Социально-экономические изменения в обществе, повлекли за собой в последнее время увеличение количества рабочих мест с не благоприятными условиями труда. В связи с этим особенно актуальной для современной теории и практики высшего профессионального образования становиться проблема развития направленности студентов, в частности инженерных специальностей на безопасную профессиональную деятельность, на формирование личности безопасного типа.
В процессе жизнедеятельности человек непрерывно взаимодействует не только с естественной средой и техносферой, но и с людьми, образующими социальную среду. она формируется и используется человеком для продолжения рода, обмена опытом и знаниями, для удовлетворения своих духовных потребностей и накопления интеллектуальных ценностей.
С конца XIX в., непрерывно развиваются техносфера и социальная среда, о чем свидетельствуют всевозрастающая доля преобразованных человеком территорий земной поверхности, демографический взрыв и урбанизация населения. Развитие техносферы происходит за счет преобразования природной среды.
В XX веке перед человечеством необратимо встали задачи повышения уровня безопасности своего существования в условиях техносферы. это привело к необходимости распознавать, оценивать и прогнозировать опасности, действующие на человека, а также обеспечивать безопасные условия его жизни и деятельности, создавая малоопасные компоненты техносферы и применяя защитную технику. важным этапом в обеспечении безопасности людей является научный анализ и моделирование опасностей, действующих в условиях техносферы. поэтому целенаправленная подготовка студентов вуза в области безопасности профессиональной деятельности является одной из приоритетных педагогических задач.
Безопасность жизнедеятельности человека согласно точке зрения В. А. Девисилова, Л. А. Михайлова, Л. А. Шершнева — это такое его состояние, которое обеспечивает невозможность причинения ему вреда, как другими, так и им самим, благодаря имеющимся знаниям, умениям и навыкам. В трудах этих же ученых речь идет о том, что безопасность — важная цель жизни человека; средство обеспечения комфортной жизни [1,2, 3].
В процессе обеспечения безопасности жизнедеятельности человека заложена ориентация на анализ таких вопросов, как отношения между людьми в процессе деятельности по обеспечению безопасности; выявление тенденций и определение адекватности реагирования на формирующиеся и состоявшиеся риски, вызовы, угрозы и опасности; выявление особенностей в динамике функционирования институтов безопасности, как государственных, так и негосударственных, характера взаимодействия и вероятных перспектив их трансформации с учетом изменений внутренней и внешней среды.
Жизненно важные интересы человека — это совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.
Безопасность жизнедеятельности включает решение трех задач:
- идентификация опасности, т. е. распознавание опасностей с указанием их количественных характеристик и координат.
- защита от опасностей на основе сопоставления затрат с выгодами. защита базируется на определенных методах, принципах и средствах.
- ликвидация отрицательных последствий воздействия экстремальных факторов.
Основными целями безопасности жизнедеятельности человека являются:
обеспечение нормальных условий жизни человека;
недопущение аварийной ситуации и обеспечение готовности к действиям в условиях стихийных бедствий или других проявлений природной среды;
предупреждение травматизма;
сохранение здоровья;
сохранение работоспособности человека;
сохранение качества полезного труда.
Безопасность жизнедеятельности интегрирует в себе достижения охраны труда, гражданской обороны, охраны окружающей среды и таких наук, как психология, право, эргономика, физиология, гигиена и ряд других.
Более узкое понятие — «охрана труда» — система технических, санитарно — гигиенических и правовых мероприятий, непосредственно направленных на обеспечение безопасных для жизни и здоровья человека условий труда. связана, в основном, с комплексной механизацией и автоматизацией производства используемых для облегчения условий работы, ликвидации тяжёлого физического труда. в содержание охраны труда включается предотвращение тех вредных социальных последствий, к которым может привести игнорирование требований техники безопасности; для избегания таких последствий установлены специальные правовые гарантии (технические и санитарные правила включены в законы и иные нормы, установлен повседневный контроль за их исполнением и строжайшая ответственность за их нарушение).
Требования по охране труда конкретизируются в правилах по технике безопасности, в санитарных нормах и правилах. Технические нормы по охране труда определяют меры технического характера по защите работающих от воздействия предметов и средств труда, устройство предприятий, машин, оборудования и инструментов, гарантирующее безопасную работу, содержат требования о снабжении станков и машин конструктивными ограждениями и предохранительными приспособлениями и т. д.
Нормы по производственной санитарии и гигиене труда предписывают устройство специальных производственных и гигиенических бытовых помещений, установку соответствующего оборудования, предусматривают безопасные пределы содержания в воздухе производственных помещений пыли, газов, пара, температуры и влажности воздуха, интенсивности и громкости шума и т. п. [4].
Основная цель науки о безопасности жизнедеятельности (бжд) — защита человека в техносфере от негативных воздействий (опасностей) антропогенного, техногенного и естественного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности.
Предметом исследований в науке о безопасности жизнедеятельности являются опасности и их совокупности (поле опасностей), действующие в системах «объект защиты — источник опасности», средства и системы защиты от опасности, а объектом защиты от опасностей — человек [5,6 и др.].
Безопасность труда — состояние защищенности работника, обеспеченное комплексом мероприятий, исключающих вредное и опасное воздействие на работников в процессе трудовой деятельности [7].
Опасность — негативное свойство живой и неживой материи, способное причинять ущерб самой материи; людям, природной среде, материальным ценностям; негативные воздействия, внезапно возникающие, периодически или постоянно действующие в системе «человек — среда обитания».
Опасности определяют негативный результат опасного и чрезвычайно опасного взаимодействия человека со средой обитания.
Почти всегда взаимодействие человека с окружающей средой сопряжено с процессом борьбы с реальными и мнимыми опасностями и страхом. вместе с тем человек сам формирует те социальные и психологические условия, в которых впоследствии и существует.
В процессе выполнения специалистом своих профессиональных обязанностей он постоянно сталкивается с ситуациями распознавания, оценки опасностей, определением способа избежать негативных воздействий опасностей.
Понятие «защита» характеризует комплекс мер по упреждению, предотвращению или нейтрализации рисков, вызовов, угроз, враждебных действий, опасностей. тем самым в гарантии безопасности помимо силы или угрозы ее применения более широко могут быть использованы гуманитарные факторы, а также морально-этические, научно-технические, экономические, политические и т. д.
В системе высшего профессионального образования сложилась практика обучения студентов охране труда и безопасности жизнедеятельности, основанная преимущественно на нормативном подходе.
В рамках этого подхода изучаются конкретные инструкции по охране труда при выполнении определенных видов работ. При этом обучение осуществляется на репродуктивном уровне, на основе заучивания определенных правил.
Шершнев Л. И. в своем исследовании отмечает, что в последние годы утверждается комплексный, системный подход к безопасности, обеспечивающей устойчивое развитие, условия существования, жизнедеятельности личности, общества, государства, сохранения духовных и материальных ценностей.
По его мнению, представляется недостаточным охранительный подход к безопасности, сложившийся в официальных представлениях и на бытовом уровне, он подчеркивает, что безопасность — это не отрицательное состояние полного отсутствия опасностей, а положительное состояние силы и защищенности жизни. Жизнь, когда в ней есть защитные силы, есть иммунитет.
В этих условиях важным становится отношение человека к опасностям, которое проявляется в направленности личности на безопасную жизнедеятельность. От этого зависит стремление человека распознавать опасности, избегать их воздействия, осуществлять свою деятельность, в частности профессиональную, безопасным способом.
Направленность на безопасность профессиональной деятельности выполняет функции регулятора, определяющего выбор целей и стиля профессионального поведения. Кроме того, она выполняет ряд функций: познавательную, направленную на приобретение и обогащение знаний о безопасности профессиональной деятельности; адаптационную, способствующую выполнению профессиональных задач в новой обстановке; деятельностную, определяющую детерминанту поведения и выбор его конкретных форм; побудительную, способствующую выбору безопасных способов достижения целей; развивающую, направленную на становление личности безопасного типа; экологическую, определяющую ответственное отношение к природе и обществу; валеологическую, направленную на сохранение здоровья и создание безопасных условий труда, а также ряд других функций.
Мы придерживаемся мнения большинства педагогов и специалистов, сторонников мировоззренческого подхода к охране труда и безопасности жизнедеятельности, когда у студентов формируется осознание ими своего места в природе, в обществе, в мировом сообществе, своего отношения к окружающему миру. Они считают, что именно такой подход, основанный на мировоззренческой устойчивости, мировоззренческой культуре позволит, в свою очередь, сформировать гражданскую, патриотическую позицию личности по всем вопросам внутренней и внешней политики, в сфере безопасности [8,9,10,11].
Приоритетом образовательной политики сторонников данного подхода, к числу которых можно отнести П. Г. Белова, Т. Ю. Давыдову, В. В. Гафнер, С. А. Лабутину, Э. М. Ребко, А. В. Снегирева и др., является формирование достойного гражданина страны с социально зрелой гражданской позицией, гармонично развитой творческой личности; подготовка молодых людей к самостоятельной работе, непрерывному самообучению и обучению, к гибкой смене специализаций в течение жизни.
Помимо этого, одним из перспективных направлений является формирование личности безопасного типа, способной самостоятельно и автономно осуществлять профессиональную деятельность на безопасном уровне.
Понятие «личность безопасного типа» было введено в научный оборот в 1993 году Л. И. Шершневым. Ученый достаточно убедительно показал, что оно обозначает характерологические особенности личности по разделению человеческой активности на опасные и безопасные способы самореализации [12].
Личность безопасного типа характеризуется способностью минимизировать опасность на двух направлениях: исходящую для самого себя из самого себя и сознательно или неосознанно продуцируемую угрозу для других людей, природы. При этом автором отмечается активная позиция личности безопасного типа, направленная на достижение планируемых результатов, но безопасными способами.
Таким образом, личность безопасного типа — это человек, осознающий самого себя, высокий смысл своей деятельности, свое гуманистическое предназначение, стремящийся жить в гармонии с самим собой, окружающими, природой, берущий на себя ответственность за все живое и неживое на земле и во всей вселенной. Он уважает историю и традиции общества, в котором живет, сложившуюся в нем систему ценностей, законов, проявляет заботу о жизни, здоровье и безопасности людей, с которыми совместно проживает.
Литература:
- Девисилов В. А. Компетенции в области безопасности и преемственность образовательных программ. Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции. — М.: ЗАОИздательство «Русский журнал», 2007. — 204 с.
- Михайлов, Л. А. Концепция организации подготовки учителя безопасности жизнедеятельности в современном педагогическом университете: дис. … д-ра пед. наук. — Спб, 2003. — 340 с.
- Шершнев Л. И. Безопасность человека. — М.: Фонд национальной и международной безопасности, 1994. — 478 с.
- Большой энциклопедический словарь / Под ред. А. М. Прохорова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Большая рос. энцикл., 1997. — 1456 с.
- Михайлов Л. А., Соломин В. П., Михайлов А. Л., Старостенко А. В.и др. Безопасность жизнедеятельности: — спб.: питер, 2006. — 302 с.
- Щегалев, И. А. Развитие педагогической готовности учителя безопасности жизнедеятельности (на основе использования ситуативно-имитационного моделирования учебной информации): дис. … канд. пед. наук. — М., 1998. — 178 с.
- О безопасности и охране труда. закон республики казахстан от 28 февраля 2004 года № 528. Ведомости парламента Республики Казахстан, 2004 г. № 3–4, ст. 17; «Казахстанская правда» от 12 марта 2004 года № 49–50
- Белов П. Г. Теоретические основы системной инженерии безопасности. М.: ГНТП «Безопасность», 1996. — 424 с.
- Виленский М. Я., Образцов П. И., Уман А. И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: — М.: Педагогическое общество россии, 2004. — 192 с.
- Давыдова Т. Ю. Педагогические основы управления процессом формирования знаний и умений по безопасности жизнедеятельности: дис. … канд. пед. наук. — Брянск, 1999. — 208 с.
- Девисилов В. А. Тренинг личности и его информационно-психическая безопасность. Основы безопасности жизнедеятельности. — 2003. — № 12. с. 54–57.
- Шершнев Л. И. Стратегия развития образовательной области безопасность жизнедеятельности в россии. Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции. — М.: ЗАОИздательство «Русский журнал», 2007. — 204 с.