В статье представлены результаты эмпирического исследования, проведенного с тремя группами — подростков, занимающихся и не занимающихся творческой деятельностью (11–16 лет), и студентов (18–23 лет). Использована методика Б. Заззо «Золотой возраст». Показано, что подростки, занимающиеся творческой деятельностью, значимо чаще выбирают реальный возраст и ориентированы на удовлетворяющее их настоящее, чем их сверстники, не включенные в творческую деятельность. Данная категория подростков значимо реже, чем их сверстники и студенты, ориентирована на прошлое, редко предпочитая уже пройденные возрастные периоды.
Ключевые слова: подростковый возраст, творческая деятельность, возрастной период, ориентация на прошлое, настоящее и будущее.
Каждый возрастной период в онтогенезе характеризуется особой социальной ситуацией развития, ведущей деятельностью и новообразованиями, появляющимися как итог развития в конце периода (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин). Ребенок и подросток от каждого переживаемого ими возраста должны получить все, что этот возраст может им дать для полноценного развития, в связи с чем говорят о необходимости амплификации детского развития (А. В. Запорожец, В. П. Зинченко). Одним из многочисленных аспектов проблемы возрастного развития является субъективное отношение к своему возрасту и полному жизненному циклу развития человека. Предпочтение того или иного возрастного периода ребенком и подростком свидетельствует о ориентации на прошлое, настоящее или будущее, о специфике мотивационно-потребностной сферы и наличии или отсутствии психологических механизмов защиты личности.
Методический инструментарий, позволяющий установить специфику субъективного отношения к возрастным периодам, базируется на исследовании, проводившемся Бианкой Заззо. Ее беседа включала ряд вопросов, касающихся возраста, в котором хотел бы оказаться ребенок, причин его выбора и др. [5]. А. М. Прихожан была предложена портативная методика, названная «Золотой возраст». В настоящее время используются ее различные варианты [3; 4]. Показаны различия в предпочтениях возраста младших школьников и подростков из разных социальных слоев, на разных уровнях школьного обучения, при разных уровнях интеллектуального развития и обучении по программам разной степени сложности, у мальчиков и девочек [1; 3; 4].
Считается, что на любом возрастном этапе важно ценить свой реальный возраст, свое настоящее, «чтобы тем самым интегрировать прошлое и наилучшим образом подготовить себя для всего того нового, что ждет каждого человека в будущем» (Б. Заззо [5, с. 68]). В школьных возрастах значима удовлетворенность школьной жизнью, а принятие своего возраста как желательного возрастает по мере адаптации к новой социальной ситуации развития [1]. Желание подростков стать старше связано со стремлением к самостоятельности, независимости, а желание вернуться в детство — с тревогой по поводу самостоятельного выбора в рамках самоопределения [2].
В проведенном нами исследовании изучалось отношение к разным возрастным периодам у особой категории школьников — занимающихся творческой деятельностью.
Методика и организация исследования
Решались следующие задачи:
— определить предпочтения возрастов у подростков, занимающихся творческой деятельностью, в том числе у мальчиков и девочек,
— сравнить предпочтения возрастов подростков, занимающихся и не занимающихся творческой деятельностью, а также студентов вузов.
В исследовании приняли участие подростки в возрасте от 11 до 16 лет, обучающиеся в 6–8 классах, а также юноши–студенты университетов в возрасте от 18 до 23 лет. География проживания испытуемых представляет различные регионы страны, включая Москву и Московскую область, Санкт-Петербург.
Выборка: 49 подростков, средний возраст 13 лет, из них 23 школьника, занимающихся творческими видами деятельности (музыка, танцы), и 26 школьников, включенных только в учебную деятельность; 51 студент, средний возраст 21 год. Среди подростков 32 мальчика и 17 девочек, среди юношей — 11 юношей и 40 девушек.
Использовалась методика Б. Заззо «Золотой возраст».
При сравнении групп применялся критерий Пирсона χ 2
Результаты исследования
Как показали данные, полученные в ходе исследования, в группе школьников, занимающихся творческой деятельностью («творческие школьники»), существуют различия в предпочтениях возраста между мальчиками и девочками (рис. 1). Выявлены статистически значимые различия в оценке разных возрастов творческими школьниками и школьницами (χ 2 =10,003; p=0,009). Мальчики значимо чаще называют в качестве лучшего (желательного, «золотого») возраста школьный возраст, а девочки — молодость. Возможно, это связано с опережающим созреванием и личностным развитием девочек, быстрее, чем сверстники-мальчики, приобретающих ориентацию на будущее. Но возможно, что мальчики в большей мере удовлетворены своей жизнью в настоящем.
Рис. 1. Предпочтение возрастов мальчиками и девочками, занимающимися творческой деятельностью (%)
При сравнении группы «творческих школьников» со школьниками, не занимающимися творческой деятельностью (группа «школьники»), показаны различия в предпочтении возрастов у мальчиков (рис. 2) и отсутствие различий у девочек. Установлены статистически значимые различия в оценке разных возрастов мальчиками-подростками (χ 2 =7,522; p=0,039). В частности, «творческие школьники» значимо чаще называют в качестве лучшего возраста школьный возраст. У мальчиков, не включенных в значимые для них неучебные виды деятельности и, соответственно, не имеющих дополнительную референтную группу, объединенную общими интересами, наблюдается б о льшая поляризация предпочтений: четверть подростков ориентирована на прошлое (детство), четверть — на будущее (молодость). Статистически значимых различий между девочками, занимающимися и не занимающимися творческой деятельностью, не обнаружено (χ 2 =1,920; p=0,788).
Рис. 2. Предпочтение возрастов мальчиками, занимающимися и не занимающимися творческой деятельностью (%)
Сравнение трех групп — «творческие школьники», «школьники» и «студенты» (рис. 3) — позволило выявить статистически значимые различия (χ 2 =27,699; p=0,001).
Рис. 3. Предпочтение возрастов школьниками, занимающимися и не занимающимися творческой деятельностью, и студентами (%)
Школьники значимо чаще предпочитают школьный возраст, студенты — молодость. При этом около половины всех школьников и студентов ориентированы на настоящее, на свой реальный возраст. Стремление вернуться на предыдущие возрастные этапы, имеющее обычно защитный характер, в наименьшей степени присуще школьникам, занимающимся творческой деятельностью (13,6 %): их сверстники, ограниченные учебной деятельностью, и студенты чаще ориентированы на прошлое (28 % и 23,9 % соответственно).
Выводы
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
- Подростки, занимающиеся творческими видами деятельности, значимо чаще, чем подростки, не включенные в творческую деятельность, предпочитают свой реальный возраст, что считается показателем субъективного благополучия.
- Подростки, занимающиеся творческой деятельностью, значимо реже, чем их сверстники, не занимающиеся творческой деятельностью, и студенты, ориентируются на прошлое, выбирая пройденные возрастные этапы.
- Среди подростков, занимающихся творческой деятельностью, мальчики в большей степени удовлетворены настоящим, чем девочки, девочки в большей мере ориентированы на будущее.
Литература:
- Андреева А. Д. Отношение школьников 7–12 лет к своему возрасту как субъективный компонент социальной ситуации развития // Теоретическая и экспериментальная психология. 2019. Том 12. № 1. С. 6–14.
- Андреева А. Д. Детство в субъективных представлениях современных взрослых и подростков о жизненных циклах // Теоретическая и экспериментальная психология. 2020. Том 13. № 1. С. 42–51.
- Кулагина И. Ю., Шумакова Н. Б. Ориентация на будущее одаренных младших школьников: ближние и дальние цели // Психолого-педагогические исследования. 2021. Том13. № 1. C. 3–19.
- Толстых Н. Н. Динамика предпочтений возраста в отрочестве и юности // Хронотоп: культура и онтогенез. — Смоленск — Москва: Универсум, 2010. С. 174–181.
- Толстых Н. Н., Прихожан А. М. Психология подросткового возраста. — М.: Юрайт, 2024. 406 с.