Особенности ценностных ориентаций подростков из неполных семей
Авторы: Стеблева Мария Юрьевна, Федоров Александр Федорович
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
Статья просмотрена: 1630 раз
Библиографическое описание:
Стеблева, М. Ю. Особенности ценностных ориентаций подростков из неполных семей / М. Ю. Стеблева, А. Ф. Федоров. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2013. — С. 28-30. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/66/3285/ (дата обращения: 16.12.2024).
Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Система ценностных ориентации характеризует внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывает на направленность ее поведения. Вопрос о ценностях личности, а в частности ребенка, постоянно затрагивается в средствах массовой информации.
Общество пытается передать ребенку систему ценностей актуальную для нее. Но иногда одно из звеньев цепи выпадает, например, когда ребенок воспитывается в неполной семье. Вследствие чего воспитательная функция семьи ослабевает ровно на половину, потому что один воспитатель, т. е. родитель, отсутствует, и как бы второй родитель не старался восполнить этот пробел, у него в полной мере это не получиться. Ведь именно отец и мать, проявляя внимание, заботу, ласку, а так же в процессе повседневного общения вкладывают в ребенка те нормы и ценности, существующие в этом обществе. Но именно, семья воздействует на развитие личности детей не просто самим фактом, что есть семья, а благоприятным морально-психологическим климатом, здоровым отношением между членами.
Большой вклад в изучение ценностных ориентаций внесли: И. С. Артюхова, Е. К. Киприянова, Н. А. Кирилова, И. С. Кон, В. М. Кузнецов, А. В. Мудрик, А. С. Шаров и другие. Так, рассматривая ценностные ориентации, отечественный психолог Д. А.. Леонтьев отмечал: «ЦЕННОСТЬ — понятие, используемое в философии и социологии для обозначения объектов и явлений, выступающих как значимые в жизнедеятельности общества, социальных групп и отдельных индивидов. В различных подходах ценности рассматриваются как атрибут материального или идеального предмета или как сам предмет (предмет обладает ценностью или является ценностью); как любой значимый предмет или предмет особого рода; как социально-стереотипное или индивидуально-специфическое образование». [1, с.153].
«Ценностные ориентации — детерминированное устремления, желания потребности человека, выступающие для него в качестве важнейших личностных ценности и целей жизнедеятельности. Существует определенная взаимосвязь между системой фундаментальных ценностей, потребностей и деятельности личности. Культура не только интегрирует человека в социальную систему, но и прививает ему определенные потребности, интересы, ценностные ориентации. Если же социализация личности не происходит, то человек становиться носителем отклоняющегося (девиантного) поведения» [2, с.422].
В нашем исследовании под ценностными ориентациями понимается направленность субъекта (личности, группы, сообщества) на цели, понимаемые им позитивно значимыми (благими, правильными, высокими и т. п.) в соответствии с принятыми в обществе моделями поведения и имеющимся жизненным опытом и индивидуальными предпочтениями. Такая направленность представляет собой комплекс устойчивых мотивов, лежащих в основе ориентации субъекта в социальной среде и его оценок ситуаций. Она осознается в разной степени, выражается в моделях поведения, вере, знаниях и имеет форму стереотипа, суждения, проекта (программы), идеала, мировоззрения. При этом из направленности на признаваемые позитивными жизненные цели не следует автоматически активных действий субъекта по их достижению в реальной действительности.
Все чаще мы можем замечать падение нравственных ценностей, а ведь именно в юношестве закладывается тот пласт жизненных ориентиров которым в дальнейшем будет руководствоваться человек.
Нами была выдвинута гипотеза о том, что у подростков из неполных семей сформирована иная система ценностей из-за отсутствия второго родителя.
Базовыми считаются ценности, составляющие основание ценностного сознания человека и подспудно влияющие на его поступки в различных областях жизни.
Рис. 1 Ценностные ориентации подростков
Нами было проведено исследование в ГКУСО ВО «Владимирский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» в возрасте от 12 до 16 лет. Было опрошено 30 человек. Выборку составили 51 % юношей и 49 % девушек. Использовались методы: беседа, опрос наблюдение и методики «Сколько голов, столько умов» (Фридман); Ценностные ориентации школьников (М. Лукьянова. Контрольной группой были 30 подростков из полных семей.
Согласно методике Фридмана «Сколько голов, столько умов», которая состоит из 38 пословиц, благодаря которым определяется уровень ценностных ориентаций классе, или как в нашем случае коллектива детей реабилитационного центра, детям предлагалось согласиться или отвергнуть утверждения (пословицы).
Исходя из результатов исследования можно сделать вывод, что детям не столько ценна материальная сторона жизни сколько духовная потому, что с утверждениями «Бедность не порок», «Не в деньгах счастье» согласилось 42 % опрошенных. Также можно утверждать, что дети ориентированы на ценности социального взаимодействия, т. к. с фразами «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Старый друг лучше новых двух» согласилось 70 % опрошенных. Стремление к индивидуальной самореализации подтверждается пословицей «Не место красит человека, а человек место»- так ответили 86 % респондентов. Исполнительность (дисциплинированность) характеризуют пословицы «Дело не волк, в лес не убежит», «Работа дураков любит». С первым высказыванием не согласилось 73 %, а второе отвергли 63 % ребят. Для 66 % актуальным стал вопрос семейных ценностей и взаимоотношений, эти ребята согласились с выражением «Яблоня от яблони недалеко падает», «Худой мир лучше доброй ссоры». Отмечается такое качество как смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов на примере пословице «Риск благородное дело».
В свою очередь также были замечены немногочисленные проявления негативных характеристик, таких как непричастность это проявилось на примере «Моя хата с краю, ничего не знаю», «Две собаки дерутся, третья не приставай». С этими выражениями согласились 26 % учащихся. Проявления приспособленчества «Рыба ищет где глубже, а человек где лучше» проявилось у 53 % учащихся.
Также выводы делались исходя из бесед и наблюдения за ребятами во время проведения итогового мероприятия направленного на формирование положительных ценностей. Был проведен не большой опрос, по результатам которого в группу предпочитаемых ценностей вошли следующие показатели: общение с друзьями (87,3 %), семья (69,7 %), здоровье (65,8), деньги и материальные блага (64,9 %) и любовь (42,4 %). Уровень ниже среднего (разделяют от 20 до 40 % респондентов) образовали такие ценности, как независимость, свобода, работа по душе, самореализация. Низший статус (менее 20 %) получили такие ценности, как: личная безопасность, престиж, слава, общение с природой.
Таким образом, старшеклассники ориентированы на ценности социального взаимодействия, социальной успешности, стремятся к самореализации («развитие», «познание», «продуктивная жизнь», «творчество»).
В целом результаты проведенного исследования дают возможность сделать вывод, что основные ценности современной молодежи не отличаются от традиционных ценностей российского общества. Можно сказать, что в структуре ценностных ориентаций молодежи наблюдается неустойчивое равновесие между традиционными ценностями и новой прагматичной «моралью успеха», стремление к сочетанию ценностей, обеспечивающих успешность деятельности, и сохранению традиционно ценных отношений к человеку, семье, коллективу.
Литература:
Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентации. — М.: «СМЫСЛ», 1992. — 17 с.
Словарь-справочник по педагогике/ по общ. Ред. П. И. Пидкасистого. –М.: ТЦ Сфера, 2004.- С.422