Психологическое просвещение как одна из форм профилактической работы педагога-психолога ДОУ
Авторы: Яицкая Наталья Ивановна, Цыбуленко Елена Владимировна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (11) февраль 2017 г.
Дата публикации: 24.12.2016
Статья просмотрена: 22440 раз
Библиографическое описание:
Яицкая, Н. И. Психологическое просвещение как одна из форм профилактической работы педагога-психолога ДОУ / Н. И. Яицкая, Е. В. Цыбуленко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 1.1 (11.1). — С. 45-47. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/52/1779/ (дата обращения: 22.12.2024).
В статье рассматриваются задачи психологического просвещения и профилактики в ДОУ, как предупреждение возможных отклонений в психическом развитии детей, а также в становлении их как личностей. Детально разбираются различные вербальные и не вербальные формы просвещения. Итогом осмысления цели психологического просвещения является создание условий для повышения психологической компетентности педагогов и родителей, а так же включение полученных знаний в структуру педагогической деятельности.
Ключевые слова:просвещение, компетентность, адекватность, личность, родитель, педагог, ребенок, родительское собрание, стенд, листовка, круглый стол.
Психологическое просвещение — это раздел профилактической деятельности специалиста-психолога, направленный на формирование у воспитателей и родителей положительного отношения к психологической помощи и расширению их кругозора в области понимания значимости функции педагога-психолога в условиях ДОУ.
Психологическое просвещение не должно ограничиваться общими сведениями по детской психологии. Полезно опираться на результаты изучения конкретных особенностей данного ДОУ, учитывать традиции и местные условия, квалификацию и особенности педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей. Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы
—знакомить родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка;
— популяризовать и разъяснять результаты психологических исследований;
— формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности;
— достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском саду.
Формы просветительской работы могут быть вербального и не вербального характера.
К вербальным относятся:
—беседы, лекции, круглые столы, семинары с педагогами с демонстрацией эффективных методов и приемов работы с детьми и родителями.
— сотрудничество в подборе доступных игр по развитию психических процессов и коррекции поведения детей.
— выступления на родительских собраниях, организация родительских клубов.
— выступления на методических совещаниях, деловые игры.
Темы для просветительской работы могут выбираться как самим психологом, так и формироваться по запросу родителей или педагогов.
Варианты тем для психологического просвещения педагогов:
— Психофизиологические особенности детей каждой возрастной группы;
— Закономерности развития детского коллектива;
— Стили педагогического общения;
— Психологические основы работы с семьей;
У родителей можно выделить несколько групп характерных запросов, наиболее часто встречающихся в практике психолога детского сада.
Первая группа запросов родителей носит познавательный характер. Родители наблюдают за ходом психического развития ребенка, беспокоятся по поводу возможных отклонений и задержек в развитии и дают свой запрос в виде требования определить уровень умственного и психического развития ребенка.
При таких запросах у родителей, с одной стороны, преобладает желание удостовериться, что ребёнок развивается нормально, а с другой стороны, желание родителей определить уровень развития их детей связано с необходимостью дополнительной подготовки к обучению в школе с более сложной программой и обеспечения им необходимого уровня развития для поступления в такую школу. Здесь основная работа психолога связана с диагностическим обследованием детей.
Другой круг вопросов, возникающих у родителей, связан с проблемой выявления задатков и творческих способностей у ребенка. В данном случае задача психолога состоит не только в выявлении одаренных детей, контролировании их развития, но и в составлении индивидуальных программ обучения с целью предупреждения нежелательных последствий.
Так же многочисленную группу составляют родители, чьи запросы связаны с отклонениями в поведении детей дошкольного возраста (агрессивность, застенчивость, замкнутость, неуверенность в себе, эмоциональная неустойчивость, нервность).
Одним из способов освещения всех этих вопросов является родительское собрание.
Как же правильно организовать и провести родительское собрание?
Одна из задач общения педагога-психолога с родителями — раскрыть родителям важные стороны психического развития ребенка, помочь им выстроить верную педагогическую стратегию. В решении этих вопросов незаменимы родительские собрания, которые являются действенной формой общения психолога с родителями.
Педагог должен знать, как заинтересовать родителей необходимой педагогической информацией, а затем как эффективнее построить родительское собрание.
Именно на собраниях у педагога-психолога есть возможность ознакомить родителей с задачами, содержанием, методами воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи. В ходе проведения собрания основная нагрузка ложится на информационную часть. Этот материал может быть использован и для проведения устных и письменных консультаций с родителями, а также и других форм работы. От психолога требуется творческий подход к материалу: поиск новых примеров; использование своих методов активизации родителей, направленных на появление у слушателей интереса к изучаемой проблеме, на возникновение у них ассоциаций с собственным опытом воспитания детей, переосмысление своей родительской позиции. При этом необходимо учитывать потребность родителей в знаниях.
Важно знать и помнить о таком важном моменте, как культура речи педагога.
Речь педагога-психолога должна быть:
— доступной
— адекватной
— профессиональной
От этого, во многом зависит качество общения и взаимопонимания между родителями и специалистом.
Родительские собрания в ДОУ могут проводиться в таких формах, как психологический тренинг, мастер класс, совместное занятие детей с родителями, день открытых дверей и др.
Подготовка родительского собрания.
1. Можно за неделю до собрания провести анкетирование родителей по теме собрания. Анкеты заполняются дома, до собрания и их результаты используются в ходе его проведения.
2. Для активизации родителей и для обеспечения их явки на собрание желательно изготовить приглашения каждой семье в виде аппликаций, конструкций с учетом темы собрания. Важно, чтобы в изготовлении приглашений-секретов для родителей принимали участие дети. Приглашения раздаются за неделю до собрания.
3. В соответствии с темой собрания изготовить оригинальные памятки с советами. Содержание памяток должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом.
4. Внимание родителей к собранию привлекаем с помощью создания самодельных плакатов по теме собрания.
К не вербальным (наглядным) формам просветительской работы относятся:
— стендовая информация;
— памятки для родителей, сайт педагога;
Как оформить стенд «Рекомендации психолога ":
— Определите цель создания психологического стенда. Это может быть информационная или просветительская работа с воспитанниками или педагогами.
— Укажите психологические службы, в которые могут при желании обратиться родители с детьми.
— Продумайте информацию, которая должна быть размещена на стенде, исходя из возлагаемых на него функций.
— На стенде указателе обязательно должна присутствовать информация о часах работы специалиста, его фамилия, имя и отчество, номер кабинета. Приветствуется наличие фотографии.
— Хорошо определить и обозначить виды психологической помощи, возможные темы консультирования.
Таким стендом психолог обозначит свою деятельность в ДОУ, пригласит к себе нуждающихся в помощи и желающих проконсультироваться. В пластиковые кармашки (формат А4) информационной доски можно поместить листовки, памятки или визитки.
Информационно-просветительский стенд оформляйте, исходя из темы.
Это может быть:
— помощь в общении родителей и детей,
— тревожный ребенок,
— способы преодоления застенчивости,
— советы по саморегуляции;
Темы стенда могут разрабатываться педагогическим советом, подбираться по инициативе психолога или создаваться исходя из вопросов родителей и детей.
Как правило, тематика обновляется в соответствии с актуальными запросами и потребностями детей.
Например: 1. «Как помочь ребенку адаптироваться в ДОУ».
2. «Рекомендации родителям по развитию внимания ребенка».
3. «Что нужно сделать родителям, чтобы ребенок успешно подготовился к школе».
Стенд должен быть постоянно обновляем. Рядом с ним можно прикрепить карман для вопросов. Важно, чтобы просветительский уголок был иллюстрирован фотографиями, плакатами и картинками, выглядел современно, красочно и содержал понятную, удобно читаемую, информацию для тех, кому он предназначен.
Если вы подойдете к этому процессу творчески, то информационный уголок будет смотреться солидно и прослужит долго.
В заключении хочется отметить, что психологическое просвещение в ДОУ это одна из форм психопрофилактической работы педагога-психолога. При осуществлении психологического просвещения необходимо учитывать возрастные и социально-психологические характеристики тех по отношению к кому осуществляется эта работа. Эффективным является просвещение тогда, когда в нем принимают активное посильное участие сами родители и педагоги. При этом необходимо учитывать их общекультурный и образовательный уровень, возможности и опыт в воспитании детей (педагогический потенциал семьи). При желании, психолог сам может внести элемент творчества в разнообразие этих форм и разработку новых при осуществлении психологического просвещения среди родителей, воспитанников и педагогов ДОУ.
Литература:
- Детская практическая психология: учебник / под ред. проф. Т. Д. Марцинковской — М.: Гардарики, 2004. — 255 с.
- Петровский В. А. Учимся общаться с ребенком: Руководство для воспитателя детского сада / В. А. Петровский, А. М. Виноградова, Л. М. Кларина. — М.: Учпедгиз, 1993. — 146 с.
- Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога / Г. А. Широкова. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 384 с.
- Чупров Л. Ф. Психологическое просвещение в системе психопрофилактической работы практического психолога: Основы теории и методика (пособие) / Л. Ф. Чупров. — М., OIM.RU, 2003.
- Райгородский Д. Я. Психология и психоанализ беременности. Учебное пособие по психологии материнства. [2003, DOC, RUS]
Ключевые слова
компетентность, личность, педагог, ребёнок, адекватность, просвещение, стенд, родитель, родительское собрание, листовка, круглый столПохожие статьи
Педагогическая практика в подготовке современного учителя
Качественное образование является основой для развития любой нации. Именно поэтому для качественного образования нужны компетентные педагоги. Так, в рамках исследования рассматривается профессиональная компетентность педагога в системе современного о...
Об актуальных проблемах подготовки современного творческого педагога дошкольного образовательного учреждения
В статье рассматриваются специфические педагогические и психологические особенности подготовки будущих специалистов дошкольного образования к инновационной профессиональной деятельности. Выделяются смысловые аспекты, характеризующие процесс творчеств...
Организация наставничества в школе с молодыми педагогами
Статья посвящена проблеме организации наставничества в ОУ. Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных...
Понятие личностно-ориентированного обучения, его виды и формы организации в современной общеобразовательной школе
Современная система образования должна быть нацелена на формирование у школьника потребностей и умений самостоятельного освоения новых знаний, новых форм деятельности, их анализа и соотнесения с культурными ценностями, способности и готовности к твор...
Профессиональная идентичность у студентов, обучающихся по специальностям «клиническая психология» и «педиатрия»: сравнительный анализ
В статье приводится обзор характеристик профессиональной идентичности студентов, обучающихся по специальностям «клиническая психология» и «педиатрия». Автор отмечает широкую проработку в психологической науке последствий несформированности характерис...
Экологическое проектирование как инструмент формирования патриотических качеств личности
В данной статье рассматривается экологическое проектирование школьников и его возможности в формировании патриотических качеств личности. Значительное внимание уделяется организации проектной деятельности в системе дополнительного образования. Обобще...
Возможности работы педагога-психолога с семьей по формированию адекватной самооценки младших школьников
В статье отражены подходы к проблеме работы педагога-психолога с семьёй по формированию адекватной самооценки младших школьников. Психолого-педагогическая деятельность с родителями рассматривается как ориентация на универсальные с точки зрения педаго...
Методологическая основа процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников
Статья посвящена изучению методологической основы процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников и основана на анализе психологических, педагогических и культурных аспектов, которые влияют на этот процесс. В работе рассматриваются сп...
Духовно-нравственная одаренность как одна из составляющих личностного развития детей в психолого-педагогической работе
В данной статье рассмотрен вопрос о духовно-нравственной одаренности в процессе морального, ценностного и духовного развития человека. Определена роль педагога-психолога, его специфика работы и форма адекватной образовательной среды при взаимодействи...
Психолого-педагогическое сопровождение дезадаптированных детей в образовательном пространстве
В статье приводятся практические примеры для выявления и работы педагогов и психологов с дезадаптированными детьми в общеобразовательном пространстве, а также некоторые рекомендации родителям для помощи ребенку в коммуникации со всеми субъектами обра...
Похожие статьи
Педагогическая практика в подготовке современного учителя
Качественное образование является основой для развития любой нации. Именно поэтому для качественного образования нужны компетентные педагоги. Так, в рамках исследования рассматривается профессиональная компетентность педагога в системе современного о...
Об актуальных проблемах подготовки современного творческого педагога дошкольного образовательного учреждения
В статье рассматриваются специфические педагогические и психологические особенности подготовки будущих специалистов дошкольного образования к инновационной профессиональной деятельности. Выделяются смысловые аспекты, характеризующие процесс творчеств...
Организация наставничества в школе с молодыми педагогами
Статья посвящена проблеме организации наставничества в ОУ. Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных...
Понятие личностно-ориентированного обучения, его виды и формы организации в современной общеобразовательной школе
Современная система образования должна быть нацелена на формирование у школьника потребностей и умений самостоятельного освоения новых знаний, новых форм деятельности, их анализа и соотнесения с культурными ценностями, способности и готовности к твор...
Профессиональная идентичность у студентов, обучающихся по специальностям «клиническая психология» и «педиатрия»: сравнительный анализ
В статье приводится обзор характеристик профессиональной идентичности студентов, обучающихся по специальностям «клиническая психология» и «педиатрия». Автор отмечает широкую проработку в психологической науке последствий несформированности характерис...
Экологическое проектирование как инструмент формирования патриотических качеств личности
В данной статье рассматривается экологическое проектирование школьников и его возможности в формировании патриотических качеств личности. Значительное внимание уделяется организации проектной деятельности в системе дополнительного образования. Обобще...
Возможности работы педагога-психолога с семьей по формированию адекватной самооценки младших школьников
В статье отражены подходы к проблеме работы педагога-психолога с семьёй по формированию адекватной самооценки младших школьников. Психолого-педагогическая деятельность с родителями рассматривается как ориентация на универсальные с точки зрения педаго...
Методологическая основа процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников
Статья посвящена изучению методологической основы процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников и основана на анализе психологических, педагогических и культурных аспектов, которые влияют на этот процесс. В работе рассматриваются сп...
Духовно-нравственная одаренность как одна из составляющих личностного развития детей в психолого-педагогической работе
В данной статье рассмотрен вопрос о духовно-нравственной одаренности в процессе морального, ценностного и духовного развития человека. Определена роль педагога-психолога, его специфика работы и форма адекватной образовательной среды при взаимодействи...
Психолого-педагогическое сопровождение дезадаптированных детей в образовательном пространстве
В статье приводятся практические примеры для выявления и работы педагогов и психологов с дезадаптированными детьми в общеобразовательном пространстве, а также некоторые рекомендации родителям для помощи ребенку в коммуникации со всеми субъектами обра...