Исследование психологических особенностей мужчин и женщин в период возрастных кризисов взрослости | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №51 (498) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 19.12.2023

Статья просмотрена: 203 раза

Библиографическое описание:

Логинова, Ю. А. Исследование психологических особенностей мужчин и женщин в период возрастных кризисов взрослости / Ю. А. Логинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 51 (498). — С. 439-444. — URL: https://moluch.ru/archive/498/109289/ (дата обращения: 16.11.2024).



В данном исследовании рассматривается проблема психологических особенностей мужчин и женщин в период возрастных кризисов взрослости. Определяется исследуемый возраст и выделяются психологические особенности в период проживания кризиса. Подобраны методики для исследования психологических особенностей в период проживания кризиса, на основе результатов которых строится эмпирическое исследование. Описаны полученные результаты и сформулированы выводы исследования.

Ключевые слова: психологический кризис, кризис взрослости, кризис тридцати лет, кризис середины жизни, психологические особенности.

This study examines the problem of psychological features of men and women in the period of «age crises of adulthood depending on the presence/absence of family relations. The age under study is defined and psychological features during the period of crisis living are emphasized. The methods for research of psychological features during the crisis living period are selected, on the basis of the results of which the empirical research is built. The obtained results are described and conclusions of the research are formulated.

Keywords: psychological crisis, crisis of adulthood, crisis of thirty years, mid-life crisis, psychological features, family relations.

В современном мире, в эпоху постоянных культурных и социально-экономических перемен проблема личностных кризисов становится все более актуальной. Это можно заметить по тому, как возросла потребность в психологических услугах со стороны взрослых, определившихся и во многом состоявшихся людей.

Как в зарубежной, так и в отечественной психологии существует огромное множество исследований возрастных кризисов у детей и гораздо меньшее количество исследований, в которых бы шла речь о психологических особенностях личности, проживающей кризис взрослости. Зарубежные ученые, которые исследовали личность в период взрослости — это К. Г. Юнг, Дж. Левинсон, Э. Эриксон и др. В отечественной психологии это — А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский, И. С. Кон и др.

Некоторые исследователи, в свою очередь, полагают, что кризисы взрослости имеют гендерный аспект. Например, Л. С. Выготский, Д. Левинсон и К. Юнг считали, что кризис, возникающий во взрослом возрасте — это больше мужская особенность, и именно мужчины склонны анализировать свою жизнь сквозь призму профессиональных и личностных успехов, достигнутых на данном этапе жизни. Но в современном мире, когда женская роль меняется очень активно, и женщины так же активно, как и мужчины, занимаются своей карьерой и самореализацией, данный факт теряет свою актуальность. Что указывает на необходимость исследования психологических особенностей кризисного состояния во взрослом возрасте, как у мужчин, так и у женщин.

Из-за недостатка исследований, специалистов и конкретных методов работы, психологи сталкиваются с затруднениями при запросе от клиентов, которые испытывают трудности в проживании кризисов взрослости.

Для исследования нами были выбраны два нормативных возрастных кризиса взрослости: кризис 30-ти лет и кризис 40-а лет. В исследовании приняли участие мужчины и женщины в возрасте 30–35 лет и мужчины и женщины в возрасте 40–45 лет.

В нашем исследовании мы выделили несколько психологических характеристик для изучения особенностей личности во время проживания кризиса взрослости:

  1. Уровень жизнестойкости — способность личности справляться со стрессами, не теряя при этом внутреннего баланса и продуктивности. Для исследования этой психологической характеристики была выбрана методика «Тест жизнестойкости» Мадди в адапатции Леонтьева, Рассказовой [3, с. 59–62].
  2. Уровень субъективного контроля — степень готовности человека брать на себя ответственность за то, что происходит с ним и вокруг него. Для исследования этой психологической характеристики была выбрана методика «Уровень субъективного контроля» Дж. Роттера [6, с. 9–13].
  3. Уровень тревожности — возникающее по незначительным поводам чувство волнения, переживания, беспокойства. Для исследования этой психологической характеристики была выбрана методика «Шкала самооценки уровня тревожности Спилберга-Ханина» [1, с.39.].
  4. Уровень самооценки — значимость, которой человек наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Для исследования этой психологической характеристики была выбрана «Методика диагностики самооценки» Дембо-Рубинштейн в модификации Прихожан [4, с.110–118].

Цель исследования: выявить особенности психологического состояния мужчин и женщин в период возрастных кризисов взрослости.

Гипотеза: у мужчин, проживающих кризисы взрослости, уровень самооценки выше, уровень тревожности ниже, чем у женщин, уровень субъективного контроля и уровень жизнестойкости не отличаются.

Сравнительный анализ результатов исследования уровня самооценки у мужчин и женщин в период кризисов взрослости.

На основании полученных результатов была составлена диаграмма, отражающая соотношение показателей уровня самооценки у мужчин и женщин, проживающих кризис, в возрасте 30–35 и 40–45 лет.

Соотношение уровня самооценки у мужчин и женщин, проживающих кризисное состояние, в возрасте 30–35 и 40–45 лет

Рис. 1. Соотношение уровня самооценки у мужчин и женщин, проживающих кризисное состояние, в возрасте 30–35 и 40–45 лет

Сравнительный анализ результатов исследования уровня тревожности у мужчин и женщин в период кризисов взрослости.

На основании полученных результатов была составлена диаграмма, отражающая соотношение показателей уровня тревожности у мужчин и женщин, проживающих кризис, в возрасте 30–35 и 40–45 лет.

Соотношение уровня тревожности у мужчин и женщин, проживающих кризисное состояние, в возрасте 30–35 и 40–45 лет

Рис. 2. Соотношение уровня тревожности у мужчин и женщин, проживающих кризисное состояние, в возрасте 30–35 и 40–45 лет

Сравнительный анализ результатов исследования уровня субъективного контроля у мужчин и женщин в период кризисов взрослости.

На основании полученных результатов была составлена диаграмма, отражающая соотношение показателей уровня субъективного контроля у мужчин и женщин, проживающих кризис, в возрасте 30–35 и 40–45 лет.

Соотношение уровня субъективного контроля у мужчин и женщин, проживающих кризисное состояние, в возрасте 30–35 и 40–45 лет

Рис. 3. Соотношение уровня субъективного контроля у мужчин и женщин, проживающих кризисное состояние, в возрасте 30–35 и 40–45 лет

Сравнительный анализ результатов исследования уровня жизнестойкости у мужчин и женщин в период кризисов взрослости.

На основании полученных результатов была составлена диаграмма, отражающая соотношение показателей уровня жизнестойкости у мужчин и женщин, проживающих кризис, в возрасте 30–35 и 40–45 лет.

Соотношение уровня жизнестойкости у мужчин и женщин, проживающих кризисное состояние, в возрасте 30–35 и 40–45 лет

Рис. 4. Соотношение уровня жизнестойкости у мужчин и женщин, проживающих кризисное состояние, в возрасте 30–35 и 40–45 лет

Сравнительный анализ уровней психологических характеристик (самооценка, тревожность, уровень субъективного контроля, жизнестойкость) личности у мужчин и женщин в период проживания кризисов взрослости.

На основании полученных в ходе исследования результатов были составлены таблицы, отражающие процентное соотношение уровней психологических характеристик мужчин и женщин в период проживания кризисов взрослости.

Таблица 1

Результаты эмпирического исследования уровня самооценки у мужчин, проживающих кризис

Высокий

Средний

Низкий

Количество испытуемых

4

4

30

Процент испытуемых

10,5 %

10,5 %

79 %

Результаты эмпирического исследования уровня самооценки у женщин, проживающих кризис

Высокий

Средний

Низкий

Количество испытуемых

3

3

30

Процент испытуемых

8 %

8 %

84 %

Таблица 2

Результаты эмпирического исследования уровня тревожности у мужчин, проживающих кризис

Высокий

Умеренный

Низкий

Количество испытуемых

21

9

8

Процент испытуемых

55 %

24 %

21 %

Результаты эмпирического исследования уровня тревожности у женщин, проживающих кризис

Высокий

Умеренный

Низкий

Количество испытуемых

18

9

9

Процент испытуемых

50 %

25 %

25 %

Таблица 3

Результаты эмпирического исследования уровня субъективного контроля у мужчин, проживающих кризис

Высокий

Низкий

Количество испытуемых

16

22

Процент испытуемых

42 %

58 %

Результаты эмпирического исследования уровня субъективного контроля у женщин, проживающих кризис

Высокий

Низкий

Количество испытуемых

16

20

Процент испытуемых

44,5 %

55,5 %

Таблица 4

Результаты эмпирического исследования уровня жизнестойкости у мужчин, проживающих кризис

Высокий

Средний

Низкий

Количество испытуемых

4

11

23

Процент испытуемых

10,5 %

29 %

60,5 %

Результаты эмпирического исследования уровня жизнестойкости у женщин, проживающих кризис

Высокий

Средний

Низкий

Количество испытуемых

5

9

22

Процент испытуемых

14 %

25 %

61 %

Основные результаты:

— При сравнении уровня самооценки у мужчин и женщин, проживающих кризис, как для мужчин, так и для женщин характерен низкий уровень самооценки в кризисном состоянии. Так же уровень самооценки ниже у мужчин и женщин, проживающих кризис 30 лет, чем у мужчин и женщин, проживающих кризис 40 лет.

— При сравнении уровня тревожности у мужчин и женщин, проживающих кризис, высокий уровень тревожности в большинстве случаев характерен для мужчин. Особенно высокий уровень тревожности отмечается у мужчин, находящихся в кризисе 30 лет.

— При сравнении уровня субъективного контроля у мужчин и женщин, проживающих кризис, как для мужчин, так и для женщин характерен низкий уровень субъективного контроля. Наибольший процент испытуемых с низким уровнем субъективного контроля наблюдается в выборке мужчин, проживающих кризис 30 лет.

— При сравнении уровня жизнестойкости у мужчин и женщин, проживающих кризис, как для мужчин, так и для женщин характерен низкий уровень жизнестойкости.

Результаты исследования:

— Для мужчин, проживающих возрастные кризисы взрослости (в возрасте 30–35 лет и 40–45 лет), характерен низкий уровень самооценки, высокий уровень тревожности, особенно в период проживания кризиса 30-ти лет. Так же низкий уровень способности брать на себя ответственность за то, что происходит вокруг и собственное состояние, и сниженная жизнестойкость.

— Для женщин, проживающих возрастные кризисы взрослости (в возрасте 30–35 лет и 40–45 лет), характерен низкий уровень самооценки, повышенный уровень тревожности, низкая способность брать ответственность и низкий уровень жизнестойкости.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  1. Уровень самооценки во время проживания возрастного кризиса взрослости находится на низком уровне вне зависимости от пола. Самооценка ниже у мужчин и женщин во время проживания кризиса 30 лет.
  2. Уровень тревожности во время проживания возрастного кризиса взрослости повышается сильнее у мужчин, чем у женщин. Особенно уровень тревожности возрастает у мужчин в период проживания кризиса 30 лет.
  3. Уровень субъективного контроля во время проживания возрастного кризиса взрослости находится на низком уровне вне зависимости от пола, но наиболее ярко снижение этого параметра наблюдается у мужчин, проживающих кризис 30 лет.
  4. Уровень жизнестойкости во время проживания возрастного кризиса взрослости находится на низком уровне вне зависимости от пола.
  5. У мужчин, проживающих возрастной кризис взрослости, уровень тревожности выше, чем у женщин, проживающих возрастной кризис взрослости, уровень самооценки, уровень субъективного контроля и уровень жизнестойкости имеют низкие показатели.

Литература:

  1. Ежова Н. Н. Рабочая книга практического психолога: Пособие / Ежова Н. Н., — 10-е изд. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. — 324 с.
  2. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 345 с.
  3. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. — М.: Смысл, 2006. — 63 с.
  4. Прихожан А. М. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога. В сб.: Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психологических методик. -М, 1988. -С.110–118
  5. Скрыль В. Н. Особенности проявления нормативного кризиса развития женщин в период поздней взрослости: диссертация... кандидата психологических наук: 19.00.13 / Скрыль Варвара Николаевна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т].-Санкт-Петербург, 2009.- 187 с.: ил. РГБ ОД, 61 09–19/10
  6. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М., Издательство Института Психотерапии, 2005. — 490 с.
  7. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. — М., 1994. — 336 с.
  8. Jaques E. Death and the Mid-Life Crisis // International Journal of Psychoanalysis. — 1965. — 46. — P. 502–514.
Основные термины (генерируются автоматически): субъективный контроль, женщина, мужчина, уровень самооценки, возрастной кризис взрослости, кризис, процент испытуемых, уровень жизнестойкости, уровень тревожности, кризисное состояние.


Ключевые слова

психологические особенности, психологический кризис, кризис взрослости, кризис тридцати лет, кризис середины жизни

Похожие статьи

Особенности психической травматизации в детском возрасте, ее влияние на жизненные взаимодействия и жизненную перспективу молодой личности

В статье приведены особенности психической травматизации в детском возрастном периоде, раскрыто содержание таких понятий, как психотравма развития, жизненные взаимодействия и жизненная перспектива личности, их взаимосвязь. Выведена типология жизненны...

Проблема развития лидерских качеств старших подростков

В статье рассматриваются понятия «лидер», «лидерство», «лидерские качества», приводятся классификации лидеров, дается описание методики «Методика для изучения социализированности личности учащегося». Приводится анализ эмпирических данных, полученных ...

Социальная адаптация детей к условиям дошкольных образовательных учреждений и трудности, возникающие во время адаптации

В статье изучена сущность социальной адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации. На основе анализа научных публикаций сформулирована суть изучаемого конструкта, результат успешной адаптации. Описан комплекс проблем и трудностей...

Психологические условия и механизмы развития способности к самопрезентации у старших дошкольников с нарушением речевого развития

В данной статье рассматриваются психологические условия и механизмы развития способности к самопрезентации у старших дошкольников с речевым дизонтогенезом. Описываются результаты исследования способности к самопрезентации у детей старшего дошкольного...

Личностные детерминанты формирования одиночества у студентов вуза

В статье проводится теоретический анализ понятия одиночества в психологии, рассматриваются причины формирования и особенности проявления одиночества. Эмпирически изучены личностные детерминанты формирования одиночества как психического состояния у ст...

Кризис идентичности в юношеском возрасте и факторы его возникновения

В данной статье рассматривается феномен кризиса идентичности как одного из нормативных кризисов, сопровождающих процесс развития человека в рамках концепции психосоциального развития, созданной Э. Эриксоном. Проанализированы факторы, влияющие на про...

Социально-психологическая адаптация студентов-первокурсников

В статье рассматривается сущность, стадии социально-психологической адаптации, а также факторы, влияющие на неё. Делается анализ проблем, связанных с социально-психологической адаптацией. Приводятся данные исследования, позволяющие охарактеризовать с...

Психологический анализ биографических эпизодов наркозависимых

В статье представлены результаты диагностики типов личности и стилей семейного воспитания лиц подросткового и юношеского возраста, проходящих лечение от наркотической зависимости. В статье приводятся биографические выдержки молодых людей, позволяющие...

Развитие психологической устойчивости к социальному стрессу в подростковом возрасте

В статье рассматриваются теоретические основы социального стресса и психологической устойчивости личности, проанализированы причины возникновения социального стресса в подростковом возрасте и их последствия. Выделены факторы, которые оказывают влияни...

Обзор отечественных исследований ранних дезадаптивных схем

В статье рассматриваются эмпирические исследования ранних дезадаптивных схем, проведенные в России с 2010 года. Понятие ранние дезадаптивные схемы является новым для отечественной психологии и психотерапии. Изучение ранних дезадаптивных схем актуальн...

Похожие статьи

Особенности психической травматизации в детском возрасте, ее влияние на жизненные взаимодействия и жизненную перспективу молодой личности

В статье приведены особенности психической травматизации в детском возрастном периоде, раскрыто содержание таких понятий, как психотравма развития, жизненные взаимодействия и жизненная перспектива личности, их взаимосвязь. Выведена типология жизненны...

Проблема развития лидерских качеств старших подростков

В статье рассматриваются понятия «лидер», «лидерство», «лидерские качества», приводятся классификации лидеров, дается описание методики «Методика для изучения социализированности личности учащегося». Приводится анализ эмпирических данных, полученных ...

Социальная адаптация детей к условиям дошкольных образовательных учреждений и трудности, возникающие во время адаптации

В статье изучена сущность социальной адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации. На основе анализа научных публикаций сформулирована суть изучаемого конструкта, результат успешной адаптации. Описан комплекс проблем и трудностей...

Психологические условия и механизмы развития способности к самопрезентации у старших дошкольников с нарушением речевого развития

В данной статье рассматриваются психологические условия и механизмы развития способности к самопрезентации у старших дошкольников с речевым дизонтогенезом. Описываются результаты исследования способности к самопрезентации у детей старшего дошкольного...

Личностные детерминанты формирования одиночества у студентов вуза

В статье проводится теоретический анализ понятия одиночества в психологии, рассматриваются причины формирования и особенности проявления одиночества. Эмпирически изучены личностные детерминанты формирования одиночества как психического состояния у ст...

Кризис идентичности в юношеском возрасте и факторы его возникновения

В данной статье рассматривается феномен кризиса идентичности как одного из нормативных кризисов, сопровождающих процесс развития человека в рамках концепции психосоциального развития, созданной Э. Эриксоном. Проанализированы факторы, влияющие на про...

Социально-психологическая адаптация студентов-первокурсников

В статье рассматривается сущность, стадии социально-психологической адаптации, а также факторы, влияющие на неё. Делается анализ проблем, связанных с социально-психологической адаптацией. Приводятся данные исследования, позволяющие охарактеризовать с...

Психологический анализ биографических эпизодов наркозависимых

В статье представлены результаты диагностики типов личности и стилей семейного воспитания лиц подросткового и юношеского возраста, проходящих лечение от наркотической зависимости. В статье приводятся биографические выдержки молодых людей, позволяющие...

Развитие психологической устойчивости к социальному стрессу в подростковом возрасте

В статье рассматриваются теоретические основы социального стресса и психологической устойчивости личности, проанализированы причины возникновения социального стресса в подростковом возрасте и их последствия. Выделены факторы, которые оказывают влияни...

Обзор отечественных исследований ранних дезадаптивных схем

В статье рассматриваются эмпирические исследования ранних дезадаптивных схем, проведенные в России с 2010 года. Понятие ранние дезадаптивные схемы является новым для отечественной психологии и психотерапии. Изучение ранних дезадаптивных схем актуальн...

Задать вопрос