В статье автор обращает внимание на то, что в современном образовательном процессе возрастает значение взаимодействия педагогов и родителей на различных уровнях.Перед педагогическим сообществом стоит актуальная задача: обеспечить эффективное взаимодействие между детским садом и семьей с целью превращения процесса воспитания в совместное начинание педагогов и родителей.
Ключевые слова: сотрудничество, взаимодействие.
В эпоху стремительного развития информационных технологий обнаружилась тенденция к снижению эффективности взаимодействия с семьями воспитанников в системе дошкольного образования. В настоящий момент, для воспитания детей в семье и обществе является важным ориентиром — Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В соответствии со стандартом (ФГОС ДО) взаимодействие с родителями должно осуществляться в индивидуальном порядке, с учетом их социального положения, особенностей семейной атмосферы, запросов и уровня вовлеченности в деятельность дошкольного образовательного учреждения, а также направлено на повышение уровня грамотности семьи.
В современном образовательном процессе возрастает значение взаимодействия педагогов и родителей на различных уровнях.
Родители стремятся к тому, чтобы их дети стали достойными членами общества. Однако сами родители не всегда обладают достаточными знаниями и навыками в области воспитания.
Родительское собрание является одной из ключевых форм взаимодействия между родителями и педагогами. На этих встречах обсуждаются и принимаются решения по актуальным вопросам воспитания и развития детей как в дошкольном учреждении, так и в семье. Основная цель родительских собраний — согласование, координация и консолидация усилий детского сада и семьи для обеспечения всестороннего развития ребенка: духовного, нравственного и физического. Кроме того, собрания направлены на повышение педагогической грамотности родителей, активизацию их участия в жизни детского коллектива и укрепление чувства ответственности за воспитание собственных детей.
Родительские собрания играют важную роль в образовательном процессе, обеспечивая:
– оперативный обмен информацией о детях, их успехах и трудностях;
– консолидацию усилий родителей и педагогов при внедрении изменений в жизнь и деятельность детского коллектива, а также в его режиме работы;
– информирование родителей о результатах развития детей;
– повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей посредством различных форм просветительской работы: лекций, тренингов, ролевых игр, посвященных актуальным вопросам воспитания и обучения.
Перед педагогическим сообществом стоит актуальная задача: обеспечить эффективное взаимодействие между детским садом и семьей с целью превращения процесса воспитания в совместное начинание педагогов и родителей. Важной частью этой задачи является привлечение современных родителей к активному сотрудничеству. Необходимо сформировать такую среду, которая побуждала бы родителей с энтузиазмом и пользой для себя и учреждения посещать родительские собрания. Проанализировав ФГОС ДО, я отобрала нетрадиционные форматы проведения родительских собраний. Данный подход способствует большей открытости родителей, повышению их интереса к деятельности детского сада и стимулирует активное участие в воспитании детей.
В своей работе я использую следующие нетрадиционные формы проведения родительских собраний:
– устный журнал — педагогическое просвещение родителей по определенной теме. В журнале тематический раздел, посвященный одной проблеме, условно именуется «страницей». Каждая такая «страница» представляет собой устное изложение, которое может быть дополнено дидактическими материалами, выставками детских рисунков и поделок и другими наглядными пособиями;
– собрание-студия — обучение на трех уровнях: теоретическом, практическом и технологическом. Такая форма собрания сочетает учебу с элементами творческой практики;
– собрание-практикум — форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей;
– собрание-совещании — представляет собой формат организационной работы, направленный на разработку, анализ и принятие решений в сфере педагогики. В ходе такого мероприятия происходит консолидация информации от различных участников по конкретной проблеме, что позволяет определить общую стратегию ее решения;
– ток-шоу — форма дискуссии, с привлечением компетентных специалистов;
– собрание-выставка — это час творчества, когда дети показывают детям свои творческие способности;
– открытое родительское собрание, на которое приглашаются все лица, заинтересованные в решении поставленной проблемы. Данные формы взаимодействия позволяют эффективно решать комплекс задач, направленных на укрепление сотрудничества между образовательным учреждением и семьей.
Во-первых, они способствуют установлению прочных партнерских отношений между родителями и педагогами. Во-вторых, содействуют объединению усилий обеих сторон в деле развития и воспитания детей. В-третьих, формируют атмосферу общих интересов, что способствует сплочению родительского сообщества.
Кроме того, такие формы работы способствуют активизации и обогащению педагогических навыков родителей, укреплению их уверенности в собственных возможностях. Они также позволяют родителям глубже осознать свою роль в воспитании детей, получить ценный опыт взаимодействия с ними, переосмыслить свои педагогические установки.
Наконец, данные формы работы развивают у родителей умение анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, выявлять причины возможных ошибок и выбирать наиболее эффективные методы воздействия на ребенка, учитывающие его возрастные и индивидуальные особенности. Для обеспечения продуктивности родительского собрания необходимо сформировать благоприятную психологическую атмосферу, способствующую взаимопониманию, доброжелательности и комфорту участников.
В результате проведенных наблюдений за детьми, бесед с ними и анкетирования родителей была выявлена актуальная проблема: чрезмерное увлечение детей гаджетами, вызывающее беспокойство у многих родителей. С целью ее обсуждения было принято решение провести родительское собрание в формате ток-шоу «Гаджеты в жизни дошкольника. Информационная безопасность» с педагога-психолога.
Во время основной части мероприятия состоялась живая дискуссия между участниками ток-шоу и специалистом в области детской психологии. Эксперты доступно объяснили суть интернет-зависимости у детей, предоставив перечень общих признаков, по которым можно распознать эту проблему.
Далее была проведена интерактивная игра для родителей «Возрастной портрет моего ребенка, воздействие компьютера на развитие его личности». В ходе игры участники смогли оценить влияние неправильного использования гаджетов на развитие ребенка и пришли к выводу, что компьютер сам по себе является лишь инструментом получения информации. От того, как ребенок им пользуется, во многом зависит воспитание со стороны родителей. Участники единодушно согласились, что для предотвращения негативного влияния гаджетов на здоровье детей крайне важно установить четкие временные рамки для их использования. В заключение каждому участнику была вручена памятка «Профилактика компьютерной зависимости у ребенка».
Я убеждена, что проведение родительских собраний в новом, диалоговом формате может стать основой для построения прочных партнерских отношений между педагогами и родителями. Организация взаимодействия с семьей — это сложная задача, не имеющая универсальных решений. Взаимодействие родителей и детского сада редко складывается мгновенно. Это длительный процесс, требующий терпения, последовательности и неустанных усилий со стороны всех участников. Ведь у нас общая цель — воспитание сильных, здоровых будущих членов общества.
Литература:
- Антонова, Т. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка [Текст] / Т. Антонова, Е. Волкова, Н. Мишина // Дошкольное воспитание. — 2005. — № 6. — С. 66–70
- Давыдова О. И. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход / О. И. Давыдова, Л. Г. Богославец, А. А. Майер // Приложение к журналу Управление ДОУ. — Москва: ТЦ Сфера, 2005–144 с.
- Доронова, Т.Н.«Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями»/ Т. Н. Доронова М.,- 2002