Профессиональная идентичность у студентов, обучающихся по специальностям «клиническая психология» и «педиатрия»: сравнительный анализ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №3 (137) январь 2017 г.

Дата публикации: 21.01.2017

Статья просмотрена: 1306 раз

Библиографическое описание:

Михайлюк, Т. И. Профессиональная идентичность у студентов, обучающихся по специальностям «клиническая психология» и «педиатрия»: сравнительный анализ / Т. И. Михайлюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 418-421. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38413/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье приводится обзор характеристик профессиональной идентичности студентов, обучающихся по специальностям «клиническая психология» и «педиатрия». Автор отмечает широкую проработку в психологической науке последствий несформированности характеристик развития профессиональной идентичности на ранних этапах становления профессии. Акцентируется внимание на важности исследований характеристик сформированности. Что позволит разработать более эффективные способы психологической помощи студентам в адаптации и принятии своей профессии.

Ключевые слова: профессиональная идентичность, идентичность, адаптация, профессиональный план, формирование идентичности

Идентичность (по Э. Эриксону) — это, прежде всего показатель зрелой (взрослой) личности, истоки которой скрыты на предшествующих стадиях онтогенеза. Это такая конфигурация, в которую интегрируется конституционная предрасположенность, особенности либидных потребностей, предпочитаемые способности, действенные защитные механизмы, успешные сублимации и осуществляющиеся роли [10].

Идентичность определяется как ощущение субъектом соответствия собственной личности, а самоидентичность содержит в себе дополнительный элемент- элемент творческого субъективного осмысления идентичности, что позволяет сохранить уникальность и неповторимость отдельной личности [11].

Термин «идентичность» изначально возник в психиатрии при исследовании такого феномена, как «кризис идентичности». Кризис идентичности описывает состояние пациентов как утрату представлений последовательностей событий своей жизни и самих себя [11]. В психологию термин «идентичность» привнес американский психолог и психоаналитик Эрик Хомбургер Эриксон, продемонстрировав то, что кризис идентичности — это обычный феномен формирования человеческой личности. В течении всей жизни каждый человек претерпевает множество кризисов и одним из них является кризис, который связан с потребностью самоопределения, заключающийся в огромном разнообразии социального взаимодействия с обществом и с самим собой. В случае, если человеку никак не получается вовремя решить данные возникшие проблемы, появляется риск формирования кризиса идентичности.

Концепция Эрика Эриксона приобрела обширное продвижение в психологии формирования. Множественные персональные характерные черты и определенные периоды формирования личности представляют различные типы идентичности [10]. Но данная концепция, скорее, описывает нормативные взгляды именно о процессе прохождения развития, а на деле реальность оказывается намного более многообразной.

Человеческая идентичность в обществе сегодня выглядит как постоянно развивающаяся, работающая без остановки машина по саморазвитию человеческих способностей. Если вернуться к позиции Эрика Эриксона, психолога, который ввел в психологию термин «идентичность», то можно увидеть не одно определение идентичности, которые точно описывают этот термин.

Для начала идентичность обуславливается Эриксоном как образующееся спонтанно, равно как распознавание собственной сущности, субъективное чувство целостности и тождества [11]. В качестве второго определения выступает понимание идентичности в виде результата переживания и осознания собственной принадлежности к конкретной общественной группе посредством противопоставления существованию других групп [8].

Под термином «идентичность» Эрик Эриксон понимает «осознанное ощущение самобытности индивидуума (уникальность), и бессознательное желание к непрерывности получения жизненного опыта, и солидиризацию с идеалами группы» [11]. В дальнейшем данный термин приобретает наиболее обширный диапазон смыслов, здесь и непрерывность опыта, и самопринадлежность, и самоопределение, целостность, тождественность, уровень соотношения с социальными категориями, равенство и др.

Таким образом, идентичность обозначает непосредственно свойственное субъекту ощущение постоянной динамики опыта, его непрерывности. Сущность идентичности постоянно меняется, развивается под влиянием социального окружения человека, его опыта, способностей, адаптации и коммуникации, стремлениям к независимости и возрастающим саморазвитием.

Теоретико-методологическая роль определения «идентичность» связана с многомерностью самого понятия как социально- психологического феномена, который обеспечивает для человека получения и развитие получаемого опыта, его непрерывность, а также процесс самоопределенности.

С идентичностью все ясно, но что скрывается под термином «профессиональная идентичность»?

Под термином «профессиональная идентичность» понимается аспект специфической интеграции личностной и социальной идентичности в профессиональной реальности, который представляет собой продукт профессионального самоопределения личности, репрезентуемый через образ «Я» [8, с.37].

Профессиональная идентичность — это важнейший фактор психологического благополучия человека, так как она обеспечивает «психоэкологический баланс» — чувство устойчивости окружающего мира и уверенности в собственных силах [8].

Говоря о профессиональной идентичности, Елена Павловна Ермолаева, доктор психологических наук, указывает на то, что она «складывается исключительно на высоких уровнях овладения профессией и выступает в качестве устойчивого согласования основных элементов профессионального процесса [1].

Опираясь на исследования Людмилы Михайловны Федотовой, соискателя кафедры социальной психологии и психосоциальных технологий Кемеровского государственного университета, и Галины Николаевны Кригер, старшего преподавателя кафедры общественных наук и кандидата психологических наук, известно, что «структура профессиональной идентичности студентов должна включать три блока:

– блок профессиональных компетенций (деятельностная, коммуникативная, личностная подструктуры);

– блок жизненных стратегий (рефлексивная, самоопределяющая, прогностическая подструктуры);

– блок ценностно-ориентационный (предметная, личностная, гуманистическая подструктуры)» [6, с. 5].

Профессиональная идентичность формируется за счет двух основных аспектов, таких как систематизация профессиональной идентичности и установление стадий развития специалиста [4]. Но необходимо выделить то, что процесс развития профессиональной идентичности — это не только выбор профессии, ведь, как говорилось ранее, идентичность, независимо от вида, является регулярно меняющимся и систематическим процессом жизни человека.

Процесс становления профессиональной идентичности не останавливается на выборе профессии или на окончании обучения на какую-либо специальность [3]. Весьма часто приходится регулировать проблему течения формирования профессиональной идентичности на протяжении всего существования, к сожалению, помимо самого человека это также находится в зависимости от внешних факторов и условий социального окружения.

Иными словами, в результате тех или иных жизненных и социальных событий нередко случается так, что какие-то одни профессии становятся наиболее важными и больше требуются обществом, что вынуждает человека вновь адаптироваться к условиям изменившейся среды и развивать свою профессиональную идентичность в рамках востребованной профессии. Каждый человек стремится повысить свою самооценку или, хотя бы, сохранить имеющуюся на прежнем уровне, не потерять свое лицо перед самим собой, если угодно [2]. Общественные категории или (группы) и участие в них объединены с сопровождающей их оценкой, имеющейся в обществе, как отрицательной, так и положительной, таким образом, социальная идентичность так же становится либо отрицательной, либо положительной [1].

Так же была рассмотрена концепция, разработанная Эриком Эриксоном. В ней идет речь о становлении профессиональной идентичности, в процессе которой индивид преодолевает такие же этапы, как при формировании социализации, а именно этапы доверия, независимости, инициативности, достижений, идентичности, интимности, творческого процесса и интеграции [10].

Профессиональная идентичность становится возможной при сознательном объединении с обществом под общей целью и взаимных ценностях. В процессе реализации той или иной важной для этой социальной группы творческой деятельности или простого сопереживания [9].

Если говорить о исследованиях идентичности как в отечественных, так и в зарубежных источниках, то нами было выявлено следующее. В зарубежной психологии и социологии термин идентичность получил широкое распространение благодаря исследованиям Э. Эриксона и К. Г. Юнга. Итогом их работ были заключения о невозможности изучения идентичности без освящения таких важных факторов как социальное окружение человека, его обязанностью постоянной конверсии огромного объема информации, окружающего человека ежечасно. Так же обязателен процесс рефлексии для успешного формирования идентичности. В становлении становится важным два аспекта, такие как биологический — занятие человеком своего места в жизни, и социальный — идентификация себя с группой, в которой находится человек, по Фрейду [9]. Идентичность является непростым индивидуальным формированием, которое имеет иерархию, что связано с ключевыми аспектами рассмотрения человеческого естества, такими как индивид, личность и социум.

В ранней советской психологии возникли проблемы с исследованием идентичности в связи с тем, что в советское время использование определения «идентичность» становилось невозможным по некоторым методологическим принципам и идеям, свойственным менталитету советского мышления, вместо понятия идентичности использовалось определение тождественность [8]. Поэтому термин «идентичность» был введен в науку только в начале 90–х годов XX столетия И. С. Коном. С этого началось довольно объемное изучение данного феномена, но большая часть российских исследователей разрабатывают концепции идентичности на базе иностранных исследований, что имеет под собой весомую основу, так как изначально феномен идентичности разрабатывался непосредственно в зарубежной психологии. Но, несмотря на это отечественные авторы внесли немалое количество аспектов в изучение феномена идентичности, рассматривая процесс становления идентичности с различных позиций и на различных стадиях формирования идентичности, либо формирования нарушения идентичности.

Таким образом, под термином профессиональной идентичности скрывается процесс объединения как личностной, так и социальной идентичности в профессиональной действительности, представляющий собой результат профессионального самоопределения человека. Обобщая все вышесказанное, можно заключить, что структура профессиональной идентичности — процесса интеграции нескольких видов идентичности в профессии, посредством самоопределения и сопоставления себя с выбранной профессией, состоит аспектов:

– самоопределения;

– деятельности, коммуникативности;

– тождественности;

– целостности личности и «своего Я»;

– высокой степени профессионализма.

Профессиональная идентичность претерпевает некоторые проблемы в процессе формирования. В большинстве своем влияют как особенности личности, так и такое общественное явление как стереотипизация. Общественные стереотипы (стандарты) имеют очень весомую роль в формировании профессиональной идентичности, так как понимают под собой некую пояснительную или оправдывающую функцию и функцию, способствующую дифференциации групп.

Из перечисленных ранее структур формирования профессиональной идентичности нами было выделено три важных этапа:

  1. Идентификация себя с группой, процесс научения и формирование первичного опыта.
  2. Накопление профессионального опыта и достижение личного результата в процессе работы над поставленными задачами.
  3. Установка личных профессиональных границ, реализация себя как профессионала и передача опыта.

Данные этапы являются важной структурой формирования профессиональной идентичности в современном обществе независимо от вида деятельности и социальных стереотипов.

Это открывает перспективное направление исследований характеристик сформированности у студентов профессиональной идентичности, так как в современном мире интерес к данной теме обусловлен, во-первых, достаточной социальной значимостью изучения феномена профессиональной идентичности в современных условиях. Во-вторых, в результате анализа информационных источников было отмечено, что исследователи не уделяли внимания формированию профессиональной идентичности студентов, обучающихся в медицинских вузах.

Литература:

  1. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: Социально-психологические проблемы. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. С. 201–211 Шнейдер Л. Б. Экспериментальное изучение профессиональной идентичности — М.: Принт, 2000. — 128 с.
  2. Бауман З. Индивидуализированное общество. М., 2002
  3. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М., 2008.
  4. Гудков Л. Д. Негативная идентичность. М., 2004
  5. Заиченко, Т. И. Причины и проявления кризисного развития личности в педагогической деятельности: автореф. дис. на соискание уч. степени канд. псих. наук: Спец 19. 00. 07 / Заиченко Татьяна Ильинична; [Московский психолого-социальный институт]. — Москва, 2009–23с.
  6. Казанская А. В. Текущая идентичность / А. В. Казанская // Идентичность: ХРЕСТОМАТИЯ. — М., 2008г.
  7. Сапожникова Р. Б. Анализ понятия «идентичность»: теоретические и методологические основания / Вестник Томского государственного педагогического университета — 2005. — № 1.
  8. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: Структура, генезис и условия становления / диссертация. Москва, 2001.
  9. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: Теория, эксперимент, тренинг / учеб. Пособие. — М, 2009г.
  10. Эриксон Э. Детство и общество / Пер. с англ. Обнинск, 1993.
  11. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Пер. с англ. — М.: Флинта, 2006. (Серия: Библиотека зарубежной психологии). — 342 с.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная идентичность, идентичность, термин, профессиональная идентичность студентов, социальная идентичность, выбор профессии, зарубежная психология, кризис идентичности, социальное окружение человека, Эрика Эриксона.


Похожие статьи

Профессиональная социализация будущих специалистов социальной сферы в вузе

В статье рассматривается проблема профессиональной социализации будущих специалистов социальной сферы в вузе. Автор подчёркивает важность формирования профессиональной культуры в процессе реализации институционального механизма социализации и приобще...

Профессиональная подготовка студентов юридических вузов на основе компетентностного подхода

В статье рассматривается компетентностный подход в сфере подготовки будущих специалистов в области юриспруденции. Главной задачей высших учебных заведений является преобразование студента в специалиста, на высоком уровне знающего свою специальность и...

Особенности профессиональной идентичности курсантов вузов МВД России в зависимости от уровня профессиональной адаптации

Современные условия ставят перед органами правоохранительной деятельности и его структурными подразделениями, в том числе и перед профильными вузами МВД, готовящими профессиональные кадры для ведомства, задачу формирования сотрудников внутренних орга...

Психологическое просвещение как одна из форм профилактической работы педагога-психолога ДОУ

В статье рассматриваются задачи психологического просвещения и профилактики в ДОУ, как предупреждение возможных отклонений в психическом развитии детей, а также в становлении их как личностей. Детально разбираются различные вербальные и не вербальные...

Теоретические аспекты формирования проектной и профессиональной компетенции будущего учителя истории

В данной статье будет рассмотрена сущность проектной деятельности и будут выявлены подходы, благодаря которым можно определить уровень профессиональной компетентности у будущего педагога (выпускника) к проведению урока по «Истории». В результате буде...

Ключевые компетенции экономистов, необходимые для развития во время подготовки в вузе

В статье представлен анализ исследований, проводимых педагогами и психологами с целью определения востребованных компетенций специалистов в финансово-экономической сфере деятельности. Формирование и развитие данных ключевых компетенций у студентов во...

Профессиональная идентичность в цифровую эпоху: психологические аспекты профориентации

В данной статье исследуются проблемы, с которыми сталкиваются современные люди при построении профессиональной идентичности в эпоху цифровых технологий. В ней рассматриваются психологические аспекты, связанные с профессиональной ориентацией, в контек...

Психолого-педагогическое сопровождение будущих социальных работников в процессе профессиональной подготовки в вузе

В статье исследуется проблема психолого-педагогического сопровождения будущих социальных работников в процессе профессиональной подготовки в вузе, выделяются направления психолого-педагогические сопровождения и психолого-педагогические условия, котор...

Социальная адаптация студентов творческих специальностей в системе среднего профессионального образования

Автор статьи рассматривает социальную адаптацию и ее методы, необходимость ее применения в системе среднего профессионального образования (СПО) при изучении творческих дисциплин. Анализируются культурно-досуговая деятельность как одна из сфер социаль...

Факторы готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности

В статье раскрывается тема факторов готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности. Мотивация учебной деятельности и направленность личности студентов-психологов, их смысложизненные ориентации являются факторами их готовности к самор...

Похожие статьи

Профессиональная социализация будущих специалистов социальной сферы в вузе

В статье рассматривается проблема профессиональной социализации будущих специалистов социальной сферы в вузе. Автор подчёркивает важность формирования профессиональной культуры в процессе реализации институционального механизма социализации и приобще...

Профессиональная подготовка студентов юридических вузов на основе компетентностного подхода

В статье рассматривается компетентностный подход в сфере подготовки будущих специалистов в области юриспруденции. Главной задачей высших учебных заведений является преобразование студента в специалиста, на высоком уровне знающего свою специальность и...

Особенности профессиональной идентичности курсантов вузов МВД России в зависимости от уровня профессиональной адаптации

Современные условия ставят перед органами правоохранительной деятельности и его структурными подразделениями, в том числе и перед профильными вузами МВД, готовящими профессиональные кадры для ведомства, задачу формирования сотрудников внутренних орга...

Психологическое просвещение как одна из форм профилактической работы педагога-психолога ДОУ

В статье рассматриваются задачи психологического просвещения и профилактики в ДОУ, как предупреждение возможных отклонений в психическом развитии детей, а также в становлении их как личностей. Детально разбираются различные вербальные и не вербальные...

Теоретические аспекты формирования проектной и профессиональной компетенции будущего учителя истории

В данной статье будет рассмотрена сущность проектной деятельности и будут выявлены подходы, благодаря которым можно определить уровень профессиональной компетентности у будущего педагога (выпускника) к проведению урока по «Истории». В результате буде...

Ключевые компетенции экономистов, необходимые для развития во время подготовки в вузе

В статье представлен анализ исследований, проводимых педагогами и психологами с целью определения востребованных компетенций специалистов в финансово-экономической сфере деятельности. Формирование и развитие данных ключевых компетенций у студентов во...

Профессиональная идентичность в цифровую эпоху: психологические аспекты профориентации

В данной статье исследуются проблемы, с которыми сталкиваются современные люди при построении профессиональной идентичности в эпоху цифровых технологий. В ней рассматриваются психологические аспекты, связанные с профессиональной ориентацией, в контек...

Психолого-педагогическое сопровождение будущих социальных работников в процессе профессиональной подготовки в вузе

В статье исследуется проблема психолого-педагогического сопровождения будущих социальных работников в процессе профессиональной подготовки в вузе, выделяются направления психолого-педагогические сопровождения и психолого-педагогические условия, котор...

Социальная адаптация студентов творческих специальностей в системе среднего профессионального образования

Автор статьи рассматривает социальную адаптацию и ее методы, необходимость ее применения в системе среднего профессионального образования (СПО) при изучении творческих дисциплин. Анализируются культурно-досуговая деятельность как одна из сфер социаль...

Факторы готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности

В статье раскрывается тема факторов готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности. Мотивация учебной деятельности и направленность личности студентов-психологов, их смысложизненные ориентации являются факторами их готовности к самор...

Задать вопрос