В статье рассматривается проблема особенности переживания кризиса середины жизни лиц зрелого возраста. Рассматриваются результаты эмпирического исследования симптомов возрастного кризиса зрелых людей.
Ключевые слова: «кризис середины жизни», взрослость, переоценка ценностей
The article deals with the problem especially the experiences of mid-life crisis people of mature age. Discusses the results of empirical research of symptoms of age-related crisis of mature people.
Keywords: «mid-life crisis», the maturity, the revaluation of values
Взрослость — период онтогенеза, в котором происходит тенденция максимального развития возможностей человека: духовных, интеллектуальных, физических. По мнению Э. Эриксона, взрослость — это центральный этап жизненного пути человека, главными характеристиками личности являются забота о воспитании нового поколения, профессиональное самосовершенствование, раскрытие индивидуального творческого потенциала. [5].
Нельзя, не согласится с Э. Эриксоном в том, что зрелый человек нуждается в том, чтобы быть нужным, а зрелость нуждается в стимуляции и одобрении со стороны ближайшего окружения: родителей и детей. Вместе с этим важным в данном возрастном периоде является генеративность индивида, по Э. Эриксону — основная задача зрелости. Генеративность — заинтересованность человека в устойчивости жизни и наставлении нового поколения.
Большая часть зарубежных исследователей в своих трудах рассматривают зрелость как динамический период жизни, когда индивид оценивает свое прошлое, настоящее, то чего он достиг и к чему стремился, происходит переоценка ценностей, поиск нового содержания и смысла жизни.
Социальная ситуация развития в зрелом возрасте связана с общественно полезной деятельностью, профессиональным становлением, проявлением индивидуальности в воспитании нового поколения.
Одновременно этот период характеризуется наличием переломных моментов, внутренних конфликтов, связанных с противоречием чувства стабильности жизни и сомнением в самореализации, меняющих жизнь, называемым кризисом середины жизни.
Термин «кризис середины жизни» впервые был предложен Д. Левинсоном. Автор ввел представление о кризисе середины жизни как о возрастном этапе жизни, связанного с переосмыслением и жизненных ценностей и поиском путей самореализации [1].
Отношение разных психологов в своих исследования периода кризиса жизни неоднозначно: одни разделяют мнение о том, что зрелость период разочарований и депрессий, борьбы с собой и миром (Д. Левинсон), другие — момент взлета и роста (К. Г. Юнг). К 30–45 годам взрослые люди обретают устойчивость в жизни и уверенность в себе за счет приобретения таких личностных характеристик, как умение брать на себя ответственность, целеустремленность, критичность, адекватность самооценки и т. д.
И. С. Кон кризис середины жизни считает 40–50 лет. По его мнению, взрослые люди переживают изменения профессиональной карьеры, трудовых навыков и семейных отношений, которые ведут к апатии, потери перспективы в начинаниях.
К. Г. Юнг определяет границы кризиса середины жизни в возрасте 35–40 лет. Этот период описывается автором как время открытия новых возможностей для самореализации индивида. Лица зрелого возраста переосмысляют свои цели и стремления в жизни, погружаясь внутрь своего сознания [2].
Мы согласны с утверждением Г. Шихи и другими учеными, что с наступлением кризиса середины жизни у человека в возрасте 35–45 лет происходят изменения в четырех измерениях: изменение внутреннего мира, ощущение физического спада, изменение восприятия времени, появление тревоги и чувства опасности [4].
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что середина жизни — период переоценки ценностей и поиска смысла жизни для человека.
Период середины жизни имеет высокую вероятность развития депрессии, связанной с неопределенностью, противоречивостью, нестабильностью, осознанием и принятием ответственности за события переживаемых индивидом.
Перед нами была поставлена задача выявить специфику переживания и преодоления кризиса середины жизни зрелыми людьми.
Наше эмпирическое исследование было направлено на определение особенностей проживания кризиса середины жизни.
В нашем исследовании был использован следующий психологический инструментарий: для выявления зрелых людей, находящихся в возрастном кризисе — методика диагностики духовного кризиса Л. В. Восковской (Шутовой), А. В. Ляшук», для исследования специфики поведенческих симптомов кризиса — методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда (в адаптации А. К. Осницкого), для выявления физиологических симптомов — анкета, основанная на вопросах шкалы депрессии Э. Бека (в адаптации В. Каппони, Т. Новак).
Согласно полученным данным по методике Л. В. Восковской 81,25 % исследуемых из первоначальной выборки переживают кризис середины жизни. По данной методике можно говорить о том, что большинство зрелых людей, принявших участие в исследовании, переживают кризис середины жизни.
В рамках следующего этапа исследования по выявлению специфики поведенческих симптомов кризиса среднего возраста у исследуемых по методики К. Роджерса и Р. Даймонда по шкале «адаптация» были получены следующие результаты:
− 37,5 % исследуемых адаптировались к условиям жизни, они довольны своей жизнью, положением в обществе, проявляется духовный рост. Прохождение периода кризиса середины жизни проходит ровно, человек осознает и принимает ответственность за события, происходящие в реальное время. Они самостоятельно ищут пути разрешения данного кризиса.
− У 62,5 % исследуемых наблюдается проявления дезадаптации: потеря смысла жизни, депрессия, чувства вины. Эти люди чаще всего обвиняют в собственных ошибках других, наблюдается агрессивное поведение.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что социально-психологическая адаптация у исследуемых низкая, что часто приводит к межличностным конфликтам, замкнутости, напряженности в работе и т. д.
Изучая физиологические симптомы кризиса середины жизни по анкете, основанной на вопросах шкалы депрессии Э. Бека (в адаптации В. Каппони, Т. Новак), были получены следующие данные:
− У 25 % испытуемых наблюдается выраженная депрессия. В своей профессиональной деятельности эти люди не устойчивы, у них возникают частые конфликты, трудности целеполагания;
− У 56,25 % — умеренная депрессия, которая проявляется в переосмысление, переоценки ценностей, опыта, достигнутых результатов, сомнения в собственной продуктивности для семьи и общества;
− У 18,75 % — легкая депрессия, возникшая в результате понимания упущенных жизненных возможностей.
Как показало исследование симптомов проживания кризиса середины жизни у лиц зрелого возраста, взрослость — это период жизни, связанный с внутренними переживаниями человека в отношении себя и окружающего мира. У большой части испытуемых острота переживаний в кризисе очень велика, что провоцирует их на конфликты в межличностных отношениях, напряженности в работе, неудовлетворенностью жизни и др.
Таким образом, важным направлением нашего исследования является изучение личностных переживаний кризиса жизни. Зрелые люди, находящиеся в кризисе, нуждаются в психологической помощи для эффективного преодоления кризиса середины жизни.
Литература:
- Дементий Л. И. Ответственность личности как ресурс копинг-поведения // Вестник КрасГУ. Серия «Гуманитарные науки». — 2004. — № 6. — с. 164–170.
- Ермолаева М. В. Психология развития: методическое пособие для студентов заочной и дистанционной формы обучения. — 2-е изд. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2003. — 376.
- Сапогова Е. Е. Взгляд на взрослость изнутри: психологический дивертисмент // Психология старости и старения. — 2001. — № 1.
- Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. — Спб.: Ювента, 1999. — 409 с.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. — М.: Прогресс, 1996. — 208 с.