематизированные сведения по проблеме психологической защиты непосредственно у подростков. Специфика психологических защит обычно рассматривается в ряду многих психологических факторов, интересующих ученых (причем, чаще всего, в ситуациях с акцентом на аномальное развитие личности). Поэтому для психологической практики актуальным является изучение механизмов психологической защиты подростков с разным уровнем общительности.
В нашем исследовании под механизмами психологической защиты личности мы понимаем любые реакции, которым человек научился и прибегает к их использованию сознательно и бессознательно, для того чтобы защитить свои внутренние психические структуры, свое «Я» от чувств тревоги, стыда, вины, гнева, а также от конфликта, фрустрации и других ситуаций, переживаемых как опасные.
Под уровнем общительности мы будем понимать процесс взаимосвязи и взаимодействия старшеклассников, характеризующийся обменом деятельности, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; как одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности.
Старшие школьники имеют свои особенности общения, которые сформировались в зависимости от темперамента, характера, семьи и социальной среды. Они больше умеют, знают, чем, например 10 лет назад.
Старшеклассники с высоким уровнем общительности часто обладают преимуществами в установлении и поддержании отношений с другими людьми. Они могут быть открытыми, коммуникабельными и способными эффективно выражать свои мысли и чувства. Такие старшеклассники могут положиться на свою коммуникативность, чтобы справиться со стрессовыми ситуациями, связанными с их учебой, взаимоотношениями с одноклассниками и проблемами подросткового возраста в целом. Они часто могут использовать психологические механизмы защиты, такие как преувеличение своих достижений, чтобы повысить свою самооценку и укрепить свою позитивную самоконцепцию.
С другой стороны, старшеклассники с низким уровнем общительности могут часто сталкиваться со сложностями в коммуникации. Такие подростки часто предпочитают солидарность и избегание конфликтных ситуаций. Встречая вызовы социализации, они могут использовать различные механизмы психологической защиты. Например, они могут применять механизм подавления, чтобы сдерживать свои эмоции и переживания, связанные с социальными взаимодействиями. Это может снижать их риск попадания в конфликтные или неприятные ситуации, но в то же время может создавать негативные последствия для их эмоционального благополучия.
Кроме того, старшеклассники с разным уровнем общительности могут использовать механизмы проекции и рационализации. Например, старшеклассник с высоким уровнем общительности может проецировать свои недостатки и проблемы на других, чтобы сохранить свое самоощущение и избегать ответственности. Старшеклассник с низким уровнем общительности, в свою очередь, может рационализировать свою изоляцию и избегание социализации, объясняя это своей интровертированной натурой или предпочтением развивать индивидуальные интересы. [2]
Защитные механизмы являются буферами для нашего осознания от угроз и разочарований, которые приносит нам окружение.
Необходимость защиты, появления защитных механизмов, в личности связана с тем, что свойства психической реальности человека, данность его «Я» проявляются в искусственной среде знаков; последние своим воздействием могут не соответствовать свойствам «Я», значит, будут вызывать боль, от которой надо избавиться с помощью конструктивных стратегий психологической защиты. [3, с. 6]
Дальнейшее рассмотрение механизмов защиты связано с ревизией психоанализа и работами А. Фрейд и К. Хорни. А. Фрейд отводит изучению механизмов защиты одну из главных ролей в своих исследованиях и в работе описывает действие механизмов защиты, функциями которых является предохранение Я от тревоги, обусловленной ростом инстинктивного напряжения; от тревоги, обусловленной угрозами сверх-Я или реальной опасностью. [7] Защита может выступать как против инстинктивных влечений, так и против аффектов. К. Хорни реконструирует теорию защиты без обращения к фрейдовскому «Оно» с его инстинктивными влечениями, на его место она ставит борющиеся между собой стремления к безопасности и удовлетворению, конфликт между которыми вызывает вытеснение. При этом Хорни использует защитные механизмы А. Фрейд, которые она классифицирует по рубрикам реактивных образований и проекций. [5]
До сих пор не существует ясности относительно общего числа механизмов защиты (оно колеблется от 10 до 23). Это объясняется разницей концептуальных подходов к их определению и соподчиненности и приводит к отсутствию четкой классификации. Однако существует ряд защитных механизмов, существование которых признается всеми авторами.
Труд А. Фрейд «Эго и Механизмы Защиты» был важной работой по развитию и популяризации идей психоанализа о защитных психологических механизмах. Вместе с десятью механизмами защиты, описанными ее отцом (вытеснение, регрессия, изоляция, формирование реакции, проекция, пассивность, интроекция, отрицание, замещение, сублимация), А. Фрейд привнесла ряд новых механизмов: уничтожение сделанного, идентификация с агрессором, фантазирование, альтруистическая уступка и интеллектуализация. Все дальнейшие исследования психологических защит опирались на список механизмов, предложенных А. Фрейд. Психологическая защита — это реальное психическое явление, открытое и описанное впервые в парадигме психоанализа. Возникновение механизмов психологической защиты способствует ситуации, которая представляет собой серьезное испытание для человека, которая в некоторой степени превышает его внутренние ресурсы, выходит за рамки его актуального развития. [8] Цель функционирования защитных механизмов она связывала с ограничением развития тревоги (неудовольствия) и преобразованием инстинктов, что позволяет адаптироваться к трудным ситуациям, поддерживать гармоничные отношения между Ид, Супер-Эго и силами внешнего мира. В зависимости от источника угрозы А. Фрейд различала защиту от инстинкта и защиту от аффекта. В первом случае процесс защиты направлен на недопущение в сознание представлений, связанных с инстинктами и опасных для Я. При функционировании защиты от аффекта в сознание не допускаются опасные желания и аффекты (боль, любовь, ревность и т. д.) [6]
Срабатывая автоматически, психологическая защита снижает напряженность, улучшает самочувствие и тем самым приспосабливает человека к ситуации, т. к. уменьшает тревогу и страх. Однако нередко от человека требуется слишком много сил, чтобы держать свои страхи и желания «на привязи». В этом случае защита создает для личности множество ограничений, неизбежно приводит человека к замкнутости и изоляции. Значительные затраты энергии на удержание себя «в футляре» могут ощущаться как хроническая усталость или повышение общего уровня тревожности. [4]
Исследование механизмов психологической защиты у детей старшего школьного возраста является актуальной задачей, ведь для юношеского возраста характерен ряд психологических особенностей, таких как: гармонизация физического и психического развития; формирование личностной идентичности, чувства индивидуальной самотождественности, открытие собственного «Я»; развитие рефлексии, самосознания; психологическая самостоятельность. В эмоциональной сфере сохраняется повышенная ранимость, чувствительность.
Также, как все люди в целом, подростки и молодые люди юношеского возраста имеют разный уровень общительности. В психологии под общительностью понимается способность человека устанавливать контакты и вести конструктивный диалог с представителями любых социальных слоев. Это врожденная характеристика личности, зависящая от темперамента и типа нервной системы. Например, холерики и сангвиники общительны по своей природе, а меланхоликам и флегматикам приходится сделать над собой усилие, чтобы заговорить с незнакомцем.
В этом отличие общительности от коммуникабельности: коммуникабельность является приобретенным навыком, который можно и нужно развивать. Даже необщительный человек может наработать коммуникабельность, легко устанавливать личные и рабочие контакты, вести продуктивные беседы и считаться хорошим оратором.
В психологии выделяется несколько уровней или типов общительности. Рассмотрим их подробнее.
Низкий: Характерен для замкнутых и неуверенных в себе людей. Предпочитают общаться с членами семьи и друзьями детства, испытывают затруднение в обретении новых социальных связей. С незнакомцами предпочитают общаться опосредованно через телефон или интернет.
Средний: В меру общительные и открытые люди. При необходимости легко устанавливают новые контакты и поддерживают их, но не склонны к пустым разговорам. Оптимальный уровень общительности.
Высокий: Психологи называют повышенную общительность излишней. Такие люди воспринимаются окружающими в качестве «болтунов», что может навредить деловой репутации. [9] К особенностям общительности специалисты относят то, что она должна развиваться совместно с другими чертами характера: эмпатией, тактичностью, внимательностью, умением слушать. Если человек общителен, но не дружелюбен, скорее всего, окружающие будут воспринимать его как агрессора или зануду, неприятную личность.
На формирование общительности влияет не только тип темперамента, но и модель взаимодействия, принятая в семье. Например, авторитарные, жесткие родители могут «подавить» общительность и жизнелюбие сангвиника и, наоборот, внимательные родители, склонные к сотрудничеству с ребенком, помогут чувствительному меланхолику выйти из своей «раковины». [1] Скорректировать общительность можно в любом возрасте. Если человек не любит общаться, но понимает, что это необходимо ему для социального успеха, надо работать над так называемой «профессиональной общительностью» или коммуникабельностью.
Механизмы психологической защиты играют важную роль в адаптации старшеклассников с разным уровнем общительности. Старшеклассники с высоким уровнем общительности часто используют эти механизмы, чтобы поддерживать свою коммуникативность и повышать свою самооценку, в то время как старшеклассники с низким уровнем общительности могут использовать их для того, чтобы справиться с социальной неудовлетворенностью и эмоциональной защиты. Понимание этих особенностей может помочь психологам, учителям и родителям предоставить поддержку и помощь старшеклассникам в их развитии и адаптации.
Литература:
- Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Психология личности. Хрестоматия. Т.2. — Самара: Издательский дом «Бахрах — М», 2000. — с. 128–145
- Гребенников Л. Р. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика. Дисс. на соиск, учен. степ. канд. психол. наук: 19.00.07. — М., 1994. — 202 с.
- Долгова В. И., Соболева О. А. Формирование конструктивной психологической защиты. — Челябинск: изд-во «А ТОКСО», 2006. — 184С.
- Субботина Л. Ю. Психология защитных механизмов личности. — Ярославль: ЯрГУ, 2013. — 164 с.
- Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. — М., 2010. — 540 с.
- Фрейд А. Эго и механизмы защиты. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — 256 с.
- https://www.litres.ru/book/e-i-pervichko/regulyaciya-emociy-kliniko-psihologicheskiy-aspekt-66180058/chitat-onlayn/page-2/
- https://www.rulit.me/books/psihologicheskaya-zashchita-read-
- https://edprodpo.com/blog/kouching/nizkiy-sredniy-vysokiy-uznayte-svoy-uroven-obshchitelnosti/