Феномен созависимости в партнёрских отношениях у девушек юношеского возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №25 (524) июнь 2024 г.

Дата публикации: 21.06.2024

Статья просмотрена: 22 раза

Библиографическое описание:

Жукова, Е. А. Феномен созависимости в партнёрских отношениях у девушек юношеского возраста / Е. А. Жукова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 25 (524). — С. 381-386. — URL: https://moluch.ru/archive/524/115906/ (дата обращения: 17.07.2024).



Статья посвящена описанию причин появления феномена созависимости; выявлены сходства и различия идентичности девушек в зависимости от типа отношений: поставлены задачи профилактики созависимого поведения в партнёрских отношениях.

Ключевые слова : созависимые отношения, любовная аддикция, идентичность, образ-Я, семья, интимно-личностные отношения.

В современном мире в условиях эпидемиологической обстановки, а также политической нестабильности у людей возникает повышенная тревожность и напряжённость. Для того, чтобы справиться с данными состояниями и получить эмоциональную разрядку, люди впадают в различные формы аддикций: наркотическая, алкогольная, игровая, пищевая. Среди них также актуальной на сегодняшний день является зависимость от близкого человека, в частности, от партнёра, что обозначается термином «созависимость». Эпидемиологическая ситуация в стране способствует формированию созависимого поведения, как способа нормализации психоэмоционального состояния в условиях пандемии. Именно созависимость в партнёрских отношениях мы и будем рассматривать в данной работе.

В настоящее время многие молодые люди юношеского возраста впадают в созависимые отношения, но не строят зрелые любовные отношения. Это может быть связано с тем, что личность находится на стадии формирования и ей не достаёт определённых качеств, отсутствие которых она стремится компенсировать через своего партнёра. Такими составляющими личности выступают: отсутствие ответственности за собственную жизнь, низкая самооценка, отсутствие личных границ, сконцентрированность на значимом другом в ущерб своих желаний, целей, потребностей.

Актуальность нашего исследования обусловлена необходимостью изучить психологическую сущность феномена созависимости для построения эффективной консультативной работы с людьми, имеющими созависимость в партнёрских отношениях.

В современной психологии созависимые отношения являются одной из актуальных тем. Важность данной проблемы обусловлена тем, что, с одной стороны, подобное взаимодействие мешает полноценной жизни человека, лишая его возможности испытывать удовольствие и радость в любви, интимных отношениях, самореализовываться и самовыражаться; с другой — склонность к нему выступает фактором риска в развитии других форм зависимости .

Созависимость изучали многие авторы, мы можем отметить, что единого определения созависимости не существует, поэтому рассмотрим определения некоторых авторов:

В. Москаленко [4] определяет созависимость следующим образом: «Созависимый человек — этот тот, кто полностью поглощен тем, чтобы управлять поведением другого человека, и совершенно не заботится об удовлетворении своих собственных жизненно важных потребностей».

Созависимыми являются:

1) лица, находящиеся в браке или близких отношениях с больным химической зависимостью;

2) лица, имеющие одного или обоих родителей, больных химической зависимостью;

3) лица, выросшие в эмоционально-репрессивных семьях.

В данной работе нас интересует третья форма созависимости, при которой ни у одного из лиц нет химической зависимости, в связи с тем, что она является наименее изученной. По мнению В. Москаленко [4], лица, находящиеся в таких отношениях, выросли в эмоционально-репрессивных или дисфункциональных семьях.

Е. В. Емельянова [2] пишет о том, что, в широком смысле слова, созависимость — это эмоциональная зависимость одного человека от значимого для него другого.

По мнению Б. и Дж. Уайнхольд [6]:созависимость — это приобретенное дисфункциональное поведение, возникающее вследствие незавершенности решения одной или более задач развития личности в раннем детстве.

Т. П. Григорова [1] пишет, что в психологии любовная аддикция понимается как аддикция отношений с фиксацией на другом человеке, характеризующаяся повторяющимся и неконтролируемым романтическим проявлением заботы и внимания к партнеру. При этом поведение концентрируется вокруг объекта любви с отказом или серьезным ослаблением приверженности собственным интересам и ценностям, ведет к ухудшению выполнения социальных ролей, угрозе безопасности, а также юридическим последствиям.

Изучая современные исследования по теме созависимости, мы можем выделить следующую проблематику:

– Феномен созависимости носит устойчивый характер и трудно поддаётся коррекции.

– Личностная тревожность, депрессия, чувство вины и алекситимия будут тем больше, чем выше созависимость у женщины. Созависимые женщины в возрасте от 35 лет и старше более склонны к тяжелым формам созависимости, чем женщины молодого возраста. Данные особенности установили в своём исследовании Шаповалов В. В. и Голенищева Е. Л. [7].

Мы определяем созависимость как несформированность психологических новообразований, которые складываются и получают своё развитие на разных ступенях онтогенеза.

В данное время мало изучены механизмы и условия формирования созависимости в партнёрских отношениях; не описаны способы преодоления созависимости и выхода из неё, которые мы и попытались выявить в данном исследовании.

В связи с этим основной целью настоящего исследования являлось: определить общие закономерности и различия созависимого поведения в зависимости от типа взаимодействия партнёров (сожительство/отношения на расстоянии).

Мы предположили, что у девушек юношеского возраста, находящихся в созависимых отношениях, мы выявим диффузную идентичность, недифференцированный образ-Я.

Подопечными выступили две девушки в возрасте от 21 до 22 лет.

Испытуемая 1 (21г.) находится в отношениях около двух лет, в которых партнёры живут вместе. Испытуемая 2 (22г.) находится в отношениях с партнёром 1год 4 месяца, отношения поддерживаются на расстоянии.

Методическим инструментарием выступили: Шкала созависимости Уайнхольд, методика «Линия жизни» А. А. Кроника, проективная методика «Рисование пальцами». Мы исследовали особенности развития созависимой личности, рассмотрели линию жизни и дали оценку образа-Я испытуемых.

В ходе исследования мы обнаружили у всех подопечных нарушение высокую степень созависимых моделей.

Через методику «Рисование пальцами» мы выявили следующие особенности.

Испытуемые составили 3 рисунка:

  1. «Образ-Я»
  2. «Я-глазами других людей»
  3. «Я-идальное»

Испытуемая 1 (21г.) В ходе проведения диагностической методики были выявлены проблемы с установлением коммуникации, выражением агрессии. В плане отношений подопечная действует из эго-состояния ребенка [5], осуществляется подмена: хочу ребенка, чтобы самим им побыть, поиграться, проводить с кем-то время и не чувствовать себя одиноко. Отсутствует реалистичное понимание материнства. Присутствует нереалистичный мотив зачать ребенка: «чтобы муж был счастлив», отсутствует субъектная позиция в данном вопросе. Хочу ребенка, но при этом «игрушка у самой меня в руке» в рисунке «Я-идеальное», что подтверждает данные размышления. У подопечной есть проблемы с выражением агрессии, в основном она ее накапливает, не озвучивает другому о том, что ей не понравилось, а затем происходит разрядка, что выражается в состоянии как было озвучено подопечной во 2 рис. «Я-глазами других». — второй человечек. В отношениях склонна действовать из состояния внутреннего ребенка ребёнка — в основном, обиженного, истеричного, требующего внимания, иногда из позиции внутреннего родителя, который проявляется через упреки и нравоучения по отношению к партнеру.

Рисунок на тему «Образ-Я» (испытуемая 1)

Рис. 1. Рисунок на тему «Образ-Я» (испытуемая 1)

Рисунок на тему: «Я-глазами других людей» (испытуемая 1)

Рис. 2. Рисунок на тему: «Я-глазами других людей» (испытуемая 1)

Рисунок на тему: «Я-идеальное (испытуемая 1)

Рис. 3. Рисунок на тему: «Я-идеальное (испытуемая 1)

Анализируя образ-Я подопечной, мы можем сказать, что реальный образ-Я — диффузный, размытый, не имеет четких границ, Я — это то, что её окружает. В идеальном образе-Я уже присутствуют очертания человека, однако, он также нереалистичен, у идеального образа не должно быть проблем и жизненных задач, он счастлив безусловно, держит игрушку в руках и хочет играться. У него нет четких мечт и целей, он не знает чего хочет. Мы можем проследить диффузную идентичность у подопечной, отсутствие ориентировки в собственной личности, я — это вовсе не то, что меня окружает, «идеальное Я имеет любимое дело, но еще не знает какое», что говорит об отсутствии ориентировки у подопечной в будущем, в своих желаниях, потребностях.

В будущей работе стоит сделать акцент на установлении коммуникации с другими людьми, способах выражения агрессии, поведения в конфликтной ситуации. Предстоит работа с распознаванием собственных чувств и регуляцией эмоционального состояния. В перспективе: обретение субъектной позиции у подопечной, сформированной идентичности.

Испытуемая 2 (22г.) Подопечная имела трудности с тем, чтобы нарисовать Я-реальное. После того, как был окончен рисунок и дан рисунок на тему Я-глазами других людей, сказала о том, что не знает какая она реальная и первый рисунок нарисовала не так, как она себя чувствует, а глазами других людей и получается, что ей нужно нарисовать тоже самое. Отметила, что видит себя только через призму других людей. При предложении экспериментатора нарисовать всё же себя реальной была чуть заступоренна, около 4 минут не бралась за краски и думала. Так же указала на то, что у нее есть 2 образа: то, какой она хочет быть и то, какой её видят люди, а какая сама она — она не знает. Предположила, что Я-реальное осталась перед походом в школу, затем появились требования и она старается выполнять эти требования. При воспоминании образа с детства, тут же берется за краски.

Мы видим, что Я-реальное — это маленькая девочка, такая же, которая находится в отношениях с партнёром, о чем указывалось ранее («Эти отношения дают ощущения того, что я девочка…я под защитой).

Рисунок на тему «Образ-Я» (испытуемая 2)

Рис. 5. Рисунок на тему «Образ-Я» (испытуемая 2)

Рисунок на тему: «Я-глазами других людей» (испытуемая 2)

Рис. 6. Рисунок на тему: «Я-глазами других людей» (испытуемая 2)

Рисунок на тему: «Я-идеальное (испытуемая 2)

Рис. 7. Рисунок на тему: «Я-идеальное (испытуемая 2)

Такая же девочка, с желтой собачкой, как в подготовительной группе нарисована Я-идеальное, только подопечной трактуется как будто она уже взрослая 35-ти летняя женщина с уже живой собакой. Однако соотнося размеры нарисованной девушки и собаки, мы видим противоречие, что указывает также на детскую позицию, что проявляется через проекцию, однако не сразу принимается подопечной.

В первом рисунке Я-реальное мы видим, что используется красный цвет в одежде, однако в реальной жизни у подопечной нет похожих вещей и она не носит красный цвет. В её трактовке красный — это вызов, акцент и внимание. Мы можем предполагать о бессознательном мотиве подопечной: быть маленькой девочкой, которая хочет внимания.

В рисунках 1 и 2 (Я-реальное и Я-идеальное) мы прослеживаем отсутствие опоры — не нарисованы ноги. В я идеальном, уже рисуется юбка, однако самих ног и устойчивой поверхности мы не видим. Это может говорить об отсутствии внутренней опоры, самостоятельности, ощущении, что «я всё могу». Таким образом, мы можем говорить об отсутствии центрального новообразования 3-х лет — «Я — сам».

В Я-идеальном мы видим саму подопечную, ребенка, дом, однако не видим самого партнёра — он где-то там. Говорится самой подопечной, что там её муж, но не называется имя её молодого человека, возникают трудности в обозначении того, кто этот муж и через время даётся социально желаемый ответ — имя молодого человека, что сопровождается бурной эмоциональной реакцией в виде смеха.

На протяжении всех трех рисунков мы не видим рядом партнёра, он не упоминается, что есть где-то рядом. Это показывает нам иллюзорность отношений, а партнёр не воспринимается как реальный субъект.

Таким образом, в данном случае партнёр — это функция, с помощью которого подопечная закрывает свои потребности и достраивает идентичность (подопечная озвучивает, что знает о себе только то, что ей говорят другие люди, однако не имеет представления о том, кто она реальная. Это подтверждает наши размышления): она на время ощущает себя нужной, маленькой, защищенной, как бы отрабатывая психотравму детства с родителем, однако при анализе и столкновении с реальной картиной мира вновь ощущает себя одиноко, что сопровождается эмоциональной реакцией, ощущением ненужности, ощущением ненужности.

Таким образом, у обеих испытуемых мы видим в рисунках детские образы и отсутствие целостности и границ, отсутствие опоры под ногами либо, что говорит об инфантилизме, размытом и недифференцированном образе-Я, диффузную идентичность.

Таким образом, наша гипотеза о том, что у девушек юношеского возраста, находящихся в созависимых отношениях, мы выявим диффузную идентичность, недифференцированный образ-Я — подтвердилась.

Мы выявили, что созависимый человек имеет определенные эмоционально негативные переживания, от которых «бежит» посредством вступления в симбиотическую связь с человеком, которого наделяет сверхценностью, идеализирует его. Симбиотическая связь с матерью может иметь определенный характер, когда мать находит в собственном ребенке замену недоступному детскому Эго-состоянию. В этом случае нарушается процесс сепарации-индивидуации и нормального развития независимой, автономной личности.

Литература:

  1. Григорова Т. П. Деструктивная привязанность к партнеру во взрослом возрасте и совладание с ее проявлениями: дис. … канд. психол. наук: 19.00.13. Москва, 2015. 166 с.
  2. Емельянова, Е. В. Кризис в созависимых отношениях. Принципы и алгоритмы консультирования / Е. В. Емельянова. — СПб.: Речь, 2014. — 320 с.
  3. Егоров, А. Ю. Нехимические (поведенческие) аддикции / А. Ю. Егоров. —. Санкт-Петербург:, 2007. — 190 c.
  4. Москаленко В. Д. Зависимость: семейная болезнь. 2-е изд., перераб.и доп./ В. Д. Москаленко — М.: ПЕРСЭ,2004. — 336 с.
  5. Стюарт, Я. Современный транзактный анализ / Я. Стюарт, В. Джойнс. — Санкт-Петербург: СПб, 1996. — 330 c.
  6. Уайнхолд Б., Уайнхолд Дж. Освобождение от созависимости / Перевод с английского А. Г. Чеславской — М.: Независимая. фирма “Класс”, 2002. — 224 с. — (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 103).
  7. Шаповалов, В. В. Особенности эмоциональной сферы у созависимых женщин / В. В. Шаповалов, Е. Л. Голенищева.// Norwegian Journal of Development of the International Science. — 2021. С. 57–59.
Основные термины (генерируются автоматически): отношение, подопечная, рисунок, диффузная идентичность, химическая зависимость, юношеский возраст, красный цвет, маленькая девочка, молодой человек, симбиотическая связь.


Ключевые слова

семья, идентичность, созависимые отношения, любовная аддикция, образ-Я, интимно-личностные отношения

Похожие статьи

Задать вопрос