В статье представлена специфика предпрофессиональной ориентации обучающихся общеобразовательной школы для технико-научных кадров. Данная специфика включает в себя потенциал общеобразовательной школы в осуществлении подготовки технико-научных кадров в процессе формирования предпрофессиональных ориентаций обучающихся.
Ключевые слова : подготовка технико-научных кадров, профориентация, общеобразовательная школа, психолого-педагогические условия профориентационного процесса, предпрофессиональная ориентация, дифференцированное обучение.
В настоящее время образование вступило в новую эпоху инновационного образования, когда старые традиционные методы воспитания и обучения уже не отвечают новым требованиям к уровню профессионального становления личности. Инновационное образование предъявляет ряд особенных требований и тем самым сильно отличается от традиционных методов.
Человеческие, информационные и технологические ресурсы усердно пытаются использовать развитые страны мира, они ищут рациональные способы применения всех ресурсов, что влечёт за собой противоречивость характера деятельности средних учебных учреждений, нередко приводит к потере юными людьми ценностных ориентиров в сфере труда, непониманию высокой социальной и индивидуальной значимости профессионального мастерства, а также исчезновению уверенности в соответствии выбранного рода работ специфике личных способностей и задатков.
В связи с этим происходит переход от традиционных профессий к новым более творческим специальностям в сфере ИКТ, возникает потребность в специалистах в сфере общественных и индивидуальных услуг. В такой обстановке подготовка к проф. выбору сдвигается на период обучения учащихся в образовательных организациях, поэтому требуется более глубокий подход к решению данной проблемы в системе общего образования. В современных школах существует множество возможностей для формирования предпрофессиональных взглядов учащихся.
Цель статьи — представить теоретические основы подготовки обучающихся к предстоящему профессиональному выбору.
Процессом выбора профессии принято считать активный поиск своего назначения с учётом двух рекомендаций. Нужно ориентироваться на свои способности, интересы и задатки, тем самым удовлетворяя свои потребности, а также ориентироваться на потребности общества. Стоит упомянуть про готовность к выбору профессии, это устойчивая целостная система проф. важных качеств личности, положительное отношение к предпочитаемому виду проф. деятельности, организованность, самообладание, опыт проф. деятельности, необходимые навыки, умения и знания (С. Н. Чистякова) [1, с. 54].
Требуется отметить важный этап на пути к выбору профессии, которым является процесс самоопределения учащихся. Потребность в проф. самоопределении — это главная потребность личности в юношеском возрасте. Основными личностными факторами, которые активизируют выбор будущей профессии, являются потребность личности в проф. самоопределении (предметом которой является конкретный участок объективной реальности) и потребность в определении смысла жизни (предметом которой служит собственная личность, как субъект деятельности) [2, с. 52].
Готовность к профессиональному самоопределению включает в себя:
1) Мотивационно-ценностную готовность (развитые качества и свойства личности, которые необходимы для осуществления выбора целиком, но при этом и для профессионального самоопределения в частности);
2) когнитивную готовность (полнота и дифференцированность знаний);
3) деятельностно-практическую готовность (активное участие в проф. самоопределении, а также готовность показать на практике свои умения и навыки, которые необходимы на предпочитаемой профессии).
Требуется заметить, что новые формы и методы профориентационной работы с использованием компьютерных технологий заслуживают к себе особого внимания. Так, по словам Е. А. Французовой, которая разработала методику компьютерного тестирования оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС), такая методика позволяет охватить большое количество учащейся молодежи и ответить на главный вопрос: какова оценка потенциальных возможностей личности и её способностей на начальном этапе?
На данный момент широко используется специальная, инструментальная система компьютеризированного тестирования TESTER. Такая система позволяет автоматизировать любой объём базы данных, проводить тесты и опросы, а также позволяет интерпретировать данные в разных формах. Система TESTER широко используется для статистической обработки данных в системе и создания различных тестов самостоятельно, без помощи программиста, что является существенным достоинством системы [3, с. 77].
Следует выделить следующие направления профессиональной ориентации [4]:
— профессиональная информация — изучение современных видов производства, статус рынка труда, потребности хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, а также перспективами развития рынка профессий;
— профессиональная консультация — задача помочь индивиду в проф. самоопределении, для того чтобы принять осознанное решение в выборе проф. карьеры с учетом психологических особенностей, а также потребностей общества;
— профессиональный подбор — консультирование индивида по возможным направлениям профессиональной деятельности конкретно для него, которые будут соответствовать его психологическим, физиологическим характеристикам, по результатам психологической, психофизиологической и медицинской диагностики;
— профессиональный отбор — определение профессиональной компетентности человека для конкретной профессии;
— профессиональная производственная и социальная адаптация — система мероприятий, способствуют проф. развитию сотрудника, формированию адекватных социальных и проф. качеств, установок и потребностей в активной, творческой работе и достижению высокого уровня профессионализма.
Психолого-психологическим сопровождением принято считать, системно-организованную деятельность педагога-психолога и педагогического коллектива, для обеспечения благоприятной среды для профессионального самоопределения учащихся в образовательном учреждении.
Отметим основные направления профориентации:
- Концентрирование представлений подростков о мире, в котором они живут, начиная с мира людей;
- Формирование ключевых представлений о социальной значимости любой профессии;
- Воспитать уважительное отношению к труду и продуктам труда.
Создать эффективную образовательную среду поможет отбор необходимых форм и методов работы. Формы профориентационной работы значительно зависят от состава и количества лиц, места проведения, а также продолжительности работы.
Основными формами профориентационной деятельности являются: дискуссии, тренинги, круглые столы, работа с родителями, работа с выпускниками школы, студентами высших учебных заведений.
Разнообразить профориентационную работу помогут такие формы как просветительские занятия, профориентационные проекты, профисследовательская деятельность, профориентационные экскурсии, ярмарки профессий и различные их модификации, использование активизирующих профориентационных опросников, использование ценностно-смысловых опросников, использование учебных фильмов, справочной литературы, информационно-поисковых компьютерных систем.
Использование диагностических методов в профориентационной работе поможет специалистам выявить индивидуально-психологические особенности, возможности и интересы учащихся. К диагностическим методам относят: наблюдение, анализ продуктов деятельности, беседы-интервью, опросники профессиональных интересов, мотивации, опросники профессиональных способностей.
Профориентационные тренинги, профориентационные игры, имитационные учебно-тренировочные фирмы, помогают сформировать необходимые навыки профессиональной деятельности.
Таким образом, выбор форм и методов профориентационной работы зависит от поставленных целей и задач. Цели и задачи должны быть направлены на реализацию актуальных направлений профориентационной деятельности. Правильно выбранные формы и методы профориентационной работы позволяют создать внешние обстоятельства, факторы, оказывающие существенное влияние на ход педагогического процесса, намеренно разработанные педагогом с целью повлиять на протекание процесса.
В настоящем школьном образовании можно выделить такие проблемы:
- Образовательный стандарт ставит комплект требуемых навыков, умений и распространённый научных действий, необходимые в школьном образовании. Такая система не дает решения вопроса о преодолении разрыва между академическим и социально — ориентированным образованием.
- Учащимся не хватает образовательной программы, для формирования образовательных коммуникаций и нужного уровня информации о мире профессий.
- Для того, чтобы образование в российском обществе, занимало главную роль, следует применять компоненты педагогики XXI века.
Следовательно, требуется разработать новую модель обучения, которая будет отвечать правилам дизайн-мышления. Отсюда требуется ответ на вопрос: какие модели обучения меняются и каким способом можно их модернизировать?
Отметим основные составляющие педагогического дизайна:
— роли, участников образовательных отношений;
— образовательная модель;
— среда обучения.
Во время обеспечения кадровых условий следует привлекать специалистов высокотехнологичных предприятий к реализации дополнительных общеобразовательных программ, программ профессиональной ориентации, выполнению обучающимися исследовательских работ и индивидуальных проектов.
В первую очередь следует организовывать подходящие психолого-педагогические условия, в которых чрезвычайный интерес уделяется профессиональной ориентации подростков в области информационных технологий и немаловажному воспитанию у них уважения к институтам интеллектуальной собственности.
Литература:
- Чистякова С. Н. Актуальность проблемы профессионального самоопределения обучающихся в современных условиях // Профессиональное образование и рынок труда. — 2018. — № 1. — С. 54–60.
- Формирование у обучающихся готовности к осознанному выбору профессии и профессиональному самоопределению: Методическое пособие по профориентационной работе для учителей общеобразовательных школ / Сост.: Зеленская Н. А., Ливн М. В., Африкян Т. Г., Петрова Г. А. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2018. — 178 с.
- Французова, Е. А. Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях профориентационной работы / Е. А. Французова // Молодой ученый. — 2017. — № 39 (173). — С. 76–79.
- Волков, Б. С. Основы профессиональной ориентации: учеб. пособие для вузов / Б. С. Волков. — М.: Академ. проект, 2007. — 333 с.