В статье представлены результаты исследования морально-нравственных установок в семьях различных конфессий (православных и мусульман). Установлено, что для православных характерно придание наивысшего смысла любви как ценности, а также наименьшего смысла общественному признанию и развлечениям. Ценностно-смысловая сфера мусульманок характеризуется признанием как наивысшей ценности счастливой семейной жизни.
Ключевые слова: ценности, морально-нравственные установки, православные, мусульмане .
Современное поликультурное и поликонфессиональное общество является сферой развития и формирования личности не только в детском, но и в зрелом возрасте. При этом отмечаются самые разные проблемы. Сложности и напряжённость сопутствуют межкультурным контактам даже при самых благоприятных условиях [1]. Вследствие более частых, чем раньше, межкультурных контактов люди сталкиваются с рядом разнообразных психологических проблем. Это проблемы психологической адаптации к иной культурной среде; проблемы неприятия иной культурной среды. В описанный круг проблем входит и проблема ценностно-смысловой сферы личности, принадлежащей к разным религиозным конфессиям. При этом, очевидно, что морально-нравственные ценности закладываются в прочесе семейного воспитания. В этой связи проблема формирования морально-нравственных ценностей в семьях различных конфессий является актуальной современной проблемой [4].
Настоящее исследование затрагивает проблемы различий ценностно-смысловой сферы личностей, принадлежащих в разным религиозным конфессиям, различий воспитательных установок. Актуальность данной проблемы продиктована также и тем, что в современном обществе резко возросли темпы социальных изменений, связанных с мобильностью населения, потоками миграций, смешением культур. Сегодня в Самарской области официально признаны восемь действующих религиозных объединений (Православие. Католицизм, Ислам, Иудаизм и др.) [2]. Помимо этого, представлены другие религии и религиозные течения (официально не зарегистрированные) [3].
Цель исследования — выявить особенности морально-нравственных установок в семьях различных конфессий.
Объект исследования — морально-нравственная сфера личности.
Предмет исследования — особенности проявления морально-нравственных установок в семьях различных конфессий.
Гипотеза исследования. В мусульманских и православных семьях будут отмечаться различия в структуре морально-нравственных ценностей родителей.
Выборка включила в себя 60 человек (матерей), из которых 30 исповедуют православие, 30 — ислам.
Очевидно, что выделение тех или иных ценностей в смысловой структуре личности ведет к преобладанию этих ценностей в воспитательной модели. В этой связи изучаемые ценностные ориентации матерей разных конфессий легли в основу представлений о морально-нравственных ценностях, формируемых у детей в православных и мусульманских семьях.
В таблице 1 представлены средние значения терминальных ценностей православных матерей. Наглядно значения терминальных ценностей представлены на рисунке 1.
Таблица 1
Средние значения ценностей-смыслов православных матерей
Место |
Ценности |
Средние ранги |
1 |
Л — любовь |
3,5 |
2 |
З — здоровье |
4,5 |
3 |
ПЖ — продуктивная жизнь |
4,7 |
4 |
СД — счастье других |
5,5 |
5 |
ЖМ — жизненная мудрость |
5,9 |
6 |
ССЖ — счастливая семейная жизнь |
7,2 |
7 |
П — познание |
8,3 |
8 |
НД — надежные друзья |
8,5 |
9 |
Т — творчество |
8,7 |
10 |
С — свобода |
9,0 |
11 |
ИР — интересная работа |
9,5 |
12 |
РЗ — развитие |
9,7 |
13 |
МОЖ — материально обеспеченная жизнь |
10,7 |
14 |
УС — уверенность в себе |
11,8 |
15 |
АДЖ — активная деятельная жизнь |
12,8 |
16 |
ОП — общественное признание |
14,0 |
17 |
КПиИ — красота природы и искусства |
14,5 |
18 |
Р — развлечения |
14,9 |
Как видно из таблицы 1, наиболее значительной ценностью для православных матерей является ценность «любовь» (эта ценность имеет наивысший средний ранг). Также высокие ранги отмечены у таких ценностей, как «здоровье», «продуктивная жизнь», «счастье других», «жизненная мудрость».
Наименее значительной терминальной ценностью по выборке в целом является ценность «развлечения». Также малозначительными ценностями, согласно исследованию, по выборке являются: «красота природы и искусства», общественное признание.
Таким образом, в воспитательной модели православной семьи (в целом по выборке) отмечается следующая градация ценностей: любовь — как высшая ценность (что отвечает основной заповеди христианства в целом и православия в частности — «возлюби ближнего своего»); здоровье как ценность (что не совсем вписывается в православные каноны, так как состояние телесное «временно и преходяще» и не имеет главенствующего значения); далее ценностями представляются продуктивная жизнь, жизненная мудрость и счастье других. Данные ценности взаимосвязаны: значение продуктивной жизни раскрывается как жизнь для других, достижение ими счастья (что связано с высшей ценностью — любовью) и достижение через это жизненной мудрости.
Далее изучены ценности-смыслы респонденток-мусульманок (таблица 2).
Таблица 2
Средние значения ценностей-смыслов респонденток-мусульманок
Место |
Ценности |
Средние ранги |
1 |
ССЖ — счастливая семейная жизнь |
2,3 |
2 |
З — здоровье |
4,6 |
3 |
Л — любовь |
5,3 |
4 |
С — свобода |
5,9 |
5 |
ЖМ — жизненная мудрость |
6,0 |
6 |
МОЖ — материально обеспеченная жизнь |
8,0 |
7 |
НД — надежные друзья |
8,7 |
8 |
СД — счастье других |
8,7 |
9 |
УС — уверенность в себе |
9,5 |
10 |
АДЖ — активная деятельная жизнь |
9,8 |
11 |
ПЖ — продуктивная жизнь |
9,9 |
12 |
РЗ — развитие |
10,4 |
13 |
ОП — общественное признание |
10,8 |
14 |
ИР — интересная работа |
11,4 |
15 |
П — познание |
11,7 |
16 |
Р — развлечения |
13,0 |
17 |
КПиИ — красота природы и искусства |
13,6 |
18 |
Т — творчество |
14,4 |
Как видно из таблицы 2, наиболее высокую значимость как смысл жизни для мусульман имеет ценность «счастливой семейной жизни». Это объясняется тем, что в исламе семья, семейные традиции занимают главное место. Также как значимые ценности для мусульман выделены ценность «здоровья», «любви», «свободы» и «жизненной мудрости».
В структуру высших ценностей мусульман, также, как и представителей православия входят «любовь», «жизненная мудрость», «счастливая семейная жизнь». Однако существенное отличие состоит в том, что для мусульман «счастливая семейная жизнь» — наиболее значимая ценность (об этом можно судить и по очень высокому среднему показателю — 2,3; у православных 7,2). Вместе с тем, у мусульман в структуре значимых ценностей смыслов появляется ценность «свободы», не выделяемая как значимая православными.
Наименее значимые ценности у матерей, исповедующих ислам — «развлечения», «красота природы и искусства» и «творчество». При этом «развлечения» и «красота природы и искусства» оцениваются как малозначимые ценности и представителями христианства, однако «творчество» малозначимо только для мусульман.
Рассмотрим выраженность тех или иных морально-нравственных ценностей у представителей разных религиозных групп.
Любовь (Л) — ценность, имеющая наиболее высокие ранги у представителей православия, ислама (1–3 ранги). Любовь как высшая духовная ценность рассматривается представителями православия, ислама, так как христианство и ислам проповедуют любовь к ближнему (в христианстве «Бог есть любовь»).
Счастливая семейная жизнь (ССЖ) — данная ценность оценивается как высокозначимая мусульманами (1 ранг). Православные расценивают счастливую семейную жизнь как среднезначимую ценность (6 ранг). Для мусульман в силу выраженных семейных традиций данная ценность самая значимая; однако, представители православия также высоко оценивают значимость семьи, семейной жизни. Для православных — семья — естественная форма жизни и счастье в семье (понимаемое как гармония отношений) — является ценностью, однако меньшей чем такие ценности, как любовь, здоровье, счастье других.
Здоровье (З) — данная ценность имеет высокую значимость для православных и мусульман (2 ранг). Здоровье (физическое и духовное) важная ценность для верующих, так как здоровье тела и здоровье духа связаны.
Таким образом, ценностно-смысловая сфера женщин из православных семей характеризуется выраженностью любви как высшей ценности, а также счастья других, продуктивной жизни, жизненной мудрости и здоровья. При этом для православных характерно придание наивысшего смысла любви как ценности, а также наименьшего смысла общественному признанию и развлечениям. Ценностно-смысловая сфера мусульманок характеризуется признанием как наивысшей ценности счастливой семейной жизни (что объяснимо значением семьи, семейных традиций в исламе), также как значимые ценности для мусульман выделены ценность здоровья, любви, свободы и жизненной мудрости. Для мусульманок, согласно данной выборке, малозначимой ценностью является творчество (ввиду иных ценностных приоритетов).
Литература:
- Захаров И. В. Направленность личности человека. Философский, нравственный и психологический аспекты. — М.: Айрис-Пресс, 2013. — 193 с.
- Зенько Ю. М. Психология религии. — М.: Либроком, 2015. — 230 с
- Иванова Н. Л. Идентичность и толерантность: соотношение конфессиональных и морально-нравственных стереотипов. // Вопросы психологии. — 2014. — № 6. — С. 54.
- Каган М. С. Философская теория ценности. — СПб.: Петрополис, 2012. — 311 с.