В статье рассматриваются современные методы и технологии профориентационной работы, которые могут быть использованы в работе со школьниками. Также в статье приводятся примеры различных цифровых ресурсов, которые созданы для оказания помощи при выборе профессии.
Ключевые слова: профессиональный путь, выбор профессии, профориентационная работа, профессиональная деятельность.
Изменения, происходящие в социально-экономических условиях страны, затрагивают самые разнообразные системы, в том числе и систему образования. Согласно действующему ФГОС основного общего и среднего образования выпускники школ должны быть готовы к осознанному и самостоятельному выбору профессии. При этом современный рынок труда предъявляет достаточно высокие требования к кандидатам, например, сейчас уже недостаточно быть специалистом узкой направленности. Темпы развития экономики и технологий таковы, что приходится постоянно под них подстраиваться, учиться чему-то новому, повышать свою квалификации. В этой связи получила развитие концепция soft skills и hard skills. Soft skills, или «мягкие» навыки-это те навыки, которые не связаны с какой-то конкретной предметной деятельностью, но они отвечают за успешное участие в рабочем процессе. К таким навыкам относятся: критическое мышление, коммуникабельность, лидерские качества, умение работать в команде. Если же говорить о hard skills, или «жестких» навыках, то это те знания и умения, которые необходимы для совершения конкретной профессиональной деятельности. Примечательно, что раньше предполагалось о ведущей роли «жестких» навыков, поэтому все образовательные программы высшего образования строились на развитие этих компетенций. Но затем выяснилось, что профессиональный успех только 15–25 % случаях зависит от hard skills, а в 75–85 %-от soft skills [6]. Изучая российский рынок труда в 2018–2019 г., компания «Head Hunter» обнаружила, что работодатели так же предъявляют к потенциальным кандидатам определённые требования к наличию развитых у них «мягких» поведенческих навыков, помимо стандартных требований к уровню профессиональных знаний [2]. Все эти изменения говорят о том, что и подходы к профориентационной деятельности учащихся надо выстраивать с учётом современных тенденций развития социально-экономических условий.
Когда же начинается профессиональная ориентация? Тогда, когда ребёнок начинает задумываться о своих интересах и склонностях, примеряя их к различным профессиям. При этом у некоторых детей это может происходить гораздо позже 9 класса, ведь именно на этой ступени образования у ребят есть выбор: продолжить обучение дальше в школе или уйти в другое профессиональное учреждение, где их обучат конкретной деятельности. А ведь удачный выбор профессии является одной из ключевых задач на пути к успешности во взрослой жизни. Многие ребята делают свой выбор неосознанно, в силу того, что они не могут оценить свои возможности, спрогнозировать состояние рынка труда и потребности экономики в кадрах из-за нехватки объективной информации.
Для успешного овладения профессией необходимо, чтобы индивидуально-личностные характеристики человека соответствовали предъявляемым требованиям к профессии. Если при выборе профессии не учесть эти требования, то это может привести к снижению качества жизни, нервным перенапряжениям, различным нервно-соматическим расстройствам. Всё это говорит о важности осознанного и вдумчивого выбора своей профессиональной деятельности в подростковом возрасте.
Психологический словарь даёт следующее определение: «профессиональная ориентация (профориентация)»-это система мер, направленных на оказание помощи молодёжи в выборе профессии [1]. Это те мероприятия, которые направлены на формирование осознанного самоопределения с учётом своих склонностей, интересов и возможностей, а также с учётом требований экономики в специалистах разного профиля.
Выделяют следующие характеристики профориентации:
- Профориентация-система государственных мероприятий. Она необходима для оптимального распределения кадров.
- Профориентация не является самостоятельной наукой, для решения своих задач она опирается на данные других дисциплин: психологии, педагогики, экономики и др., а также применяет их научные формы и методы.
- Для обеспечения своей эффективности профориентация учитывает потребности и мотивацию личности при выборе профессии, личностные характеристики человека и необходимость экономики в соответствующих кадрах [1].
Профориентационная работа предполагает под собой проведение различных мероприятий по установлению профессиональной пригодности обучающегося с использованием различных форм, методов и технологий.
Методы профориентации:
- Информационно-справочные. К ним относятся: справочная литература, профессиограммы, экскурсии на предприятия и в учебные заведения, справочная литература, учебные фильмы, специализированные уроки, ярмарки профессий и т. д.
- Психодиагностика. К ним относятся: закрытые и открытые беседы-интервью, специализированные опросники: профессиональной мотивации, способностей, личностных особенностей, психофизиологические обследования и т. д.
- Методы морально-эмоциональной поддержки. К ним относятся: индивидуальная или групповая психотерапия, тренинги общения, публичные выступления, игры с элементами психотренинга, «праздники труда» и т. д.
- Методы оказания помощи в конкретном выборе и принятии решения: использование схем альтернативного выбора, построение системы различных вариантов действий клиента для достижения поставленной цели и т. д. [1].
С развитием дистанционного обучения и цифровизации образовании необходимо учитывать и включать в профориентационную работу различные информационно-компьютерные и Интернет-технологии. К таким технологиям могут относиться:
- Электронная почта и системы быстрого обмена сообщениями. Передаваемая таким способом информация может быть различного вида: текстовая, графическая, звуковая. Плюсом такого вида коммуникации является ещё и то, что она позволяет поддерживать связь и обмениваться файлами в удобное для каждого участника время. В рамках профориентационной работы данную технологию можно использовать для проведения опросов учащихся и родителей, для диагностики и мониторинга процесса профориентации.
- Мультимедиа-средства. С помощью данных средств можно предложить ученикам и родителям различные обучающие видеоматериалы по сопровождению профориентации, создав мультимедиа-коллекцию и выложив её на портал образовательного учреждения или на специализированную страничку в социальных сетях, где есть возможность обсуждения предлагаемых материалов в режиме интернет-форума. Так же можно обмениваться полезными ссылками на страницы в сети Интернет с профориентационной целью.
- Видеосвязь (видеоконференции, вебинары). Преимущество данной технологии в том, что у неё есть возможность записи с последующим предоставлением доступа ля тех, кто не смог присутствовать на виртуальном мероприятии. В рамках профориентационной деятельности данную технологию можно использовать для проведения родительских собраний, встреч с представителями различных профессий, обучающих семинаров, групповых тренингов, классных часов.
- Web-технологии. Особенностью данной технологии является возможность организации интерактивного режима взаимодействия. Такие технологии обеспечивают учащихся и их родителей интерактивными обучающими и тестирующими программами. Так же, применяя данные технологии, можно проходить профориентационное тестирование и получать обратную связь учащемуся [4].
Как мы видим, современная профориентационная работа не ограничивается стандартным набором диагностических методик и последующими консультациями на основе результатов тестирования. Стоит отметить, что и государство вкладывается в развитие профориентационного направления молодёжи: организуются и проводятся масштабные мероприятия для школьников, создаются Интернет-ресурсы для помощи в ориентации на рынке труда и т. д.
Одним из главных профориентационных мероприятий для школьников является проект «Билет в будущее», который реализуется с 2018 года. Главной целью этого проекта является формирование осознанной способности у обучающихся к выбору профессионального пути. В нём принимают участие учащиеся с шестого по одиннадцатый классы, а также ребята с ОВЗ. В рамках реализации проекта подросткам дают возможность практического погружения в профессию с помощью профессиональных проб, мастер-классов, квестов. Профессиональные пробы — это специально организованная среда, которая предполагает выполнение заданий, связанных с определённой профессией. Всё это способствует достижению главной цели проекта-возможности учащихся познакомиться с миром профессий и сделать свой осознанный и правильный выбор дальнейшего профессионального образования. С практической стороны участники проекта «Билет в будущее» получают рекомендации по выбору своего профессионального пути [3].
Московская школа управления «Сколково» и Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов создали информационный Интернет-портал «Атлас новых профессий». Авторы ресурса делают акцент на тенденции развития востребованных профессий и отраслей на ближайшие два десятилетия [8].
Ещё одним профориентационным порталом является сайт «Траектория успеха», который был создан с целью оказания содействия молодёжи в поиске вакансий, стажировок и практик, а также для карьерного развития молодых специалистов. В дополнение к вышесказанному «Траектория успеха» является ещё и площадкой для получения обратной связи между работодателями и соискателями [8].
К региональным порталам, оказывающих профориентационную функцию, можно отнести сайт «Мой ориентир» Министерства образования Московской области. Данный ресурс предназначен для детей с ограниченными возможностями здоровья, целью которого является помощь в выборе своего профессионального пути. При этом за помощью могут обратиться не только дети, но и родители, педагоги, психологи и работодатели [8].
На сайте РОСТРУД Федеральной службы по труду и занятости выложены диагностические методики по профориентации, среди которых тест Е. А. Климова «Ориентация», дифференциально-диагностический опросник, опросник профессиональных склонностей и т. д. Всё это находится в открытом доступе, после заполнения тестов появляется результат и список подходящих профессий [5].
На сайте Министерства труда и социальной защиты РФ размещён справочник профессий, который предназначен для получения информации о перспективных и востребованных профессиях. Справочник находится в бесплатном доступе, в котором содержится информация более чем о 1600 профессиях. Описание профессий имеет краткую и расширенную версию из трёх блоков: нормативная информация, характеристика профессии и аналитико-статистическая информация [5].
Ещё одним цифровым инструментом профориентации является площадка «Проектория». С помощью данной платформы школьники могут получить актуальную информацию о рынке труда, завести полезные знакомства, пройти уроки от представителей профессий, а также «примерить» на себя понравившуюся профессию [7].
У Галины Владимировны Резапкиной существует сайт, посвящённый профориентации. На этом ресурсе также представлены различные психодиагностические методики для самодиагностики и другие методические материалы для работы.
Если говорить о коммерческих организациях, то научно-исследовательский проект «Навигатум» создаёт игровые инструменты системной профориентации: тесты и опросники, готовые сценарии уроков, мультфильмы о профессиях и труде, видеофильмы о выборе профессии и своего пути, обучающие настольные и компьютерные игры.
Список цифровых ресурсов, которые предназначены для профориентации молодёжи, гораздо шире. Как мы видим, в настоящее время разрабатываются и внедряются разнообразные технологии и методы с целью содействия осознанного выбора своего профессионального пути у молодёжи.
Таким образом, мы видим, как в настоящее время научно-технический прогресс проникает и в систему образования, дополняя традиционные формы работы с учащимися новыми технологиями, которые призваны помочь нашим детям сориентироваться в многообразии вариантов профессионального развития.
Литература:
- Болдина М. А., Деева Е. В. Подходы к организации профориентационной работы в образовательном учреждении // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2017. Т. 22. Вып. 1 (165). С. 7–17.
- Горьковая О. П., Козловский Н. В., Матыкина В. С., Петров А. В. «Soft skills»: в поиске универсальных трактовок «гибких» навыков современных работников // Общество. Среда. Развитие. 2019. № 4. С. 20–25.
- Декина Е. В., Шалагинова К. С. Современные методы профориентационной работы как условие формирования у обучающихся способности планировать и реализовывать персональный образовательно-профессиональный маршрут // Концепт. 2020. № 05 (май). С. 42–55.
- Загузина Н. Н., Невзоров Б. П., Боков А. В. Возможности психолого-педагогической поддержки и сопровождения профориентации с использованием информационно-компьютерных и дистанционных технологий // Вестник Кемеровского государственного университета. 2016. № 2. С. 81–88.
- Извекова Е. М. Применение современных цифровых технологий для формирования профессионального самоопределения старшеклассников // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. 2020. С. 135–139.
- Лыскова Ю. С. Традиционные и современные образовательные технологии в контексте hard и soft skills // Матрица научного познания. 2019. № 4. С. 217–225.
- Максимова, Л. А., Шайхуллина, С. А. Программа психолого-педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта как основы формирования «мягких» навыков в процессе профессионального самоопределения подростков // Психология человека в образовании. 2020. Т. 2, № 4. С. 311–320.
- Пфетцер А. А. Разработка и применение современных инструментов информационного сопровождения профессионального самоопределения обучающихся // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 1 (25). С. 132–138.