Психологическое просвещение как одна из форм профилактической работы педагога-психолога ДОУ | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Яицкая, Н. И. Психологическое просвещение как одна из форм профилактической работы педагога-психолога ДОУ / Н. И. Яицкая, Е. В. Цыбуленко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 1.1 (11.1). — С. 45-47. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/52/1779/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье рассматриваются задачи психологического просвещения и профилактики в ДОУ, как предупреждение возможных отклонений в психическом развитии детей, а также в становлении их как личностей. Детально разбираются различные вербальные и не вербальные формы просвещения. Итогом осмысления цели психологического просвещения является создание условий для повышения психологической компетентности педагогов и родителей, а так же включение полученных знаний в структуру педагогической деятельности.

Ключевые слова:просвещение, компетентность, адекватность, личность, родитель, педагог, ребенок, родительское собрание, стенд, листовка, круглый стол.

Психологическое просвещение — это раздел профилактической деятельности специалиста-психолога, направленный на формирование у воспитателей и родителей положительного отношения к психологической помощи и расширению их кругозора в области понимания значимости функции педагога-психолога в условиях ДОУ.

Психологическое просвещение не должно ограничиваться общими сведениями по детской психологии. Полезно опираться на результаты изучения конкретных особенностей данного ДОУ, учитывать традиции и местные условия, квалификацию и особенности педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей. Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы

—знакомить родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка;

— популяризовать и разъяснять результаты психологических исследований;

— формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности;

— достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском саду.

Формы просветительской работы могут быть вербального и не вербального характера.

К вербальным относятся:

—беседы, лекции, круглые столы, семинары с педагогами с демонстрацией эффективных методов и приемов работы с детьми и родителями.

— сотрудничество в подборе доступных игр по развитию психических процессов и коррекции поведения детей.

— выступления на родительских собраниях, организация родительских клубов.

— выступления на методических совещаниях, деловые игры.

Темы для просветительской работы могут выбираться как самим психологом, так и формироваться по запросу родителей или педагогов.

Варианты тем для психологического просвещения педагогов:

— Психофизиологические особенности детей каждой возрастной группы;

— Закономерности развития детского коллектива;

— Стили педагогического общения;

— Психологические основы работы с семьей;

У родителей можно выделить несколько групп характерных запросов, наиболее часто встречающихся в практике психолога детского сада.

Первая группа запросов родителей носит познавательный характер. Родители наблюдают за ходом психического развития ребенка, беспокоятся по поводу возможных отклонений и задержек в развитии и дают свой запрос в виде требования определить уровень умственного и психического развития ребенка.

При таких запросах у родителей, с одной стороны, преобладает желание удостовериться, что ребёнок развивается нормально, а с другой стороны, желание родителей определить уровень развития их детей связано с необходимостью дополнительной подготовки к обучению в школе с более сложной программой и обеспечения им необходимого уровня развития для поступления в такую школу. Здесь основная работа психолога связана с диагностическим обследованием детей.

Другой круг вопросов, возникающих у родителей, связан с проблемой выявления задатков и творческих способностей у ребенка. В данном случае задача психолога состоит не только в выявлении одаренных детей, контролировании их развития, но и в составлении индивидуальных программ обучения с целью предупреждения нежелательных последствий.

Так же многочисленную группу составляют родители, чьи запросы связаны с отклонениями в поведении детей дошкольного возраста (агрессивность, застенчивость, замкнутость, неуверенность в себе, эмоциональная неустойчивость, нервность).

Одним из способов освещения всех этих вопросов является родительское собрание.

Как же правильно организовать и провести родительское собрание?

Одна из задач общения педагога-психолога с родителями — раскрыть родителям важные стороны психического развития ребенка, помочь им выстроить верную педагогическую стратегию. В решении этих вопросов незаменимы родительские собрания, которые являются действенной формой общения психолога с родителями.

Педагог должен знать, как заинтересовать родителей необходимой педагогической информацией, а затем как эффективнее построить родительское собрание.

Именно на собраниях у педагога-психолога есть возможность ознакомить родителей с задачами, содержанием, методами воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи. В ходе проведения собрания основная нагрузка ложится на информационную часть. Этот материал может быть использован и для проведения устных и письменных консультаций с родителями, а также и других форм работы. От психолога требуется творческий подход к материалу: поиск новых примеров; использование своих методов активизации родителей, направленных на появление у слушателей интереса к изучаемой проблеме, на возникновение у них ассоциаций с собственным опытом воспитания детей, переосмысление своей родительской позиции. При этом необходимо учитывать потребность родителей в знаниях.

Важно знать и помнить о таком важном моменте, как культура речи педагога.

Речь педагога-психолога должна быть:

— доступной

— адекватной

— профессиональной

От этого, во многом зависит качество общения и взаимопонимания между родителями и специалистом.

Родительские собрания в ДОУ могут проводиться в таких формах, как психологический тренинг, мастер класс, совместное занятие детей с родителями, день открытых дверей и др.

Подготовка родительского собрания.

1. Можно за неделю до собрания провести анкетирование родителей по теме собрания. Анкеты заполняются дома, до собрания и их результаты используются в ходе его проведения.

2. Для активизации родителей и для обеспечения их явки на собрание желательно изготовить приглашения каждой семье в виде аппликаций, конструкций с учетом темы собрания. Важно, чтобы в изготовлении приглашений-секретов для родителей принимали участие дети. Приглашения раздаются за неделю до собрания.

3. В соответствии с темой собрания изготовить оригинальные памятки с советами. Содержание памяток должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом.

4. Внимание родителей к собранию привлекаем с помощью создания самодельных плакатов по теме собрания.

К не вербальным (наглядным) формам просветительской работы относятся:

— стендовая информация;

— памятки для родителей, сайт педагога;

Как оформить стенд «Рекомендации психолога ":

— Определите цель создания психологического стенда. Это может быть информационная или просветительская работа с воспитанниками или педагогами.

— Укажите психологические службы, в которые могут при желании обратиться родители с детьми.

— Продумайте информацию, которая должна быть размещена на стенде, исходя из возлагаемых на него функций.

— На стенде указателе обязательно должна присутствовать информация о часах работы специалиста, его фамилия, имя и отчество, номер кабинета. Приветствуется наличие фотографии.

— Хорошо определить и обозначить виды психологической помощи, возможные темы консультирования.

Таким стендом психолог обозначит свою деятельность в ДОУ, пригласит к себе нуждающихся в помощи и желающих проконсультироваться. В пластиковые кармашки (формат А4) информационной доски можно поместить листовки, памятки или визитки.

Информационно-просветительский стенд оформляйте, исходя из темы.

Это может быть:

— помощь в общении родителей и детей,

— тревожный ребенок,

— способы преодоления застенчивости,

— советы по саморегуляции;

Темы стенда могут разрабатываться педагогическим советом, подбираться по инициативе психолога или создаваться исходя из вопросов родителей и детей.

Как правило, тематика обновляется в соответствии с актуальными запросами и потребностями детей.

Например: 1. «Как помочь ребенку адаптироваться в ДОУ».

2. «Рекомендации родителям по развитию внимания ребенка».

3. «Что нужно сделать родителям, чтобы ребенок успешно подготовился к школе».

Стенд должен быть постоянно обновляем. Рядом с ним можно прикрепить карман для вопросов. Важно, чтобы просветительский уголок был иллюстрирован фотографиями, плакатами и картинками, выглядел современно, красочно и содержал понятную, удобно читаемую, информацию для тех, кому он предназначен.

Если вы подойдете к этому процессу творчески, то информационный уголок будет смотреться солидно и прослужит долго.

В заключении хочется отметить, что психологическое просвещение в ДОУ это одна из форм психопрофилактической работы педагога-психолога. При осуществлении психологического просвещения необходимо учитывать возрастные и социально-психологические характеристики тех по отношению к кому осуществляется эта работа. Эффективным является просвещение тогда, когда в нем принимают активное посильное участие сами родители и педагоги. При этом необходимо учитывать их общекультурный и образовательный уровень, возможности и опыт в воспитании детей (педагогический потенциал семьи). При желании, психолог сам может внести элемент творчества в разнообразие этих форм и разработку новых при осуществлении психологического просвещения среди родителей, воспитанников и педагогов ДОУ.

Литература:

  1. Детская практическая психология: учебник / под ред. проф. Т. Д. Марцинковской — М.: Гардарики, 2004. — 255 с.
  2. Петровский В. А. Учимся общаться с ребенком: Руководство для воспитателя детского сада / В. А. Петровский, А. М. Виноградова, Л. М. Кларина. — М.: Учпедгиз, 1993. — 146 с.
  3. Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога / Г. А. Широкова. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 384 с.
  4. Чупров Л. Ф. Психологическое просвещение в системе психопрофилактической работы практического психолога: Основы теории и методика (пособие) / Л. Ф. Чупров. — М., OIM.RU, 2003.
  5. Райгородский Д. Я. Психология и психоанализ беременности. Учебное пособие по психологии материнства. [2003, DOC, RUS]
Основные термины (генерируются автоматически): родитель, психологическое просвещение, родительское собрание, просветительская работа, ребенок, собрание, детский сад, психическое развитие ребенка, дошкольный возраст, психологическая помощь.

Похожие статьи

Педагогическая практика в подготовке современного учителя

Качественное образование является основой для развития любой нации. Именно поэтому для качественного образования нужны компетентные педагоги. Так, в рамках исследования рассматривается профессиональная компетентность педагога в системе современного о...

Об актуальных проблемах подготовки современного творческого педагога дошкольного образовательного учреждения

В статье рассматриваются специфические педагогические и психологические особенности подготовки будущих специалистов дошкольного образования к инновационной профессиональной деятельности. Выделяются смысловые аспекты, характеризующие процесс творчеств...

Организация наставничества в школе с молодыми педагогами

Статья посвящена проблеме организации наставничества в ОУ. Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных...

Понятие личностно-ориентированного обучения, его виды и формы организации в современной общеобразовательной школе

Современная система образования должна быть нацелена на формирование у школьника потребностей и умений самостоятельного освоения новых знаний, новых форм деятельности, их анализа и соотнесения с культурными ценностями, способности и готовности к твор...

Профессиональная идентичность у студентов, обучающихся по специальностям «клиническая психология» и «педиатрия»: сравнительный анализ

В статье приводится обзор характеристик профессиональной идентичности студентов, обучающихся по специальностям «клиническая психология» и «педиатрия». Автор отмечает широкую проработку в психологической науке последствий несформированности характерис...

Экологическое проектирование как инструмент формирования патриотических качеств личности

В данной статье рассматривается экологическое проектирование школьников и его возможности в формировании патриотических качеств личности. Значительное внимание уделяется организации проектной деятельности в системе дополнительного образования. Обобще...

Возможности работы педагога-психолога с семьей по формированию адекватной самооценки младших школьников

В статье отражены подходы к проблеме работы педагога-психолога с семьёй по формированию адекватной самооценки младших школьников. Психолого-педагогическая деятельность с родителями рассматривается как ориентация на универсальные с точки зрения педаго...

Методологическая основа процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников

Статья посвящена изучению методологической основы процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников и основана на анализе психологических, педагогических и культурных аспектов, которые влияют на этот процесс. В работе рассматриваются сп...

Духовно-нравственная одаренность как одна из составляющих личностного развития детей в психолого-педагогической работе

В данной статье рассмотрен вопрос о духовно-нравственной одаренности в процессе морального, ценностного и духовного развития человека. Определена роль педагога-психолога, его специфика работы и форма адекватной образовательной среды при взаимодействи...

Психолого-педагогическое сопровождение дезадаптированных детей в образовательном пространстве

В статье приводятся практические примеры для выявления и работы педагогов и психологов с дезадаптированными детьми в общеобразовательном пространстве, а также некоторые рекомендации родителям для помощи ребенку в коммуникации со всеми субъектами обра...

Похожие статьи

Педагогическая практика в подготовке современного учителя

Качественное образование является основой для развития любой нации. Именно поэтому для качественного образования нужны компетентные педагоги. Так, в рамках исследования рассматривается профессиональная компетентность педагога в системе современного о...

Об актуальных проблемах подготовки современного творческого педагога дошкольного образовательного учреждения

В статье рассматриваются специфические педагогические и психологические особенности подготовки будущих специалистов дошкольного образования к инновационной профессиональной деятельности. Выделяются смысловые аспекты, характеризующие процесс творчеств...

Организация наставничества в школе с молодыми педагогами

Статья посвящена проблеме организации наставничества в ОУ. Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных...

Понятие личностно-ориентированного обучения, его виды и формы организации в современной общеобразовательной школе

Современная система образования должна быть нацелена на формирование у школьника потребностей и умений самостоятельного освоения новых знаний, новых форм деятельности, их анализа и соотнесения с культурными ценностями, способности и готовности к твор...

Профессиональная идентичность у студентов, обучающихся по специальностям «клиническая психология» и «педиатрия»: сравнительный анализ

В статье приводится обзор характеристик профессиональной идентичности студентов, обучающихся по специальностям «клиническая психология» и «педиатрия». Автор отмечает широкую проработку в психологической науке последствий несформированности характерис...

Экологическое проектирование как инструмент формирования патриотических качеств личности

В данной статье рассматривается экологическое проектирование школьников и его возможности в формировании патриотических качеств личности. Значительное внимание уделяется организации проектной деятельности в системе дополнительного образования. Обобще...

Возможности работы педагога-психолога с семьей по формированию адекватной самооценки младших школьников

В статье отражены подходы к проблеме работы педагога-психолога с семьёй по формированию адекватной самооценки младших школьников. Психолого-педагогическая деятельность с родителями рассматривается как ориентация на универсальные с точки зрения педаго...

Методологическая основа процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников

Статья посвящена изучению методологической основы процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников и основана на анализе психологических, педагогических и культурных аспектов, которые влияют на этот процесс. В работе рассматриваются сп...

Духовно-нравственная одаренность как одна из составляющих личностного развития детей в психолого-педагогической работе

В данной статье рассмотрен вопрос о духовно-нравственной одаренности в процессе морального, ценностного и духовного развития человека. Определена роль педагога-психолога, его специфика работы и форма адекватной образовательной среды при взаимодействи...

Психолого-педагогическое сопровождение дезадаптированных детей в образовательном пространстве

В статье приводятся практические примеры для выявления и работы педагогов и психологов с дезадаптированными детьми в общеобразовательном пространстве, а также некоторые рекомендации родителям для помощи ребенку в коммуникации со всеми субъектами обра...

Задать вопрос