В данной статье исследуются проблемы, с которыми сталкиваются современные люди при построении профессиональной идентичности в эпоху цифровых технологий. В ней рассматриваются психологические аспекты, связанные с профессиональной ориентацией, в контексте быстрого развития технологий и навыков, необходимых на рынке труда. Также освещаются проблемы адаптации личности к трансформациям в профессиональном мире и необходимость разработки новых стратегий методической поддержки.
Ключевые слова: профессиональная идентичность, профориентация, цифровизация, цифровое общество, профессия, профессионал, идентичность, профессионализм.
This article explores the challenges that modern people face when constructing a professional identity in the digital age. It examines the psychological aspects associated with career guidance in the context of the rapid development of technology and skills required in the labor market. The problems of personal adaptation to transformations in the professional world and the need to develop new strategies for methodological support are also highlighted.
Keywords: professional identity, career guidance, digitalization, digital society, profession, professional, identity, professionalism.
Введение
Окружающая среда модифицируется день ото дня в силу различных обстоятельств: изменений климата, пандемии, политической нестабильности, глобализации, повсеместной цифровизации и др. Одновременно происходит стремительное развитие общества, которое вместе с диверсификацией и индивидуализацией жизненных потребностей людей активно продвигает методы определения себя в профессиональном плане.
Непрерывная изменчивость профессиональной среды проявляется и на законодательном уровне. Так в соответствии с документами Министерства просвещения Российской Федерации, с 2023 года были утверждены новые списки профессий и должностей служащих, для которых организуется профессиональное обучение в образовательных учреждениях и учебных центрах, включая те, которые созданы на производственных предприятиях. Из данного списка были исключены устаревшие специальности и включены новые, общее число которых составило 5110 наименований профессий и должностей, что на 250 больше предыдущего перечня [17]. Причины, влияющие на данную тенденцию, включают, с одной стороны предложения рынка труда (требования экономики в специалистах и определенных трудовых ресурсах), с другой — процесс обучения молодежи профессиональной идентичности.
В рамках современного контекста цифровой эпохи, профессиональная идентичность является ключевым фактором, способствующим психологической адаптации человека к его профессиональной деятельности и успешному продвижению на рынке труда. Данная идентичность включает: понимание себя как профессионала, способность к самоанализу, особенности развития самооценки, ценностные ориентации, чувство принадлежности к профессиональному сообществу и другие важные компоненты.
Однако следует обратить внимание на то, что профессиональная идентичность сталкивается с рядом проблем: динамизм трудовой биржи и необходимость оперативного реагирования на данные изменения; увеличение количества новых профессий и направлений, связанных с информационными технологиями [2]; распространение удаленной работы и трансформация традиционных образа жизни и трудовой деятельности; влияние социальных сетей и других цифровых платформ на представления о себе как о профессионале и на профессиональное общение.
Это в свою очередь определяет важность и актуальность психологической профориентации, которая должна учитывать специфику цифровой эпохи и помогать будущим и действующим специалистам формировать профессиональную идентичность, которая позволит им успешно адаптироваться и развиваться в условиях постоянно меняющегося мира.
Теоретические основы профессиональной идентичности
По данным электронного ресурса «Центр научных исследований в сфере профориентации и психологии труда» общее количество профессий на март 2024 в России составило 251271 наименований [23].
Для того чтобы проанализировать профессиональную идентичность необходимо сначала определиться с понятием «профессия», которое не имеет единого определения, но обычно характеризуется как область деятельности, осуществление которой требуются навыки и опыт, полученные в результате образования, обучения или практики.
В соответствии с концепцией М. Вебера, профессия может быть определена как особый набор специализаций и комбинаций функций индивида, которые создают основу для постоянной возможности обеспеченности или получения дохода [4].
В тоже время Wilensky H. рассматривал профессию с точки зрения социальной роли, связанной с социальной стратификацией и степенью социального престижа [29]. Общим для этих ролей является регламентированный доступ к их осуществлению, включающий специализированное обучение для приобретения опыта.
Понятие идентичности или предмет идентичности в настоящее время очень развиты в различных областях (право, социология, антропология, психология), данный термин придает вещам свойство оставаться неизменными, сохранять свою сущность несмотря на любые изменения. Эта проблема может быть выражена как своеобразный парадокс: личность должна быть согласована с самим собой, чтобы поддерживать единство всех своих восприятий и действий; в тоже время, личность не должна быть согласована с самим собой для того, чтобы обеспечить развитие и реакцию на изменения окружающей реальности [19].
Процесс определения и развития профессиональной ориентации личности представляет собой весьма сложную и занимательную проблему в области психологии. Исследования, посвященные выбору профессии, ее характеристикам и факторам, влияющим на профессиональную идентичность, ведутся уже многие годы. В наши дни актуальными становятся вопросы не столько выбора человеком своего пути среди множества профессий, сколько мотивации получения профессиональных знаний и глубины интеграции в профессиональную среду. Это обусловлено изменениями рынка профессионального образования и переориентацией молодежи с высшего образования на колледжи и курсы, а также мобильностью профессиональной деятельности людей.
В жизни каждого современного человека существует несколько профессиональных идентичностей с момента его становления как профессионала, так и в специализации выбранного направления трудовой деятельности.
Одной из ключевых категорий технологии создания успешности в профессиональной деятельности является постоянная эволюция личности, направленная на благо человека и общества. Цель профессионального образования здесь заключается в развитии творческого потенциала личности и способностей к компетентному поведению в неожиданных обстоятельствах, как в профессиональной, так и в социальной сферах. Основным содержанием такого образования становятся все элементы, необходимые для достижения этой цели.
Обобщая вышесказанное, процесс профессиональной ориентации представляет собой систему шагов, предназначенных для выявления склонностей, интересов, способностей и стремлений человека к определенным видам профессиональной деятельности, а также для определения его карьерного пути. Это является важным фактором успеха в будущей профессиональной жизни молодежи.
Психологические аспекты профориентации в цифровом обществе
Понятие образовательной и профессиональной ориентации возникло в большинстве промышленно развитых стран в начале ХХ века. Их эволюция неотделима от развития всех психологических исследований, социального контекста и выбора образовательной политики. В первую очередь данная научная область появилась с возникновением экспериментальной психологии.
Главные основоположники психологии профориентации, такие как Анри Пьерон (1881–1964), Жан-Морис Лаи (1872–1943), Анри Ложье (1888–1973) и Жюльен Фонтень (1879–1944), хотели закрепить ее в научной психологии, связывая с обработкой измеримых данных, ориентируясь на определение условий, наиболее способствующих выявлению особенностей личности, занимающейся профессией. Поэтому они отдавали предпочтение использованию психометрики [19].
Понимание профориентации быстро обогащается достижениями в области психологии развития, социальной психологии и когнитивной психологии. Но простого принятия в общей психологии недостаточно, чтобы понять эволюцию данной научной области, поскольку социальные проблемы существенно влияют на вопросы, которые они стремятся решить.
Например, если нехватка рабочей силы в послевоенный период могла привести к желанию оптимизировать выбор людей, то ультралиберальный контекст, отмеченный нехваткой рабочих мест, в настоящее время меняет ситуацию на противоположную.
Исследования и практики в настоящее время фокусируются не на выборе, который должен сделать школьник, либо студент, а на том, что может обеспечить его способность ориентироваться, в том числе в более отдаленном будущем. К этому следует добавить тот факт, что данная научная область по-прежнему в значительной степени связана с последовательными реформами, специфичными для каждой страны, с учетом тенденции движения в направлении расширения общественного внимания, более устойчивого акцента, уделяемого неравенству ориентации между мужчинами и женщинами, а также индивидуализации путей.
Влияние цифровизация на профессиональное самоопределение
Современный человек является свидетелем цифровой трансформации каждой отдельно взятой отрасли, в том числе индустрии знаний. Автоматизация освобождает работников от повторяющихся задач, выводит на рынок новых конкурентов и дает потребителям возможность получать новые услуги по более низкой цене. Данное утверждение показывает, что автоматизация использует технологии для уменьшения участия человека, необходимого для выполнения конкретной задачи или процесса, а это за собой влечет появления новых видов работы и профессий вместо «устаревших».
Цифровизация относится к более широкому процессу использования цифровых технологий и инструментов для решения различных аспектов, например, преобразования бизнес-процессов и улучшения. Это предполагает адаптацию цифровых технологий для оптимизации процессов, повышения эффективности и создания новых возможностей. Цифровизация выходит за рамки простой оцифровки (преобразования аналоговых данных в цифровую форму) и предполагает более всестороннюю интеграцию цифровых технологий в различные аспекты деятельности организации.
Цифровая идентификация — это набор уникальных метаданных, используемых в информационных системах для идентификации и распознавания различных объектов, таких как люди, устройства и т. д. Это также может относиться к механизму управления и применения такой идентификационной информации и информации, касающейся атрибутов, прикрепленных к каждому объекту. Другими словами, это электронное представление личности человека, которое используется в Интернете и системах для установления и доказательства того, что «этот человек» является «этим человеком».
Процесс профессионализации происходит в двух плоскостях: в структурной плоскости, в которой определяются условия для вхождения в профессию, и в плоскости отношений, формирующих отношение индивида к профессии, а также его профессиональную самооценку.
В связи с развитием информационных технологий многие вещи переходят из аналоговой в цифровую форму. Наряду с цифровизацией внимание также сосредоточено на новой концепции Web 3.0, «эре децентрализованного Интернета следующего поколения». Стоит заметить, что использование цифровых инструментов открывает возможность участия в психологическом развитии, которое гарантирует «постоянство идентификации» (Пьер Оланье), обеспечивая надежность идентичности и направляя будущие инвестиции [14]. Поэтому современное научное сообщество определяет «цифровую идентичность» ключевым понятием в цифровом обществе.
Следует также учитывать тот факт, что широкое использование информационных и коммуникационных технологий, привело к важной необходимости в разработке веб- и компьютерных приложений, которые призваны поддерживать карьерный рост людей с помощью междисциплинарного подхода и собирать доказательства для этих целей.
Одновременно влияние навыков социально-эмоционального обучения на карьеру и деловую жизнь имеет значимую роль в данных процессах, но является продуктом относительно новой точки зрения. Подготовка к деловой жизни, трудоустройству и социально-эмоциональным навыкам обучения, которые приносят успех в деловой жизни, должны быть интегрированы в учебную программу в школах, СПО, ВУЗ. Однако нужно не забывать о важности поддержания проектов, направленных на повышение профессиональных навыков самих педагогов и психологов-консультантов. Кроме того, следует разработать программы для студентов университетов и состоявшихся специалистов по данной теме с последующей реализацией данных программ консультантами по карьерной психологии в университетских центрах карьеры и на рабочих местах.
Помимо консультирования по профориентационному выбору, начиная с детских садов и заканчивая старшими классами школы, необходимо распространять практику профессионального психологического консультирования, которая поддерживает целостное развитие личности на протяжении всей жизни. Для достижения этой цели рекомендуется разработать компьютерные приложения по профориентации и другие программы развития карьеры на всех уровнях образования, учитывающие возрастные и психологические особенности индивида, с точки зрения качества и количества, путем поддержки финансирования проектов.
Таким образом, профессионалом может стать и считаться человек, который готов постоянно учиться, а также использует экспертные знания и полученное образование для выполнения определенной профессии, которая в соответствии с социальными нормами может выполняться определёнными людьми. Одновременно новые представления об профессионализме и профориентации через цифровые технологии представляют собой нечто большее, чем простая эволюция психологических и социальных практик, раскрывающие новые модальности социальных связей, подчиненных цифровизации и глобализации.
Литература:
- Алимарданова, Р. Н. Психологические аспекты профессиональной ориентации / Р. Н. Алимарданова // Вестник современной науки. — 2016. — № 6–2(18). — С. 149–152.
- Атлас новых профессий 3.0. / Под ред. Д. Варламовой, Д. Судакова. — Москва: Альпина ПРО, 2021. — 472 с. — URL: https://atlas100.ru/upload/pdf_ files/atlas.pdf (дата обращения 25.10.2022).
- Башкирова, О. В. Цифровой профиль гражданина: мировая практика создания и применения / О. В. Башкирова, О. И. Долганова, Б. Б. Славин // Информационное общество. — 2023. — № 2. — С. 134–144.
- Белая, А. В. Профессия как социологическая категория: основные подходы к определению / А. В. Белая // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. — 2009. — № 2(14). — С. 7–13.
- Белецкая, А. А. Взаимосвязь особенностей профессиональной идентичности у студентов-психологов разных курсов и совладающего поведения / А. А. Белецкая, В. М. Вагизова // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. — 2024. — Т. 24, № 2. — С. 157–164.
- Брубейкер Р., Купер Ф. За пределами идентичности // Мифы и заблуждения в изучении империи и национализма. М.: Новое изд-во, 2010. С. 131–192. Борзова, М. В. В проеме окна. В проеме Windows / М. В. Борзова // Вестник Московского психоаналитического общества: сборник научных трудов. Том Выпуск 8. — Москва: Издательство «Перо», 2021. — С. 39–60.
- Возьмитель А. А. Диверсификация образа жизни (способы и стили жизни в постсоветском социальном пространстве) // Мир России. Социология. Этнология. 2002. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diversifikatsiya-obraza-zhizni-sposoby-i-stili-zhizni-v-postsovetskom-sotsialnom-prostranstve (дата обращения: 13.04.2024).
- Войскунский А. Е. Направления киберпсихологических исследований// Цифровое общество в культурно-исторической парадигме. Сборник тезисов по итогам международной научной конференции /Под ред. Т. Д. Марцинковской, В. Р. Орестовой, О. В. Гавриченко. М., 2018. — С.7–12.
- Заковоротная, М. В. Идентичность человека (Социально-философские аспекты): специальность 09.00.11 «Социальная философия»: диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук / Заковоротная Маргарита Вилоровна. — Ростов-на-Дону, 1999. — 370 с.
- Зеер, Э. Ф. Основы профессиологии / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк, М. В. Зиннатова. — Издание 2-е. — Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр ИНФРА-М», 2022. — 205 с. — (Высшее образование: Магистратура).
- Кузьмин, И. А. К проблеме профессиональной ориентации населения / И. А. Кузьмин // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. — 2023. — Т. 22, № 1. — С. 65–69.
- Мураталиева Н. Х. Проблема профессионального становления будущего специалиста-психолога в научных исследованиях / Н. Х. Мураталиева // Вестник КРСУ. 2019. Т. 19. № 2. С. 146–149
- Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) [Электронный ресурс]. Режим доступа: Классификатор профессий и должностей 2024 с поиском по названию | ОКПДТР (okpdtr.ru)
- Оланье, П. Рождение тела. Происхождение истории / П. Оланье // Международный психоаналитический ежегодник избранные статьи из «Международного журнала психоанализа» — International Journal of Psychoanalysis...: избранные статьи из «Международного журнала психоанализа» № 6.: — International Journal of Psychoanalysis / гл. ред. Игорь Кадыров. — Москва: Новое литературное обозрение, 2016. — С. 256–289.
- Перспективы развития и риски деформации профессиональной идентичности в условиях «цифровизации» трудового процесса / Ю. Ю. Александрова, Е. В. Миронова, Е. В. Камнева [и др.] // Организационная психология. — 2023. — Т. 13, № 4. — С. 213–235.
- Попова, О. В. Политическая идентификация в условиях трансформации общества / О. В. Попова. — Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2002. — 258 с.
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 14.07.2023 № 534 «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение» (Зарегистрирован 14.08.2023 № 74776) послед. ред. // КонсультантПлюс: сайт. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_454697/
- Профессии на российском рынке труда [Текст]: аналит. докл. НИУ ВШЭ / отв. ред. Н. Т. Вишневская; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. — 159 с.
- Пряжникова, Е. Ю. К вопросу об истории развития профориентации и профессионального самоопределения / Е. Ю. Пряжникова // Вопросы образования. — 2006. — № 3. — С. 224–231.
- Психодиагностика цифровых образовательных сред: учебное пособие для аспирантов научной специальности 5.3.4. «Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред». — Москва: ООО «Директ-Медиа», 2023. — 68 с.
- Российская Федерация. Законы. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федер. закон N 149-ФЗ: принят Государственной Думой 8 июля 2006 г.: одобрен Советом Федерации 14 июля 2006 г.: послед. ред. // КонсультантПлюс: сайт. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/ (дата обращения: 21.03.2024).
- Семина, А. П. Исследование влияния концепции wellbeing на эффективность удаленной команды / А. П. Семина // Московский экономический журнал. — 2022. — Т. 7, № 2.
- Сколько всего профессий на сегодня? // Центр научных исследований в сфере профориентации и психологии труда URL: https://rutrud.com/links / (дата обращения: 28.03.2024).
- Шаронин, Ю. В. «Цифровое воспитание» в современном образовании / Ю. В. Шаронин // Вестник РМАТ. — 2023. — № 1. — С. 42–51.
- Шнейдер, Л. Б. Профессиональная идентичность в информационном обществе: тиски и объятия цифровизации / Л. Б. Шнейдер // Психея и Пневма: Проблемы формирования профессиональной идентичности у лиц помогающих профессий: Материалы XV Сретенской Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 24–25 февраля 2022 года / Сост. Л. Г. Гончарова. — Санкт-Петербург: Русская христианская гуманитарная академия, 2022. — С. 5– 9.
- Barbier F. Histoire du livre. Paris: Armand Collin, 2006.
- Employees Want Wellbeing From Their Job, and They’ll Leave to Find It // Gallup. Iseult Morgan. 2021.
- Tsvyk, V. A. Moral values of professional activity in information society / V. A. Tsvyk, I. V. Tsvyk // RUDN Journal of Sociology. — 2019. — Vol. 19, No. 3. — P. 530–542.
- Wilensky H. The professionalization of everyone? [Профессионализация каждого?] // The American Journal of Sociology. — 1964. — № 70 (2). — P. 137–158. — P. 141