Апатия в онтогенезе молодых людей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №27 (474) июль 2023 г.

Дата публикации: 09.07.2023

Статья просмотрена: 150 раз

Библиографическое описание:

Завьялова, А. О. Апатия в онтогенезе молодых людей / А. О. Завьялова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 27 (474). — С. 253-255. — URL: https://moluch.ru/archive/474/104787/ (дата обращения: 22.12.2024).



В данной статье исследуются онтогенез апатии у молодых людей с целью выделения общих специфических личностных черт и составления клинической картины апатии у исследуемых.

Ключевые слова: клиническая психология, психодиагностика, апатия, клиническая картина апатии.

В данной работе нам предстоит подробное исследование проблемы апатии в рамках изучения таких областях науки как общая и клиническая психология, а также психиатрия, так как специфика проблемы имеет междисциплинарный характер. Исходя из этого, представление работы мы начнем с выстраивания картины апатии в исследованиях, так за более чем вековую историю исследований научное сообщество пришло к выводу о том, что апатия является симптомом, сопровождающим многие психические, неврологические и соматические заболевания, а также имеет все основания для выделения ее как полноценный синдром, состоящий из триады симптомов. На основании большого объема проведенных исследований, касающихся выделения апатии в качественно новом нозологическом признаке, был поднят вопрос о возможности включения так называемого апатического расстройства как отдельной нозологической формы в разрабатываемое руководство по диагностике психических расстройств DSM‑V. Тем не менее Американская психиатрическая ассоциация воздержалась от нозологического обособления апатического расстройства, оставив апатию в качестве диагностического признака сразу нескольких регистров психических нарушений (например, при шизофрении, большом депрессивном расстройстве, острой интоксикации, обусловленной употреблением седативных или снотворных средств, и т. д.), что породило еще больший интерес в рамках исследования апатии и как симптома, и как синдрома.

Таким образом, проблема апатии в связи с современной тенденцией является актуальной, а ее психологизация дает нам понимание о дальнейший перспективности данных исследований, объединяющая психиатрическую и психологическую оценку как комплексную систему скрининга, мониторинга и профилактики апатии в группах лиц, находящихся в группах риска (например, лиц с различными соматическими и психическими заболеваниями, лиц, находящихся в трудных жизненных ситуациях и т. д.). При изучении научной базы по данной проблеме, мы пришли к четырем ключевым выводам.

Во-первых, апатия — гетерогенное состояние, причиной которого являются аффективные, эмоциональные и когнитивные нарушения. Так Р. Марин в 1990 г. выделил проблему апатии как устойчивую совокупность ряда симптомов, характеризующуюся ослаблением или отсутствием мотивации, доказанным снижением целенаправленного поведения (усилия, инициатива, настойчивость и производительность), целенаправленной когниции (с учетом важности, ценности, интереса и заботы к своим проблемам — здоровью, финансовым, личным), эмоционального компонента целенаправленного поведения (неизменный аффект, отсутствие эмоциональной реакции на позитивные и негативные события и их последствия, отсутствие волнения).

Во-вторых, апатия выделяется следствием потери мотивации на фоне (апатия как симптом) или в отсутствие (апатия как синдром) эмоциональных расстройств, нарушений интеллекта или сознания. Так апатия как симптом может наблюдаться при депрессии, деменции и делирии, в то же время апатия может являться отдельным синдромом, при котором снижения мотивации первичны и имеют самостоятельную патофизиологическую основу (в частности, при болезни Альцгеймера, болезни Паркинсона, болезни Гентингтона и т. д.).

В-третьих, во время изучения моделей развития апатии мы обнаружили множество первопричин, что показало нам можем апатию как следствие сопутствующих заболевания, нормативного кризиса и старения, а также как результат вытеснения сильных чувств, психологической травмы и потери смысла жизни.

В-четвёртых, мы можем сказать, что во всех этих психологических исследованиях существует своего рода методическая путаница, потому что вместе с психологическими шкалами для диагностики личностных черт исследователи используют психиатрические шкалы апатии.

Таким образом, далее нам стоит более конкретно поставить проблему нашего исследования, которая будет описана в статье, и звучит она следующим образом: мы решаем проблему выделения специфических черт личности у молодых людей, имеющих апатию, а целью данного исследования будет изучение онтогенеза апатии у молодых людей.

В качестве методов анализа онтогенеза были выбраны методы: клиническая беседа, новая шкала апатии Золотаревой А. А., СМИЛ и проективный метод ТАТ.

Далее разберем обобщенные полученные результаты наших исследуемых. Итак, подводя итоги собранным анамнезам и показателям по шкале апатии, мы можем сказать, что у всех испытуемых имеется высокий показатель апатии, в анамнезе их объединяет наличие «холодной», авторитарной матери, в коммуникации с которой «лучше не спорить» как проявление приобретенной выученной беспомощности.

Также мы считаем важным уточнить, что под выученной беспомощностью мы понимает неспособность преодолевать жизненные трудности ввиду наличия опыта предыдущих неудач в аналогичных ситуациях, согласно позиции Ю. Куль, которая иллюстрируется в рассказах наших испытуемых при проведении проективной методике ТАТ.

Переходя к анализу результатов теста СМИЛ, мы выяснили, что полученные профили личностей исследуемых объединяет стремление улучшить впечатление о себе, смягчить свою симптоматику и эмоционально насыщенные проблемы или отрицать их наличие, что подтверждает данными по проективной методике ТАТ, где превалирует созерцательная позиция в рассказах. И, кроме этого, общее у них состоит в ригидности аффекта, вследствие которого и появляются трудности в социальной адаптации, где опора идет на нормы и правила общества, а важность этого для них подчеркивает стремление к межличностным контактам и интерес к людям, что также подтверждается в рамках ТАТ, в котором мы увидели проявления внешнего логуса контроля.

Далее мы можем выделить общую личностную особенность наших подопечных в виде эмоционального возбуждения, которое переходит в раздражительность, обидчивостью и недостаточную сдержанностью, но стоит сказать, что мы можем заметить и общую аутизацию как защитный механизм у исследуемых.

Посредством ТАТ мы также смогли заметить общий высокий уровень притязания в сочетании с низкой самооценкой у исследуемых и проявления эмоций, характерных для выученной беспомощность: вины, агрессии, страха, обида.

Поводя итоги проведенной работы в рамках поставленной в статье проблемы, мы можем сказать, что нам удалось выделить личностные особенности молодых людей из полученной клинической картины апатии у данных исследуемых, в рамках которой мы можем рассмотреть механизм образование апатии вследствие приобретенной выученной беспомощности, при которой механизмом запуска является стрессовая ситуация, в которой после фрустрации идет аутизация как защитный механизм, что переходит в апатию и далее запускается триада симптомов в виде трех основных клинических компонента в проявлении апатии:

Первый характеризуется снижением продуктивности деятельности, ослаблением применяемых к ней усилий, уменьшением продолжительности ее выполнения (заинтересованности каким-либо делом), снижением инициативы, необходимостью внешнего стимулирования активности больного.

Второй включает снижение интереса к овладению новыми знаниями, навыками, безразличие к своему здоровью и личным проблемам.

Третий проявляется снижением эмоциональных реакций как на положительные, так и на отрицательные стимулы.

Литература:

  1. Вознесенская, Т. Г. Синдром апатии / Т. Г. Вознесенская // Неврологический журнал, — 2013. — № 3.
  2. Апатия в структуре психических и неврологических расстройств позднего возраста / А. Б. Гехт, А. С. Аведисова, К. В. Захарова и [др.] // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова, — 2014. — 114(6):77.
  3. Нейровизуализация функциональных нарушений при апатии / А. Б. Гехт, А. С. Аведисова, К. В. Захарова и [др.] // Журнал неврологии и психиатрии, — 2016. — N3. — С. 79–82.
  4. Золотарева, A. A. Диагностика апатии / А. А. Золотарева. — Москва: Изд-во Смысл, 2020.
  5. Золотарева, А. А. Теоретический анализ проблемы диагностики апатии / А. А. Золотарева // Клиническая и специальная психология, — 2021. — № 3. — С. 17–30.
  6. Методы исследования личности в клинической психологии.: учебно-методическое пособие / сост.: С. Л. Леденцова. — Сургут: Изд-во СурГУ, 2018–114 с.
  7. Леонтьев, Д. А. Тематический апперцептивный тест / Д. А. Леонтьев. — Москва, 1998.
  8. Психологическое консультирование: Теория и практика: Учеб. пособие для студентов вузов / Н. Д. Линде. — М.: Аспект Пресс, 2010. — 255 с.
  9. Нельсон-Джоунс, Р. Теория и практика консультирования. / Р. Нельсон-Джоунс — СПб.: Питер, 2002. — 464 с.
  10. Апатия при болезни Паркинсона / М. Р. Нодель, Н. Н. Яхно // Неврологический журнал, — 2014. — № 1.
  11. Постинсультная апатия / Петрова Е. А., Савина М. А., Кольцова Е. А., Поневежская Е. В. // Consilium Medicum, — 2020. — № 9.
  12. Собчик Л. Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ. / Л. Н. Собчик — СПб.: Речь, 2000. — 219с.
  13. Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности / Е. Т. Соколова — М.: Изд-во МГУ, 1987.
  14. Хозиев, В. Б. Практикум по психологии часть № 2. / В. Б. Хозиев. — Сургут: Изд-во СурГУ, 1997.
Основные термины (генерируются автоматически): апатия, защитный механизм, клиническая картина апатии, клиническая психология, приобретенная выученная беспомощность, проблема, проблема апатии, проективная методика ТАТ, триада симптомов, шкала апатии.


Ключевые слова

психодиагностика, клиническая психология, апатия, клиническая картина апатии

Похожие статьи

Исследование синдрома хронической усталости у социальных педагогов

В данной статье рассматривается проблема синдрома хронической усталости у социальных педагогов. Приводятся результаты эмпирического исследования с целью определения наличия и степени выраженности синдрома хронической усталости.

Теоретические аспекты изучения депрессии в психологии

В данной работе рассмотрены отдельные теоретические аспекты состояния депрессии, а именно: понятие депрессии, ее основные симптомы и виды, а также связь депрессии с другими психологическими явлениями.

Основы психического здоровья и психосоматическая физическая тренировка

В статье освещаются основы психологического здоровья личности. Рассматривается генезис психологического здоровья человека в процессе онтогенеза.

Особенности структуры личности женщин, страдающих алкогольной зависимостью

В статье рассмотрены особенности различные психологические характеристики женщин, страдающих алкогольной зависимостью, особое внимание уделяется экзистенциальным переживаниям и суверенности психологического пространства в сравнении с женщинами без си...

Нейропсихологические маркеры интеллектуальных нарушений

В статье рассматриваются вопросы дифференциальной диагностики интеллектуальных нарушений с помощью нейропсихологической диагностики. Предпринята попытка эмпирически выявить нейропсихологические маркеры различий и качественно их описать.

Критерии различия пограничной организации личности в областях патопсихологии, психологии сексуальности, психосоматики

В статье авторы рассматривают феноменологию интрапсихических различий у лиц с пограничной организацией личности в областях: психосоматики, патопсихологии и психологии сексуальности.

Проблемы коррекции аутоагрессии у детей младшего школьного возраста

В настоящей статье авторами рассматриваются некоторые актуальные проблемы коррекции аутоагрессии у детей младшего школьного возраста. Рассматриваются различные подходы к понимаю сущности и причин аутоагрессии, предлагаются различные варианты по разре...

Нарушения пищевого поведения у подростков

В данной статье рассматриваются типы отклонений в пищевом поведении, их основные причины и проявления. Также проводится исследование с участием подростков для выявления соотношения в проявлении рассматриваемых отклонений и проводится анализ полученны...

Социальный стресс и его проявления в подростковом возрасте

В работе рассматриваются такие понятия как «стресс», «социальный стресс», «психологическая устойчивость личности». Выделяются особенности проявления социального стресса в подростковом возрасте. Выделяются факты формирования психологической устойчивос...

Отношение к здоровью у студентов с интернет-зависимостью

В данной работе рассматриваются внутренняя картина здоровья и представления о собственном здоровье у людей с различным уровнем выраженности интернет-зависимого поведения. Осуществляется анализ наиболее типичных подходов в определении здоровья и его о...

Похожие статьи

Исследование синдрома хронической усталости у социальных педагогов

В данной статье рассматривается проблема синдрома хронической усталости у социальных педагогов. Приводятся результаты эмпирического исследования с целью определения наличия и степени выраженности синдрома хронической усталости.

Теоретические аспекты изучения депрессии в психологии

В данной работе рассмотрены отдельные теоретические аспекты состояния депрессии, а именно: понятие депрессии, ее основные симптомы и виды, а также связь депрессии с другими психологическими явлениями.

Основы психического здоровья и психосоматическая физическая тренировка

В статье освещаются основы психологического здоровья личности. Рассматривается генезис психологического здоровья человека в процессе онтогенеза.

Особенности структуры личности женщин, страдающих алкогольной зависимостью

В статье рассмотрены особенности различные психологические характеристики женщин, страдающих алкогольной зависимостью, особое внимание уделяется экзистенциальным переживаниям и суверенности психологического пространства в сравнении с женщинами без си...

Нейропсихологические маркеры интеллектуальных нарушений

В статье рассматриваются вопросы дифференциальной диагностики интеллектуальных нарушений с помощью нейропсихологической диагностики. Предпринята попытка эмпирически выявить нейропсихологические маркеры различий и качественно их описать.

Критерии различия пограничной организации личности в областях патопсихологии, психологии сексуальности, психосоматики

В статье авторы рассматривают феноменологию интрапсихических различий у лиц с пограничной организацией личности в областях: психосоматики, патопсихологии и психологии сексуальности.

Проблемы коррекции аутоагрессии у детей младшего школьного возраста

В настоящей статье авторами рассматриваются некоторые актуальные проблемы коррекции аутоагрессии у детей младшего школьного возраста. Рассматриваются различные подходы к понимаю сущности и причин аутоагрессии, предлагаются различные варианты по разре...

Нарушения пищевого поведения у подростков

В данной статье рассматриваются типы отклонений в пищевом поведении, их основные причины и проявления. Также проводится исследование с участием подростков для выявления соотношения в проявлении рассматриваемых отклонений и проводится анализ полученны...

Социальный стресс и его проявления в подростковом возрасте

В работе рассматриваются такие понятия как «стресс», «социальный стресс», «психологическая устойчивость личности». Выделяются особенности проявления социального стресса в подростковом возрасте. Выделяются факты формирования психологической устойчивос...

Отношение к здоровью у студентов с интернет-зависимостью

В данной работе рассматриваются внутренняя картина здоровья и представления о собственном здоровье у людей с различным уровнем выраженности интернет-зависимого поведения. Осуществляется анализ наиболее типичных подходов в определении здоровья и его о...

Задать вопрос