Особенности ценностно-смысловой сферы мужчин и женщин с разным уровнем выраженности симптомов кризиса 30 лет | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №12 (92) июнь-2 2015 г.

Дата публикации: 15.06.2015

Статья просмотрена: 764 раза

Библиографическое описание:

Волков, А. А. Особенности ценностно-смысловой сферы мужчин и женщин с разным уровнем выраженности симптомов кризиса 30 лет / А. А. Волков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 12 (92). — С. 570-573. — URL: https://moluch.ru/archive/92/20284/ (дата обращения: 19.10.2024).

В статье представлены результаты исследования особенностей ценностно-смысловой сферы мужчин и женщин в возрасте 27–30 лет. Показано, что чем более выражены у человека симптомы возрастного кризиса (частая смена настроения, внутренние переживания и конфликты, раздражительность, недовольство собой и окружающими людьми и пр.), тем в большей степени для него характерно предпочтение профессиональной сферы, наличие затруднений самореализации в семье. Мужчины и женщины с выраженными симптомами кризиса 30 лет характеризуются более низкой осмысленностью жизни, отсутствием важных целей в будущем, сомнениями в возможности управлять своей судьбой.

Ключевые слова:ценностно-смысловая сфера личности, возрастной кризис, кризис 30 лет, ценностные и смысложизненные ориентации.

 

В настоящее время закономерным образом растет востребованность психологических услуг со стороны состоявшихся взрослых людей. На протяжении последних лет увеличилось число обращений в психологические службы по проблемам неудовлетворенности жизнью, негативно окрашивающей все ее сферы, со стороны мужчин и женщин, успешно прошедших первый этап профессиональной адаптации, создавших семью, воспитывающих детей. В большинстве случаев возраст обратившихся находится в границах около тридцати и сорока пяти лет — времени, когда взрослые люди пытаются осмыслить непрерывно меняющиеся требования, предъявляемые к ним как к родителям, меняющиеся роли в близких отношениях и перемены в профессиональном мире. В данном случае речь идет о прохождении человеком особого этапа своего жизненного пути, обозначаемом как нормативный возрастной кризис.

В современной психологии проблематика нормативных возрастных кризисов разрабатывается достаточно интенсивно (Е. А. Ипполитова, Е. Л. Солдатова, Н. В. Сиврикова). Распространенной является точка зрения, согласно которой для диагностики кризисов недостаточно исключительно возрастного критерия, так как с наступлением взрослости растет расхождение между хронологическим и психологическим возрастом человека [1, 4, 6]. В работах Е. Л. Ипполитовой, Н. В. Сивриковой описывается ряд симптомов или признаков возрастных кризисов тридцати и сорока пяти лет, которые включают в себя ощущение бессмысленности и неудовлетворенность жизнью, депрессивные переживания, тревогу, сужение сознания, замедление или ускорение субъективного ощущения времени и деформацию временной транссперспективы [3, 4]. При этом центральное место в переживании нормативных кризисов отводится трансформации ценностно-смысловой сферы личности, так как динамика ценностных и смысложизненных ориентаций определяет успешность выхода из кризисного состояния [2, 5].

В связи с этим было предпринято эмпирическое исследование, целью которого стало выявление особенностей ценностно-смысловой сферы мужчин и женщин с разным уровнем выраженности симптомов возрастного кризиса 30 лет. Был использован комплекс методов сбора (анкетный опрос, психологическое тестирование («Опросник симптомов нормативного кризиса» Н. В. Сивриковой, методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» различных жизненных сфер» Е. Б. Фанталовой, тест смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева) и анализа данных             (описательные статистики, U-Критерий Манна-Уитни). В исследовании приняли участие 30 женщин и 30 мужчин в возрасте 27–33 лет, работающих в различных профессиональных сферах, состоящих в официальном, либо гражданском браке и имеющих одного или двух детей.

Анализ результатов проведенной диагностики свидетельствует о том, что большая часть опрошенных (53,4 %) имеют средний уровень выраженности симптомов кризисного состояния, 26,6 % переживают сильные проявления кризиса, а 20 % респондентов указывают на незначительную выраженность симптомов кризиса. На основе полученных результатов респонденты были разделены на три группы: с низким, высоким и средним уровнем выраженности симптомов кризиса 30 лет.

Сравнение полученных данных с помощью U-критерия Манна-Уитни показало, что мужчины и женщины с выраженными симптомами кризиса достоверно значимо в большей степени испытывают частую смену настроения (p<0,001), болезненные и мучительные внутренние переживания и конфликты (p<0,001), раздражительность без видимых причин, недовольство близкими и окружающими людьми (p<0,001), раздражительность, недовольство собой (p<0,001), конфликты, ощущение, что перестали понимать окружающие (p<0,001).

Обратимся к анализу результатов исследования особенностей ценностно-смысловой сферы личности в возрасте около 30 лет. Сравнение наиболее значимых для респондентов ценностей позволило выявить, что в группах мужчин и женщин с высоким и средним уровнями выраженности симптомов возрастного кризиса преобладает ориентация на профессиональную сферу и обеспечение материального благополучия, в то время, как в группе с низким уровнем выраженности кризиса — на ценности, связанные с семейными и интимно-личностными отношениями (таблица 1).

Таблица 1

Средние значения типов ценностей по степени их значимости для респондентов с разным уровнем выраженности кризиса

Типы ценностей по степени их значимости

С низким уровнем

Со средним уровнем

С высоким уровнем

Активная, деятельная жизнь

8,640

8,812

7,437

Здоровье (физическое и психическое)

8,200

7,831

8,191

Интересная работа

8,200

9,766

9,660

Красота природы, искусства

7,682

7,166

7,692

Любовь

9,650

8,683

8,478

Материально обеспеченная жизнь

8,802

9,865

9,189

Наличие хороших друзей

9,720

9,093

9,217

Уверенность в себе, свобода от внутренних противоречий

8,868

8,906

8,056

Познание

7,734

6,795

7,608

Свобода как независимость в поступках и действиях

9,440

7,881

9,177

Счастливая семейная жизнь

9,950

9,493

8,544

Творчество

7,701

6,512

7,490

 

В свою очередь сравнение доступности различных жизненных сфер показало, что ценности счастливой семейной жизни представляются респондентам с высоким и средним уровнем выраженности кризиса одними из наименее достижимых. То есть большинство мужчин и женщин с выраженными симптомами кризиса 30 лет не видят в настоящее время пространства самореализации в семейной сфере, отдавая предпочтение сфере профессиональной деятельности (табл. 2).

Таблица 2

Средние значения типов ценностей по степени их доступности для респондентов с разным уровнем выраженности кризиса

Типы ценностей по степени их доступности

С низким уровнем

Со средним уровнем

С высоким уровнем

Активная, деятельная жизнь

5,550

5,914

6,021

Здоровье (физическое и психическое)

5,900

5,367

5,891

Интересная работа

7,100

6,414

6,717

Красота природы, искусства

6,768

6,526

6,492

Любовь

7,050

6,553

6,177

Материально обеспеченная жизнь

7,066

6,432

6,060

Наличие хороших друзей

7.000

6,520

5,623

Уверенность в себе, свобода от внутренних противоречий

7,634

6,265

5,869

Познание

5,132

5,238

4,376

Свобода как независимость в поступках и действиях

6,670

6,301

6,295

Счастливая семейная жизнь

7,021

5,480

5,456

Творчество

7,089

6,344

6,289

 

Рассмотрим результаты исследования смысложизненных ориентаций мужчин и женщин в возрасте около 30 лет. Установлено, что респонденты с высоким и средним уровнем выраженности симптомов кризиса 30 лет характеризуются средним (23,63±4,15 и 37,13±6,56 соответственно), а исследуемые с низким уровнем выраженности кризиса — высоким уровнем осмысленности жизни (47,67±1,49). У мужчин и женщин с высокой степенью выраженности признаков кризисного состояния отмечены минимальные по выборке значения субшкал «цели в жизни» (5,86±1,27), «результативность жизни или удовлетворенность самореализацией» (5,00±1,22), «процесс жизни» (4,75±1,71), «локус контроля — жизнь» (4,25±1,30), «локус контроля Я» (3,75±0,73). Респондентам данной группы свойственно представление о себе как о личности, которая не в состоянии контролировать события собственной жизни. Они достаточно низко оценивают свои возможности, свой потенциал и жизненные ценности в целом, не имеют четких целей и планов на будущее, руководствуются ситуационными побуждениями, не верят в свои силы контролировать события собственной жизни. Для них характерен нереалистичный взгляд на свою жизнь, прошлые события своей жизни они оценивают преимущественно отрицательно, что приводит к негативному восприятию их будущих жизненных перспектив, которые строятся на неконкретных обобщенных представлениях.

Респонденты со средним уровнем выраженности кризиса 30 лет характеризуются средними значениями показателей по субшкалам «локус контроля — жизнь» (6,75±1,89) и «локус контроля Я» (6,63±1,65), а также высокими показателями по таким субшкалам теста, как: «цели в жизни» (8,75±1,92), «результативность жизни или удовлетворенность самореализацией» (7.63±2,09), «процесс жизни» (7,38±1,22). Исследуемые данной группы имеют определенные цели и планы на будущее, удовлетворены своей жизнью в настоящем и прошлом, однако не всегда способны принимать решения и контролировать события жизни в настоящем.

Респонденты с низким уровнем выраженности кризиса, напротив, характеризуются максимальными по выборке значениями субшкал «процесс жизни» (10,17±1,46), «цели в жизни» (9,67±0,47), «результативность жизни или удовлетворенность самореализацией» (9,50±1,26), «локус контроля Я» (9,33±1,37), «локус контроля — жизнь» (9,00±1,00). Респондентам данной группы свойственно представление о себе как об активной и сильной личности, самостоятельно принимающей решения и контролирующей свою жизнь. Они удовлетворенны своей жизнью в настоящем и прошлом, строят планы и определенные цели в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу, убеждены в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь.

Статистическая обработка результатов, выполненная с использованием U-критерия Манна-Уитни (p<0,005), выявила, что оценка смысложизненных ориентаций исследуемых с высокой степенью выраженности признаков кризиса 30 лет, по сравнению с группой респондентов со средним и низким уровнем выраженности кризиса, значимо различается по субшкалам теста и общему показателю осмысленности жизни.

Итак, результаты проведенного исследования демонстрируют, что мужчины и женщины с выраженными симптомами кризиса 30 лет могут характеризоваться выраженными ценностно-смысловыми конфликтами, отражающими более высокое расхождением между доминирующими ценностями и субъективной оценкой их достижимости. Кроме того, они характеризуются и более низкой осмысленностью жизни, по сравнению с мужчинами и женщинами с низким и средним уровнями выраженности кризисного состояния.

 

Литература:

 

1.       Ипполитова Е. А. Особенности представлений о жизненных перспективах личности в период кризиса середины жизни: автореф. дис. … канд. психол. наук. Барнаул, 2005. — 23 с.

2.       Ипполитова Е. А. Представления о жизненных перспективах одиноких женщин в период кризиса 30 лет//Известия Алтайского государственного университета. -2009. -№ 2. -С. 65–68.

3.       Ральникова И. А., Ипполитова Е. А. Деформация субъективной картины жизненного пути как фактор возрастного кризиса//Известия Алтайского государственного университета. -2007. -№ 2. -С.18–22.

4.       Сиврикова Н. В. Методы диагностики взрослых людей в нормативных кризисах развития // Проблемы современной науки. 2012. № 5–1. С. 206–212.

5.       Сиврикова Н. В. Особенности ценностно-смысловой сферы личности в возрастных кризисах взрослости // В мире научных открытий. 2012. № 11.4 (35). С. 234–249.

6.       Солдатова Е. Л. Структура и динамика нормативного кризиса перехода к взрослости: монография / Е. Л. Солдатова. — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. — 267 с.

Основные термины (генерируются автоматически): уровень выраженности кризиса, жизнь, возрастной кризис, выраженный симптом кризиса, женщина, кризисное состояние, среднее, локус контроля, результативность жизни, счастливая семейная жизнь.


Ключевые слова

ценностно-смысловая сфера личности, возрастной кризис, кризис 30 лет, ценностные и смысложизненные ориентации

Похожие статьи

Личностные особенности подростков с низким уровнем жизнестойкости

Целью статьи является изучение личностных особенностей подростков с низким уровнем жизнестойкости. Авторами проведен анализ российских и зарубежных психолого-педагогических источников по проблеме жизнестойкости и ее формирования в подростковом возрас...

Психологические особенности мужчин и женщин в ситуации жизненного кризиса

Целью исследования является изучение особенностей психологических проявлений мужчин и женщин в периоды жизненных кризисов в молодом возрасте, периоды ранней зрелости и поздней зрелости. В процессе работы исследуются параметры жизнестойкости, активнос...

Ценностно-смысловая сфера лиц, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями

В статье раскрывается гипотеза о том, что мужчины и женщины с сердечно-сосудистыми заболеваниями имеют различия особенностей ценностно-смысловой сферы личности, а именно смысложизненных ориентаций, заключающихся в осмысленности жизни и ценностных ори...

Связь ценностных ориентаций и статуса личностной идентичности в подростковом возрасте

Исследование направлено на изучение связи между ценностными ориентациями и статусом личностной идентичности у подростков. Актуальность исследовательской работы обусловлена сложностями формирования идентичности в современном социокультурном контексте....

Смысложизненные ориентации лиц юношеского возраста с разным локусом контроля

В юношеском возрасте формируются морально-нравственные и ценностные ориентиры, устойчивое отношение к жизни, а также убежденность в способности влиять на ее ход. Локус контроля рассматривается с точки зрения характеристики личности, отражающей степен...

Влияние психокоррекции на снижение уровня тревожности у подростков в условиях образовательного учреждения

Подростковый возраст охватывает период жизни с 13 до 16 лет. Данный возраст является переходным периодом, в котором происходит ряд физических изменений, связанных с половым созреванием и психологическим взрослением ребенка. Психологические особенност...

Взаимосвязь смысложизненных ориентаций и психологического возраста у сотрудников ФСИН

Статья посвящена исследованию взаимосвязи смысложизненных ориентаций и психологического возраста у сотрудников ФСИН. Выборку составили 50 человек в возрасте от 20 до 41 года (средний возраст 31 год), из них 33 мужчины и 17 женщин. Методом исследовани...

Отношение к возрасту подростков, занимающихся творческими видами деятельности

В статье представлены результаты эмпирического исследования, проведенного с тремя группами — подростков, занимающихся и не занимающихся творческой деятельностью (11–16 лет), и студентов (18–23 лет). Использована методика Б. Заззо «Золотой возраст». П...

Агрессия как признак переживания субъективного одиночества в юношеском возрасте

Агрессия в юношеском возрасте зачастую проявляется в качестве защитного механизма личности, так как личность испытывает тревогу. Возникновение этой тревоги может быть связано с противоречивым и конфликтным характером Я-концепции юноши. Возникновение ...

Особенности психологического благополучия детей младшего школьного возраста

Актуальность заключается в том, что психологическое благополучие детей определяет высокий статус дальнейшего личностного развития и функционирования, в то время как существует недостаток теоретических и эмпирических исследований по конкретным вопроса...

Похожие статьи

Личностные особенности подростков с низким уровнем жизнестойкости

Целью статьи является изучение личностных особенностей подростков с низким уровнем жизнестойкости. Авторами проведен анализ российских и зарубежных психолого-педагогических источников по проблеме жизнестойкости и ее формирования в подростковом возрас...

Психологические особенности мужчин и женщин в ситуации жизненного кризиса

Целью исследования является изучение особенностей психологических проявлений мужчин и женщин в периоды жизненных кризисов в молодом возрасте, периоды ранней зрелости и поздней зрелости. В процессе работы исследуются параметры жизнестойкости, активнос...

Ценностно-смысловая сфера лиц, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями

В статье раскрывается гипотеза о том, что мужчины и женщины с сердечно-сосудистыми заболеваниями имеют различия особенностей ценностно-смысловой сферы личности, а именно смысложизненных ориентаций, заключающихся в осмысленности жизни и ценностных ори...

Связь ценностных ориентаций и статуса личностной идентичности в подростковом возрасте

Исследование направлено на изучение связи между ценностными ориентациями и статусом личностной идентичности у подростков. Актуальность исследовательской работы обусловлена сложностями формирования идентичности в современном социокультурном контексте....

Смысложизненные ориентации лиц юношеского возраста с разным локусом контроля

В юношеском возрасте формируются морально-нравственные и ценностные ориентиры, устойчивое отношение к жизни, а также убежденность в способности влиять на ее ход. Локус контроля рассматривается с точки зрения характеристики личности, отражающей степен...

Влияние психокоррекции на снижение уровня тревожности у подростков в условиях образовательного учреждения

Подростковый возраст охватывает период жизни с 13 до 16 лет. Данный возраст является переходным периодом, в котором происходит ряд физических изменений, связанных с половым созреванием и психологическим взрослением ребенка. Психологические особенност...

Взаимосвязь смысложизненных ориентаций и психологического возраста у сотрудников ФСИН

Статья посвящена исследованию взаимосвязи смысложизненных ориентаций и психологического возраста у сотрудников ФСИН. Выборку составили 50 человек в возрасте от 20 до 41 года (средний возраст 31 год), из них 33 мужчины и 17 женщин. Методом исследовани...

Отношение к возрасту подростков, занимающихся творческими видами деятельности

В статье представлены результаты эмпирического исследования, проведенного с тремя группами — подростков, занимающихся и не занимающихся творческой деятельностью (11–16 лет), и студентов (18–23 лет). Использована методика Б. Заззо «Золотой возраст». П...

Агрессия как признак переживания субъективного одиночества в юношеском возрасте

Агрессия в юношеском возрасте зачастую проявляется в качестве защитного механизма личности, так как личность испытывает тревогу. Возникновение этой тревоги может быть связано с противоречивым и конфликтным характером Я-концепции юноши. Возникновение ...

Особенности психологического благополучия детей младшего школьного возраста

Актуальность заключается в том, что психологическое благополучие детей определяет высокий статус дальнейшего личностного развития и функционирования, в то время как существует недостаток теоретических и эмпирических исследований по конкретным вопроса...

Задать вопрос