Влияние профессиональной деятельности на ценностно-смысловую сферу личности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №38 (537) сентябрь 2024 г.

Дата публикации: 20.09.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Юрьева, И. С. Влияние профессиональной деятельности на ценностно-смысловую сферу личности / И. С. Юрьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 38 (537). — С. 220-224. — URL: https://moluch.ru/archive/537/117778/ (дата обращения: 16.10.2024).



В настоящее время актуальность темы обусловлена возросшими требованиями общества к личности и качеству оказания медицинской помощи , а также к качеству работы медицинского персонала. Необходимо подчеркнуть огромную социальную значимость профессии медицинского персонала, так как именно они несут ответственность за физическое и психическое здоровье своего пациента, а также за его психическим состоянием.

Система современных социально значимых установок, требуемых глобализационным процессом, включает в себя не только профессиональную на мировом уровне компетентность специалиста в своей области, но и способность к сотрудничеству, мобильность, готовность к межкультурному взаимодействию, коммуникабельность и толерантность, знание современных технических инноваций, способность нестандартно и широко мыслить, и многие другие аспекты, которые ранее были скорее вторичным предметом интереса, но теперь выходят скорее на первый план и интереса [2].

Соответственно, формирование социально ответственной, инициативной, коммуникативно компетентной, самостоятельной, творчески мыслящей личности сейчас приоритетнее, чем грамотный, но зашоренный в рамки предрассудков и границы своей профессии специалист.

Россия в данный момент активно выходит на международный рынок товаров и услуг, налаживает межкультурные социальные, научные, культурные, политические и экономические связи, этому процессу во многом способствует информатизация и внедрение в наше обыденное существование новейших информационных технологий и технологий связи, которые в данный момент могут позволить коммуницировать человеку с одного конца мира с человеком с другого [5].

Соответственно, в данный момент возникла актуальная необходимость в специалистах, ориентирующихся не только в современных технологиях, но и способных осуществлять взаимодействие на личном, деловом, профессиональном и других уровнях с зарубежными коллегами в рамках профессионально-ориентированного общения.

Поэтому высшая школа на данный момент направлена на воспитание и обучение толерантного конкурентоспособного специалиста, который обладает развитым чувством гражданственности, толерантности, способен к межкультурному диалогу, осознает свою роль в современном изменяющемся обществе и способен участвовать и производить эти изменения.

Эта тенденция получила отражение в инновационной педагогической концепции формирования ключевых компетенций. Компетентностный подход в современном образовании — это взгляд на образование с точки зрения не только обучения студента необходимым знаниям, умениям и навыкам, но и способности ориентироваться практически в любой спонтанной непредвиденной ситуации, будь то неожиданная профессиональная задача или межкультурная коммуникация.

Согласно этому подходу, как считает Г. С. Абрамова, таковые ключевые компетенции надо развивать во всех сферах гармонично развитой личности, будь то общение, владение профессиональными навыками, владение информационными технологиями, способности аналитически мыслить, относиться толерантно к представителям других культур и многие другие аспекты [1].

Таким образом, становится понятно, что формирование гармонично развитого и компетентного в необходимой степени специалиста с высокой степенью профессиональной мобильности возможно только при формировании в процессе обучения высокой степени мотивации и профессиональной направленности при прохождении студентами программ подготовки среднего и высшего профессионального образования.

И. Р. Зарипова «в свою очередь, с одной стороны, выдвигает концепцию, схожую с предыдущей, с другой — создает иерархическую лестницу компонентов структуры профессиональной направленности, представляя их следующим образом:

– главными в иерархии структуры компонентов профессиональной направленности он считает мотивы, то есть идеалы, склонности, намерения и интересы личности в связи с профессиональной деятельности;

– далее идут ценностные ориентации, связанный с трудом — это смысловые характеристики профессии, благосостояние, заработная плата, социальное положение в связи с профессией, квалификация, карьерный рост;

– затем следует профессиональная позиция — то есть ожидания от профессиональной деятельности, отношение к ней, готовность к развитию в своей профессиональной сфере;

– в конце иерархии расположен социальный статус в связи с профессией» [8].

Также ученые пишут о том, что гармоничное развитие такой части направленности личности как профессиональная направленность, в основном содержательном моменте динамики данного процесса имеет смысловую мотивацию к повышению содержательности всей структуры профессиональной направленности. А также углубление интереса и содержания профессионального интереса в соответствии с его положением в системе мотивов, образующих иерархию мотивации в структуре профессиональной направленности личности.

П. С. Гуревич пишет о профессиональной направленности следующее: «это сложное явление, определяющее поведение человека в профессиональной среде. При этом сложность данного явления обуславливается особенностями профессиональной деятельности. Эти особенности проявляются в специфике профессиональной направленности представителей разных профессий. Особенности профессиональной направленности заключаются в общих для всех людей ценностях-целях (здоровье, любовь, семья, материальное благополучие), но также имеют свою специфику и отличаются средствами, установками и стереотипами, профессиональными интересами, склонностями и идеалами, мировоззрением и принципами» [6].

С точки зрения структуры, О. Н. Ежова говорит о том, что «профессиональная направленность представляет собой довольно сложное образование. Он отмечает, что профессиональная направленность включает в себя такие компоненты, как:

– предметное содержание — этот компонент включает в себя содержание стрежневое, широко познавательное и узкопрактическое;

– динамические свойства — этот компонент включает в себя быстроту реакция на получение сведений, в деятельности, в обучении, а также степень устойчивости и напряженности эмоциональной сферы, увлеченность профессией, заинтересованность в получении знаний;

– мировоззрение — этот компонент включает в себя осознание ценностей материального мира, житейские взгляды, материалистические взгляды» [7].

Согласно данной модели, основными концептуальными элементами динамических свойств профессиональной направленности можно назвать следующие:

– способность ориентироваться в социальной и экономической обстановке, а также уметь прогнозировать социальные выгоды и престиж выбираемой профессиональной деятельности;

– способность определить и поставить перед собой ближайшие по времени и достижению цели в профессиональной деятельности, которые воспринимаются как этапы на пути к достижению более дальних целей;

– способность составить представление о проблемах и препятствиях, которые могут помешать достичь поставленных целей;

– наличие альтернативных вариантов выбора, если по каким-0либо причинам первичное профессиональное самоопределение и деятельность не были воплощены.

Как показывает практика, часто ученые почему-то обходят стороной ценностную мотивацию сотрудников, которые работают в данной организации, предпочитая исследовать лишь стиль руководства, ценности, которые продиктованы организацией, степень развития организационной культуры [9].

То есть, в основном внимание обращается не на качественный фактор — почему так — а на количественный — что есть на настоящий момент. Соответственно, часто в итоге исследования делаются выводы о необходимости развития корпоративной культуры, большей сплоченности сотрудников, снижении конфликтогенности без учета основополагающего фактора — самих сотрудников.

Однако трудовые, профессиональные ценности нельзя рассматривать обособленно, вне системы общих жизненных ценностей, культуры общества.

Процесс формирования профессиональной направленности напрямую зависит от эмоционального компонента, поскольку при выборе профессии именно отношение к социальному престижу, эмоциональное восприятие ценностей и идеалов той или иной профессии могут дать человеку мотивацию, на основе которой и будет сформирована эта структура личности. Если же была получена негативная эмоция, по поводу той или иной профессии, то в дальнейшем конкретная профессиональная деятельность может вызывать стойкие негативные ощущения [4].

Так, если человек воспринял профессию продавца или кассира как «непрестижную», то, если ему в жизни придется заниматься данной профессиональной деятельность, это будет вызывать отрицательные эмоции, негативно влияющие не только на профессиональную направленность, но и на всю личность человека в целом.

Также мы можем предположить, что эмоциональный компонент в целом будет влиять на формирование целей, установок, ценностей, намерений личности, ее мотивов, способствовать развитию способностей, а также влиять на устойчивость профессиональной направленности, ее развитие. Поскольку только гармоничная эмоциональная сфера позволит адекватно структурировать иерархическую последовательность компонентов профессиональной направленности, а также держать и в динамическом равновесии и позволять им изменяться и развиваться.

Эмоциональное отношение к профессиональной деятельности может повлиять не только на динамику, но и на качественное содержание отдельных компонентов профессиональной направленности [3].

Фундаментальным компонентом профессиональной направленности, как мы полагаем, следует назвать, вслед за такими исследователями, как О. В. Башмакова, профессиональные качества. С точки зрения психологии личности и профессиональной направленности они представляют собой психологические новообразования, которые формируются на основе личностных качеств под влиянием осуществляемой человеком профессиональной деятельности, а также начало их формирования обычно связано с процессом обучение профессиональной деятельности, когда у личности возникают ценностные ориентации, связанные с профессией, профессиональные интересы, мотивы будущей профессиональной деятельности [7].

Итак, исходя из рассмотренного теоретического материала, мы можем сформировать собственную модель профессионально направленности: это ценности, мотивы, способности, намерения, цели, склонности.

В целом, формирование и развитие профессиональной направленности личности может происходить под влиянием тех видов деятельности, которые непосредственно или косвенно связаны с профессией и профессиональной деятельностью — это, собственно, сама профессиональная деятельность, а также бытовая и учебная деятельность, в процессе которой человек получает представление о той или ной профессии, формирует эмоциональное отношение к ней, что отражено на рисунке как значимая деятельность, включающая в себя профессиональную направленность.

Сама же профессиональная направленность, согласно Н. А. Самойлик, оказывается представлена тремя фундаментальными блоками: мотивационно-целевой блок, который служит в качестве системообразующего вектора структуры профессиональной направленности, эмоциональный и ценностный [4].

Большинство мотивационных теорий связывают мотивации человека с его потребностями — потребностями в успехе, славе, материальном благополучии и других вещах. Однако на настоящий момент понятие мотивации и ценности личности мало интегрированы и изучены во взаимосвязи.

Ориентация на определенные идеальные ценности, система которых начинает формироваться в детстве под влиянием родительского воспитания, играет огромную роль в поведении человека наряду с полученным им воспитанием.

Система сложившихся внутренних ценностей человека и его ценностных ориентаций на идеалы ценностей на данный момент считается одним из основных социальных регуляторов деятельности человека в социуме и в том числе в профессиональной деятельности.

Тогда тем более странно, что более низкие категории, такие, как потребности и интересы включены в мотивационную структуру, а ценности пребывают за ее пределами.

Этому вопросу посвящена диссертация молодого московского социолога В. А. Капустина. Она пишет: «на основе ценностей и ценностных ориентаций можно выделить 10 типов мотивации:

– экономический;

– креативный;

– стратификационный (карьерный);

– аффилиативный;

– патерналистский;

– доминантный (властный);

– аффирмационный (соревновательный);

– демократический;

– традиционалистский (конформистский);

– неопределенный» [10].

В реальной жизни отдельные типы мотивации входят в блоки, образуя своего рода устойчивые мотивационные ядра, определяющие, в конечном счете, рисунок профессионального поведения работников в конкретной ситуации».

Таким образом, видно, что если смотреть на иерархию потребностей с ценностной точки зрения, то практически все потребности можно привести к актуализации той или иной терминальной или инструментальной ценности.

В этом смысле профессиональная деятельность человека в принципе построена на ценностной основе и является инструментом для реализации стремлений к ценностным ориентирам.

Итак, понятно, что ценностная мотивация — это важная сфера подоплеки человеческой деятельности, которая может повлиять на эффективность деятельности сотрудников, их увлеченность работой, включенность в нее и, следовательно, на организационную культуру.

Литература:

  1. Абрамова Г. С. Психология в медицине: учебное пособие. 2-е изд., стер. Москва: ИНФРА-М, 2023. 273 с.
  2. Арон И. С. Психология развития профессионала: учебное пособие: Поволжский государственный технологический университет, 2017. 164 с.
  3. Бакумов П. А. Качество жизни и состояние здоровья медицинских работников. Астраханский медицинский журнал. 2012. Т. 7, № 3. С. 118–121.
  4. Башмакова О. В. Невротические расстройства у врачей: клинические и социально-психологические аспекты. Здравоохранение Чувашии. 2010. № 1. С. 24–27.
  5. Бердяева И. А. Синдром эмоционального выгорания у врачей различных специальностей. Дальневосточный медицинский журнал. 2012. № 1. С. 117–120.
  6. Гуревич П. С. Психология: учебник для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 320 с.
  7. Ежова О. Н. Психология: практикум. Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2021. 95 с.
  8. Зарипова И. Р. Психология: учебно-методическое пособие. Казань: КНИТУ, 2019. 228 с.
  9. Идентичность: личность, общество, политика. Новые контуры исследовательского поля: монография / отв. ред. И. С. Семененко; ИМЭМО РАН. Москва: Издательство «Весь Мир», 2023. 512 с.
  10. Капустина В. А. Психология профессионально-трудовой деятельности: учебное пособие. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2020. 64 с.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная направленность, профессиональная деятельность, профессия, способность, материальное благополучие, медицинский персонал, организационная культура, профессиональная направленность личности, эмоциональное отношение, эмоциональный компонент.


Похожие статьи

К вопросу актуальности проблемы психологической подготовки спортсменов-подростков

В статье рассматривается вопрос об актуальности проблемы психологической подготовки спортсменов-подростков. Психологические факторы выходят на первый план в процессе спортивной подготовки, направленной на достижение высоких результатов и формирование...

Личностно и социально значимые качества преподавателя физического воспитания

В данной статье проанализированы личностные профессиональные качества и индивидуально-социальные особенности преподавателей физического воспитания. Раскрыта роль данных качеств в процессе успешного осуществления их профессиональной деятельности, а та...

Инновационная политика предприятия и её влияние на конкурентоспособность продукции

В данной статье подробно рассматривается тема инновационной политики предприятия и ее важность для эффективного и продуктивного развития организации на пути освоения рынка и его дальнейшего завоевания. Более подробно в данной работе раскрывается сущн...

Повышение уровня безопасности жизнедеятельности человека

Социально-экономические изменения в обществе, повлекли за собой в последнее время увеличение количества рабочих мест с не благоприятными условиями труда. В связи с этим особенно актуальной для современной теории и практики высшего профессионального о...

Использование игры в процессе формирования культуры поведения детей младшего дошкольного возраста

В настоящее время размыты нравственные ориентиры, что выражается в бездуховности, безверии, агрессивности подрастающего поколения. Поэтому актуальность проблемы воспитания культуры поведения дошкольников вызвана тем, что система общественного воспита...

Совершенствование профессиональных компетенций руководителя отдела качества в АО «Международный аэропорт Владивосток»

Актуальность данной темы работы обусловлена тем, что проблема профессионально важных качеств представляет интерес как в теоретическом, так и в практическом плане, поскольку имеет отношение к проблемам интегральной индивидуальности, способностей и зад...

Формирование исторической памяти и чувства патриотизма у дошкольников

На современном этапе развития общества требования к образованию призывают дошкольные образовательные учреждения проводить работу по воспитанию патриотических знаний через развитие познавательного интереса, любви к Родине, к её историко-культурному на...

Роль семейных праздничных традиций в формировании нравственных основ дошкольников

В статье определяется роль семейных праздников в нравственном воспитании. Соединение одной из приоритетных задач образования — нравственного воспитания и семейных традиций позволяют повысить эффективность совместной работы педагогов и родителей в дан...

Психологическая готовность личности педагога дошкольного образования к профессиональной деятельности

На современном этапе развития отечественного дошкольного образования огромное значение приобретает личность самого педагога, так как она является «инструментом», основой его педагогической деятельности.

Социально-экологический проект как инструмент реализации экологического просвещения и воспитания студентов СПО

Данная статья является результатом обобщения авторами опыта экологического образования и просвещения студентов через выполнение социально значимого исследовательского проекта, имеющего четко выраженную экологическую направленность. Статья выполнена в...

Похожие статьи

К вопросу актуальности проблемы психологической подготовки спортсменов-подростков

В статье рассматривается вопрос об актуальности проблемы психологической подготовки спортсменов-подростков. Психологические факторы выходят на первый план в процессе спортивной подготовки, направленной на достижение высоких результатов и формирование...

Личностно и социально значимые качества преподавателя физического воспитания

В данной статье проанализированы личностные профессиональные качества и индивидуально-социальные особенности преподавателей физического воспитания. Раскрыта роль данных качеств в процессе успешного осуществления их профессиональной деятельности, а та...

Инновационная политика предприятия и её влияние на конкурентоспособность продукции

В данной статье подробно рассматривается тема инновационной политики предприятия и ее важность для эффективного и продуктивного развития организации на пути освоения рынка и его дальнейшего завоевания. Более подробно в данной работе раскрывается сущн...

Повышение уровня безопасности жизнедеятельности человека

Социально-экономические изменения в обществе, повлекли за собой в последнее время увеличение количества рабочих мест с не благоприятными условиями труда. В связи с этим особенно актуальной для современной теории и практики высшего профессионального о...

Использование игры в процессе формирования культуры поведения детей младшего дошкольного возраста

В настоящее время размыты нравственные ориентиры, что выражается в бездуховности, безверии, агрессивности подрастающего поколения. Поэтому актуальность проблемы воспитания культуры поведения дошкольников вызвана тем, что система общественного воспита...

Совершенствование профессиональных компетенций руководителя отдела качества в АО «Международный аэропорт Владивосток»

Актуальность данной темы работы обусловлена тем, что проблема профессионально важных качеств представляет интерес как в теоретическом, так и в практическом плане, поскольку имеет отношение к проблемам интегральной индивидуальности, способностей и зад...

Формирование исторической памяти и чувства патриотизма у дошкольников

На современном этапе развития общества требования к образованию призывают дошкольные образовательные учреждения проводить работу по воспитанию патриотических знаний через развитие познавательного интереса, любви к Родине, к её историко-культурному на...

Роль семейных праздничных традиций в формировании нравственных основ дошкольников

В статье определяется роль семейных праздников в нравственном воспитании. Соединение одной из приоритетных задач образования — нравственного воспитания и семейных традиций позволяют повысить эффективность совместной работы педагогов и родителей в дан...

Психологическая готовность личности педагога дошкольного образования к профессиональной деятельности

На современном этапе развития отечественного дошкольного образования огромное значение приобретает личность самого педагога, так как она является «инструментом», основой его педагогической деятельности.

Социально-экологический проект как инструмент реализации экологического просвещения и воспитания студентов СПО

Данная статья является результатом обобщения авторами опыта экологического образования и просвещения студентов через выполнение социально значимого исследовательского проекта, имеющего четко выраженную экологическую направленность. Статья выполнена в...

Задать вопрос