В статье рассматривается влияние окружающих факторов (в том числе брак) на формирование систем ценностей современных девушек, в частности восприятие ими института семьи, а также личностной реализации.
Ключевые слова: семья, брак, девушки, ценности, реализация.
В современных реалиях исследование ценностей, связанных с семьей, родительством и браком, наиболее высоко. И общество, и государство проявляют активное влияние к вопросам стабильности института семьи в целом, а также стабильности семейных отношений и воспитания детей, в частности. Поскольку в современном мире традиционные представления о семье и браке подвергаются активному переосмыслению и преобразованию, нам важно понять, как семейный статус влияет на формирование личностных ценностей современных девушек.
Формирование личностных ценностей у девушек в зависимости от их семейного положения является сложным и многогранным процессом, на который оказывают влияние рад факторов, среди которых — социокультурные, психологические, экономические и технологические и т. д. Именно понимание этих аспектов позволит глубже осознать динамику социального поведения девушек в современном мире. А также это поможет в дальнейшем при разработке программ поддержки и оказания психологической помощи, ориентированных на удовлетворение потребностей молодежи в условиях быстро меняющегося общества.
К социокультурным факторам мы можем отнести такие феномены и процессы как феминизм, глобализация и т. д. Феминистские движения, например, способствовали переосмыслению роли женщины в обществе, что привело к увеличению числа женщин, стремящихся к карьерному успеху и личной независимости. Это, в свою очередь, влияет на их взгляды на любовь и дружбу, которые становятся более прагматичными и ориентированными на равноправные и взаимовыгодные отношения со своим партнером. Что касается психологических аспектов, то здесь ключевую роль играет теория привязанности, разработанная Джоном Боулби. Где подчеркивается влияние стиля привязанности, формируемого в детстве, на отношения в будущем. Так, девушки с безопасным стилем привязанности, как правило, более открыты к формированию близких отношений, тогда как те, кто вырос в неблагополучной семье, могут испытывать трудности в доверии и установлении отношений. Это может объяснять, почему замужние девушки, имеющие положительный опыт в детстве, более ориентированы на традиционные семейные ценности.
В рамках нашего исследования была выдвинута гипотеза, согласно которой замужние девушки более склонны к традиционным ценностям (подержание отношений, рождение и воспитание детей), по сравнению с незамужними девушками, которые, в свою очередь, в равной степени ценят как карьерную реализацию, так и построение гармоничных отношений с партнером и создание семьи в дальнейшем. Для того, чтобы проверить выдвинутое нами ранее предположение, мы провели анкетирование среди девушек возрастом от 18 до 35 лет и разного семейного статуса (в браке и нет), а также качественные интервью, которые позволили нам глубже понять индивидуальные истории респондентов.
Предварительные результаты исследования показали, что замужние девушки действительно ориентированы на традиционные ценности, связанные с семьей и материнством. В то время как девушки, не состоящие в браке, акцентируют внимание на самореализации и построении карьеры. Эти различия подчеркивают влияние социокультурных факторов и общественных ожиданий на формирование системы ценностей личностей.
Если опираться на исследования Алексея Николаевича Леонтьева, то можно отметить, что процесс формирования личности включает в себя иерархическую структуру смыслов, где на вершине находится главный жизненный мотив. В контексте нашего исследования этот подход позволяет понять, как замужние и незамужние девушки выстраивают свои ценности и жизненные цели в том числе.
Добрачный период играет ключевую роль в формировании представлений о будущем партнере и навыков взаимодействия. Нередко ожидания девушек о будущем партнере оказываются довольно нереалистичными, и именно в этот период происходит их опровержение или же, наоборот, подтверждение, что и влияет на дальнейшие семейные отношения девушек.
В эмпирической части исследования были использованы методики, направленные на изучение ценностей девушек:
– «Смысложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева,
– «Ценностный опросник» Ш.Шварца.
Для незамужних девушек характерно отсутствие четкой ориентации на будущее и низкая удовлетворенность жизнью. Это говорит о том, что они больше ориентированы на текущие моменты и свободу выбора.
Также незамужние девушки ставят на первое место самореализацию, осуществимую через совместную деятельность, а уже семейные ценности при этом отходят на второй план. Однако тем не менее, ценности, способствующие развитию семейных компонентов, такие как, например, универсализм и безопасность, все же занимают довольно значимые позиции в структуре ценностей.
Исследование показало, что для девушек, не состоящих в браке, важнее строить успешную карьеру и поддерживать гармоничные отношения с партнером перед официальным оформлением отношений — заключением брака. В то же время замужние девушки придерживаются традиционных ценностей, придавая первостепенное значение официальному закреплению отношений через брак и семейной реализации.
Таким образом, можно сделать вывод, что ценности современных девушек меняются с течением времени. Однако семья и родительство остаются значимыми аспектами их жизни. Это исследование способствует более глубокому пониманию потребностей и мотиваций различных групп, а также может быть полезным для разработки программ психологической поддержки молодежи в их стремлении к гармонии в личной жизни и карьере. Исследование выявило множество интересных и значимых результатов. В условиях современного общества, где традиционные представления о семье и роли женщины претерпевают изменения, становится особенно важным понимать, как различные факторы формируют ценности и приоритеты девушек.
Литература:
- Леонтьев Д. А. Психология смысла [текст]. — М.: Смысл, 2003г. — 488 с.
- Мухина B. C. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студентов высших учебных заведений / В. С. Мухина. — 10-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр, 2006. — 608 с.
- Чудновский В. Э. Проблема становления смысложизненных ориентаций личности, 2004 г.
- Шварц Ш. Культурные ценностные ориентации, 2008. — 78 с.